Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
годам. Это, в свою очередь, предполагает, что нормативы отчис лений в фонд развития производства должны быть стабильными и экономически обоснованными. Ежегодное изменение нормативов отчислений от амортизации нарушает стабильность основного источника формирования фонда развития производства, ограничи вает самостоятельность и инициативу предприятий.
Важнейшее условие эффективного использования средств фонда развития производства и сокращения сроков ввода объек тов в эксплуатацию — привлечение кредитов под предстоящие отчисления в данный фонд. Благодаря использованию кредитов банка стало возможным приблизить вовремени в среднем на два-три года возведение производственных объектов и приобрете
ния необходимого оборудования.
Интересы расширенного воспроизводства диктуют необходи мость создания производственных основных фондов с учетом пер спективы развития предприятий. Как показывает практика, дей ствующие принципы формирования фонда развития производства не полностью отвечают этим задачам. Возможности дальнейшего развития предприятия в значительной степени обусловливаются его успехами и положением, в первую очередь имеющимся объе мом уже созданных основных фондов, а также суммой накопле ний текущего периода. Так, размер амортизационных отчислений, направляемых в фонд развития производства, прямо зависит от стоимости основных производственных фондов. В результате относительный размер фонда по данному источнику в расчете на один списочный автомобиль по плохо обустроенным автотранс портным предприятиям примерно в 2 раза меньше, чем по пред приятиям, построенным по типовым проектам.
Доля фонда, создаваемая за счет прибыли, тоже во многом за висит от стоимости основных фондов (поскольку исходный нор матив определяется в процентах к этим фондам). Наконец, пред приятия с большим объемом производственных фондов имеют также относительно больше средств от ликвидации имущества.
Приведенные обстоятельства ставят в крайне неравное поло жение отдельные предприятия. Образование фонда развития про изводства за счет прибыли не соответствует его назначению.
Производимые вложения в основные фонды не приносят не медленного эффекта. Должно пройти определенное время, чтобы внедряемая сегодня техника, производимые в данный момент за траты по строительству и реконструкции производственных объ ектов обеспечили в будущем повышение эффективности производ ства. Поэтому затраты за счет фонда развития производства в отдельных случаях приводят к понижению рентабельности пе ревозок и, следовательно, снижению размера отчислений в данный фонд за счет прибыли.
Сокращение размера фонда сказывается тем значительнее, чем больше предприятие заботится о техническом прогрессе.
Рассмотренные противоречия несколько сглаживаются дей ствующим порядком освобождения от платы в течение двух лет
117
основных фондов, созданных за счет фонда развития производ ства. Однако проблема стимулирования технического прогресса на автомобильном транспорте сохраняется.
Действующий порядок образования фонда развития производ ства не обеспечивает увязку его величины с объективными эко номически обоснованными потребностями предприятия в сред ствах для технического перевооружения производства.
Создание эффективной системы формирования этого фонда — задача весьма сложная и пока не решенная. Однако и в суще ствующих условиях имеются возможности значительного повыше ния эффективности использования фонда развития производства и приведения его размера по отдельным предприятиям в соответ ствие с объективными потребностями путем дифференциации норм отчислений, а также перераспределения неиспользованных средств.
Фонд развития производства предназначен как для воспроиз водства выбывающих основных производственных фондов, так и для их расширенного воспроизводства. Но в связи с неодинаковой мерой обустроенности отдельных предприятий и различной сте пенью изношенности их основных фондов потребность в источни ках средств для обеспечения этих двух форм воспроизводства так же весьма различна. Из этого положения объективно вытекает необходимость дифференциации нормативов отчислений в фонд развития производства по предприятиям.
Действующими положениями предоставлено право органам управления автомобильным транспортом увеличивать или умень шать размер отчислений в фонд развития производства от амор тизационных отчислений на реновацию с учетом состава и состоя ния основных фондов в пределах до 50% по сравнению со средней кормой (30%).
Таким образом, дифференцированный норматив может быть установлен в пределах от 15 до 45% к сумме амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. Такое увеличение или уменьшение должно производиться в пределах общей суммы амортизации, направляемой в фонд развития произ водства, исходя из средней нормы по тресту (управлению).
При разработке экономически обоснованных дифференциро ванных нормативов отчислений в фод развития производства по предприятиям необходимо учитывать следующие факторы:
структуру основных производственных фондов. На автомобиль ном транспорте подвижной состав приобретается почти исключи тельно за счет централизованных капитальных вложений, а фонд развития направляется преимущественно на создание пассивных основных фондов. Отсюда, чем ниже доля пассивных основных фондов (соответственно выше доля активных фондов), тем боль ше при прочих равных условиях требуется средств для расшире
ния и укрепления производственно-технической базы автопред приятия;
118
степень изношенности основных производственных фондов. Предприятия, имеющие старые по времени эксплуатации основ ные фонды, в большей мере нуждаются в их обновлении, чем
вновь обустроенные предприятия; сроки службы основных производственных фондов. Чем эти
сроки короче, тем больше средств требуется для обновления таких фондов.
