Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 17

Надбавки к оптовым и розничным ценам за некоторые виды отделок в хлопчатобумажном

производстве (в руб. и коп.)

 

 

 

Надбавки

 

 

Виды отделок

 

к оптовым ценам

к

розничным

 

 

за 10 м незави-

 

 

 

симо от ширины

ценам за I м

 

 

 

и веса ткани

 

 

Отделка

. гофре * ...............................

 

0—60

 

0—10

Несминаемая безусадочная отделка

1—00

 

0-20

.форниз* ..........................................

.стирай-

 

Несминаемая отделка

0—70

 

 

носи*

.................................................. с несмываемым

блеском

 

0 -1 0

Рисунки

0—30

 

0—05

Стойкое

тиснение ...........................

 

0 -6 0

 

0—10

Так, к

розничной цене стула

с полужестким

сиденьем

и жесткой спинкой при обивке его ковровым гобеленом полагается надбавка в размере 40 коп., а при обивке легкой декоративной тканью — скидка в размере 20 коп.

В некоторых прейскурантах вследствие большого разнообразия отделок надбавки предусмотрены в соот­ ветствующих шкалах, где их размеры регламентирова­ ны в зависимости от интервалов стоимости отделок, включая и соответствующие накопления. Система ски­ док-надбавок широко применяется при замене одних ма­ териалов другими, например в обувной и швейной от­ раслях (использование ватина вместо ваты, подкладки из сатина вместо шелка и т. п.).

Ясно, что подобные скидки-надбавки, кроме значи­ тельного сокращения количества цен в прейскурантах, позволяют предприятиям-производителям самим опреде­ лять цены при переходе от одного исполнения продук-

219


ции к другому и не обращаться за их утверждением в органы ценообразования. Они обеспечивают, следова­ тельно, оперативность в определении цен, точность уче­ та затрат и, кроме экономии времени, дают возмож­ ность предвидеть экономический эффект от внедрения новой продукции, что способствует ускорению ее освое­ ния и массового производства.

Например, на холодильники компрессионные и аб­ сорбционные типа соответственно КШ и АШ оптовые цены установлены на эталонное исполнение независимо

от

торгового наименования

(марки). В то же время

в

прейскуранте приведены

всевозможные надбавки:

за более пониженную температуру в низкотемператур­ ном отделении; за выполнение верхней части холодиль­ ника в виде стола и т. п. Если предприятие начинает выпускать новый холодильник, который отличается от эталонного, оптовая цена которого равна, скажем, 144 руб., дополнительным наличием полуавтоматическо­ го оттаивателя низкотемпературного отделения, надбав­ ка за который равна 5 руб., и исполнением верхней кры­ шки холодильника в виде стола, за что надбавка составит также 5 руб., то оно заранее знает цену этого нового изделия, в данном случае она будет равна 154 руб. (144 + 5+ 5).

К первой группе следует отнести также и скидки-над­ бавки за сортность, расфасовку, срочность, за сверхпла­ новую поставку продукции, сопутствующие скидки-над­ бавки и некоторые другие. Скидки (надбавки) за сорт­ ность применяются в случаях, когда прейскурантные цены установлены на какошлибо один сорт, а на осталь­ ные сорта определяются расчетно. Эти скидки-надбавки применяются как на продукцию производственно-техни­ ческого назначения, так и на товары народного потреб­ ления, причем степень широты их применения зависит от посортовой дифференциации продукции: чем больше

220


изделия дифференцируются по сортам, тем больше при­

меняются посортовые

скидки-надбавки, и наоборот.

В качестве примера

применения посортовых скидок-

надбавок на средства производства можно привести ме­ таллопродукцию второго сорта, которая расценивается при помощи скидок с оптовых цен первого сорта соответ­ ствующего вида, марки и размера (процент скидки дифференцирован в зависимости от видов стали). Опто­ вые цены в шинном производстве установлены на продук­ цию первого сорта, реализация покрышек и камер второ­ го сорта производится со скидкой в размере 5% • Скидка в размере 40% от цены второго сорта применяется на стекло по качеству ниже второго сорта, отпускаемое для остекления растениеводческих и животноводческих построек и помещений подсобно-хозяйственного назна­ чения. ,

Скидки с оптовых и розничных цен весьма часто применяются в отраслях легкой промышленности при определении цен на продукцию пониженных сортов. На модельную обувь, скажем, установлены лишь розничные цены первого сорта, продукция второго и третьего сор­ тов определяется при помощи скидок в размере соот­ ветственно 10 и 20%; при помощи 5 и 10%-ных скидок определяются розничные цены второго и третьего сор­ тов на платки саржевые с бахромой. В таблице 18 в качестве примера приведены из временных методиче­ ских указаний скидки с оптовых и розничных цен на изделия второго сорта.

