Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

освещаются преимущественно вопросы оснащения поточ­ ных линий и опыт массового и крупносерийного произ­ водства, причем описываются в основном автоматические поточные линии.

Таким образом, опыт американской промышленности в организации неавтоматического поточного производства следует рассматривать лишь в той части, в которой осве­ щается практика планировки линий, выбора и проекти­ рования технологического оборудования, оснастки, тран­ спортных, средств контрольно-испытательной аппаратуры для них, а также практики применения передовых техно­ логических процессов и эксплуатации автоматических поточных линий.

Франк Вуллард, американский специалист по поточ­ ному производству, утверждает, что со времени окончания второй мировой войны и с переходом на производство главным образом продукции мирного времени, США сде­ лали значительный вклад в поточное производство в виде машин с автоматическим циклом и автоматическим пере­ движением изделий по операциям [76]. Далее он отме­ чает, что передовые фирмы находят в технике поточного производства много полезных уроков, которые могут быть применены при малых объемах выпуска продукции, которая должна быть специализированной. Здесь Вуллард имеет в виду возможность довольно широкого примене­ ния поточных методов работы на предприятиях с серий­ ным и мелкосерийным типом производства.

Этой же позиции придерживается английский ученый Д. Бурбридж, который также утверждает, что отличи­ тельной и характерной чертой современной организации производства является возможность применения поточных методов не только в условиях массового производства, но и примерно в 85% всех предприятий с серийным и мелкосерийным типом производства [105]. К сожалению, он не указывает, какие виды линий могут быть применены при различных типах производства и какова их экономи­ ческая эффективность.

Как известно, большую часть общей деятельности про­ изводственного цикла в условиях серийного и мелкосе­ рийного производства составляют потери на внутрицехо­ вые и межцеховые транспортировки и пролеживание де­ талей. Основнрй путь снижения этих потерь, по мнению зарубежных авторов, — это максимальное применение

23

принципов поточного производства. Групповые методы обработки являются тем «мостом», с помощью которого в обрабатывающих цехах в этих условиях удается при­ менить некоторые принципы и методы массового произ­ водства. Многие фирмы и заводы за границей с успехом применяют групповые методы, например, фирма «Gones

and Lanison» в Англии [105],

заводы «VEB

Funkucrk»

и «VEB Metallverarbeiting» в

ГДР [108],

английская

фирма «Е. G. Brisch of Partness», французская фирма

«Forges and Ateliers de Constructuns, Electriqms de jeumont» [106] и др.

Фирма «General Electric Co of Amerika» (США) раз­ работала и внедрила в производство ленточный групповой метод сборки кремниевых транзисторов [48]. Этот метод позволяет увеличить производительность труда по сбороч­ ным операциям в три раза и значительно снизить стоимость такого прибора. Разработанная технология устраняет межоперационное транспортирование даталей по одной штуке, характерное для полупроводниковых приборов, и позволяет использовать одно и то же оборудование для сборки приборов различных типов. На имеющемся оборудовании сравнительно простой конструкции по аналогичной технологии изготовляются транзисторы более 50 типов. Этот метод открывает широкую возмож­ ность дальнейшей автоматизации различных сборочных операций в приборостроении. Благодаря использованию этого метода решается множество проблем межоперацион­ ного транспортирования и ориентирования собираемых деталей.

В зарубежной литературе описываются случаи, когда поточные линии не дают должного экономического эф­ фекта [103]. Основными причинами этого являются: недостаточный уровень синхронизации операций, исполь­ зование универсального оборудования там, где имеется необходимость и возможность внедрения полуавтомати­ ческого и автоматического оборудования (в частности, агрегатных станков). Действительно, для оснащения по­ точных линий нередко требуется специальное оборудо­ вание, но это вовсе не означает, что есть необходимость в конструировании специальных станков. В связи с этим интересно мнение .американского специалиста Матера, который считает, что лучше использовать, как правило, универсальное оборудование, модернизируя его и снабжая

24


соответствующей оснасткой, для выполнения специальных работ. По мнению Матера, специальное оснащение поточ­ ной линии следует проектировать только в тех случаях, когда конструкция выпускаемых изделий твердо устано­ вилась [107]. Таким образом, конструктивная устойчи­ вость изготовляемой продукции, по его утверждению, является основным условием, определяющим необходи­ мость проектирования специального оснащения для по­ точных линий.

