Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От дополнительной прибыли, полученной предприя­ тиями от реализации аттестованной продукции, мини­ стерства и ведомства устанавливают повышенные разме­ ры отчислений в фонды экономического стимулирования (в фонд материального поощрения, фонд социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства и в фонд развития производства, в части образуемой от при­ были). Отчисления производятся пропорционально вели­ чине этих фондов, общая их сумма не должна превышать 70% от дополнительной прибыли, фактически полученной предприятиями от реализации аттестованной продукции. Отчисления производятся в течение всего срока действия Знака качества, а вся дополнительная прибыль исклю­ чается из общей суммы прибыли при определении разме­ ров фондов стимулирования по общепринятой схеме.

Если аттестованная продукция имеет те же качествен­ ные характеристики, что и до аттестации, то действую­ щая оптовая цена не изменяется, но к ней может устанав­ ливаться временная надбавка в размере не более 3% це­ ны. На продукцию, предназначенную только на экспорт, а также производимую в порядке разового заказа, аттестация производится без изменения цен и без установления надбавок к ним. Без изменения цен и над­ бавок аттестация может производиться и в условиях, когда действующие цены и установленные надбавки к ним предусматривают стимулирование улучшения тех­ нико-экономических параметров изделий или возмещают изготовителям дополнительные затраты, связанные с повышением качества, и необходимую прибыль, стиму­ лирующую выпуск новой продукции.

Новые цены и временные надбавки к ним^устанавливаются на срок до трех лет, т. е. на срок действия госу­ дарственного Знака качества. Если однородная аттесто­ ванная продукция изготавливается одновременно на не­ скольких предприятиях, то срок действия новой цены и

231

временной надбавки к ней исчисляются по предприятию, первому получившему Знак качества. Действие новых

цен и временных поощрительных надбавок к

ценам

прекращается с окончанием срока их действия, а

также

в случае лишения предприятия права применять

госу­

дарственный Знак качества.

Надбавки к оптовым ценам ца аттестованную про­ дукцию — действенный рычаг повышения качества про­ дукции, ускорения темпов научно-технического прогресса. В целях усиления взаимосвязи государственной аттестации продукции с системой скидок-надбавок новая методика определения оптовых цен на продукцию про­ изводственно-технического назначения предусматривает и установление скидок с оптовых цен на изделия, кото­ рые перестали отвечать современным требованиям про­ изводства, стандарты и технические условия которых нуждаются в пересмотрах, которые подлежат модерниза­

ции или снятию с

производства в установленные

сроки.

Скидки на такие изделия должны устанавливаться

с уче­

том повышенных

народнохозяйственных затрат,

возни­

кающих при использовании продукции более худшего ка­ чества, как правило, они должны быть не ниже 10% опто­

вой цены и не менее половины норматива

рентабельности.

В ценообразовании имеются и другие

специфические

скидки-надбавки к ценам, которые направлены на повы­ шение эффективности общественного производства. На­ пример, в газовой промышленности при помощи скидок с оптовых цен стимулируется выравнивание сезонной неравномерности потребления газа. Поскольку в зимние месяцы газа потребляется значительно больше, чем в лет­ ние, для газовой промышленности большое значение име­ ет выравнивание сезонной неравномерности его потреб­ ления при помощи (перевода ряда потребителей на так называемое буферное потребление, смысл которого за­ ключается в наличии двойного топливного хозяйства, ра­

235


ботающего в зимний период на твердом или жидком топ­ ливе, в летний — на газовом. Дополнительное хозяйство имеет и дополнительные расходы, которые желательно компенсировать. В целях стимулирования потребления излишков газа в летний период и компенсации дополни­ тельных затрат, связанных с наличием двойного топлив­ ного хозяйства, буферным потребителям (согласно утвержденному перечню) в период с 1 мая по 30 сентября включительно предоставляется скидка в размере 10% с цены конечной реализации, установленной для второй группы потребителей. Указанная скидка, но определен­ ная в твердой сумме на 1000 м3, применяется и к оптовой цене промышленности.

При помощи надбавок к ценам можно стимулировать и увеличение выпуска продукции. Этот вид надбавок ши­ роко применяется в сельском хозяйстве. Стимулирование увеличения объема производства, выражающееся в сверх­ плановой продаже государству сельскохозяйственной продукции, производится по многим продуктам. По зер­ новым культурам — пшенице и ржи по совокупности, а за просо, ячмень, кормовой овес, кукурузу и горох в отдель­ ности надбавка за сверхплановую продажу равна 50% закупочной цены. По таким техническим культурам, как семена подсолнечника, хлопок-сырец первого, второго и третьего сорта, лен-долгунец и конопля (соответствую­ щего качества) надбавка составляет 50%; а по подсол­ нечнику 100% закупочной цены, но производится она при сверхплановой продаже этих культур по сравнению со среднефактической продажей за последние три года. За продажу государству скота и птицы сверх годового пла­ на надбавка выплачивается по окончании хозяйственного года в целом по их совокупности в размере 50% от сред­ ней цены, фактически сложившейся за год, поскольку за­ купочные цены различны по видам и упитанности скота. На яйца куриные и шерсть, сданные государству сверх

236

годового плана, применяется надбавка, равная 50% заку­ почной цены.

