ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 17
Надбавки к оптовым и розничным ценам за некоторые виды отделок в хлопчатобумажном
производстве (в руб. и коп.)
|
|
|
Надбавки |
|
|
|
Виды отделок |
|
к оптовым ценам |
к |
розничным |
|
|
за 10 м незави- |
|||
|
|
|
симо от ширины |
ценам за I м |
|
|
|
|
и веса ткани |
|
|
Отделка |
. гофре * ............................... |
|
0—60 |
|
0—10 |
Несминаемая безусадочная отделка |
1—00 |
|
0-20 |
||
.форниз* .......................................... |
.стирай- |
|
|||
Несминаемая отделка |
0—70 |
|
|
||
носи* |
.................................................. с несмываемым |
блеском |
|
0 -1 0 |
|
Рисунки |
0—30 |
|
0—05 |
||
Стойкое |
тиснение ........................... |
|
0 -6 0 |
|
0—10 |
Так, к |
розничной цене стула |
с полужестким |
сиденьем |
и жесткой спинкой при обивке его ковровым гобеленом полагается надбавка в размере 40 коп., а при обивке легкой декоративной тканью — скидка в размере 20 коп.
В некоторых прейскурантах вследствие большого разнообразия отделок надбавки предусмотрены в соот ветствующих шкалах, где их размеры регламентирова ны в зависимости от интервалов стоимости отделок, включая и соответствующие накопления. Система ски док-надбавок широко применяется при замене одних ма териалов другими, например в обувной и швейной от раслях (использование ватина вместо ваты, подкладки из сатина вместо шелка и т. п.).
Ясно, что подобные скидки-надбавки, кроме значи тельного сокращения количества цен в прейскурантах, позволяют предприятиям-производителям самим опреде лять цены при переходе от одного исполнения продук-
219
ции к другому и не обращаться за их утверждением в органы ценообразования. Они обеспечивают, следова тельно, оперативность в определении цен, точность уче та затрат и, кроме экономии времени, дают возмож ность предвидеть экономический эффект от внедрения новой продукции, что способствует ускорению ее освое ния и массового производства.
Например, на холодильники компрессионные и аб сорбционные типа соответственно КШ и АШ оптовые цены установлены на эталонное исполнение независимо
от |
торгового наименования |
(марки). В то же время |
в |
прейскуранте приведены |
всевозможные надбавки: |
за более пониженную температуру в низкотемператур ном отделении; за выполнение верхней части холодиль ника в виде стола и т. п. Если предприятие начинает выпускать новый холодильник, который отличается от эталонного, оптовая цена которого равна, скажем, 144 руб., дополнительным наличием полуавтоматическо го оттаивателя низкотемпературного отделения, надбав ка за который равна 5 руб., и исполнением верхней кры шки холодильника в виде стола, за что надбавка составит также 5 руб., то оно заранее знает цену этого нового изделия, в данном случае она будет равна 154 руб. (144 + 5+ 5).
К первой группе следует отнести также и скидки-над бавки за сортность, расфасовку, срочность, за сверхпла новую поставку продукции, сопутствующие скидки-над бавки и некоторые другие. Скидки (надбавки) за сорт ность применяются в случаях, когда прейскурантные цены установлены на какошлибо один сорт, а на осталь ные сорта определяются расчетно. Эти скидки-надбавки применяются как на продукцию производственно-техни ческого назначения, так и на товары народного потреб ления, причем степень широты их применения зависит от посортовой дифференциации продукции: чем больше
220
изделия дифференцируются по сортам, тем больше при
меняются посортовые |
скидки-надбавки, и наоборот. |
В качестве примера |
применения посортовых скидок- |
надбавок на средства производства можно привести ме таллопродукцию второго сорта, которая расценивается при помощи скидок с оптовых цен первого сорта соответ ствующего вида, марки и размера (процент скидки дифференцирован в зависимости от видов стали). Опто вые цены в шинном производстве установлены на продук цию первого сорта, реализация покрышек и камер второ го сорта производится со скидкой в размере 5% • Скидка в размере 40% от цены второго сорта применяется на стекло по качеству ниже второго сорта, отпускаемое для остекления растениеводческих и животноводческих построек и помещений подсобно-хозяйственного назна чения. ,
Скидки с оптовых и розничных цен весьма часто применяются в отраслях легкой промышленности при определении цен на продукцию пониженных сортов. На модельную обувь, скажем, установлены лишь розничные цены первого сорта, продукция второго и третьего сор тов определяется при помощи скидок в размере соот ветственно 10 и 20%; при помощи 5 и 10%-ных скидок определяются розничные цены второго и третьего сор тов на платки саржевые с бахромой. В таблице 18 в качестве примера приведены из временных методиче ских указаний скидки с оптовых и розничных цен на изделия второго сорта.
