Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Рациональные формы дифференциации нормативов отчисле ний, а также обобществления средств фонда развития производ ства будут способствовать более быстрому обустройству всех автотранспортных предприятий, ограничению распыления средств, ускорению ввода в действие производственных объектов и повы шению на этой основе эффективности использования данного фон
да в целом.
Капитальные затраты за счет средств фонда развития произ водства могут производиться лишь в пределах утверждаемого лимита государственных (капитальных вложений, который охваты вает как .централизованные, так и нецентрализованные капиталь ные вложения. Поскольку эти лимиты не полностью удовлетво ряют потребности предприятий, на практике сложилась тенденция (всемерно поддерживаемая вышестоящими органами управления автомобильным транспортом) направлять лимиты нецентрализо ванных капитальных вложений в первую очередь на обустройство автотранспортных предприятий. А плановые мероприятия новой техники часто остаются без подкрепления необходимыми источ
никами средств.
Следует предоставить автотранспортным предприятиям право осуществлять при необходимости затраты по новой технике сверх установленных объемов капитальных вложений, особенно если это касается мероприятий внутреннего плана предприятий. Иначе го воря, не сдерживать возможности и инициативу предприятий по постоянному техническому совершенствованию производства же сткими лимитами капитальных вложений.
Необходимо разработать инструктивное положение о порядке и источниках финансирования мероприятий новой техники и тех нологии производства. На автомобильном транспорте осуществле ние этих мероприятий во многих случаях связано с крупными за
тратами, |
что ослабило внимание к их правильному |
отражению |
в учете. |
Автотранспортные предприятия по своему |
усмотрению |
выполняют расходы по внедрению новой техники полностью или частично за счет централизованных капитальных вложений, фон да развития производства, кредитов банка, капитального ремонта, различных статей себестоимости перевозок и т. д.
2. Премирование работников за создание и внедрение новой техники
Одной из важнейших форм стимулирования технического про гресса является материальное поощрение работников за создание
ивнедрение новой техники.
Всоответствии с «Положением о премировании работников предприятий и организаций за создание и внедрение новой тех ники», утвержденным в 1970 г. Государственным комитетом Со вета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и
Президиумом |
ВЦСПС, премирование производится за создание |
и внедрение |
новых технически совершенных и экономически эф |
121
фективных машин, механизмов, приборов, средств транспорта и связи и других изделий, за увеличение ресурса машин и тому по добные работы. По этому положению производится премирование за разработку и внедрение эффективных методов организации производства и научной организации труда.
Работники предприятий и организаций автомобильного транс порта, выполняющие работы технического характера, могут пре
мироваться:
за создание и внедрение в производство новых, технически со вершенных и экономически эффективных приспособлений, обору дования, механизмов, аппаратов, приборов и т. п.;
за разработку и внедрение комплексной механизации, автома тизации и более совершенной технологии ремонта и технического обслуживания подвижного состава;
за внедрение технически совершенных и экономически эффек тивных новых средств транспорта, а также прогрессивных мето дов организации транспортного процесса;
за разработку и внедрение планов научной организации труда (в частности, более совершенных форм и методов организации производства, осуществление мероприятий по совершенствованию организации рабочих мест и рациональной организации трудовых процессов, внедрение передовых методов и приемов труда, коопе рация и разделение труда, обеспечение благоприятных условий труда и повышение культуры производства).
Непременным условием возможности премирования за указан ные работы является их включение в планы новой техники.
Премирование работников за создание и внедрение новой тех ники осуществляется из средств специального фонда, создаваемо го за счет отчислений, относимых на себестоимость перевозок по статье «Накладные расходы», в размере 0,2% от планового фонда заработной платы производственного персонала автотранспортных предприятий. Из этой суммы от 50 до 75% перечисляется своей вышестоящей организации для образования централизованного фонда,^ из которого производится премирование за выполнение важнейших работ, предусмотренных в народнохозяйственных пла нах, а также в годовых планах по новой технике Министерства
автомобильного транспорта Казахской |
ССР. Остальную сумму |
||
(в пределах 25—50%) предприятия оставляют в |
своем |
распоря |
|
жении для премирования работников |
за создание |
и |
внедрение |
новой техники по внутренним планам предприятий. Следует отме тить, что предприятия из своего фонда не могут премировать ра ботников вышестоящих организаций и других предприятий.
