Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
освещаются преимущественно вопросы оснащения поточ ных линий и опыт массового и крупносерийного произ водства, причем описываются в основном автоматические поточные линии.
Таким образом, опыт американской промышленности в организации неавтоматического поточного производства следует рассматривать лишь в той части, в которой осве щается практика планировки линий, выбора и проекти рования технологического оборудования, оснастки, тран спортных, средств контрольно-испытательной аппаратуры для них, а также практики применения передовых техно логических процессов и эксплуатации автоматических поточных линий.
Франк Вуллард, американский специалист по поточ ному производству, утверждает, что со времени окончания второй мировой войны и с переходом на производство главным образом продукции мирного времени, США сде лали значительный вклад в поточное производство в виде машин с автоматическим циклом и автоматическим пере движением изделий по операциям [76]. Далее он отме чает, что передовые фирмы находят в технике поточного производства много полезных уроков, которые могут быть применены при малых объемах выпуска продукции, которая должна быть специализированной. Здесь Вуллард имеет в виду возможность довольно широкого примене ния поточных методов работы на предприятиях с серий ным и мелкосерийным типом производства.
Этой же позиции придерживается английский ученый Д. Бурбридж, который также утверждает, что отличи тельной и характерной чертой современной организации производства является возможность применения поточных методов не только в условиях массового производства, но и примерно в 85% всех предприятий с серийным и мелкосерийным типом производства [105]. К сожалению, он не указывает, какие виды линий могут быть применены при различных типах производства и какова их экономи ческая эффективность.
Как известно, большую часть общей деятельности про изводственного цикла в условиях серийного и мелкосе рийного производства составляют потери на внутрицехо вые и межцеховые транспортировки и пролеживание де талей. Основнрй путь снижения этих потерь, по мнению зарубежных авторов, — это максимальное применение
23
принципов поточного производства. Групповые методы обработки являются тем «мостом», с помощью которого в обрабатывающих цехах в этих условиях удается при менить некоторые принципы и методы массового произ водства. Многие фирмы и заводы за границей с успехом применяют групповые методы, например, фирма «Gones
and Lanison» в Англии [105], |
заводы «VEB |
Funkucrk» |
и «VEB Metallverarbeiting» в |
ГДР [108], |
английская |
фирма «Е. G. Brisch of Partness», французская фирма
«Forges and Ateliers de Constructuns, Electriqms de jeumont» [106] и др.
Фирма «General Electric Co of Amerika» (США) раз работала и внедрила в производство ленточный групповой метод сборки кремниевых транзисторов [48]. Этот метод позволяет увеличить производительность труда по сбороч ным операциям в три раза и значительно снизить стоимость такого прибора. Разработанная технология устраняет межоперационное транспортирование даталей по одной штуке, характерное для полупроводниковых приборов, и позволяет использовать одно и то же оборудование для сборки приборов различных типов. На имеющемся оборудовании сравнительно простой конструкции по аналогичной технологии изготовляются транзисторы более 50 типов. Этот метод открывает широкую возмож ность дальнейшей автоматизации различных сборочных операций в приборостроении. Благодаря использованию этого метода решается множество проблем межоперацион ного транспортирования и ориентирования собираемых деталей.
В зарубежной литературе описываются случаи, когда поточные линии не дают должного экономического эф фекта [103]. Основными причинами этого являются: недостаточный уровень синхронизации операций, исполь зование универсального оборудования там, где имеется необходимость и возможность внедрения полуавтомати ческого и автоматического оборудования (в частности, агрегатных станков). Действительно, для оснащения по точных линий нередко требуется специальное оборудо вание, но это вовсе не означает, что есть необходимость в конструировании специальных станков. В связи с этим интересно мнение .американского специалиста Матера, который считает, что лучше использовать, как правило, универсальное оборудование, модернизируя его и снабжая
24
соответствующей оснасткой, для выполнения специальных работ. По мнению Матера, специальное оснащение поточ ной линии следует проектировать только в тех случаях, когда конструкция выпускаемых изделий твердо устано вилась [107]. Таким образом, конструктивная устойчи вость изготовляемой продукции, по его утверждению, является основным условием, определяющим необходи мость проектирования специального оснащения для по точных линий.
