Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нике с начала года в зависимости от экономической эффективно­

сти выполненных работ.

За работы по новой технике должны премироваться только те, кто принимает непосредственное участие в ее создании и внедре­ нии. Однако на практике часто искусственно расширяется круг премируемых за счет включения в списки работников, не ^прини­ мавших непосредственного участия во внедрении новой тех­

ники.

Важное значение имеет своевременность поощрений. На прак­ тике начисление и выплата премий нередко затягиваются, что сни­

жает их стимулирующий эффект.

Для повышения оперативности в решении вопросов премиро­ вания за внедрение новой техники, а также устранения недостат­ ков в организации этой работы целесообразно создать централи­ зованный фонд премирования в автотранспортных управлениях за счет сокращения размера централизованного фонда министерства. Централизованный фонд министерства нужно использовать толь­ ко для поощрения за выполнение мероприятий, предусмотренных в народнохозяйственном плане, и таких мероприятий, в осуще­ ствлении которых участвуют несколько предприятий и организа­ ций, в том числе и неподведомственные данному транспортному управлению.

3. Поощрение рационализации и изобретательства

Характерной чертой технического прогресса в нашей стране является активное участие широких масс трудящихся в создании и совершенствовании техники. Привлечение рабочих и инженернотехнических работников к участию в рационализаторстве и изоб­ ретательстве на автомобильном транспорте осуществляется в раз­ личных формах.

На предприятиях проводятся тематические конкурсы, массо­ вые смотры, рейды, посвященные экономии топлива, смазочных и ремонтных материалов, автомобильных шин, твердого топлива,

электроэнергии,

улучшению использования подвижного состава

и оборудования.

Ряд министерств автомобильного транспорта

союзных республик ежегодно доводят до коллективов предприя­ тий актуальную тематику проблем, над решением которых реко­ мендуется работать рационализаторам и изобретателям. На мно­ гих автотранспортных предприятиях созданы творческие бригады рационализаторов. В таких бригадах объединяют свои усилия рабочие, инженеры и другие специалисты. Наиболее важные ра­ ционализаторские предложения и изобретения включаются в пла­ ны внедрения новой техники.

Экономическая возможность и целесообразность вознагражде­ ния творчества рационализаторов обусловлена высокой эффектив­ ностью рационализации и изобретательства. Так, например, за прошлую пятилетку от работников автотранспортных предприятий общего пользования страны поступило 600 тыс. рационализатор-

126


с,ких предложений с

общим

экономическим эффектом

около

144 млн. руб. Только

за 1972 г.

рационализаторами

автотранс­

портных предприятий

Казахстана

было внесено

12 тыс.

пред­

ложений, из которых

внедрено

в

производство

более

10

тыс.

Количество вносимых рационализаторских предложений и по­ лучаемый эффект от их внедрения из года в год возрастают, что

видно из данных

по предприятиям автомобильного транспорта

общего пользования страны (табл.

29).

Т а б л и ц а 29

 

 

 

Годы

Поступило предло­

Внедрено предло­

Экономический

жений, тыс.

жений, тыс.

эффект, млн. руб.

 

1966

106,9

94,1

20,0

1967

113,9

102,9

23,6

1968

117,1

106,3

26,1

1969

126,2

115,8

33,7

1970

133.1

123,2

38,0

1971

142,0

133,0

43,0

Одновременно с увеличением количества рационализаторских предложений возрастает значение каждого из них. Если экономи­ ческий эффект от внедрения одного предложения в 1966 г. в сред­ нем составлял 215 руб., то к 1971 г. он достиг 323 руб. При этом все затраты на изобретательство и рационализацию, включая вы­ платы вознаграждений, составляют всего лишь 10% экономии, полученной от внедрения предложений. Иными словами, каждым затраченный на эти цель рубль дал в 10 раз большую отдачу.

Эффективность изобретений и рационализаторских предложе­ ний является основой и главным критерием определения автор­ ского вознаграждения. Вознаграждение авторам изобретений и рационализаторских предложений за внедрение предложения за­ висит от суммы годовой экономии, получаемой в результате осу­ ществления данного предложения, и выплачивается в размерах, приведенных в табл. 30.

Т а б л и ц а 30

Сумма годовой экономии, руб.

Д о

о о

 

 

От

100

ДО

500

 

500

»

1000

 

1000

 

5 000

»

5 000

»

10000

 

10000

 

25 000

»

25 000

»

50 000

>50 000 » 100000

100000 И выше

Вознаграждение

Вознаграждение за рациона­

за изобретение

лизаторское предложение

25% экономии, но не

13,75%

экономии, но не

менее 20 руб.

 

менее 10

руб.

15%+

10

руб.

7% + 10 р.уб.

12%+

25

»

5% +20

»

10%+

45

»

2,75% +

45 руб.

6%+

250

»

2% + 85 руб.