По некоторым товарам (ткани хлопчатобумажные, льняные, шерстяные), пониженное качество которых не имеет практического значения для покупателей или мо­ жет быть устранено в торговле (вырезка бракованных участков), скидки не доводятся до потребителей и оста­ ются в распоряжении торговых организаций. Это стиму­ лирует их к более тщательной разбраковке товаров.

221

 

Т а б л и ц а 18

Скидки с оптовых и розничных цен

 

на чулочно-носочные изделия

 

 

Номер основной

С к и д к а

 

с цены

Н а и м е н о в а н и е и з д е л и й

пряжи

1 сорта

 

 

(%)

а) Размер скидок с оптовых цен

 

Чулочно-носочные изделия

Эластик, КШ

15,0

То же

х/б, СШ, ч/ш

5,0

 

сочетание различных

 

 

нитей и пряжи

 

б) Размер скидок

с розничных цен

 

Чулочно-носочные изделия

То же

Эластик, КШ

15,0

х/б, СШ, ч/ш

5,0

сочетание различных

 

нитей и пряжи

 

Посортовая скидка производится не только с полной розничной цены, но и с определенной ее доли, соответст­ вующей стоимости части изделия с пониженным качест­ вом. Если тот или иной порок в костюме «двойка» (пид­ жак и брюки) или «тройка» (пиджак, брюки и жилет) обнаружен в пиджаке, то скидка с розничной цены взи­ мается не со всей стоимости костюма, а лишь со стоимо­ сти пиджака. Для этого в костюме «двойка» стоимость пиджака принимается за 60%, брюк— за 40, а в костюме «тройка» — стоимость пиджака за 50%, а стоимость брюк и жилета соответственно за 35 и 15% розничной цены всего костюма; стоимость подкладки принимается за 10%.

Улучшение качества пищевых продуктов достигается их более тщательной технологической обработкой, в ре-

222


зультате чего при максимальном сохранении полезных составляющих исходного сырья улучшаются органолеп­ тические свойства пищевых продуктов. С ускорением тех­ нического прогресса постоянно совершенствуется и тех­ нологическая обработка, увеличивается удельный вес пищевых изделий высшего качества, что приводит к сокращению посортового деления продуктов и цен. В настоящее время сортовая дифференциация цен в за­ висимости от качества пищевых продуктов сохранилась по сравнительно ограниченному кругу изделий. Отсюда п сравнительно ограниченное применение посортовых скидок-надбавок. В качестве примера можно привести рыбную продукцию, второй сорт которой реализуется потребителями с 10—20%-ной скидкой с розничных цен первого сорта.

Разновидностью посортовых скидок в отраслях пи­ щевой промышленности являются скидки на нестандарт­ ную продукцию. Дело в том, что ряд пищевых продуктов, особенно это относится к плодоовощным изделиям, в про­ цессе транспортировки, хранения и реализации теряют свои качества, но тем не менее могут быть использованы в потребление. Такая продукция считается нестандарт­ ной, и на нее устанавливаются скидки с цен. Например, на нестандартные овощи и фрукты предусмотрены скид­ ки с розничных цен в размере 20—50%, на нестандартные рыбные товары (соленые, копченые, вяленые, маринован­ ные, сушеные, пряного посола) скидки определяются в размере 30—35%.

Надбавки за расфасовки предназначены для покры­ тия соответствующих затрат и стимулирования производ­ ства расфасовок. Эти надбавки состоят из себестоимости расфасовки и соответствующего чистого дохода-прибы­ ли для оптовых цен, а также налога с оборота и торго­ вых скидок для розничных цен. Себестоимость расфа­ совки включает в себя расходы на тару — всевозможные

223

банки, бутылки, коробки и т. п. и трудовые затраты. Сти­ мулирование расфасовок вообще и мелкой расфасовки, в частности, осуществляется путем установления надба­ вок (или цен вместе с надбавками) на таком уровне, ко­ торый в пересчете на килограмм (литр) был бы относи­ тельно выше надбавок (цен) на продукцию более круп­ ных расфасовок. Весьма часто надбавки за расфасовки приводятся в специальных таблицах, так сказать, в гото­ вом виде. Размер надбавки за расфасовку одного и того же развеса, разлива, как правило, одинаков по отдельным родственным видам продукции. В таблице 19 приведены надбавки за фасовку творога, применяемые в Литовской ССР.

