Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
основным источником |
фондов экономического |
стимулирования |
|
в новых условиях является прибыль. |
место в финансовом хозяй |
||
Прибыль занимает |
центральное |
||
стве предприятия. Как экономическая |
категория |
она выражает |
разносторонние связи и экономические отношения. Прибыль, кро ме того, следует рассматривать как производственную категорию.
Ее |
образование является |
результатом. создания стоимости, |
||
а |
источником — увеличение |
объема |
и снижение |
себестоимости |
перевозок. |
|
производства |
и укреплении |
|
|
В экономическом стимулировании |
хозяйственного расчета важную роль призван сыграть новый по рядок распределения и использования прибыли предприятий, на правленный на расширение их финансовых возможностей в реше нии вопросов технического совершенствования производства, ма териального поощрения работников, повышения ответственности за выполнение обязательств перед бюджетом и банком, усилении заинтересованности в лучшем использовании производственных фондов.
Особое место в новых условиях занимают фонды стимулирова ния. Фонды выступают как внутренний источник расширенного воспроизводства на предприятиях. Кроме того, они призваны быть все более существенным фактором материального поощ рения.
Экономические функции фондов обусловливают порядок их формирования. Основная часть фондов образуется за счет отчис лений от прибыли на основе нормативов длительного действия. Такой порядок побуждает предприятия выбирать оптимальные хозяйственные решения и обеспечивает заинтересованность в по стоянном улучшении результатов труда.
Г ' - Новая система планирования предусматривает создание на каждом предприятии трех фондов экономического стимулирова ния: материального поощрения, социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства, а также развития производства. Первые два направлены на удовлетворение материальных и куль турно-бытовых потребностей работников и относятся к фондам поощрения. Назначение фонда развития производства — обеспе чение постоянного расширения производства в результате внедре ния новой техники, реконструкции действующих и строительства новых производственных мощностей.
Большим стимулирующим рычагом более полного использова ния производственных фондов является плата за производствен ные фонды. Повышение эффективности общественного производ ства предполагает не только снижение текущих затрат на изго товление продукции, но и уменьшение относительных размеров средств, вложенных в производственные фонды.
Следующим фактором экономического стимулирования явля ется цена. В народном хозяйстве СССР существование категорий цены обусловлено наличием товарного производства, товарного обращения и действием закона стоимости.
8
Стоимость товара определяется затратами общественно необ ходимого труда и выражается косвенно посредством денег в це не, а стоимость перевозок — в тарифах, которые являются ценой транспортной продукции. Цена призвана возмещать издержки производства, перевозок и обращения и обеспечивать прибыль каждому' нормально работающему предприятию. Кроме того, це ны призваны воздействовать на производство и потребление това,- ров, стимулировать развитие прогрессивных отраслей производ ства и видов продукции, оказывать влияние на распределение и перераспределение перевозок грузов и пассажиров между различ ными видами транспорта.
Стимулирующая роль цены возрастает путем планомерного использования отклонения цены от общественной стоимости для регулирования соотношений спроса и предложения. При повы шенном спросе цены могут повышаться, при пониженном — сни жаться. Здесь при помощи цены обеспечивается-экономия труда не только на производство, но и в потреблении. Усиление стиму лирующей роли цены достигается в результате применения такой методики ценообразования, которая обеспечивает образование хозрасчетных фондов экономического стимулирования и внесения необходимых платежей в бюджет предприятия за счет своей прибыли.
Немаловажная роль в стимулировании повышения эффектив ности автотранспортных предприятий принадлежит кредиту бан ка, который-с внедрением хозяйственной реформы приобретает все большее значение. Сфера кредитования расширилась, появи лись новые виды кредита, применяется долгосрочное кредитова ние капитального строительства. Банковский кредит стал одним из важнейших источников формирования средств предприятий.
Таковы основные факторы экономического стимулирования. Их влияние на повышение эффективности общественного произ водства и прежде всего на улучшение использования производ ственных фондов в новых условиях работы чрезвычайно возра стает. Это положение подтверждается результатами работы авто транспортных предприятий в новых условиях планирования и экономического стимулирования.
Большинство предприятий при работе в новых условиях обес печили ускорение темпов роста объемов перевозок и накоплений. Улучшилось использование действующих основных производствен ных фондов и оборотных средств.
Положительные результаты новой системы планирования и экономического стимулирования в большей мере проявились на крупных предприятиях, которые располагают широкими возмож ностями в осуществлении финансового организационного совер шенствования производства, эффективном использовании эконо мических методов руководства. Однако анализ работы автотранс портных предприятий в новых условиях показывает, что возмож ности новой системы планирования и экономического стимулиро вания использованы еще недостаточно.
