Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство крупных автотранспортных предприятий общего пользования перевели свои производственные подразделения на внутренний хозяйственный расчет. Практикуются различные ва­ рианты хозяйственного расчета, отличающиеся главным образом полнотой охвата подразделений и степенью детализации хозрас­

четных показателей.

В системе Министерства автомобильного транспорта Казах_стана действует положение по организации внутрипроизводствен­ ного хозяйственного расчета в автотранспортных предприятиях, которым рекомендуется ежемесячно доводить до автоколонн на год, квартал и каждый месяц следующие разделы плана и оце­ ночные показатели: производственная программа по автомобиль­ ным перевозкам (объем перевозок в тоннах и тонно-километрах, а также основные технико-эксплуатационные показатели исполь­ зования подвижного состава по маркам автомобилей и прицепов); план по труду (численность работающих, фонд заработной пла­ ты, производительность труда в рублях валового дохода); план финансовых результатов (доходы, расходы с распределением по статьям затрат, прибыль); план внедрения новой техники, науч­ ной организации труда и организационно-технических меро­

приятий.

При этом по автоколоннам планируются и учитываются сле­ дующие статьи себестоимости: заработная плата водителей (по автобусным паркам — также кондукторов) с начислениями; авто­ мобильное топливо; износ и ремонт автомобильных шин; аморти­ зация подвижного состава.

'Остальные статьи затрат, которые не зависят от автоколонны как хозрасчетного звена, до нее не доводятся. В этом случае показатель прибыли по автоколоннам принимает условное значе­ ние (условная прибыль). Она больше реальной прибыли в целом по предприятию на суммы затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, смазочные и обтирочные материа­ лы и накладных расходов.

Для технической службы в целом и ее производственных уча­ стков (при агрегатно-участковой системе ремонта) применяются следующие плановые и оценочные показатели: предельное коли­ чество автомобилей и прицепов, простаивающих в техническом обслуживании, в ремонтах и в ожидании ремонта (или автомоби- ле-часы простоя в сменное время); количество проводимых пер­ вых и вторых технических обслуживаний; затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты, приходящиеся на 1 км пробега автомобилей; численность персонала и фонд заработной пла­ ты ремонтных и подсобно-вспомогательных рабочих; план вне­ дрения новой техники и мероприятий научной организации труда.

Наряду с указанными показателями для хозрасчетных подраз­ делений устанавливается сумма фонда материального поощрения для текущего премирования работников за результаты работы подразделения.

12


Размеры фондов поощрения по хозрасчетным службам и под­ разделениям определяются тем вкладом, который вносят коллек­ тивы тех или иных звеньев предприятия в конечные результаты деятельности автотранспортного предприятия.

Плановые суммы фонда по хозяйственным подразделениям ис­ числяются на основе положений о премировании работников авто­ транспортного предприятия и закрепляются в смете расходования

•средств фонда материального поощрения, утверждаемой директо­ ром по согласованию с местным комитетом профсоюза.

При перевыполнении плана по финансовым результатам и про­ изводительности труда осуществляются дополнительные отчис­ ления в фонд материального поощрения производственных под­ разделений путем распределения между ними соответствующей доли фонда пропорционально достигнутым сверхплановым финан­ совым результатам или же по разрабатываемым в предприятии нормативам.

В случае невыполнения соответствующих показателей плана сумма фонда сокращается в таком же порядке.

Премирование работников автоколонн, служб и производ­ ственных участков из фонда материального поощрения, созданно­ го за счет прибыли, производится только в пределах той доли, которая причитается каждому подразделению.

В условиях внутрихозяйственного расчета наряду с мате­ риальным стимулированием непременно должна реализовываться материальная ответственность хозрасчетных звеньев за результа­ ты работы, недостатки деятельности должны непосредственно от­ ражаться на их экономических интересах. Это требует тщатель­ ного обоснования и четкой регламентации деятельности каждого хозрасчетного подразделения, наличия хорошо поставленного опе­ ративного планирования и системного учета. Это тем более важно

потому, что между внутренними

подразделениями предприятия

нет юридических договорных отношений.