Создание централизованного фонда министерства позволяет усилить материальное стимулирование наиболее важных меро приятий, полностью осуществить премирование за работы, выпол няемые совместно несколькими предприятиями и организациями (например, автотранспортное предприятие, автотрест, авторемонт ный завод, центр по научной организации труда и др.), всемерно поощрять сотрудничество предприятий и научно-исследователь- 122
ских организаций. Средства из централизованного фонда должны выделяться в соответствии с тем вкладом, который вносят кол лективы соответствующих предприятий и организаций в создание и внедрение новой техники.
Необходимость в создании специальных фондов премирования за новую технику при наличии у предприятий фондов материаль ного поощрения (а у министерств — резерва средств данного фонда) вызывается следующими обстоятельствами.
Показатели и нормативы образования фондов экономического стимулирования не учитывают и не могут учитывать в достаточ ной мере вклад коллектива в развитие технического прогресса, так как результаты внедрения новой техники не сразу отражают ся на показателях хозрасчетной деятельности предприятия. В ряде случаев невыполнение отдельных мероприятий плана новой тех ники может не только не сказываться на ухудшении итогов хозяй ственно-финансовой деятельности предприятия в данном году, но даже какое-то время способствовать превышению задания по рен табельности производства.
Кроме того, размеры единовременных премий из целевого фон да находятся в зависимости от народнохозяйственной экономиче ской эффективности новой техники, а не от размера дополнитель но получаемой прибыли данным предприятием.
Если мероприятие по новой технике экономически эффективно не только на данном предприятии, а в целом в народном хозяй стве, средства фонда могут также расходоваться на премирова ние работников и за такие работы, как, например, мероприятия, позволяющие снизить транспортные издержки у грузодателей.
Премии за создание и внедрение новой техники устанавлива ются коллективам работников в виде единовременных выплат, суммы которых определяются за работу в целом, а затем распре деляются между отдельными работниками в зависимости от сте пени участия и роли каждого в деле развития новой техники.
По степени участия в создании и внедрении новой техники работники предприятий и организаций подразделяются на две группы: непосредственные участники в создании и внедрении но вой техники; активно содействующие выполнению в срок и до срочно заданий по созданию и внедрению новой техники.
Степень участия работников в осуществлении мероприятий по новой технике определяется руководителем предприятия по согла сованию с местным комитетом профсоюза.
Преимущественная доля премиальных средств должна направ ляться на поощрение непосредственных участников создания и внедрения новой техники. На премирование лиц, проявивших активное содействие успешному выполнению мероприятий плана по новой технике, может направляться не более 10% общей сум мы премий. Для выплаты премий требуется, чтобы: работы в об ласти новой техники были предусмотрены планом внедрения ме роприятий новой техники; внедрение новшества дало экономиче ский эффект на предприятии или в народном хозяйстве; размеры
123
премий были определены на основании предварительного расчета экономической эффективности при утверждении годовых планов по новой технике; размеры премий были доведены до коллективов предприятий одновременно с планом по новой технике.
Эти условия имеют важное значение с позиций всемерного усиления стимулирующего начала премирования за новую техни ку. Если коллектив не будет определенно знать свои конкретные задачи в области технического прогресса на предприятии и какое дополнительное вознаграждение он получит за успешное выпол нение плана по новой технике, то сведется на нет стимулирующее значение данного вида премий. Это тем более важно, что работа по созданию и внедрению новой техники требует большой затра ты творческой энергии, энтузиазма, преодоления различных трудностей и т. д., что не компенсируется заработной платой.
Наоборот, часты случаи, когда наиболее активные участники создания и внедрения новой техники теряют в личных доходах. Например, высококвалифицированный слесарь или токарь привле кается к малопроизводительной работе по изготовлению ориги нальных приспособлений или оборудования.
Размеры премий за создание и внедрение новой техники уста навливаются заранее на основе предварительного расчета ее эко номической эффективности. Их утверждают одновременно с годо выми планами и доводят до коллективов, выполняющих эти ра боты, вместе с планами по новой технике.
