Файл: Ишмухамедов, А. Э. Экономические проблемы развития добывающей промышленности (на примере Среднеазиатского экономического района).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
тальных вложений в создание фондоемких добычных пере делов. А концентрация производства превращает отходы перерабатывающих предприятий в вид сырьевых ресурсов. Поэтому важным направлением экономии сырья является комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов в процессе переработки и потребления.
Практическое решение проблемы комплексного исполь зования минерально-сырьевых ресурсов Средней Азии име ет межотраслевой характер и зависит от уровня развития науки и техники в геологоразведочных работах, добыче и переработке минерального сырья, а также в тех отраслях, которые находятся с ними в непосредственном взаимодей ствии. Поэтому только совместные усилия всего комплек са этих производств могут способствовать осуществлению намеченной XXIV съездом КПСС программы, направлен ной на комплексное и эффективное использование природ ных богатств нашей страны.
ГЛАВА I
ДОБЫВАЮЩАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ
МЕСТО ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЙОНЕ И ЕЕ РОЛЬ В МЕЖРАЙОННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА
|
Народнохозяйственный комплекс каждого эконо |
|
мического |
района страны |
или республики— своеобразное |
сочетание |
промышленности, |
сельского хозяйства и других |
отраслей, занимающих особое место в территориальном разделении труда,— определяется природно-географически ми, экономическими и историческими условиями разви тия народного хозяйства района.
На современном этапе развития производительных сил Среднеазиатский экономический район представляет со бой индустриально-аграрный многоотраслевой комплекс, органически включающий в себя экономику четырех союз ных республик — Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской.
Средняя Азия занимает шестое место в стране по тер ритории и четвертое—по количеству населения среди эко номических районов СССР. По основным общеэкономическим
показателям — валовому |
общественному продукту, нацио |
|
нальному |
доходу— удельный вес Среднеазиатского райо |
|
на в СССР составляет |
4,7%. Ускоренные темпы хозяйст |
|
венного и |
культурного |
строительства отразились в более |
высоком удельном весе района по капитальным вложе ниям —6,3—6,5%.
Широкое развитие традиционных, исторически сложив шихся отраслей народного хозяйства, его специализа ция и структура обусловили большее значение района в сельском хозяйстве страны, чем в промышленности. В
общесоюзном |
разделении труда до |
последнего времени |
для Средней |
Азии был характерен |
хлопковый сельскохо- |
9
зяйственный комплекс—хлопководство, |
шелководство, ка |
|
ракулеводство, |
садоводство и виноградарство. |
|
В настоящее |
время на долго Средней |
Азии приходится |
93% общесоюзного производства хлопка, 70%—коконов шелкопряда, 90% —лубяных культур, почти 60% заготав ливаемого в стране каракуля. В этих отраслях сельского хозяйства, главным образом в хлопководстве, занята зна чительная часть всего трудоспособного населения.
Отрасль общесоюзной специализации—хлопководство—на протяжении длительного времени оказывала определяющее влияние на формирование всего хозяйственного комплек са среднеазиатских республик и предопределяла развитие
сопутствующих |
отраслей промышленности, а |
также лег |
кой, пищевой, |
промышленности строительных |
материалов |
и других, предназначенных для удовлетворения нужд мест ного населения и хозяйства.
На базе освоения богатых природных условий, раци онального использования трудовых ресурсов, производ ственных фондов в Средней Азии сформировалось много отраслевое хозяйство с развитыми межрайонными и внут рирайонными связями. Продукция промышленности и сель ского хозяйства республики поступает во все экономичес
кие |
районы |
страны и- за ее пределы. |
|
|
За последние годы в результате открытия месторожде |
||||
ний богатейших минерально-сырьевых ресурсов |
Средняя |
|||
Азия |
превратилась в важный район добычи |
газа |
и нефти, |
|
производства цветных и редких металлов, |
строительных |
|||
материалов. |
|
|
|
|
Природные |
условия и ресурсы Средней |
Азии |
разно |
образны и вполне благоприятны для комплексного разви тия народного хозяйства. Недра Средней Азии богаты рудами цветных и редких металлов, разнообразным сырьем для химической промышленности и строительной индуст рии. На долю района приходятся значительные промыш ленные запасы цветных и редких металлов, топливно-энер гетических ресурсов и других полезных ископаемых, ис пользование которых экономически эффективно.