5%+

350

»

1,75% +

ПО руб.

4%+

600

»

1,25% +

2Э5 »

3% + 4

100

»

1% + 360 руб.

2%+2 100

» , но не

0,5%' +

860 руб., но не

более 20 000

руб.

более 5 000

руб.

\1 Т


Из табл. 30 видно, что размеры вознаграждений вполне опре­

делены и не имеют диапазона, как в шкале премий

за

создание

и внедрение новой техники.

 

возна­

Другой

важной особенностью определения размеров

граждения

по сравнению с установлением величины

премий за

создание и внедрение новой техники является то, что премии за новую технику определяются в зависимости от экономической эф­ фективности, а вознаграждения — в зависимости от экономии.. Годовая экономия определяется за 12 месяцев, начиная с момента фактического внедрения предложения. Если экономия от внедре­ нияизобретений и рационализаторских предложений в последую­ щие годы больше, чем в первом году, то производится доплата. Она осуществляется в течение 4 лет по изобретениям, исходя из максимальной экономии за один год, по рационализаторским предложениям — исходя из экономии за второй год использования предложения.

Кроме вознаграждения авторов изобретений и рационализа­ торских предложений, материально поощряются также работники предприятий, активно содействующие внедрению предложений. Для этого создается специальный фонд премирования за содей­ ствие внедрению предложений, который образуется за счет средств, предназначенных на финансирование работ по рациона­ лизаторству и изобретательству. Размеры этого фонда составляют 35% к сумме выплаченных авторских вознаграждений и создают­ ся за счет себестоимости перевозок путем отнесения на соответ­ ствующую статью накладных расходов. Круг премируемых работ­ ников и размеры премий устанавливает руководитель предприя­ тия по согласованию с профсоюзной организацией в зависимости от степени участия работника во внедрении изобретений и рацио­ нализаторских предложений.

Наряду с материальным стимулированием наиболее отличив­ шимся новаторам технического прогресса присуждаются почет­ ные звания Заслуженный изобретатель республики с вручением золотого нагрудного знака и Заслуженный рационализатор рес­ публики с вручением серебряного нагрудного знака. Авторам от­

крытий

вручаются дипломы, изобретателям — свидетельства

или

патенты,

рационализаторам — специальные удостоверения.

Луч­

шие новаторы заносятся на ведомственную доску Почета рацио­ нализаторов.

128


О ГЛ АВЛ ЕН И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эи

 

Введение............................

 

 

 

 

 

 

.................................................V) .

 

 

3

Г л а в а

I.

Сущность и задачи экономического стимулирования на авто­

5

 

мобильном транспорте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Содержание

и принципы

экономического

стимулирования

.

5

 

2.

Хозяйственный

расчет

в

системе

экономического

стимулиро­

10

 

 

вания ...........................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

И.

 

Стимулирующая роль прибыли в условиях развития хозяй­

15

 

ственной реформы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Прибыль

как

экономический

инструмент

стимулирования

по­

15

 

2.

вышения

эффективности

автотранспортного

производства

.

 

Совершенствование

образования

и

использования

фондов

сти­

24

 

 

мулирования

........................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

III.

Совершенствование

материального

и

морального

 

поощре­

38

 

ния работников .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Эффективность материального поощрения . . . . . .

38

 

2.

Источники материального

поощрения

и

их

использование

.

42

 

3.

Организация

материального

стимулирования рабочих

.

 

46

 

4.

Премирование

руководящих,

инженерно-технических

 

работни­

53

 

5.

ков и служащих

. . . . . . . . . . . .

 

Единовременное поощрение

работников

за

выполнение особо

 

 

6.

важных производственных з а д а н и й ...................................................

 

 

 

 

 

 

57

 

Вознаграждение работников за общие годовые итоги работы

59

 

7.

Премирование

работников аппаратов

автотрестов

 

. . .

62

 

8.

Формы и методы использования моральных стимулов

к труду

64

Г л а в а

IV.

Экономическое

стимулирование

роста

производительности

69

 

труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

V.

 

Стимулирование

эффективности

использования

 

производ­

83

 

ственных фондов

..................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Особенности

и

состояние

использования основных

производ­

83

 

2.

 

ственных

фондов

эффективного.....................................................................................

использования

оборотных

 

Стимулирование

94

 

3.

с р е д с т в ..........................................................................

стимулирующей

роли

платы

за

производственные

 

Повышение

97

 

 

фонды

.........................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

VI.

 

Стимулирование технического прогресса . .

 

 

 

 

 

ПО

 

1.

Роль фонда

развития

производства

в укреплении

производ­

 

2.

ственно-технической б а з ы

....................................................................

создание

и

внедрение

новой

 

Премирование

работников за

121

 

3.

техники .

рационализации

и

изобретательства .

 

 

. . .

 

Поощрение

 

 

126

у±