Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

годам. Это, в свою очередь, предполагает, что нормативы отчис­ лений в фонд развития производства должны быть стабильными и экономически обоснованными. Ежегодное изменение нормативов отчислений от амортизации нарушает стабильность основного источника формирования фонда развития производства, ограничи­ вает самостоятельность и инициативу предприятий.

Важнейшее условие эффективного использования средств фонда развития производства и сокращения сроков ввода объек­ тов в эксплуатацию — привлечение кредитов под предстоящие отчисления в данный фонд. Благодаря использованию кредитов банка стало возможным приблизить вовремени в среднем на два-три года возведение производственных объектов и приобрете­

ния необходимого оборудования.

Интересы расширенного воспроизводства диктуют необходи­ мость создания производственных основных фондов с учетом пер­ спективы развития предприятий. Как показывает практика, дей­ ствующие принципы формирования фонда развития производства не полностью отвечают этим задачам. Возможности дальнейшего развития предприятия в значительной степени обусловливаются его успехами и положением, в первую очередь имеющимся объе­ мом уже созданных основных фондов, а также суммой накопле­ ний текущего периода. Так, размер амортизационных отчислений, направляемых в фонд развития производства, прямо зависит от стоимости основных производственных фондов. В результате относительный размер фонда по данному источнику в расчете на один списочный автомобиль по плохо обустроенным автотранс­ портным предприятиям примерно в 2 раза меньше, чем по пред­ приятиям, построенным по типовым проектам.

Доля фонда, создаваемая за счет прибыли, тоже во многом за­ висит от стоимости основных фондов (поскольку исходный нор­ матив определяется в процентах к этим фондам). Наконец, пред­ приятия с большим объемом производственных фондов имеют также относительно больше средств от ликвидации имущества.

Приведенные обстоятельства ставят в крайне неравное поло­ жение отдельные предприятия. Образование фонда развития про­ изводства за счет прибыли не соответствует его назначению.

Производимые вложения в основные фонды не приносят не­ медленного эффекта. Должно пройти определенное время, чтобы внедряемая сегодня техника, производимые в данный момент за ­ траты по строительству и реконструкции производственных объ­ ектов обеспечили в будущем повышение эффективности производ­ ства. Поэтому затраты за счет фонда развития производства в отдельных случаях приводят к понижению рентабельности пе­ ревозок и, следовательно, снижению размера отчислений в данный фонд за счет прибыли.

Сокращение размера фонда сказывается тем значительнее, чем больше предприятие заботится о техническом прогрессе.

Рассмотренные противоречия несколько сглаживаются дей­ ствующим порядком освобождения от платы в течение двух лет

117


основных фондов, созданных за счет фонда развития производ­ ства. Однако проблема стимулирования технического прогресса на автомобильном транспорте сохраняется.

Действующий порядок образования фонда развития производ­ ства не обеспечивает увязку его величины с объективными эко­ номически обоснованными потребностями предприятия в сред­ ствах для технического перевооружения производства.

Создание эффективной системы формирования этого фонда — задача весьма сложная и пока не решенная. Однако и в суще­ ствующих условиях имеются возможности значительного повыше­ ния эффективности использования фонда развития производства и приведения его размера по отдельным предприятиям в соответ­ ствие с объективными потребностями путем дифференциации норм отчислений, а также перераспределения неиспользованных средств.

Фонд развития производства предназначен как для воспроиз­ водства выбывающих основных производственных фондов, так и для их расширенного воспроизводства. Но в связи с неодинаковой мерой обустроенности отдельных предприятий и различной сте­ пенью изношенности их основных фондов потребность в источни­ ках средств для обеспечения этих двух форм воспроизводства так­ же весьма различна. Из этого положения объективно вытекает необходимость дифференциации нормативов отчислений в фонд развития производства по предприятиям.

Действующими положениями предоставлено право органам управления автомобильным транспортом увеличивать или умень­ шать размер отчислений в фонд развития производства от амор­ тизационных отчислений на реновацию с учетом состава и состоя­ ния основных фондов в пределах до 50% по сравнению со средней кормой (30%).

Таким образом, дифференцированный норматив может быть установлен в пределах от 15 до 45% к сумме амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. Такое увеличение или уменьшение должно производиться в пределах общей суммы амортизации, направляемой в фонд развития произ­ водства, исходя из средней нормы по тресту (управлению).