Как известно, транспортные средства играют большую роль при работе поточными методами. Поэтому неуди вительно, что вопросам механизации транспортных опе раций как у нас, так и за границей уделяется серьезное внимание. Это подтверждается структурой выпускаемой продукции предприятиями США, изготовляющих подъ емно-транспортное оборудование, где конвейерное осна щение составляет свыше 20% их общего объема продукции.
Конвейеры устанавливаются не только на сборочно монтажных поточных линиях, но и на линиях механи ческой обработки. Так, например, в механическом цехе одного из заводов . ГДР поточная линия по обработке рычагов и рукояток оснащена транспортером непрерыв ного действия, который одновременно служит буферным накопителем [62]. Заметим, что транспортные системы подобного типа имеются и в СССР, о которых еще раньше упоминалось в советской специальной литературе [57 ].
В США на заводе «Northrop |
Norair» сборка отдельных |
||
частей самолетов выполняется |
на |
подвесном |
конвей |
ере [88]. Идентичные транспортные |
устройства |
известны |
и в СССР: на ленинградском заводе «Красная Заря» еще в 1961 г. были спроектированы и внедрены три много предметные поточные линии сборки и монтажа стативов АТС, оснащенные подвесными конвейерами.
Организация поточного производства радиоэлектрон ной аппаратуры широко развита на предприятиях Японии, которая по выпуску радиоприемников и телевизоров занимает одно из первых мест в мире, а по выпуску тран зисторных приемников 1-е место в мире.
Успешное развитие поточного производства в радио электронной промышленности Японии объясняется сле дующим: 1) использованием новейших достижений амери канской и мировой техники; 2) узкой специализацией фирм, обеспечивающих узлами и деталями сборочные
25
заводы, и специализацией заводов внутри комплексной фирмы, создающей благоприятные условия для достиже ний высокого качества продукции и минимальной себе стоимости выпускаемых деталей и узлов, 3) четкой организацией производства, синхронностью работ отдель ных производств, участков, хорошей организацией склад ского хозяйства и системой бесперебойного снабжения; 4) широким использованием конвейеров для самых раз личных работ: сборки, монтажа, настройки, изготовления узлов, прогонов, упаковки, внутрицеховой и межцеховой транспортировки.
Темпы роста радиоэлектронной промышленности США значительно превосходят темпы развития всей обрабаты вающей промышленности. Применявшаяся до последнего
времени технология |
производства |
радиоэлектронной |
аппаратуры сводилась |
в основном к |
автоматическому |
и полуавтоматическому |
изготовлению |
радиодеталей и |
к поточной сборке аппаратуры из готовых узлов и радиодеталей. Такая технология не отвечает современным требованиям. Американские промышленники полагают, что единственным решением задачи удовлетворения спроса на электронную аппаратуру может быть только механи зация производства за счет применения печатных схем и их автоматического изготовления. Помимо удовлетво рения спроса на радиоаппаратуру, это позволяет значи тельно повысить ее надежность. Первая попытка механи зации производства радиоаппаратуры путем применения печатных схем была предпринята в Англии в 1943 г. [9].
В США |
полуавтоматическая сборка была применена |
|
в 1945 г. при изготовлении радиовзрывателей для |
артил |
|
лерийских |
и зенитных^ снарядов. Автоматизация |
произ |
водственных процессов в машино-, приборостроении и радиоэлектронной промышленности США, ФРГ и Англии получила за последние годы широкое распространение и в настоящее .время является основным направлением
ееразвития.
Появление и развитие поточного производства в маши-
строении в свое время было вызвано стремлением сокра тить трудоемкость и производственный цикл от исходного материала до готового изделия. Автоматизированное по точное производство обеспечивает более значительное снижение трудоемкости производства по сравнению с неавтоматическими поточными линиями. Основная задача
26
внедрения автоматизированных и автоматических поточ ных линий сводится к организации поточного произ водства с заменой труда рабочих-операторов механизмами. Автоматизация •— это средство улучшения не только технических, но и экономических показателей. Это выска зывается многими зарубежными специалистами. Так, западногерманский инженер Бюкен, . посетивший США с целью изучения опыта автоматизации в машиностроении,
в своем докладе |
по этому вопросу на 8-м совещании |
в г. Аахене сказал: |
«. . . в США не автоматизируют любой |
ценой, там, где целесообразнее применение рабочих рук, их сохраняют и в условиях автоматизации» [85]. Таким образом, тенденции «сплошной» автоматизации не суще ствует. Автоматизацию в капиталистической промышлен ности применяют обычно в том случае, когда она обеспе чивает очевидную и достаточно большую рентабельность.
