Файл: Ишмухамедов, А. Э. Экономические проблемы развития добывающей промышленности (на примере Среднеазиатского экономического района).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тальных вложений в создание фондоемких добычных пере­ делов. А концентрация производства превращает отходы перерабатывающих предприятий в вид сырьевых ресурсов. Поэтому важным направлением экономии сырья является комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов в процессе переработки и потребления.

Практическое решение проблемы комплексного исполь­ зования минерально-сырьевых ресурсов Средней Азии име­ ет межотраслевой характер и зависит от уровня развития науки и техники в геологоразведочных работах, добыче и переработке минерального сырья, а также в тех отраслях, которые находятся с ними в непосредственном взаимодей­ ствии. Поэтому только совместные усилия всего комплек­ са этих производств могут способствовать осуществлению намеченной XXIV съездом КПСС программы, направлен­ ной на комплексное и эффективное использование природ­ ных богатств нашей страны.

ГЛАВА I

ДОБЫВАЮЩАЯ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ

МЕСТО ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЙОНЕ И ЕЕ РОЛЬ В МЕЖРАЙОННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

 

Народнохозяйственный комплекс каждого эконо­

мического

района страны

или республики— своеобразное

сочетание

промышленности,

сельского хозяйства и других

отраслей, занимающих особое место в территориальном разделении труда,— определяется природно-географически­ ми, экономическими и историческими условиями разви­ тия народного хозяйства района.

На современном этапе развития производительных сил Среднеазиатский экономический район представляет со­ бой индустриально-аграрный многоотраслевой комплекс, органически включающий в себя экономику четырех союз­ ных республик — Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской.

Средняя Азия занимает шестое место в стране по тер­ ритории и четвертое—по количеству населения среди эко­ номических районов СССР. По основным общеэкономическим

показателям — валовому

общественному продукту, нацио­

нальному

доходу— удельный вес Среднеазиатского райо­

на в СССР составляет

4,7%. Ускоренные темпы хозяйст­

венного и

культурного

строительства отразились в более

высоком удельном весе района по капитальным вложе­ ниям —6,3—6,5%.

Широкое развитие традиционных, исторически сложив­ шихся отраслей народного хозяйства, его специализа­ ция и структура обусловили большее значение района в сельском хозяйстве страны, чем в промышленности. В

общесоюзном

разделении труда до

последнего времени

для Средней

Азии был характерен

хлопковый сельскохо-

9



зяйственный комплекс—хлопководство,

шелководство, ка­

ракулеводство,

садоводство и виноградарство.

В настоящее

время на долго Средней

Азии приходится

93% общесоюзного производства хлопка, 70%—коконов шелкопряда, 90% —лубяных культур, почти 60% заготав­ ливаемого в стране каракуля. В этих отраслях сельского хозяйства, главным образом в хлопководстве, занята зна­ чительная часть всего трудоспособного населения.

Отрасль общесоюзной специализации—хлопководство—на протяжении длительного времени оказывала определяющее влияние на формирование всего хозяйственного комплек­ са среднеазиатских республик и предопределяла развитие

сопутствующих

отраслей промышленности, а

также лег­

кой, пищевой,

промышленности строительных

материалов

и других, предназначенных для удовлетворения нужд мест­ ного населения и хозяйства.

На базе освоения богатых природных условий, раци­ онального использования трудовых ресурсов, производ­ ственных фондов в Средней Азии сформировалось много­ отраслевое хозяйство с развитыми межрайонными и внут­ рирайонными связями. Продукция промышленности и сель­ ского хозяйства республики поступает во все экономичес­

кие

районы

страны и- за ее пределы.

 

 

За последние годы в результате открытия месторожде­

ний богатейших минерально-сырьевых ресурсов

Средняя

Азия

превратилась в важный район добычи

газа

и нефти,

производства цветных и редких металлов,

строительных

материалов.

 

 

 

Природные

условия и ресурсы Средней

Азии

разно­

образны и вполне благоприятны для комплексного разви­ тия народного хозяйства. Недра Средней Азии богаты рудами цветных и редких металлов, разнообразным сырьем для химической промышленности и строительной индуст­ рии. На долю района приходятся значительные промыш­ ленные запасы цветных и редких металлов, топливно-энер­ гетических ресурсов и других полезных ископаемых, ис­ пользование которых экономически эффективно.

Высокая обеспеченность района природными-ресурсами, концентрация минерального сырья и топлива в крупных месторождениях, позволяющих применять для разра­ боток современную мощную технику, и другие благопри­ ятные условия определяют большую перспективность Сред­ неазиатского экономического района в развитии отраслей

10


промышленности союзной специализации—добычи и пере­ работки нефти и природного газа, продукции цветной метал­

лургии

и в

меньшей

мере — электроэнергетики и

произ­

водства

минеральных

удобрений.