9
Многие автотранспортные предприятия еще недостаточно вы являют и используют внутрихозяйственные резервы, не добивают ся значительного снижения материальных и трудовых затрат, бо лее полного производительного использования подвижного соста ва, улучшения качественных показателей работы. Пр*и составле нии планов предприятия не всегда вскрывают все возможности увеличения объемов перевозок и повышения их эффективности, по-прежнему представляют завышенные требования на капиталь ные вложения и материальные ресурсы.
В ходе реформы выявилась необходимость в дальнейшем со вершенствовании и усилении действенности отдельных факторов экономического стимулирования. Ниже на основе анализа резуль татов работы автотранспортных предприятий в новых условиях рассмотрена действенность основных форм и методов экономиче ского стимулирования и с учетом особенностей даны некоторые соображения, направленные на усиление стимулирующей роли отдельных факторов экономического стимулирования в повыше нии эффективности автомобильного транспорта.
2.Хозяйственный расчет в системе экономического стимулирования
Использование методов экономического стимулирования повы шения эффективности производства неразрывно связано с орга низацией и постоянным совершенствованием хозяйственного рас чета предприятий и их структурных производственных подразде лений.
Только в условиях хорошо организованного хозяйственного расчета предприятий могут быть наиболее полно реализованы все преимущества новой системы планирования и экономического сти мулирования.
Коммунистическая партия и Советское правительство всегда придавали и придают огромное значение хозяйственному расчету. Еще в 1921 г. в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» В. И. Ленин подчер кивал, что развитие экономики социалистического государства следует начинать с повышения производительности труда, с без убыточной и прибыльной работы каждого предприятия. Для этого необходим© было перевести все государственные предприятия на хозяйственный расчет.
Обосновывая важность такого перевода, В. И. Ленин писал;. «Перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный рас чет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической поли тикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет пре обладающим, если не исключительным» 1 .
1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. 342—543.
10
В. И. Ленин обосновал необходимость и наметил перспективы развития хозяйственного расчета на социалистических предприя тиях. Этот метод хозяйствования совершенствовался с каждым новым этапом развития нашей экономики. Дальнейшее углубле ние и качественно новое развитие он получил в результате реа
лизации решений |
сентябрьского |
(1965 г.) Пленума ЦК КПСС |
и XXIII съезда партии. |
существенные коррективы в |
|
Экономическая |
реформа внесла |
содержание самого понятия хозяйственный расчет. Автотранспорт ные предприятия должны покрывать за счет собственных доходов от перевозочной деятельности не только свои эксплуатационные расходы, но сверх этого получать прибыль, достаточную для вне сения в государственный бюджет платы за производственные фон ды, оплаты банку процентов за пользование кредитом, образова ния в установленном размере фондов экономического стимулиро вания, покрытия затрат по расширению производства (капиталь ное строительство производственных объектов, приобретение под вижного состава и оборудования сверх сумм амортизации на пол ное восстановление основных фондов и других собственных источ ников, предназначенных на эти цели), а также осуществления других расходов, финансируемых по существующим положениям за счет собственной прибыли предприятий.
Хщ-'.пктвенчый расчет основан на следующих принципах: са моокупаемость предприятия; предоставление им хозяйственнооперативной _ самостоятельности; экономическое стимулирование выполнения и перевыполнения коллективом утвержденных пока зателей плана; материальная ответственность предприятий за не выполнение плановых заданий и своих договорных обязательств. Он предполагает создание материальной заинтересованности как предприятий в целом, так и каждого работника в отдельности. По существу, главное назначение хозяйственного расчета заключает ся в стимулировании повышения эффективности производства на всех уровнях.
Хозяйственный расчет отражает экономические взаимоотноше ния между предприятием и государством, между отдельными предприятиями и его работниками. Поэтому центральным звеном в системе хозрасчетных отношений является предприятие.
Наряду с укреплением полного хозяйственного расчета, с пе реходом автотранспортных предприятий на новую систему плани рования и экономического стимулирования создана реальная основа для широкого внедрения внутреннего хозяйственного рас чета во всех .низовых производственных подразделениях.
Внутренний хозяйственный расчет отличается от полного тем,
что его подразделения не наделяются правами |
юридического |
лица и все внешние связи осуществляются через |
администра |
цию предприятия. По хозрасчетным подразделениям планируются и учитываются только те показатели, которые конкретно характе
ризуют вклад данного подразделения в общие достижения пред приятия. . - ? ! ..
II