Размеры премий за создание и внедрение новой техники в за висимости от годовой экономической эффективности, получаемой от ее применения, следующие:
До |
10 тыс. руб. |
|
|
. |
От |
6 |
до 25%, |
НО |
не более |
2 |
Т Ы С . |
руб. |
|||||
От |
10 до |
20 тыс. руб. . . |
» |
5 |
» |
20», |
|
|
|
3,4 |
|
|
|||||
» |
20 |
У> |
50 |
» |
» |
|
. |
» |
4 |
» |
17», |
|
» |
У> |
6 |
|
» |
» |
50 |
» |
100 |
» |
» |
, |
• |
» |
3 |
» |
12», |
|
» |
•» |
10 |
|
» |
» |
100 |
|
500 |
|
» |
• |
, |
» |
2 |
» |
10», |
|
» |
|
35 |
» |
» |
» |
500 |
|
2000 |
|
» |
|
. |
» |
1 |
» |
7», |
|
У> |
» |
80 |
|
|
» |
2000 |
|
5000 |
» |
> |
, |
|
|
0,7 |
У> |
4», |
|
|
|
150 |
|
|
Свыше |
|
5000 |
тыс. руб. |
. |
• |
* |
0,5 |
» |
3 » , |
» |
|
|
200 |
|
|
||
|
В приведенной |
шкале |
|
установлены |
наряду |
с |
максимальными |
предельные минимальные размеры премий, что гарантирует ра ботников от занижения премий.
За работы, выполненные по планам новой техники на уровне изобретений', имеющие важное народнохозяйственное значение,
премирование производится в соответствующих максимальных размерах.
Экономическая эффективность от внедрения новой техники подсчитывается на основе методики, утвержденной Государствен
ным научно-техническим |
комитетом |
Совета |
Министров |
СССР |
18 февраля 1961 г. Эта методика рекомендует |
подсчитывать эко |
|||
номическую эффективность по следующей формуле: |
|
|||
Э = 1(Се + |
Е и К с ) ~ (С„ + |
Е н К н ) } Лн, |
(13) |
124
где Э |
— годовая |
экономическая |
эффективное™ |
внедряемого |
||
|
мероприятия, |
руб.; |
|
до внедрения меро |
||
Сс — себестоимость |
единицы продукции |
|||||
|
приятия, |
руб.; |
|
|
|
|
Сн — то же, после внедрения, руб.; |
единицу продукций |
|||||
/(с — удельные |
капитальные затраты на |
|||||
|
до внедрения мероприятия, руб.; |
|
|
|||
1 ( н — то же, после внедрения, руб.; |
|
|
||||
А а |
— годовой |
объем продукции |
(или работы) после внедре |
|||
|
ния мероприятий в натуральных единицах; |
эффективно |
||||
Ян— нормативный |
коэффициент |
экономической |
||||
|
сти — величина, обратная |
сроку окупаемости. На авто |
||||
|
мобильном транспорте Ян |
принимается равным от 0,1 |
||||
|
до 0,2 в зависимости от сроков окупаемости капиталь |
|||||
|
ных вложений (от 5 до 10 лет). |
|
|
Важной задачей дальнейшего совершенствования премирова ния за новую технику является установление зависимости премии от фактической эффективности. В большинстве случаев премиро вание производится по расчетной эффективности. При этом неред ко она оказывается выше фактической. Наиболее правильным является премирование по фактической эффективности.
Иногда не представляется возможным рассчитать экономиче скую эффективность работ по новой технике, новых методов орга низации производства и научной организации труда, а также тео ретических, исследовательских, проектных и изыскательских ра бот. Тогда в порядке исключения сумма премии может опреде ляться (с разрешения вышестоящей организации) в размере до20% фонда заработной платы, исчисленной по должностным окла дам (ставкам) работников, занятых на этих работах за время, определенное планом.
В целях стимулирования сокращения сроков работ разрешено увеличивать в случае досрочного их выполнения размер первона чально установленных премий работникам до 25%. Это не озна чает обязательного повышения премии при досрочном выполне нии работ, но в нужных случаях дает возможность стимулиро вать сокращение сроков.
При нарушении предусмотренных планом сроков по независя щим от предприятия (организации) причинам премии могут вы плачиваться в размере не свыше 50%.
Работники предприятий и организаций автомобильного транс порта, активно содействующие выполнению заданий по новой тех нике, могут премироваться руководителем хозоргана в пределах установленных сумм. Причем на их премирование может быть израсходовано не более 10% общего размера премий, выплачен ных за создание и внедрение новой техники.
Руководители автотранспортных предприятии премируются вышестоящей организацией за отдельные предусмотренные пла ном мероприятия при условии выполнения планов по новой тех-
125-