ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
альная шкала |
увеличения-уменьшения размера |
фонда |
в зависимости |
от удельного веса продукции |
высшей |
категории качества и шкала уменьшения размера фонда в зависимости от доли продукции второй категории ка чества по сравнению с заданиями пятилетнего плана. Таким образом, в зависимости от фактического выполне ния плана по качеству продукции, т. е. увеличения или
уменьшения |
доли изделий |
высшей |
и второй |
категорий |
и образуется |
часть фонда |
материального |
поощрения |
|
в пределах до 10% всего его размера. |
|
|||
Существует, следовательно, непосредственная связь |
||||
между планированием качества |
продукции |
и схемой |
образования фондов экономического стимулирования. Чем больше выпускается продукции лучшего качества, тем в большем размере образуются и фонды материаль ного поощрения, и наоборот. Впервые такой метод стимулирования повышения качества продукции был введен в электротехнической промышленности. Практика показала высокую степень его эффективности. С начала перехода отрасли на новую систему по 1975 год удель ный вес изделий высшей категории качества в общем объеме продукции этой отрасли увеличился с 12,2 до 41,6%; экономический эффект от применения новых, более качественных изделий возрос за этот период в 4 раза, фонды экономического стимулирования за созда ние и освоение качественной продукции увеличились в 2,6 раза. Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы распространить этот метод на все отрасли народного хо зяйства и сделать его неотъемлемой частью общей системы управления качеством продукции.
В повышении качества выпускаемой продукции боль шое значение имеет получение от поставщиков доброка чественных исходных материалов и комплектующих из делий. Значение этого вопроса предопределяется имею щими еще место фактами поставок некомплектной или
11
недостаточно качественной продукции, срывами сроков поставок со всеми вытекающими отсюда отрицательны ми последствиями. В связи с этим особое значение при обретает система заказов и хозяйственных договоров между предприятиями, в которых оговариваются все необходимые условия (ассортимент, качество, комплект ность, сроки поставки и т. п.), активно воздействующие на эффективность работы как поставщиков, так и потре бителей. Строгое соблюдение договорных обязательств — залог успешной и качественной работы каждого нор мально работающего коллектива.
Особое значение в работе по управлению качеством продукции придается организации производства и труда, которая включает в себя целый ряд аспектов: рациональ ную технологию, ритмичность работы, отлаженность материально-технического снабжения и т. п. При этом среди многих немаловажных факторов особое место за нимают уровень воспитательной работы и организация социалистического соревнования, непосредственно влия ющие на создание нормального трудового микроклимата, деловой творческой атмосферы, на пробуждение инициа тивы и способностей каждого работника, создание обстановки взаимной требовательности, что в конечном счете приводит к добросовестному труду и, следователь но, к высокому качеству продукции.
Характеризуя систему управления качеством продук ции, нельзя не сказать и о правовых аспектах этой проблемы. Выпуск доброкачественной продукции, соот
ветствующей установленным |
стандартам,— закон для |
||
каждого |
труженика, |
независимо от его должности. |
|
И если |
некоторые |
нерадивые |
работники пренебрегают |
этой всем известной |
истиной, |
то на страже ее стоит |
целая система воздействия, начиная от воспитательных мер и кончая уголовным наказанием. Кодексы всех союзных республик имеют для этого соответствующие
12
нормы. За неоднократный или в крупных размерах выпуск недоброкачественной продукции Уголовный ко декс РСФСР, например, предусматривает наказание руководящих работников предприятий (директора, глав ного инженера и начальника отдела технического конт роля), начиная от увольнения с должности вплоть до лишения свободы сроком до трех лет или приговора к исправительным работам сроком до года. Максималь ное наказание бракоделов предусмотрено кодексом Молдавии, где срок лишения свободы установлен до 5 лет. В Эстонии ответственность за выпуск недоброкачествен ной продукции несут все лица, отвечающие за ее качество.
Общегосударственная система управления качеством продукции охватывает все уровни народнохозяйственно го процесса производства, поэтому распространение комплексного подхода в этом важном деле на все предприятия и их подразделения — важный фактор по-, вышения эффективности общественного производства. В этой связи большое значение имеет распространение передового опыта работы отдельных предприятий, в частности предприятий Львовской области по разработ ке и внедрению комплексной системы управления каче ством продукции, одобренного ЦК КПСС.
