Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рациональные формы дифференциации нормативов отчисле­ ний, а также обобществления средств фонда развития производ­ ства будут способствовать более быстрому обустройству всех автотранспортных предприятий, ограничению распыления средств, ускорению ввода в действие производственных объектов и повы­ шению на этой основе эффективности использования данного фон­

да в целом.

Капитальные затраты за счет средств фонда развития произ­ водства могут производиться лишь в пределах утверждаемого лимита государственных (капитальных вложений, который охваты­ вает как .централизованные, так и нецентрализованные капиталь­ ные вложения. Поскольку эти лимиты не полностью удовлетво­ ряют потребности предприятий, на практике сложилась тенденция (всемерно поддерживаемая вышестоящими органами управления автомобильным транспортом) направлять лимиты нецентрализо­ ванных капитальных вложений в первую очередь на обустройство автотранспортных предприятий. А плановые мероприятия новой техники часто остаются без подкрепления необходимыми источ­

никами средств.

Следует предоставить автотранспортным предприятиям право осуществлять при необходимости затраты по новой технике сверх установленных объемов капитальных вложений, особенно если это касается мероприятий внутреннего плана предприятий. Иначе го­ воря, не сдерживать возможности и инициативу предприятий по постоянному техническому совершенствованию производства же­ сткими лимитами капитальных вложений.

Необходимо разработать инструктивное положение о порядке и источниках финансирования мероприятий новой техники и тех­ нологии производства. На автомобильном транспорте осуществле­ ние этих мероприятий во многих случаях связано с крупными за­

тратами,

что ослабило внимание к их правильному

отражению

в учете.

Автотранспортные предприятия по своему

усмотрению

выполняют расходы по внедрению новой техники полностью или частично за счет централизованных капитальных вложений, фон­ да развития производства, кредитов банка, капитального ремонта, различных статей себестоимости перевозок и т. д.

2. Премирование работников за создание и внедрение новой техники

Одной из важнейших форм стимулирования технического про­ гресса является материальное поощрение работников за создание

ивнедрение новой техники.

Всоответствии с «Положением о премировании работников предприятий и организаций за создание и внедрение новой тех­ ники», утвержденным в 1970 г. Государственным комитетом Со­ вета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и

Президиумом

ВЦСПС, премирование производится за создание

и внедрение

новых технически совершенных и экономически эф­

121


фективных машин, механизмов, приборов, средств транспорта и связи и других изделий, за увеличение ресурса машин и тому по­ добные работы. По этому положению производится премирование за разработку и внедрение эффективных методов организации производства и научной организации труда.

Работники предприятий и организаций автомобильного транс­ порта, выполняющие работы технического характера, могут пре­

мироваться:

за создание и внедрение в производство новых, технически со­ вершенных и экономически эффективных приспособлений, обору­ дования, механизмов, аппаратов, приборов и т. п.;

за разработку и внедрение комплексной механизации, автома­ тизации и более совершенной технологии ремонта и технического обслуживания подвижного состава;

за внедрение технически совершенных и экономически эффек­ тивных новых средств транспорта, а также прогрессивных мето­ дов организации транспортного процесса;

за разработку и внедрение планов научной организации труда (в частности, более совершенных форм и методов организации производства, осуществление мероприятий по совершенствованию организации рабочих мест и рациональной организации трудовых процессов, внедрение передовых методов и приемов труда, коопе­ рация и разделение труда, обеспечение благоприятных условий труда и повышение культуры производства).

Непременным условием возможности премирования за указан­ ные работы является их включение в планы новой техники.

Премирование работников за создание и внедрение новой тех­ ники осуществляется из средств специального фонда, создаваемо­ го за счет отчислений, относимых на себестоимость перевозок по статье «Накладные расходы», в размере 0,2% от планового фонда заработной платы производственного персонала автотранспортных предприятий. Из этой суммы от 50 до 75% перечисляется своей вышестоящей организации для образования централизованного фонда,^ из которого производится премирование за выполнение важнейших работ, предусмотренных в народнохозяйственных пла­ нах, а также в годовых планах по новой технике Министерства

автомобильного транспорта Казахской

ССР. Остальную сумму

(в пределах 25—50%) предприятия оставляют в

своем

распоря­

жении для премирования работников

за создание

и

внедрение

новой техники по внутренним планам предприятий. Следует отме­ тить, что предприятия из своего фонда не могут премировать ра­ ботников вышестоящих организаций и других предприятий.