Как известно, транспортные средства играют большую роль при работе поточными методами. Поэтому неуди­ вительно, что вопросам механизации транспортных опе­ раций как у нас, так и за границей уделяется серьезное внимание. Это подтверждается структурой выпускаемой продукции предприятиями США, изготовляющих подъ­ емно-транспортное оборудование, где конвейерное осна­ щение составляет свыше 20% их общего объема продукции.

Конвейеры устанавливаются не только на сборочно­ монтажных поточных линиях, но и на линиях механи­ ческой обработки. Так, например, в механическом цехе одного из заводов . ГДР поточная линия по обработке рычагов и рукояток оснащена транспортером непрерыв­ ного действия, который одновременно служит буферным накопителем [62]. Заметим, что транспортные системы подобного типа имеются и в СССР, о которых еще раньше упоминалось в советской специальной литературе [57 ].

В США на заводе «Northrop

Norair» сборка отдельных

частей самолетов выполняется

на

подвесном

конвей­

ере [88]. Идентичные транспортные

устройства

известны

и в СССР: на ленинградском заводе «Красная Заря» еще в 1961 г. были спроектированы и внедрены три много­ предметные поточные линии сборки и монтажа стативов АТС, оснащенные подвесными конвейерами.

Организация поточного производства радиоэлектрон­ ной аппаратуры широко развита на предприятиях Японии, которая по выпуску радиоприемников и телевизоров занимает одно из первых мест в мире, а по выпуску тран­ зисторных приемников 1-е место в мире.

Успешное развитие поточного производства в радио­ электронной промышленности Японии объясняется сле­ дующим: 1) использованием новейших достижений амери­ канской и мировой техники; 2) узкой специализацией фирм, обеспечивающих узлами и деталями сборочные

25


заводы, и специализацией заводов внутри комплексной фирмы, создающей благоприятные условия для достиже­ ний высокого качества продукции и минимальной себе­ стоимости выпускаемых деталей и узлов, 3) четкой организацией производства, синхронностью работ отдель­ ных производств, участков, хорошей организацией склад­ ского хозяйства и системой бесперебойного снабжения; 4) широким использованием конвейеров для самых раз­ личных работ: сборки, монтажа, настройки, изготовления узлов, прогонов, упаковки, внутрицеховой и межцеховой транспортировки.

Темпы роста радиоэлектронной промышленности США значительно превосходят темпы развития всей обрабаты­ вающей промышленности. Применявшаяся до последнего

времени технология

производства

радиоэлектронной

аппаратуры сводилась

в основном к

автоматическому

и полуавтоматическому

изготовлению

радиодеталей и

к поточной сборке аппаратуры из готовых узлов и радиодеталей. Такая технология не отвечает современным требованиям. Американские промышленники полагают, что единственным решением задачи удовлетворения спроса на электронную аппаратуру может быть только механи­ зация производства за счет применения печатных схем и их автоматического изготовления. Помимо удовлетво­ рения спроса на радиоаппаратуру, это позволяет значи­ тельно повысить ее надежность. Первая попытка механи­ зации производства радиоаппаратуры путем применения печатных схем была предпринята в Англии в 1943 г. [9].

В США

полуавтоматическая сборка была применена

в 1945 г. при изготовлении радиовзрывателей для

артил­

лерийских

и зенитных^ снарядов. Автоматизация

произ­

водственных процессов в машино-, приборостроении и радиоэлектронной промышленности США, ФРГ и Англии получила за последние годы широкое распространение и в настоящее .время является основным направлением

ееразвития.