Наша страна добилась ведущего положения в мире во всех областях науки и техники. Свидетельство тому рейсы космических аппаратов, электростанции, корабли, домны, всевозможные машины и аппараты. И это не пре дел, поскольку научно-технический прогресс бесконечен. На дальнейшее совершенствование продукции, повыше ние ее качества ассигнуются все большие и большие средства, и нас не может не интересовать их экономиче
ская |
отдача, народнохозяйственная эффективность. |
|
Более |
объективно соизмерять затраты |
и результаты |
труда, |
создать соответствующие стимулы |
в производст |
13
ве и потреблении новой, более качественной продукции можно лишь при активном и умелом использовании товарно-денежных отношений и присущих им экономиче ских категорий, одной из которых является цена. Именно цена и ее стимулы — важнейшие формы повышения качества продукции.
Когда говорится о комплексной системе управления качеством, имеется в виду не только взаимосвязь основ ных форм повышения качества — стандартизации, атте стации, планирования, организации производства и труда, правового регулирования, ценообразования, но и система факторов, влияющих на качество внутри каждой из этих групп, т. е. определенные подсистемы управления каче ством продукции. Подсистема цен, в частности, состоит из совокупности ценовых форм и инструментов, активно влияющих на повышение качества товаров. Эти ценовые формы могут быть как типовые, наиболее распростра ненные, так и специфические, присущие лишь отдельным отраслям и изделиям. О них в основном и пойдет речь
вданной книге.
Вцене, как в зеркале, отражаются многие актуаль ные формы повышения качества продукции — такие, как аттестация качества, его планирование, стандартизация. Все эти формы, важные сами по себе, начинают играть еще большую роль, несут еще большую стимулирующую целенаправленность во взаимосвязи с ценообразованием.
Впринципе все они так или иначе связаны с ценамн.(На
продукцию, аттестованную по высшей категории качест ва, устанавливаются надбавки к оптовым ценам, что является важным стимулом увеличения производства более качественных издел.ий. Планирование качества продукции происходит на стоимостной основе, в резуль тате чего от правильности установления цен на изделия высшей и второй категорий качества зависит и их уровень в общем объеме реализации. Стандарты только тогда
14
полностью отражают качество продукции, когда активно способствуют установлению объективных цен.
Кроме того, что цена объективно взаимосвязана! с различными формами управления качеством продукции, она играет и большую самостоятельную роль в повыше нии качества товаров на всех стадиях народнохозяйст венного процесса производства: на стадии проектирова ния, освоения, производства, а также применения новых изделий. Неправильно установленная цена может свести на нет многие формы управления качеством. Следователь но, это мощный рычаг управления качеством продукции! и этим рычагом нужно пользоваться умело и эффективно.
Для этого необходимо твердо усвоить методологию и практику формирования цен, взаимосвязь цен и качест ва, стимулирующие возможности цен в деле повышения качества продукции. Необходимо также знать проблемы, стоящие перед ценообразованием. Решение их еще более усилит роль и значение цен в повышении качества изделий.
Основоположники научного коммунизма дали объек тивную характеристику сущности цены, взаимосвязи цены и качества. Анализируя товар, эту клеточку бур жуазного способа производства, К. Маркс выделяет в нем
две стороны — потребительную стоимость и |
стоимость. |
Потребительная стоимость — это полезность |
вещи, ее |
способность удовлетворять какие-либо человеческие по требности. Как потребительные стоимости товары раз личаются лишь качественно. Количественные соотноше ния, пропорции, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода, называются меновой стоимостью. Как меновые стоимости товары имеют количественные разли чия. Эти количественные различия обладают одним общим свойством — они представляют собой продукты труда. То общее, что выражается в меновом отношении,
15
и есть их стоимость, т. е. абстрактный человеческий труд. Итак, резюмирует К. Маркс, потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней ове ществлен, или материализован, абстрактно-человеческий труд. Величина стоимости измеряется количеством со держащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции», или количеством рабочего времени, обще ственно необходимого для ее изготовления. Долю всего общественного рабочего времени определяет обществен ная потребность, т. е. потребительная стоимость в обще ственном масштабе.
В непосредственной связи с потребительной стои мостью находится категория качества, что видно из следующего высказывания К. Маркса: «Так как товар покупается покупателем не потому, что он имеет стои мость, а потому, что он есть «потребительная стоимость», и употребляется для определенных целей, то само собой разумеется: 1) что потребительные стоимости «оценива ются», т. е. исследуется их качество (точно так же, как количество их измеряется, взвешивается и т. п.); 2) что когда различные сорта товаров могут заменить друг дру га для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение и т. д. и т. д.»1. Значит, категория качества продукции относится к определению общест венной потребительной стоимости.
