Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Большинство крупных автотранспортных предприятий общего пользования перевели свои производственные подразделения на внутренний хозяйственный расчет. Практикуются различные ва рианты хозяйственного расчета, отличающиеся главным образом полнотой охвата подразделений и степенью детализации хозрас
четных показателей.
В системе Министерства автомобильного транспорта Казах_стана действует положение по организации внутрипроизводствен ного хозяйственного расчета в автотранспортных предприятиях, которым рекомендуется ежемесячно доводить до автоколонн на год, квартал и каждый месяц следующие разделы плана и оце ночные показатели: производственная программа по автомобиль ным перевозкам (объем перевозок в тоннах и тонно-километрах, а также основные технико-эксплуатационные показатели исполь зования подвижного состава по маркам автомобилей и прицепов); план по труду (численность работающих, фонд заработной пла ты, производительность труда в рублях валового дохода); план финансовых результатов (доходы, расходы с распределением по статьям затрат, прибыль); план внедрения новой техники, науч ной организации труда и организационно-технических меро
приятий.
При этом по автоколоннам планируются и учитываются сле дующие статьи себестоимости: заработная плата водителей (по автобусным паркам — также кондукторов) с начислениями; авто мобильное топливо; износ и ремонт автомобильных шин; аморти зация подвижного состава.
'Остальные статьи затрат, которые не зависят от автоколонны как хозрасчетного звена, до нее не доводятся. В этом случае показатель прибыли по автоколоннам принимает условное значе ние (условная прибыль). Она больше реальной прибыли в целом по предприятию на суммы затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, смазочные и обтирочные материа лы и накладных расходов.
Для технической службы в целом и ее производственных уча стков (при агрегатно-участковой системе ремонта) применяются следующие плановые и оценочные показатели: предельное коли чество автомобилей и прицепов, простаивающих в техническом обслуживании, в ремонтах и в ожидании ремонта (или автомоби- ле-часы простоя в сменное время); количество проводимых пер вых и вторых технических обслуживаний; затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты, приходящиеся на 1 км пробега автомобилей; численность персонала и фонд заработной пла ты ремонтных и подсобно-вспомогательных рабочих; план вне дрения новой техники и мероприятий научной организации труда.
Наряду с указанными показателями для хозрасчетных подраз делений устанавливается сумма фонда материального поощрения для текущего премирования работников за результаты работы подразделения.
12
Размеры фондов поощрения по хозрасчетным службам и под разделениям определяются тем вкладом, который вносят коллек тивы тех или иных звеньев предприятия в конечные результаты деятельности автотранспортного предприятия.
Плановые суммы фонда по хозяйственным подразделениям ис числяются на основе положений о премировании работников авто транспортного предприятия и закрепляются в смете расходования
•средств фонда материального поощрения, утверждаемой директо ром по согласованию с местным комитетом профсоюза.
При перевыполнении плана по финансовым результатам и про изводительности труда осуществляются дополнительные отчис ления в фонд материального поощрения производственных под разделений путем распределения между ними соответствующей доли фонда пропорционально достигнутым сверхплановым финан совым результатам или же по разрабатываемым в предприятии нормативам.
В случае невыполнения соответствующих показателей плана сумма фонда сокращается в таком же порядке.
Премирование работников автоколонн, служб и производ ственных участков из фонда материального поощрения, созданно го за счет прибыли, производится только в пределах той доли, которая причитается каждому подразделению.
В условиях внутрихозяйственного расчета наряду с мате риальным стимулированием непременно должна реализовываться материальная ответственность хозрасчетных звеньев за результа ты работы, недостатки деятельности должны непосредственно от ражаться на их экономических интересах. Это требует тщатель ного обоснования и четкой регламентации деятельности каждого хозрасчетного подразделения, наличия хорошо поставленного опе ративного планирования и системного учета. Это тем более важно
потому, что между внутренними |
подразделениями предприятия |
нет юридических договорных отношений. |
|
Материальная ответственность |
конкретизируется в системе |
санкций. В практике организации внутрихозяйственного расчета
на |
автотранспортных предприятиях Казахстана руководителям |
|
хозрасчетных звеньев предоставляются определенные |
права |
|
н а. |
предъявление претензий, позволяющих возложить |
мате |
риальную 'Ответственность на те службы, по вине которых на несен ущерб.