 

Богатые

и разнообразные

минерально-сырьевые

ресур­

сы—это один из тех факторов,

которые принимались

в рас­

чет Коммунистической партией и Советским правительст­

вом

при

установлении для

Узбекистана

более высоких,

чем в

среднем

по стране, темпов развития

производитель­

ных

сил.

Так,

объем валовой

продукции в Узбекской ССР

за годы

семилетки

(1959—1965 гг.) возрос на 184,8%, за

1960—1965 гг.—на

154%, а за 1966— 1970 гг. —на 136,5%

против 50%) в среднем но Союзу.

Основу современной экономики Средней Азии состав­ ляют взаимосвязанные производственные комплексы со­ юзного значения: хлопковый, топливно-энергетический, цветной металлургии и редких металлов, нефте- и газохими­ ческий. Они дополняются вспомогательными отраслями и производствами (электроэнергетика, машиностроение, гор­ ная металлургия, промышленность строительных матери­ алов и др ).

Для сельского хозяйства Средней Азии характерно сочетание разнообразных отраслей сельскохозяйственного производства при основной специализации его на хлопко­ водстве. Наряду с хлопководством в районе развито шел­ ководство, садоводство, виноградарство, рисосеяние, разведение лубяных культур, каракулеводство. В 1970 г. в республиках Средней Азии было заготовлено 6460 тыс. тонн хлопка. Значителен удельный вес Средней Азии в

общесоюзном производстве

бахчевых, овощей,

фруктов.

В республиках Средней

Азии проводятся

большие

работы по орошению новых земель и строительству сов­ хозов в Каршинской степи, в Центральной Фергане, Голодной степи и в других районах. Значительные ирри­ гационные работы проводятся в низовьях Амударьи, а завершение строительства Тахиаташского гидроузла поз­ волит освоить в этом районе около 700 тыс. гектаров новых земель.

Завершено строительство Ташкентского, Каттакурганского, Южно-Сурханского водохранилищ, а также первой очереди Каркидонского и Пачкамарского водохранилищ. Построены Каракумский, Аму-Каракульский, Аму-Бухарс- кий, Центрально-Ферганский и другие каналы.

11


Развитие ирригационного строительства, сооружение гид­ роузлов и строительство новых совхозов стали возможны благодаря значительному развитию минерально-сырьевой базы вновь осваиваемых районов.

Значительные возможности в повышении урожайнос­ ти и снижении издержек производства имеет машинное орошение на базе дешевого бухарского газа.

Всевозрастающие требования сельскохозяйственного про­ изводства в минеральных удобрениях и других химических веществах в значительной степени обеспечиваются за счет сырьевых ресурсов республик Средшй Азии.

Завоз минерально-сырьевых ресурсов и других народ­ нохозяйственных грузов из других республик все еще значителен. Так, объем грузов, прибывших из других экономических районов страны, возрос в 1965 г. по срав­

нению с

1950 г. более чем в 3,7 раза и составил 44,9 млн. т,

а вывоз—более 33 млн. т.

 

 

Транспортные

связи

Средней

Азии осуществляются

всеми

видами

транспорта — железнодорожным,

автомо­

бильным, воздушным,

речным,

трубопроводным.

Причем

железнодорожный транспорт занимает ведущее место в гру­

зоперевозках—на его долю приходится более

80% всего

грузооборота.

 

транспортом

ввозится

значитель­

Железнодорожным

ная часть угля,

нефти, лесоматериалов, машин

и оборудо­

вания из других областей страны.

 

 

Из

республик Средней Азии вывозится продукция сель­

ского

хозяйства

и промышленных

предприятий

более чем

в 140

областей

Советского Союза.

Грузы поступают почти

из такого же количелва областей.

 

Основная продукция

сельского

хозяйства и промышлен­

ности—хлопок-волокно—направляется во все районы раз­ мещения текстильной промышленности СССР, масло (хлоп­ ковое)—в районы мыловарения и на химические предпри­ ятия Москвы, Ленинграда и других областей.

Изделия промышленных предприятий вывозятся далеко за пределы Советского Союза. По общей стоимости про­ дукции, отправляемой на экспорт, Узбекистан занимает второе место в стране.

Большую роль во внутрирайонных связях играет авто­ мобильный транспорт. В структуре перевозок наибольшее значение имеет перевозка строительных материалов, хлоп­ ка-сырца и продуктов его переработки. Наряду с грузо­

\0