Приведение стоимости товаров к одноименной, качественно одинаковой и количественно сравнимой величине происходит при помощи всеобщего эквивален т а — денег. Цена, по К. Марксу, есть денежное название овеществленного в товаре труда, или проще — денежное выражение стоимости единицы товара. Классическое определение соотношения между законом стоимости
и ценами дал В. |
И. Ленин: «Цена есть проявление закона |
1 К. М а р к с и |
Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 19, с. 387. |
16
стоимости. Стоимость есть закон цен, т. е. обобщенное выражение явления цены»1. Следовательно, само суще ствование цены обусловлено наличием стоимости, а связь цены со стоимостью есть связь формы с содер жанием. Отсюда качество как категория, связанная со стоимостью, не может быть не связана с ее формой — ценой. Этим и предопределяется взаимосвязь цен и ка чества.
Стоимость не вечная категория. Экономическая стоимость— категория, свойственная лишь товарному производству, она не существовала до него и исчезнет вместе с ним. К. Маркс и Ф. Энгельс предполагали, что в социалистическом обществе этой исторической катего рии не будет: «Производители могут, пожалуй, получать бумажные удостоверения, по которым они извлекают из общественных запасов предметов потребления то количе ство продуктов, которое соответствует времени их труда. Эти удостоверения не деньги. Они не совершают обра щения»2. Аналогичной точки зрения придерживался сна чала и В. И. Ленин, когда писал: «Что касается социализ ма, то известно, что он состоит в уничтожении товарного хозяйства»3. Однако опыт социалистического строитель ства заставил его пересмотреть эту точку зрения. Диалек тически анализируя хозяйственное положение в стране, творчески развивая марксизм, В. И. Ленин пришел к единственно правильному выводу: «Мы рассчитывали, или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета—непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продук тов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране.
1 |
В. И. Л е н и н. |
Поли. собр. соч., т. 25, с. |
46. |
3 |
К. М а р к с и |
Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 24, |
с. 402. |
|
В. И. Л е н и н . |
Поли. собр. соч., т. 17, с. |
127. |
17
Жизнь показала нашу ошибку. Потребовался ряд пере ходных ступеней... Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой револю цией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете потрудитесь построить сначала прочные мостки, ведущие в мелкокрестьянской стране через государственный капитализм к социализму; иначе вы не подойдете к коммунизму, иначе вы не подведете десятки и десятки миллионов людей « коммунизму. Так сказала нам жизнь. Так сказал нам объективный ход раз вития революции»1. Значит, пока не будет налажено коммунистическое производство и распределение про дуктов, будут существовать товарно-денежные отноше ния. Жизнь подтвердила правоту ленинских идей.
Осуществляемая в нашей стране хозяйственная ре форма исходит из признания товарного характера нашего производства, который предопределяется совокупностью факторов: известной экономической обособленностью хозрасчетных предприятий; существованием при социа лизме двух форм собственности — общенародной и груп повой, колхозной; социальной неоднородностью труда (физический и умственный, высококвалифицированный и неквалифицированный и т. п.); личной собственностью граждан на предметы потребления. Товарные отношения используются для наиболее оптимального сочетания интересов отдельных работников, предприятий и обще ства в целом, для осуществления принципа материальной заинтересованности. Продукт, созданный на социалисти ческих предприятиях, является товаром, который также представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Деньги по-прежнему являются всеобщим эквивалентом, цена — денежным выражением стоимости, а взаимосвязь цен и качества основана на единстве и противоречивости двух сторон товара.
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 44, с. 152.
18
Товарное производство и закон стоимости в условиях общественной собственности на средства производства и планового руководства отражают социалистические про изводственные отношения и сознательно используются обществом в целях повышения эффективности общест венного производства. В этом заключается их специфи ческая особенность, отсюда вытекает и место закона стоимости в системе экономических законов социализма. Предопределяющими являются основной экономический закон, прежде всего отвечающий целям нашего общест ва, и закон планомерного, пропорционального развития, позволяющий устанавливать научно обоснованные про порции и темпы социалистического воспроизводства,
которые учитывают закон стоимости и взаимодействуют с ним.
t Новая система планирования и экономического стимулирования требует приближения цен к уровню общественно необходимых Затрат — цены должны вовсе большей степени отражать общественно необходимые затраты труда, подчеркивается в Программе КПСС. Такие цены в наибольшей степени отвечают современным условиям производства, усилению роли стоимостных показателей в управлении народным хозяйством, в повы шении качества выпускаемой продукции, дают возмож ность более эффективно работать в новых условиях хозяйствования, поскольку обеспечивают каждому нор мально работающему предприятию возмещение издер жек производства и получение прибыли в размерах, необходимых для внесения определенных государствен ных платежей и образования соответствующих фондов стимулирования.
Задача практической политики цен заключается в обеспечении соответствия цен закону стоимости, в не обходимости выразить в ценах общественно необходимые затраты труда и изменять уровни и соотношения цен по
19