По некоторым товарам (ткани хлопчатобумажные, льняные, шерстяные), пониженное качество которых не имеет практического значения для покупателей или мо жет быть устранено в торговле (вырезка бракованных участков), скидки не доводятся до потребителей и оста ются в распоряжении торговых организаций. Это стиму лирует их к более тщательной разбраковке товаров.
221
|
Т а б л и ц а 18 |
|
Скидки с оптовых и розничных цен |
|
|
на чулочно-носочные изделия |
|
|
|
Номер основной |
С к и д к а |
|
с цены |
|
Н а и м е н о в а н и е и з д е л и й |
пряжи |
1 сорта |
|
|
(%) |
а) Размер скидок с оптовых цен |
|
|
Чулочно-носочные изделия |
Эластик, КШ |
15,0 |
То же |
х/б, СШ, ч/ш |
5,0 |
|
сочетание различных |
|
|
нитей и пряжи |
|
б) Размер скидок |
с розничных цен |
|
Чулочно-носочные изделия
То же
Эластик, КШ |
15,0 |
х/б, СШ, ч/ш |
5,0 |
сочетание различных |
|
нитей и пряжи |
|
Посортовая скидка производится не только с полной розничной цены, но и с определенной ее доли, соответст вующей стоимости части изделия с пониженным качест вом. Если тот или иной порок в костюме «двойка» (пид жак и брюки) или «тройка» (пиджак, брюки и жилет) обнаружен в пиджаке, то скидка с розничной цены взи мается не со всей стоимости костюма, а лишь со стоимо сти пиджака. Для этого в костюме «двойка» стоимость пиджака принимается за 60%, брюк— за 40, а в костюме «тройка» — стоимость пиджака за 50%, а стоимость брюк и жилета соответственно за 35 и 15% розничной цены всего костюма; стоимость подкладки принимается за 10%.
Улучшение качества пищевых продуктов достигается их более тщательной технологической обработкой, в ре-
222
зультате чего при максимальном сохранении полезных составляющих исходного сырья улучшаются органолеп тические свойства пищевых продуктов. С ускорением тех нического прогресса постоянно совершенствуется и тех нологическая обработка, увеличивается удельный вес пищевых изделий высшего качества, что приводит к сокращению посортового деления продуктов и цен. В настоящее время сортовая дифференциация цен в за висимости от качества пищевых продуктов сохранилась по сравнительно ограниченному кругу изделий. Отсюда п сравнительно ограниченное применение посортовых скидок-надбавок. В качестве примера можно привести рыбную продукцию, второй сорт которой реализуется потребителями с 10—20%-ной скидкой с розничных цен первого сорта.
Разновидностью посортовых скидок в отраслях пи щевой промышленности являются скидки на нестандарт ную продукцию. Дело в том, что ряд пищевых продуктов, особенно это относится к плодоовощным изделиям, в про цессе транспортировки, хранения и реализации теряют свои качества, но тем не менее могут быть использованы в потребление. Такая продукция считается нестандарт ной, и на нее устанавливаются скидки с цен. Например, на нестандартные овощи и фрукты предусмотрены скид ки с розничных цен в размере 20—50%, на нестандартные рыбные товары (соленые, копченые, вяленые, маринован ные, сушеные, пряного посола) скидки определяются в размере 30—35%.
Надбавки за расфасовки предназначены для покры тия соответствующих затрат и стимулирования производ ства расфасовок. Эти надбавки состоят из себестоимости расфасовки и соответствующего чистого дохода-прибы ли для оптовых цен, а также налога с оборота и торго вых скидок для розничных цен. Себестоимость расфа совки включает в себя расходы на тару — всевозможные
223
банки, бутылки, коробки и т. п. и трудовые затраты. Сти мулирование расфасовок вообще и мелкой расфасовки, в частности, осуществляется путем установления надба вок (или цен вместе с надбавками) на таком уровне, ко торый в пересчете на килограмм (литр) был бы относи тельно выше надбавок (цен) на продукцию более круп ных расфасовок. Весьма часто надбавки за расфасовки приводятся в специальных таблицах, так сказать, в гото вом виде. Размер надбавки за расфасовку одного и того же развеса, разлива, как правило, одинаков по отдельным родственным видам продукции. В таблице 19 приведены надбавки за фасовку творога, применяемые в Литовской ССР.