Материальная ответственность

конкретизируется в системе

санкций. В практике организации внутрихозяйственного расчета

на

автотранспортных предприятиях Казахстана руководителям

хозрасчетных звеньев предоставляются определенные

права

н а.

предъявление претензий, позволяющих возложить

мате­

риальную 'Ответственность на те службы, по вине которых на­ несен ущерб.

■Роль системы взаимных

материальных санкций

заключается

в укреплении чувства ответственности коллектива

подразделения

и каждого работника за

соблюдение плановой,

хозрасчетной

и производственной дисциплины в процессе внутрихозяйственных отношений. Если любое хозрасчетное подразделение невыполне­ нием установленного ему плана или по каким-либо другим при­ чинам нанесло ущерб другим производственным звеньям, то фи­ нансовые результаты деятельности ответчика корректируются на величину прямых или условных потерь. Например, при поломках

13


подвижного состава ввиду неправильной его эксплуатации (ава­ рии, перегруз и т. п.) сумма дополнительных затрат на ремонт и выплаченная ремонтным рабочим заработная плата за устранение поломок исключается из расходов гаражно-технической службы

иприбавляется соответствующей автоколонне.

Вслучае допущения сверхплановых простоев автомобилей по вине производственных участков гаражно-технической службы на суммы потерь увеличиваются расходы последних. Одновременно служба эксплуатации несет материальную ответственность за не­ использование в рабочие дни исправных автомобилей по причи­ нам отсутствия грузов или водителей.

Практикуются и другие случаи применения взаимных мате­ риальных санкций.

При помощи экономических инструментов хозяйственного рас­

чета — планирования, нормирования, учета и контроля — выявля­ ются достижения, недостатки и резервы в работе каждого под­

разделения, а применение основного

принципа — материальной

заинтересованности

и ответственности — способствует мобилиза­

ции всех работников

на улучшение

результатов своего труда,

а также и повышение общих показателей автотранспортного пред­ приятия в целом.

Опыт показывает на то, что там, где хозяйственный расчет охватывает всю систему внутренних производственных отношений на предприятии, в значительной степени улучшаются все показа­ тели работы. В качестве примера можно назвать Джамбулский автокомбинат. На этом предприятии более пяти лет все производ­ ственные структурные подразделения, автоколонны, цехи, уча­ стки, службы работают в условиях хозяйственного расчета с при­ менением внутренних расчетных цен. Четко определены функцио­ нальные обязанности работников, установлена действенная си­ стема взаимной материальной ответственности между службами. Основные взаимоотношения автоколонн, отдела эксплуатации, ремонтных цехов и участков регулируются разработанными положениями и ежемесячно заключаемыми между ними согла­ шениями.

Здесь творчески подошли к организации материального поощрения, поставив в прямую зависимость размеры премий ра­ ботающих от конкретных результатов деятельности структурных подразделений. В значительной степени расширены права и от­ ветственность руководителей низовых звеньев в подборе и воспи­ тании кадров, организации и оплаты труда. Большая работа про­

ведена по внедрению научной организации труда как на рабочих местах, так и в сфере управления.

результате комбинат достиг высокого уровня всех показа­ телей работы. Выпуск автомобилей на линию постоянно находит­ ся на уровне 83—85% при времени в наряде свыше 14 ч. За пе­ риод работы в условиях внутрихозяйственного расчета прибыль возросла почти в 2 раза и рентабельность превысила 50% к про­ изводственным фондам.

14


Глава II

СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ

1.Прибыль как экономический инструмент стимулирования повышения эффективности автотранспортного производства

Всистеме осуществляемых мер, направленных на усиление экономических методов в планировании и руководстве народным

хозяйством, исключительно важное место отводится прибыли. К оценке значения прибыли как экономического инструмента воз­ действия на предприятия следует подходить с точки зрения ее ме­ ста и роли в социалистическом хозяйстве.