Несмотря на сравнительно заметные достижения в об щей автоматизации производства за рубежом, автомати зация сборочных работ значительно отстает от автомати зации других видов технологических процессов, тем не менее и в этой области за последние годы достигнуты определенные успехи. В европейских странах, Канаде, Австралии и др. число внедренных автоматических линий значительно ниже, чем в США. За последние годы на блюдается рост количества внедряемых сборочных авто матических поточных линий в промышленности Франции, Англии, ФРГ, ЧССР и ГДР.
Таким образом, на основании литературы, освещающей опыт организации поточных линий за рубежом, можно сделать вывод, что основной тенденцией развития потока в настоящее время там является создание автоматических линий. В машино- и. приборостроении СССР с мелко серийным и серийным производствами только в течение последних 15-—18 лет стали внедряться многопредметные поточные линии. Между тем еще совсем-недавно считалось, что организация поточных линий возможна только в усло виях массового и крупносерийного производства, где функционируют однопредметные линии по выпуску конеч ной продукции, например, в основном производстве радиоприемников, телевизоров и составляющих их компо нентов—узлов и блоков.
Дальнейшее расширение сферы применения поточного производства, если иметь в виду совершенно недостаточ
27
ный охват поточными методами (см. гл. III), таит в себе большие резервы в повышении производительности труда в промышленности. Поэтому необходимо более подробно проанализировать существующее состояние поточного производства на примере приборостроения.
Приборостроение имеет некоторые особенности, кото рые в значительной мере ограничивают распространение
всех видов потока. |
К |
этим |
важнейшим |
особенностям |
|||||||
Т а б л и ц а 2 |
относятся: |
большая |
и |
||||||||
в |
то |
же |
|
время |
мало |
||||||
Распределение поточных линий |
стабильная |
номенкла |
|||||||||
по видам работ |
|
тура изделий; преоб |
|||||||||
|
Ра с п р е д е л е |
ладание изделий, |
пред |
||||||||
|
ние поточных |
ставляющих |
собой |
со |
|||||||
Виды работ |
линий |
||||||||||
|
|
четание |
электрических |
||||||||
|
|
|
|||||||||
|
ед- |
| % |
и механических элемен |
||||||||
|
|
|
тов, которыми опреде |
||||||||
Сборка и монтаж |
36 |
76,7 |
ляется |
|
многообразие |
||||||
Намотка |
6 |
12,8 |
технологических |
про |
|||||||
Изготовление печат- |
2 |
4,2 |
цессов; |
большая |
вели |
||||||
чина |
ритмов |
выпуска |
|||||||||
ных плат |
|
|
|||||||||
Настройка |
2 |
4,2 |
изделий |
по |
сравнению |
||||||
с |
длительностью |
боль |
|||||||||
Упаковка |
1 |
2,1 |
|||||||||
шинства производствен-- |
|||||||||||
|
|
|
ных |
и |
|
контрольных |
|||||
И т о г о |
47 |
100,0 |
операций; |
незначитель |
|||||||
|
|
|
ный удельный вес основ |
||||||||
|
|
|
ного |
времени в |
общей |
||||||
норме времени (при малых габаритах деталей); |
значитель |
||||||||||
ная трудоемкость пригоночных, |
регулировочных и прове |
рочных работ, которая вытекает из недостаточно отработан ной технологии, нестабильности операций и неопределен ной их длительности во времени; наличие отдельных опера ций сборки и испытаний, правильное выполнение которых не может гарантировать появления неисправимого брака (испытание изоляции на пробой, контроль пропитки и т. п.); большое количество технологических изменений, вызываемых конструктивными дополнениями и измене ниями, вносимыми уже при производстве серийной про дукции.
С целью анализа условий применения и степени распространения поточных методов производства, а также работы поточных линий на предприятиях приборостроения
28