Учитывая принципиальные особенности назначения фонда раз вития производства автотранспортных предприятий (совершен ствование производственно-технической базы, стоимость которой находится практически в прямой зависимости от стоимости под вижного состава), нормы отчислений от амортизации в фонд раз вития производства следует устанавливать не в процентах от об щей суммы амортизации, а в процентах от стоимости подвижного
состава.
Дифференцированный норматив Яд в процентах к стоимости подвижного состава с учетом приведенных факторов может быть
исчислен по следующей формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
30% • Со |
А'., |
И я |
|
Яц. |
|
|
|
|
||
|
|
И |
А = |
|
А „ |
И а |
|
|
|
( И ) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
30% — нормативная доля отчислений амортизации в фонд |
||||||||||||
|
|
развития производства по отрасли; |
отчислений |
на |
|||||||||
|
С0 — плановая сумма |
амортизационных |
|||||||||||
|
|
■реновацию |
в целом |
по |
транспортному |
управле |
|||||||
|
|
нию; |
активных основных |
фондов |
в целом |
по |
|||||||
|
А с |
— стоимость |
|||||||||||
|
и К а |
управлению; |
|
активных основных фондов |
|||||||||
К о |
— отношение |
стоимости |
|||||||||||
|
|
к общей стоимости основных фондов соответствен |
|||||||||||
|
и И а |
но |
по управлению и |
по данному |
предприятию; |
||||||||
И 0 |
— коэффициент изношенности |
основных |
фондов |
(от |
|||||||||
|
|
ношение суммы износа основных фондов к их пер |
|||||||||||
|
|
воначальной стоимости) соответственно по управ |
|||||||||||
|
|
лению и по данному предприятию; |
|
|
|
|
|||||||
|
А'ц — коэффициент, учитывающий |
|
изменение |
цен |
на |
||||||||
|
|
подвижной состав и в строительстве против соот |
|||||||||||
|
|
ношения стоимости активных и пассивных фондов, |
|||||||||||
|
|
принятого в расчет норматива обустроенности. |
|||||||||||
Таким образом, |
первый член формулы |
|
■30% ' С ° |
|
представляет |
||||||||
собой отраслевую |
норму |
отчислений |
в фонд |
А о |
|
|
производ |
||||||
развития |
|||||||||||||
ства в процентах от стоимости активных |
основных фондов (под |
||||||||||||
вижного состава), |
второй член |
— - корректирует полученную от |
раслевую норму с учетом степени обустройства данного предприя тия, отношение ~ ~ вносит поправку в эту же норму на пока
119
затель изношенности основных фондов, К ц принимается во внима
ние в случаях изменения цен.
Пользуясь дифференцированным нормативом, можно опреде лить общую сумму отчисления Сп от амортизации в фонд разви тия производства по формуле
С п |
И д • А п |
( 12) |
|
100 |
|||
|
|
||
где Лп — стоимость подвижного состава. |
|
||
Такой порядок определения размеров средств, |
направляемых |
в фонд развития производства, позволяет достаточно объективно учитывать состояние производственной базы автотранспортного предприятия, для расширения, укрепления и технического совер шенствования которой данный фонд предназначен.
Дифференцированные нормативы должны |
рассчитываться |
с учетом перспективы и действовать на ряд лет |
(например, пяти |
летку). |
|
Созданный по дифференцированным нормативам фонд разви тия производства по отдельным предприятиям в определенные пе риоды может отклоняться от действительной потребности, не пол ностью соответствовать затратам, обеспечивающим своевременное завершение намеченных мероприятий. В таких случаях транспорт ные управления могут частично централизовывать и перераспре делять средства фонда по подведомственным предприятиям.
Для дальнейшего совершенствования фондообразования было бы целесообразно на всех уровнях (министерство, управление, трест, предприятие) планировать фонд развития производства по нормативам в процентах не ко всей сумме амортизационных от числений па полное восстановление основных фондов, а только в процентах к сумме начислений по подвижному составу. Исход ный норматив может быть определен делением 30% (существую щая норма ко всей сумме амортизации) на сложившееся отноше ние амортизации подвижного состава неполное восстановление к сумме этой амортизации по всем основным фондам. Это значи тельно упростит предложенные выше расчеты.
В настоящее время при опережении роста пассивных основных фондов над увеличением парка автомобилей фонд развития про изводства повышается неоправданно большими темпами, а при значительном пополнении парка автомобилей этот фонд оказыва ется заниженным против потребностей.
Фонд развития производства предназначен для создания толь ко основных производственных фондов, а отчисления в него про изводятся по установленному проценту от общей суммы аморти зации, включая ту ее часть, которая начислена на непроизвод ственные основные фонды. Этот существенный недостаток фондо образования также устраняется применением предлагаемой ме тодики.
120