Появление и развитие поточного производства в маши-

строении в свое время было вызвано стремлением сокра­ тить трудоемкость и производственный цикл от исходного материала до готового изделия. Автоматизированное по­ точное производство обеспечивает более значительное снижение трудоемкости производства по сравнению с неавтоматическими поточными линиями. Основная задача

26


внедрения автоматизированных и автоматических поточ­ ных линий сводится к организации поточного произ­ водства с заменой труда рабочих-операторов механизмами. Автоматизация •— это средство улучшения не только технических, но и экономических показателей. Это выска­ зывается многими зарубежными специалистами. Так, западногерманский инженер Бюкен, . посетивший США с целью изучения опыта автоматизации в машиностроении,

в своем докладе

по этому вопросу на 8-м совещании

в г. Аахене сказал:

«. . . в США не автоматизируют любой

ценой, там, где целесообразнее применение рабочих рук, их сохраняют и в условиях автоматизации» [85]. Таким образом, тенденции «сплошной» автоматизации не суще­ ствует. Автоматизацию в капиталистической промышлен­ ности применяют обычно в том случае, когда она обеспе­ чивает очевидную и достаточно большую рентабельность.

Несмотря на сравнительно заметные достижения в об­ щей автоматизации производства за рубежом, автомати­ зация сборочных работ значительно отстает от автомати­ зации других видов технологических процессов, тем не менее и в этой области за последние годы достигнуты определенные успехи. В европейских странах, Канаде, Австралии и др. число внедренных автоматических линий значительно ниже, чем в США. За последние годы на­ блюдается рост количества внедряемых сборочных авто­ матических поточных линий в промышленности Франции, Англии, ФРГ, ЧССР и ГДР.

Таким образом, на основании литературы, освещающей опыт организации поточных линий за рубежом, можно сделать вывод, что основной тенденцией развития потока в настоящее время там является создание автоматических линий. В машино- и. приборостроении СССР с мелко­ серийным и серийным производствами только в течение последних 15-—18 лет стали внедряться многопредметные поточные линии. Между тем еще совсем-недавно считалось, что организация поточных линий возможна только в усло­ виях массового и крупносерийного производства, где функционируют однопредметные линии по выпуску конеч­ ной продукции, например, в основном производстве радиоприемников, телевизоров и составляющих их компо­ нентов—узлов и блоков.

Дальнейшее расширение сферы применения поточного производства, если иметь в виду совершенно недостаточ­

27


ный охват поточными методами (см. гл. III), таит в себе большие резервы в повышении производительности труда в промышленности. Поэтому необходимо более подробно проанализировать существующее состояние поточного производства на примере приборостроения.

Приборостроение имеет некоторые особенности, кото­ рые в значительной мере ограничивают распространение

всех видов потока.

К

этим

важнейшим

особенностям

Т а б л и ц а 2

относятся:

большая

и

в

то

же

 

время

мало­

Распределение поточных линий

стабильная

номенкла­

по видам работ

 

тура изделий; преоб­

 

Ра с п р е д е л е ­

ладание изделий,

пред­

 

ние поточных

ставляющих

собой

со­

Виды работ

линий

 

 

четание

электрических

 

 

 

 

ед-

| %

и механических элемен­

 

 

 

тов, которыми опреде­

Сборка и монтаж

36

76,7

ляется

 

многообразие

Намотка

6

12,8

технологических

про­

Изготовление печат-

2

4,2

цессов;

большая

вели­

чина

ритмов

выпуска

ных плат

 

 

Настройка

2

4,2

изделий

по

сравнению

с

длительностью

боль­

Упаковка

1

2,1

шинства производствен--

 

 

 

ных

и

 

контрольных

И т о г о

47

100,0

операций;

незначитель­

 

 

 

ный удельный вес основ­

 

 

 

ного

времени в

общей

норме времени (при малых габаритах деталей);

значитель­

ная трудоемкость пригоночных,

регулировочных и прове­

рочных работ, которая вытекает из недостаточно отработан­ ной технологии, нестабильности операций и неопределен­ ной их длительности во времени; наличие отдельных опера­ ций сборки и испытаний, правильное выполнение которых не может гарантировать появления неисправимого брака (испытание изоляции на пробой, контроль пропитки и т. п.); большое количество технологических изменений, вызываемых конструктивными дополнениями и измене­ ниями, вносимыми уже при производстве серийной про­ дукции.

С целью анализа условий применения и степени распространения поточных методов производства, а также работы поточных линий на предприятиях приборостроения

28