Создание централизованного фонда министерства позволяет усилить материальное стимулирование наиболее важных меро­ приятий, полностью осуществить премирование за работы, выпол­ няемые совместно несколькими предприятиями и организациями (например, автотранспортное предприятие, автотрест, авторемонт­ ный завод, центр по научной организации труда и др.), всемерно поощрять сотрудничество предприятий и научно-исследователь- 122


ских организаций. Средства из централизованного фонда должны выделяться в соответствии с тем вкладом, который вносят кол­ лективы соответствующих предприятий и организаций в создание и внедрение новой техники.

Необходимость в создании специальных фондов премирования за новую технику при наличии у предприятий фондов материаль­ ного поощрения (а у министерств — резерва средств данного фонда) вызывается следующими обстоятельствами.

Показатели и нормативы образования фондов экономического стимулирования не учитывают и не могут учитывать в достаточ­ ной мере вклад коллектива в развитие технического прогресса, так как результаты внедрения новой техники не сразу отражают­ ся на показателях хозрасчетной деятельности предприятия. В ряде случаев невыполнение отдельных мероприятий плана новой тех­ ники может не только не сказываться на ухудшении итогов хозяй­ ственно-финансовой деятельности предприятия в данном году, но даже какое-то время способствовать превышению задания по рен­ табельности производства.

Кроме того, размеры единовременных премий из целевого фон­ да находятся в зависимости от народнохозяйственной экономиче­ ской эффективности новой техники, а не от размера дополнитель­ но получаемой прибыли данным предприятием.

Если мероприятие по новой технике экономически эффективно не только на данном предприятии, а в целом в народном хозяй­ стве, средства фонда могут также расходоваться на премирова­ ние работников и за такие работы, как, например, мероприятия, позволяющие снизить транспортные издержки у грузодателей.

Премии за создание и внедрение новой техники устанавлива­ ются коллективам работников в виде единовременных выплат, суммы которых определяются за работу в целом, а затем распре­ деляются между отдельными работниками в зависимости от сте­ пени участия и роли каждого в деле развития новой техники.

По степени участия в создании и внедрении новой техники работники предприятий и организаций подразделяются на две группы: непосредственные участники в создании и внедрении но­ вой техники; активно содействующие выполнению в срок и до­ срочно заданий по созданию и внедрению новой техники.

Степень участия работников в осуществлении мероприятий по новой технике определяется руководителем предприятия по согла­ сованию с местным комитетом профсоюза.

Преимущественная доля премиальных средств должна направ­ ляться на поощрение непосредственных участников создания и внедрения новой техники. На премирование лиц, проявивших активное содействие успешному выполнению мероприятий плана по новой технике, может направляться не более 10% общей сум­ мы премий. Для выплаты премий требуется, чтобы: работы в об­ ласти новой техники были предусмотрены планом внедрения ме­ роприятий новой техники; внедрение новшества дало экономиче­ ский эффект на предприятии или в народном хозяйстве; размеры

123


премий были определены на основании предварительного расчета экономической эффективности при утверждении годовых планов по новой технике; размеры премий были доведены до коллективов предприятий одновременно с планом по новой технике.

Эти условия имеют важное значение с позиций всемерного усиления стимулирующего начала премирования за новую техни­ ку. Если коллектив не будет определенно знать свои конкретные задачи в области технического прогресса на предприятии и какое дополнительное вознаграждение он получит за успешное выпол­ нение плана по новой технике, то сведется на нет стимулирующее значение данного вида премий. Это тем более важно, что работа по созданию и внедрению новой техники требует большой затра­ ты творческой энергии, энтузиазма, преодоления различных трудностей и т. д., что не компенсируется заработной платой.

Наоборот, часты случаи, когда наиболее активные участники создания и внедрения новой техники теряют в личных доходах. Например, высококвалифицированный слесарь или токарь привле­ кается к малопроизводительной работе по изготовлению ориги­ нальных приспособлений или оборудования.

Размеры премий за создание и внедрение новой техники уста­ навливаются заранее на основе предварительного расчета ее эко­ номической эффективности. Их утверждают одновременно с годо­ выми планами и доводят до коллективов, выполняющих эти ра­ боты, вместе с планами по новой технике.