Прибыль социалистических предприятий является формой су­ ществования прибавочного продукта, используемого в интересах всего народа. Она служит мерилом конечных результатов хозяй­ ственной деятельности предприятий. Ее величина наиболее на­ глядно показывает на то, как реализуется основной принцип со­ циалистического производства: получение максимального резуль­ тата при минимальных издержках. Значительно возрастает роль прибыли в условиях выполнения девятого пятилетнего плана раз­ вития народного хозяйства страны.

По мере расширения хозяйственной самостоятельности, укреп­ ления принципов полного хозяйственного расчета на предприя­ тиях повышается роль прибыли в материальном стимулировании производственных коллективов.

Прибыль выполняет ряд экономических функций. Она являет­ ся, во-первых, однимиз обобщающих показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий, во-вто­ рых, важнейшим источником формирования государственного бюджета, а также собственных ресурсов и фондов предприятий, в-третьих, рычагом экономического стимулирования производства. Показатель прибыли всегда принимается во внимание при оценке результатов производственно-финансовой деятельности предприя­ тий и формировании их. средств для экономического стимули­ рования.

С-тимулирующая функция прибыли зависит от применяемой системы ее распределения.

Действующая система распределения прибыли призвана уси­ лить роль финансов в повышении экономической эффективности производства. Новый принцип использования прибыли обеспечил создание большей материальной заинтересованности предприятий в повышении уровня хозяйствования, росте рентабельности, уве­ личении массы прибыли и всемерном развитии производства зд счес собственных источников средств. Создана прямая зависи­ мость между методами изъятия части прибыли в государственный бюджет и степенью эффективности использования основных фон­

дов и эборотных средств; платежи в бюджет превратились

в ак-

'

15


тивное средство воздействия на повышение эффективности про­

изводства.

В новом порядке распределения прибыли проявляется хозрас­ четная сущность деятельности социалистических предприятий, обеспечивающая им полное покрытие расходов и материальное поощрение за счет полученных доходов.

Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, поставлены в зависимость от результатов финансово-хозяйствен­ ной деятельности. Чем выше экономические результаты, темпы роста прибыли, уровень рентабельности, тем относительно боль­ шая часть прибыли используется предприятием на материальное поощрение работников, развитие производства и другие нужды.

В использовании прибыли установлена строгая последова­ тельность. При этом имеются определенные различия в распреде­ лении плановой прибыли, отчетной прибыли в пределах плана и сверхплановой прибыли.

Плановая прибыль распределяется следующим образом: из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные платежи н уплачи­ вает проценты за банковский кредит. После производства указан­ ных платежей из прибыли образуются фонды экономического сти­ мулирования. Из оставшейся части накоплений после образова­ ния фондов осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), финансирование централизован­ ных капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других плановых затрат, а также производятся отчис­ ления на счет министерства в резерв для оказания предприятиям финансовой помощи. Разница между общей суммой прибыли и перечисленными платежами и отчислениями, а также частью при­ были, используемой на покрытие других плановых затрат, выте­ кающих из транспортно-финансового плана, направляется в бюд­ жет в виде взноса свободного остатка прибыли. Конкретное на­ правление плановой прибыли определяется финансовым планом. Принципиальная схема распределения прибыли автотранспортно­ го предприятия представлена в следующем виде:

Общая сумма прибыли

...............................................

 

300 тыс. руб.

Н а п р а в л е н и е п р и б ы л и

 

 

Первая очередность:

 

(плата

за

 

 

расчеты с бюджетом и банком

 

 

производственные

фонды, фиксированные

 

 

платежи, процент за пользование банков­

 

 

ским кредитом)

...........................................

 

100 тыс. руб.

остаток прибыли после первоочередных пла­

 

 

тежей ...................................................................

 

 

200

»

»

Вторая очередность:

 

 

 

 

 

отчисления в фонды экономического стимули­

»

»

рования ...............................................

 

■ .

80

остаток прибыли после покрытия расходов

тыс,

руб.

первой и второй

очередностей

. . . .

120

Гб