Высокая обеспеченность района природными-ресурсами, концентрация минерального сырья и топлива в крупных месторождениях, позволяющих применять для разра боток современную мощную технику, и другие благопри ятные условия определяют большую перспективность Сред неазиатского экономического района в развитии отраслей
10
промышленности союзной специализации—добычи и пере работки нефти и природного газа, продукции цветной метал
лургии |
и в |
меньшей |
мере — электроэнергетики и |
произ |
|
водства |
минеральных |
удобрений. |
|
||
Богатые |
и разнообразные |
минерально-сырьевые |
ресур |
||
сы—это один из тех факторов, |
которые принимались |
в рас |
чет Коммунистической партией и Советским правительст
вом |
при |
установлении для |
Узбекистана |
более высоких, |
||
чем в |
среднем |
по стране, темпов развития |
производитель |
|||
ных |
сил. |
Так, |
объем валовой |
продукции в Узбекской ССР |
||
за годы |
семилетки |
(1959—1965 гг.) возрос на 184,8%, за |
||||
1960—1965 гг.—на |
154%, а за 1966— 1970 гг. —на 136,5% |
против 50%) в среднем но Союзу.
Основу современной экономики Средней Азии состав ляют взаимосвязанные производственные комплексы со юзного значения: хлопковый, топливно-энергетический, цветной металлургии и редких металлов, нефте- и газохими ческий. Они дополняются вспомогательными отраслями и производствами (электроэнергетика, машиностроение, гор ная металлургия, промышленность строительных матери алов и др ).
Для сельского хозяйства Средней Азии характерно сочетание разнообразных отраслей сельскохозяйственного производства при основной специализации его на хлопко водстве. Наряду с хлопководством в районе развито шел ководство, садоводство, виноградарство, рисосеяние, разведение лубяных культур, каракулеводство. В 1970 г. в республиках Средней Азии было заготовлено 6460 тыс. тонн хлопка. Значителен удельный вес Средней Азии в
общесоюзном производстве |
бахчевых, овощей, |
фруктов. |
В республиках Средней |
Азии проводятся |
большие |
работы по орошению новых земель и строительству сов хозов в Каршинской степи, в Центральной Фергане, Голодной степи и в других районах. Значительные ирри гационные работы проводятся в низовьях Амударьи, а завершение строительства Тахиаташского гидроузла поз волит освоить в этом районе около 700 тыс. гектаров новых земель.
Завершено строительство Ташкентского, Каттакурганского, Южно-Сурханского водохранилищ, а также первой очереди Каркидонского и Пачкамарского водохранилищ. Построены Каракумский, Аму-Каракульский, Аму-Бухарс- кий, Центрально-Ферганский и другие каналы.
11
Развитие ирригационного строительства, сооружение гид роузлов и строительство новых совхозов стали возможны благодаря значительному развитию минерально-сырьевой базы вновь осваиваемых районов.
Значительные возможности в повышении урожайнос ти и снижении издержек производства имеет машинное орошение на базе дешевого бухарского газа.
Всевозрастающие требования сельскохозяйственного про изводства в минеральных удобрениях и других химических веществах в значительной степени обеспечиваются за счет сырьевых ресурсов республик Средшй Азии.
Завоз минерально-сырьевых ресурсов и других народ нохозяйственных грузов из других республик все еще значителен. Так, объем грузов, прибывших из других экономических районов страны, возрос в 1965 г. по срав
нению с |
1950 г. более чем в 3,7 раза и составил 44,9 млн. т, |
||||
а вывоз—более 33 млн. т. |
|
|
|||
Транспортные |
связи |
Средней |
Азии осуществляются |
||
всеми |
видами |
транспорта — железнодорожным, |
автомо |
||
бильным, воздушным, |
речным, |
трубопроводным. |
Причем |
железнодорожный транспорт занимает ведущее место в гру
зоперевозках—на его долю приходится более |
80% всего |
||||
грузооборота. |
|
транспортом |
ввозится |
значитель |
|
Железнодорожным |
|||||
ная часть угля, |
нефти, лесоматериалов, машин |
и оборудо |
|||
вания из других областей страны. |
|
|
|||
Из |
республик Средней Азии вывозится продукция сель |
||||
ского |
хозяйства |
и промышленных |
предприятий |
более чем |
|
в 140 |
областей |
Советского Союза. |
Грузы поступают почти |
||
из такого же количелва областей. |
|
||||
Основная продукция |
сельского |
хозяйства и промышлен |
ности—хлопок-волокно—направляется во все районы раз мещения текстильной промышленности СССР, масло (хлоп ковое)—в районы мыловарения и на химические предпри ятия Москвы, Ленинграда и других областей.
Изделия промышленных предприятий вывозятся далеко за пределы Советского Союза. По общей стоимости про дукции, отправляемой на экспорт, Узбекистан занимает второе место в стране.
Большую роль во внутрирайонных связях играет авто мобильный транспорт. В структуре перевозок наибольшее значение имеет перевозка строительных материалов, хлоп ка-сырца и продуктов его переработки. Наряду с грузо
\0