Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

основным источником

фондов экономического

стимулирования

в новых условиях является прибыль.

место в финансовом хозяй­

Прибыль занимает

центральное

стве предприятия. Как экономическая

категория

она выражает

разносторонние связи и экономические отношения. Прибыль, кро­ ме того, следует рассматривать как производственную категорию.

Ее

образование является

результатом. создания стоимости,

а

источником — увеличение

объема

и снижение

себестоимости

перевозок.

 

производства

и укреплении

 

В экономическом стимулировании

хозяйственного расчета важную роль призван сыграть новый по­ рядок распределения и использования прибыли предприятий, на­ правленный на расширение их финансовых возможностей в реше­ нии вопросов технического совершенствования производства, ма­ териального поощрения работников, повышения ответственности за выполнение обязательств перед бюджетом и банком, усилении заинтересованности в лучшем использовании производственных фондов.

Особое место в новых условиях занимают фонды стимулирова­ ния. Фонды выступают как внутренний источник расширенного воспроизводства на предприятиях. Кроме того, они призваны быть все более существенным фактором материального поощ­ рения.

Экономические функции фондов обусловливают порядок их формирования. Основная часть фондов образуется за счет отчис­ лений от прибыли на основе нормативов длительного действия. Такой порядок побуждает предприятия выбирать оптимальные хозяйственные решения и обеспечивает заинтересованность в по­ стоянном улучшении результатов труда.

Г ' - Новая система планирования предусматривает создание на каждом предприятии трех фондов экономического стимулирова­ ния: материального поощрения, социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства, а также развития производства. Первые два направлены на удовлетворение материальных и куль­ турно-бытовых потребностей работников и относятся к фондам поощрения. Назначение фонда развития производства — обеспе­ чение постоянного расширения производства в результате внедре­ ния новой техники, реконструкции действующих и строительства новых производственных мощностей.

Большим стимулирующим рычагом более полного использова­ ния производственных фондов является плата за производствен­ ные фонды. Повышение эффективности общественного производ­ ства предполагает не только снижение текущих затрат на изго­ товление продукции, но и уменьшение относительных размеров средств, вложенных в производственные фонды.

Следующим фактором экономического стимулирования явля­ ется цена. В народном хозяйстве СССР существование категорий цены обусловлено наличием товарного производства, товарного обращения и действием закона стоимости.

8


Стоимость товара определяется затратами общественно необ­ ходимого труда и выражается косвенно посредством денег в це­ не, а стоимость перевозок — в тарифах, которые являются ценой транспортной продукции. Цена призвана возмещать издержки производства, перевозок и обращения и обеспечивать прибыль каждому' нормально работающему предприятию. Кроме того, це­ ны призваны воздействовать на производство и потребление това,- ров, стимулировать развитие прогрессивных отраслей производ­ ства и видов продукции, оказывать влияние на распределение и перераспределение перевозок грузов и пассажиров между различ­ ными видами транспорта.

Стимулирующая роль цены возрастает путем планомерного использования отклонения цены от общественной стоимости для регулирования соотношений спроса и предложения. При повы­ шенном спросе цены могут повышаться, при пониженном — сни­ жаться. Здесь при помощи цены обеспечивается-экономия труда не только на производство, но и в потреблении. Усиление стиму­ лирующей роли цены достигается в результате применения такой методики ценообразования, которая обеспечивает образование хозрасчетных фондов экономического стимулирования и внесения необходимых платежей в бюджет предприятия за счет своей прибыли.

Немаловажная роль в стимулировании повышения эффектив­ ности автотранспортных предприятий принадлежит кредиту бан­ ка, который-с внедрением хозяйственной реформы приобретает все большее значение. Сфера кредитования расширилась, появи­ лись новые виды кредита, применяется долгосрочное кредитова­ ние капитального строительства. Банковский кредит стал одним из важнейших источников формирования средств предприятий.

Таковы основные факторы экономического стимулирования. Их влияние на повышение эффективности общественного произ­ водства и прежде всего на улучшение использования производ­ ственных фондов в новых условиях работы чрезвычайно возра­ стает. Это положение подтверждается результатами работы авто­ транспортных предприятий в новых условиях планирования и экономического стимулирования.

Большинство предприятий при работе в новых условиях обес­ печили ускорение темпов роста объемов перевозок и накоплений. Улучшилось использование действующих основных производствен­ ных фондов и оборотных средств.

Положительные результаты новой системы планирования и экономического стимулирования в большей мере проявились на крупных предприятиях, которые располагают широкими возмож­ ностями в осуществлении финансового организационного совер­ шенствования производства, эффективном использовании эконо­ мических методов руководства. Однако анализ работы автотранс­ портных предприятий в новых условиях показывает, что возмож­ ности новой системы планирования и экономического стимулиро­ вания использованы еще недостаточно.