Т а б л и ц а 19 Надбавки за фасовку творога (в руб. и коп.)

 

 

 

 

9 % ж и в н о с т и

н е ж и р н ы й

Розничная цена

1 кг весового творога

 

0—70

0—38

в расфасовке по 500 г в пергаменте

0 -3 7

0—21

в расфасовке по 250 г

в пергаменте

0—19

0 -11

в пересчете на 1 кг расфасованного

0—74

0—42

по 500 г

..............................................

 

 

в пересчете на 1 кг расфасованного

0 -7 6

0—44

по 250 г

..............................................фасовки

(надбавки)

по

Стоимость

0—06

0—06

по 500 г на кг продукции...............

по

Стоимость

фасовки

(надбавки)

0—04

0 -0 4

250 г на кг продукции ...................

 

Скидки-надбавки за срочность исполнения применя­ ются во многих отраслях народного хозяйства. Установ­ ленные надбавки к ценам имеют целью обеспечение со­ кращения сроков выполнения работ при сохранении их

224


качества. Скидки с цен используются в виде санкции за несвоевременное выполнение договорных обязательств. В сельском хозяйстве в РСФСР, например, с целью бо­ лее равномерной загрузки свеклоперерабатывающих за­ водов за сдачу свеклы до первого сентября установлена надбавка к закупочным ценам в размере 30%; в других республиках, при наличии договоров с заводами, приме­ няется надбавка в размере 20% при поставке сахарной свеклы до 15 сентября.

Особенно широкое применение скидки-надбавки за срочность имеют в сфере бытового обслуживания, по­ скольку срочность оказания некоторых видов услуг явля­ ется одной из прогрессивных форм обслуживания населе­ ния. За исполнение высококачественных работ в короткие сроки взимается надбавка к основному тарифу (без уче­ та стоимости материалов заказчика). Например, допол­ нительная плата к прейскурантным тарифам за срочный общий ремонт часов (в течение двух суток, не считая дня приемки) равна 20%, за срочную химчистку и краше­ ние — до 40%, если заказ исполняется в течение 24 часов, н до 20%, если заказ исполняется в течение 72 часов.

Надбавка создает материальную заинтересованность в оказании подобных услуг и погашает дополнительные затраты, связанные с созданием необходимых для этого условий. Срочные услуги не следует мешать с услугами, оказываемыми в присутствии заказчика; такими, как чистка обуви, ремонт или заправка ручек, мелкий ре­ монт часов, металлических изделий и т. п., на которые действуют обычные прейскурантные тарифы.

Надбавки, которые не относятся непосредственно к данному товару или услуге, называются сопутствующи­ ми. Так, покрытие расходов по организации программ радиовещания и телевидения начиная с 1962 года про­ изводится за счет надбавок к розничным ценам на това­ ры радио и телеаппаратуры (соответственно 15 и 20%).

225

Надбавки за сверхплановую поставку стимулируют поставщиков к максимальному производству продукции.

Особенно широко

этот

вид

надбавки распространен

в сельском хозяйстве. Так, за

сверхплановую

продажу

государству зерна

выплачивается

надбавка

в размере

50% к закупочной

цене,

хлопка

сверх среднего количе­

ства, проданного за последние три года, также 50%, подсолнечника — 100% и т. п.

Вторая группа скидок-надбавок призвана непосред­ ственно стимулировать качество продукции, выпуск бо­ лее прогрессивных изделий. Это прежде всего скидкинадбавки за отклонения от требований, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией (ГОСТами, техническими условиями). Надбавки к ценам здесь играют роль активного стимула в производстве продукции лучшего качества и ассортимента. Скидки вы­ полняют роль санкции за снижение качества изготовляе­ мых изделий. Величина скидок-надбавок должна быть научно обоснованной и экономически целесообразной. В качестве экономического критерия надбавок выступает народнохозяйственный экономический эффект, т. е. эф­ фект, получаемый потребителями от применения продук­ ции лучшего качества; аналогично в качестве критерия скидок выступают дополнительные народнохозяйствен­ ные затраты, связанные с применением продукции более худшего качества.

Рассматриваемые скидки-надбавки имеют широкое применение во многих отраслях и сферах народного хо­ зяйства и, в частности, в сырьевых и обрабатывающих отраслях тяжелой промышленности, сельском хозяйстве, а также в отраслях, производящих товары народного по­ требления. Качество угля, например, во многом зависит от содержания в нем золы, влаги, серы. С целью непре­ рывного улучшения качества выпускаемых углей за счет снижения зольности, влажности и сернистости прейску­

226