При разработке экономически обоснованных дифференциро­ ванных нормативов отчислений в фод развития производства по предприятиям необходимо учитывать следующие факторы:

структуру основных производственных фондов. На автомобиль­ ном транспорте подвижной состав приобретается почти исключи­ тельно за счет централизованных капитальных вложений, а фонд развития направляется преимущественно на создание пассивных основных фондов. Отсюда, чем ниже доля пассивных основных фондов (соответственно выше доля активных фондов), тем боль­ ше при прочих равных условиях требуется средств для расшире­

ния и укрепления производственно-технической базы автопред­ приятия;

118


степень изношенности основных производственных фондов. Предприятия, имеющие старые по времени эксплуатации основ­ ные фонды, в большей мере нуждаются в их обновлении, чем

вновь обустроенные предприятия; сроки службы основных производственных фондов. Чем эти

сроки короче, тем больше средств требуется для обновления таких фондов.

Учитывая принципиальные особенности назначения фонда раз­ вития производства автотранспортных предприятий (совершен­ ствование производственно-технической базы, стоимость которой находится практически в прямой зависимости от стоимости под­ вижного состава), нормы отчислений от амортизации в фонд раз­ вития производства следует устанавливать не в процентах от об­ щей суммы амортизации, а в процентах от стоимости подвижного

состава.

Дифференцированный норматив Яд в процентах к стоимости подвижного состава с учетом приведенных факторов может быть

исчислен по следующей формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30% • Со

А'.,

И я

 

Яц.

 

 

 

 

 

 

И

А =

 

А „

И а

 

 

 

( И )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

30% — нормативная доля отчислений амортизации в фонд

 

 

развития производства по отрасли;

отчислений

на

 

С0 — плановая сумма

амортизационных

 

 

■реновацию

в целом

по

транспортному

управле­

 

 

нию;

активных основных

фондов

в целом

по

 

А с

— стоимость

 

и К а

управлению;

 

активных основных фондов

К о

— отношение

стоимости

 

 

к общей стоимости основных фондов соответствен­

 

и И а

но

по управлению и

по данному

предприятию;

И 0

— коэффициент изношенности

основных

фондов

(от­

 

 

ношение суммы износа основных фондов к их пер­

 

 

воначальной стоимости) соответственно по управ­

 

 

лению и по данному предприятию;

 

 

 

 

 

А'ц — коэффициент, учитывающий

 

изменение

цен

на

 

 

подвижной состав и в строительстве против соот­

 

 

ношения стоимости активных и пассивных фондов,

 

 

принятого в расчет норматива обустроенности.

Таким образом,

первый член формулы

 

■30% ' С °

 

представляет

собой отраслевую

норму

отчислений

в фонд

А о

 

 

производ­

развития

ства в процентах от стоимости активных

основных фондов (под­

вижного состава),

второй член

— - корректирует полученную от­

раслевую норму с учетом степени обустройства данного предприя­ тия, отношение ~ ~ вносит поправку в эту же норму на пока­

119



затель изношенности основных фондов, К ц принимается во внима­

ние в случаях изменения цен.

Пользуясь дифференцированным нормативом, можно опреде­ лить общую сумму отчисления Сп от амортизации в фонд разви­ тия производства по формуле

С п

И д А п

( 12)

100

 

 

где Лп — стоимость подвижного состава.

 

Такой порядок определения размеров средств,

направляемых

в фонд развития производства, позволяет достаточно объективно учитывать состояние производственной базы автотранспортного предприятия, для расширения, укрепления и технического совер­ шенствования которой данный фонд предназначен.

Дифференцированные нормативы должны

рассчитываться

с учетом перспективы и действовать на ряд лет

(например, пяти­

летку).

 

Созданный по дифференцированным нормативам фонд разви­ тия производства по отдельным предприятиям в определенные пе­ риоды может отклоняться от действительной потребности, не пол­ ностью соответствовать затратам, обеспечивающим своевременное завершение намеченных мероприятий. В таких случаях транспорт­ ные управления могут частично централизовывать и перераспре­ делять средства фонда по подведомственным предприятиям.

Для дальнейшего совершенствования фондообразования было бы целесообразно на всех уровнях (министерство, управление, трест, предприятие) планировать фонд развития производства по нормативам в процентах не ко всей сумме амортизационных от­ числений па полное восстановление основных фондов, а только в процентах к сумме начислений по подвижному составу. Исход­ ный норматив может быть определен делением 30% (существую­ щая норма ко всей сумме амортизации) на сложившееся отноше­ ние амортизации подвижного состава неполное восстановление к сумме этой амортизации по всем основным фондам. Это значи­ тельно упростит предложенные выше расчеты.

В настоящее время при опережении роста пассивных основных фондов над увеличением парка автомобилей фонд развития про­ изводства повышается неоправданно большими темпами, а при значительном пополнении парка автомобилей этот фонд оказыва­ ется заниженным против потребностей.

Фонд развития производства предназначен для создания толь­ ко основных производственных фондов, а отчисления в него про­ изводятся по установленному проценту от общей суммы аморти­ зации, включая ту ее часть, которая начислена на непроизвод­ ственные основные фонды. Этот существенный недостаток фондо­ образования также устраняется применением предлагаемой ме­ тодики.

120