9



Многие автотранспортные предприятия еще недостаточно вы­ являют и используют внутрихозяйственные резервы, не добивают­ ся значительного снижения материальных и трудовых затрат, бо­ лее полного производительного использования подвижного соста­ ва, улучшения качественных показателей работы. Пр*и составле­ нии планов предприятия не всегда вскрывают все возможности увеличения объемов перевозок и повышения их эффективности, по-прежнему представляют завышенные требования на капиталь­ ные вложения и материальные ресурсы.

В ходе реформы выявилась необходимость в дальнейшем со­ вершенствовании и усилении действенности отдельных факторов экономического стимулирования. Ниже на основе анализа резуль­ татов работы автотранспортных предприятий в новых условиях рассмотрена действенность основных форм и методов экономиче­ ского стимулирования и с учетом особенностей даны некоторые соображения, направленные на усиление стимулирующей роли отдельных факторов экономического стимулирования в повыше­ нии эффективности автомобильного транспорта.

2.Хозяйственный расчет в системе экономического стимулирования

Использование методов экономического стимулирования повы­ шения эффективности производства неразрывно связано с орга­ низацией и постоянным совершенствованием хозяйственного рас­ чета предприятий и их структурных производственных подразде­ лений.

Только в условиях хорошо организованного хозяйственного расчета предприятий могут быть наиболее полно реализованы все преимущества новой системы планирования и экономического сти­ мулирования.

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда придавали и придают огромное значение хозяйственному расчету. Еще в 1921 г. в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» В. И. Ленин подчер­ кивал, что развитие экономики социалистического государства следует начинать с повышения производительности труда, с без­ убыточной и прибыльной работы каждого предприятия. Для этого необходим© было перевести все государственные предприятия на хозяйственный расчет.

Обосновывая важность такого перевода, В. И. Ленин писал;. «Перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный рас­ чет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической поли­ тикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет пре­ обладающим, если не исключительным» 1 .

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. 342—543.

10


В. И. Ленин обосновал необходимость и наметил перспективы развития хозяйственного расчета на социалистических предприя­ тиях. Этот метод хозяйствования совершенствовался с каждым новым этапом развития нашей экономики. Дальнейшее углубле­ ние и качественно новое развитие он получил в результате реа­

лизации решений

сентябрьского

(1965 г.) Пленума ЦК КПСС

и XXIII съезда партии.

существенные коррективы в

Экономическая

реформа внесла

содержание самого понятия хозяйственный расчет. Автотранспорт­ ные предприятия должны покрывать за счет собственных доходов от перевозочной деятельности не только свои эксплуатационные расходы, но сверх этого получать прибыль, достаточную для вне­ сения в государственный бюджет платы за производственные фон­ ды, оплаты банку процентов за пользование кредитом, образова­ ния в установленном размере фондов экономического стимулиро­ вания, покрытия затрат по расширению производства (капиталь­ ное строительство производственных объектов, приобретение под­ вижного состава и оборудования сверх сумм амортизации на пол­ ное восстановление основных фондов и других собственных источ­ ников, предназначенных на эти цели), а также осуществления других расходов, финансируемых по существующим положениям за счет собственной прибыли предприятий.

Хщ-'.пктвенчый расчет основан на следующих принципах: са­ моокупаемость предприятия; предоставление им хозяйственнооперативной _ самостоятельности; экономическое стимулирование выполнения и перевыполнения коллективом утвержденных пока­ зателей плана; материальная ответственность предприятий за не­ выполнение плановых заданий и своих договорных обязательств. Он предполагает создание материальной заинтересованности как предприятий в целом, так и каждого работника в отдельности. По существу, главное назначение хозяйственного расчета заключает­ ся в стимулировании повышения эффективности производства на всех уровнях.

Хозяйственный расчет отражает экономические взаимоотноше­ ния между предприятием и государством, между отдельными предприятиями и его работниками. Поэтому центральным звеном в системе хозрасчетных отношений является предприятие.

Наряду с укреплением полного хозяйственного расчета, с пе­ реходом автотранспортных предприятий на новую систему плани­ рования и экономического стимулирования создана реальная основа для широкого внедрения внутреннего хозяйственного рас­ чета во всех .низовых производственных подразделениях.

Внутренний хозяйственный расчет отличается от полного тем,

что его подразделения не наделяются правами

юридического

лица и все внешние связи осуществляются через

администра­

цию предприятия. По хозрасчетным подразделениям планируются и учитываются только те показатели, которые конкретно характе­

ризуют вклад данного подразделения в общие достижения пред­ приятия. . - ? ! ..

II