■Роль системы взаимных |
материальных санкций |
заключается |
в укреплении чувства ответственности коллектива |
подразделения |
|
и каждого работника за |
соблюдение плановой, |
хозрасчетной |
и производственной дисциплины в процессе внутрихозяйственных отношений. Если любое хозрасчетное подразделение невыполне нием установленного ему плана или по каким-либо другим при чинам нанесло ущерб другим производственным звеньям, то фи нансовые результаты деятельности ответчика корректируются на величину прямых или условных потерь. Например, при поломках
13
подвижного состава ввиду неправильной его эксплуатации (ава рии, перегруз и т. п.) сумма дополнительных затрат на ремонт и выплаченная ремонтным рабочим заработная плата за устранение поломок исключается из расходов гаражно-технической службы
иприбавляется соответствующей автоколонне.
Вслучае допущения сверхплановых простоев автомобилей по вине производственных участков гаражно-технической службы на суммы потерь увеличиваются расходы последних. Одновременно служба эксплуатации несет материальную ответственность за не использование в рабочие дни исправных автомобилей по причи нам отсутствия грузов или водителей.
Практикуются и другие случаи применения взаимных мате риальных санкций.
При помощи экономических инструментов хозяйственного рас
чета — планирования, нормирования, учета и контроля — выявля ются достижения, недостатки и резервы в работе каждого под
разделения, а применение основного |
принципа — материальной |
|
заинтересованности |
и ответственности — способствует мобилиза |
|
ции всех работников |
на улучшение |
результатов своего труда, |
а также и повышение общих показателей автотранспортного пред приятия в целом.
Опыт показывает на то, что там, где хозяйственный расчет охватывает всю систему внутренних производственных отношений на предприятии, в значительной степени улучшаются все показа тели работы. В качестве примера можно назвать Джамбулский автокомбинат. На этом предприятии более пяти лет все производ ственные структурные подразделения, автоколонны, цехи, уча стки, службы работают в условиях хозяйственного расчета с при менением внутренних расчетных цен. Четко определены функцио нальные обязанности работников, установлена действенная си стема взаимной материальной ответственности между службами. Основные взаимоотношения автоколонн, отдела эксплуатации, ремонтных цехов и участков регулируются разработанными положениями и ежемесячно заключаемыми между ними согла шениями.
Здесь творчески подошли к организации материального поощрения, поставив в прямую зависимость размеры премий ра ботающих от конкретных результатов деятельности структурных подразделений. В значительной степени расширены права и от ветственность руководителей низовых звеньев в подборе и воспи тании кадров, организации и оплаты труда. Большая работа про
ведена по внедрению научной организации труда как на рабочих местах, так и в сфере управления.
результате комбинат достиг высокого уровня всех показа телей работы. Выпуск автомобилей на линию постоянно находит ся на уровне 83—85% при времени в наряде свыше 14 ч. За пе риод работы в условиях внутрихозяйственного расчета прибыль возросла почти в 2 раза и рентабельность превысила 50% к про изводственным фондам.
14
Глава II
СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ
1.Прибыль как экономический инструмент стимулирования повышения эффективности автотранспортного производства
Всистеме осуществляемых мер, направленных на усиление экономических методов в планировании и руководстве народным
хозяйством, исключительно важное место отводится прибыли. К оценке значения прибыли как экономического инструмента воз действия на предприятия следует подходить с точки зрения ее ме ста и роли в социалистическом хозяйстве.