Т а б л и ц а 19 Надбавки за фасовку творога (в руб. и коп.)
|
|
|
|
9 % ж и в н о с т и |
н е ж и р н ы й |
Розничная цена |
1 кг весового творога |
|
0—70 |
0—38 |
|
в расфасовке по 500 г в пергаменте |
0 -3 7 |
0—21 |
|||
в расфасовке по 250 г |
в пергаменте |
0—19 |
0 -11 |
||
в пересчете на 1 кг расфасованного |
0—74 |
0—42 |
|||
по 500 г |
.............................................. |
|
|
||
в пересчете на 1 кг расфасованного |
0 -7 6 |
0—44 |
|||
по 250 г |
..............................................фасовки |
(надбавки) |
по |
||
Стоимость |
0—06 |
0—06 |
|||
по 500 г на кг продукции............... |
по |
||||
Стоимость |
фасовки |
(надбавки) |
0—04 |
0 -0 4 |
|
250 г на кг продукции ................... |
|
Скидки-надбавки за срочность исполнения применя ются во многих отраслях народного хозяйства. Установ ленные надбавки к ценам имеют целью обеспечение со кращения сроков выполнения работ при сохранении их
224
качества. Скидки с цен используются в виде санкции за несвоевременное выполнение договорных обязательств. В сельском хозяйстве в РСФСР, например, с целью бо лее равномерной загрузки свеклоперерабатывающих за водов за сдачу свеклы до первого сентября установлена надбавка к закупочным ценам в размере 30%; в других республиках, при наличии договоров с заводами, приме няется надбавка в размере 20% при поставке сахарной свеклы до 15 сентября.
Особенно широкое применение скидки-надбавки за срочность имеют в сфере бытового обслуживания, по скольку срочность оказания некоторых видов услуг явля ется одной из прогрессивных форм обслуживания населе ния. За исполнение высококачественных работ в короткие сроки взимается надбавка к основному тарифу (без уче та стоимости материалов заказчика). Например, допол нительная плата к прейскурантным тарифам за срочный общий ремонт часов (в течение двух суток, не считая дня приемки) равна 20%, за срочную химчистку и краше ние — до 40%, если заказ исполняется в течение 24 часов, н до 20%, если заказ исполняется в течение 72 часов.
Надбавка создает материальную заинтересованность в оказании подобных услуг и погашает дополнительные затраты, связанные с созданием необходимых для этого условий. Срочные услуги не следует мешать с услугами, оказываемыми в присутствии заказчика; такими, как чистка обуви, ремонт или заправка ручек, мелкий ре монт часов, металлических изделий и т. п., на которые действуют обычные прейскурантные тарифы.
Надбавки, которые не относятся непосредственно к данному товару или услуге, называются сопутствующи ми. Так, покрытие расходов по организации программ радиовещания и телевидения начиная с 1962 года про изводится за счет надбавок к розничным ценам на това ры радио и телеаппаратуры (соответственно 15 и 20%).
225
Надбавки за сверхплановую поставку стимулируют поставщиков к максимальному производству продукции.
Особенно широко |
этот |
вид |
надбавки распространен |
||
в сельском хозяйстве. Так, за |
сверхплановую |
продажу |
|||
государству зерна |
выплачивается |
надбавка |
в размере |
||
50% к закупочной |
цене, |
хлопка |
сверх среднего количе |
ства, проданного за последние три года, также 50%, подсолнечника — 100% и т. п.
Вторая группа скидок-надбавок призвана непосред ственно стимулировать качество продукции, выпуск бо лее прогрессивных изделий. Это прежде всего скидкинадбавки за отклонения от требований, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией (ГОСТами, техническими условиями). Надбавки к ценам здесь играют роль активного стимула в производстве продукции лучшего качества и ассортимента. Скидки вы полняют роль санкции за снижение качества изготовляе мых изделий. Величина скидок-надбавок должна быть научно обоснованной и экономически целесообразной. В качестве экономического критерия надбавок выступает народнохозяйственный экономический эффект, т. е. эф фект, получаемый потребителями от применения продук ции лучшего качества; аналогично в качестве критерия скидок выступают дополнительные народнохозяйствен ные затраты, связанные с применением продукции более худшего качества.
Рассматриваемые скидки-надбавки имеют широкое применение во многих отраслях и сферах народного хо зяйства и, в частности, в сырьевых и обрабатывающих отраслях тяжелой промышленности, сельском хозяйстве, а также в отраслях, производящих товары народного по требления. Качество угля, например, во многом зависит от содержания в нем золы, влаги, серы. С целью непре рывного улучшения качества выпускаемых углей за счет снижения зольности, влажности и сернистости прейску
226