При помощи скидок-надбавок можно создавать и необ­ ходимые хозрасчетные условия нормально работающим предприятиям. В некоторых отраслях производство одних изделий убыточно, выпуск других высокорентабе­ лен. В производстве, скажем, плодоовощных консервов высокорентабельны сок томатный, варенье, некоторые сорта компотов, в то же время зеленый горошек, томат­ ная паста, повидло убыточны; в молочной промышленно­ сти творог 18%-ной жирности убыточен, а сырковая мас­ са, сливки, сметана, мороженое и т. п. высокорентабель­ ны. В целях создания предприятиям равновыгодных условий для производства всех видов продукции в этих отраслях применяется система скидок-надбавок: на вы­ сокорентабельную продукцию введены скидки, на низко­

рентабельную или убыточную — надбавки.

Тем самым

происходит выравнивание рентабельности

и создаются

необходимые условия для производства всех видов про­ дукции.

В установлении некоторых видов скидок-надбавок отражается и советская политика цен. В целях обеспече­ ния рентабельности выпуска детского ассортимента

одежды, на которую установлены

пониженные цены,

ткани для их производства

отпускаются

со скидками

с розничных цен. Размеры

скидок

дифференцированы

в зависимости от вида и назначения ткани.

Например,

наибольшие размеры скидок установлены на ткани для пошива школьной формы. За ремонт детских верхних три­ котажных и чулочно-носочных изделий полагается скид­ ка 20%, за химическую чистку и крашение детской одеж­

ды скидка равна 50%.

роль

Как видим, скидки-надбавки играют большую

в повышении качества продукции, в ускорении

темпов

научно-технического прогресса. По сравнению с другими

237


ценовыми инструментами скидки-надбавки имеют опре­ деленные преимущества, они более мобильны, и, можно сказать, универсальны и всеобъемлющи. Именно системе скидок-надбавок принадлежит, по нашему мнению, боль­ шое будущее, отсюда их постоянное изучение, анализ и дальнейшее совершенствование явятся важным вкладом в повышение эффективности всего ценообразования, его связи с качеством продукции.

** *

Прошедший период подтвердил правоту выработанно'- го сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС курса на повышение роли товарно-денежных отношений в ускоре­ нии темпов научно-технического прогресса. Стоимостные инструменты, и прежде всего цена, в условиях обществен­ ной собственности на средства производства и присущего им нового содержания, в тесном взаимодействии с основ­ ными экономическими законами социализма являются мощным рычагом в руках социалистического государст­ ва. Вот почему каждый трудящийся должен не только знать методологию и практику планового формирования и использования цен, но и активно применять их в своей работе с целью повышения эффективности своего личного вклада в выполнение стоящих перед страной задач.

Дальнейшее совершенствование ценообразования, всех ценовых инструментов, повышение их стимулирую­ щей целенаправленности на все стороны нашей производ­ ственно-хозяйственной деятельности, и прежде всего на повышение качества выпускаемой продукции, бесспорно будет способствовать выполнению исторических задач, поставленных XXV съездом нашей партии.

О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Цена в системе управления качеством продукции

.

3

2. Возмещение затрат на освоение производства

новой,

 

 

более качественной продукции......................................

 

49

 

3.

Рентабельность и качество новой продукции .

.

.

71v/

4.

Уровень цен и потребительские свойства изделий

.

102

5.

Потребительские свойства продукции и нормативно­

 

 

параметрические методы образования цен . .

.

.

145 ^

6.

Качество продукции и гибкость ц е н .........................

 

181

 

7.

Ступенчатые цены и скидки надбавки к ценам — цено­

 

 

вые стимулы повышения качества продукции . .

 

209


Виктор Ильич Кабанков

ЦЕНА И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Редактор

Л.

Е м е л ь я н о в а

Художник

Т . Ф .

С е м и р е ч е н к о

Художественный редактор Р . А . К л о ч к о в Технический редактор Л. Б . Ч у е в а

Корректоры Э . 3 .

С е р г е е в а ,

Л. М . Л о г у н о в а и М .

С . Н и к и т и н а

ИБ № 1040

Сдано в набор 20/IV-77 г. Подписано к пе­ чати 28/XI-77 г. Формат бум. 70Х108'/и. Физ. печ. л. 7.5. Уел. печ. л. 10,5. Уч.-изд. л. 10,58. А13193. Тираж 20.000 экз. Цена 35 коп. Бум. JA 1 типогр. Зак. № 194.

Издательств» «Советская Россия» Государ­ ственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Москва, проезд Са­ пунова, 13/15.

Книжная фабрика № I Росглавполиграфпрома Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Элек­ тросталь Московской области, ул. нм. Тево-

сяна, 25.