Прибыль социалистических предприятий является формой су ществования прибавочного продукта, используемого в интересах всего народа. Она служит мерилом конечных результатов хозяй ственной деятельности предприятий. Ее величина наиболее на глядно показывает на то, как реализуется основной принцип со циалистического производства: получение максимального резуль тата при минимальных издержках. Значительно возрастает роль прибыли в условиях выполнения девятого пятилетнего плана раз вития народного хозяйства страны.
По мере расширения хозяйственной самостоятельности, укреп ления принципов полного хозяйственного расчета на предприя тиях повышается роль прибыли в материальном стимулировании производственных коллективов.
Прибыль выполняет ряд экономических функций. Она являет ся, во-первых, однимиз обобщающих показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий, во-вто рых, важнейшим источником формирования государственного бюджета, а также собственных ресурсов и фондов предприятий, в-третьих, рычагом экономического стимулирования производства. Показатель прибыли всегда принимается во внимание при оценке результатов производственно-финансовой деятельности предприя тий и формировании их. средств для экономического стимули рования.
С-тимулирующая функция прибыли зависит от применяемой системы ее распределения.
Действующая система распределения прибыли призвана уси лить роль финансов в повышении экономической эффективности производства. Новый принцип использования прибыли обеспечил создание большей материальной заинтересованности предприятий в повышении уровня хозяйствования, росте рентабельности, уве личении массы прибыли и всемерном развитии производства зд счес собственных источников средств. Создана прямая зависи мость между методами изъятия части прибыли в государственный бюджет и степенью эффективности использования основных фон
дов и эборотных средств; платежи в бюджет превратились |
в ак- |
' |
15 |
тивное средство воздействия на повышение эффективности про
изводства.
В новом порядке распределения прибыли проявляется хозрас четная сущность деятельности социалистических предприятий, обеспечивающая им полное покрытие расходов и материальное поощрение за счет полученных доходов.
Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, поставлены в зависимость от результатов финансово-хозяйствен ной деятельности. Чем выше экономические результаты, темпы роста прибыли, уровень рентабельности, тем относительно боль шая часть прибыли используется предприятием на материальное поощрение работников, развитие производства и другие нужды.
В использовании прибыли установлена строгая последова тельность. При этом имеются определенные различия в распреде лении плановой прибыли, отчетной прибыли в пределах плана и сверхплановой прибыли.
Плановая прибыль распределяется следующим образом: из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные платежи н уплачи вает проценты за банковский кредит. После производства указан ных платежей из прибыли образуются фонды экономического сти мулирования. Из оставшейся части накоплений после образова ния фондов осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), финансирование централизован ных капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других плановых затрат, а также производятся отчис ления на счет министерства в резерв для оказания предприятиям финансовой помощи. Разница между общей суммой прибыли и перечисленными платежами и отчислениями, а также частью при были, используемой на покрытие других плановых затрат, выте кающих из транспортно-финансового плана, направляется в бюд жет в виде взноса свободного остатка прибыли. Конкретное на правление плановой прибыли определяется финансовым планом. Принципиальная схема распределения прибыли автотранспортно го предприятия представлена в следующем виде:
Общая сумма прибыли |
............................................... |
|
300 тыс. руб. |
||
Н а п р а в л е н и е п р и б ы л и |
|
|
|||
Первая очередность: |
|
(плата |
за |
|
|
расчеты с бюджетом и банком |
|
|
|||
производственные |
фонды, фиксированные |
|
|
||
платежи, процент за пользование банков |
|
|
|||
ским кредитом) |
........................................... |
|
100 тыс. руб. |
||
остаток прибыли после первоочередных пла |
|
|
|||
тежей ................................................................... |
|
|
200 |
» |
» |
Вторая очередность: |
|
|
|
|
|
отчисления в фонды экономического стимули |
» |
» |
|||
рования ............................................... |
|
■ . |
80 |
||
остаток прибыли после покрытия расходов |
тыс, |
руб. |
|||
первой и второй |
очередностей |
. . . . |
120 |
Гб