Размеры премий за создание и внедрение новой техники в за­ висимости от годовой экономической эффективности, получаемой от ее применения, следующие:

До

10 тыс. руб.

 

 

.

От

6

до 25%,

НО

не более

2

Т Ы С .

руб.

От

10 до

20 тыс. руб. . .

»

5

»

20»,

 

 

 

3,4

 

 

»

20

У>

50

»

»

 

.

»

4

»

17»,

 

»

У>

6

 

»

»

50

»

100

»

»

,

»

3

»

12»,

 

»

•»

10

 

»

»

100

 

500

 

»

,

»

2

»

10»,

 

»

 

35

»

»

»

500

 

2000

 

»

 

.

»

1

»

7»,

 

У>

»

80

 

 

»

2000

 

5000

»

>

,

 

 

0,7

У>

4»,

 

 

 

150

 

 

Свыше

 

5000

тыс. руб.

.

*

0,5

»

3 » ,

»

 

 

200

 

 

 

В приведенной

шкале

 

установлены

наряду

с

максимальными

предельные минимальные размеры премий, что гарантирует ра­ ботников от занижения премий.

За работы, выполненные по планам новой техники на уровне изобретений', имеющие важное народнохозяйственное значение,

премирование производится в соответствующих максимальных размерах.

Экономическая эффективность от внедрения новой техники подсчитывается на основе методики, утвержденной Государствен­

ным научно-техническим

комитетом

Совета

Министров

СССР

18 февраля 1961 г. Эта методика рекомендует

подсчитывать эко­

номическую эффективность по следующей формуле:

 

Э = 1(Се +

Е и К с ) ~ (С„ +

Е н К н ) } Лн,

(13)

124


где Э

годовая

экономическая

эффективное™

внедряемого

 

мероприятия,

руб.;

 

до внедрения меро­

Сс — себестоимость

единицы продукции

 

приятия,

руб.;

 

 

 

 

Сн — то же, после внедрения, руб.;

единицу продукций

/(с — удельные

капитальные затраты на

 

до внедрения мероприятия, руб.;

 

 

1 ( н — то же, после внедрения, руб.;

 

 

А а

— годовой

объем продукции

(или работы) после внедре­

 

ния мероприятий в натуральных единицах;

эффективно­

Ян— нормативный

коэффициент

экономической

 

сти — величина, обратная

сроку окупаемости. На авто­

 

мобильном транспорте Ян

принимается равным от 0,1

 

до 0,2 в зависимости от сроков окупаемости капиталь­

 

ных вложений (от 5 до 10 лет).

 

 

Важной задачей дальнейшего совершенствования премирова­ ния за новую технику является установление зависимости премии от фактической эффективности. В большинстве случаев премиро­ вание производится по расчетной эффективности. При этом неред­ ко она оказывается выше фактической. Наиболее правильным является премирование по фактической эффективности.

Иногда не представляется возможным рассчитать экономиче­ скую эффективность работ по новой технике, новых методов орга­ низации производства и научной организации труда, а также тео­ ретических, исследовательских, проектных и изыскательских ра­ бот. Тогда в порядке исключения сумма премии может опреде­ ляться (с разрешения вышестоящей организации) в размере до20% фонда заработной платы, исчисленной по должностным окла­ дам (ставкам) работников, занятых на этих работах за время, определенное планом.

В целях стимулирования сокращения сроков работ разрешено увеличивать в случае досрочного их выполнения размер первона­ чально установленных премий работникам до 25%. Это не озна­ чает обязательного повышения премии при досрочном выполне­ нии работ, но в нужных случаях дает возможность стимулиро­ вать сокращение сроков.

При нарушении предусмотренных планом сроков по независя­ щим от предприятия (организации) причинам премии могут вы­ плачиваться в размере не свыше 50%.

Работники предприятий и организаций автомобильного транс­ порта, активно содействующие выполнению заданий по новой тех­ нике, могут премироваться руководителем хозоргана в пределах установленных сумм. Причем на их премирование может быть израсходовано не более 10% общего размера премий, выплачен­ ных за создание и внедрение новой техники.

Руководители автотранспортных предприятии премируются вышестоящей организацией за отдельные предусмотренные пла­ ном мероприятия при условии выполнения планов по новой тех-

125-