Файл: Загальская, Ю. Г. Геометрическая кристаллография учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
в) отражения |
в |
двух |
плоскостях |
симметрии, пересекающихся |
л од углом 36°, и инверсия; |
плоскостях, |
пересекающихся под углом |
||
г) отражения |
в |
двух |
||
.20°, и инверсия. |
|
|
|
|
38. Нарисовать стереограммы классов по следующим порож дающим операциям, обозначить классы по Герману—Могену и Шенфлису:
а) отражения в двух взаимно перпендикулярных плоскостях •симметрии и поворот вокруг оси Ь2, перпендикулярной к одной из плоскостей и лежащей в плоскости другой;
б) поворот вокдуг двух осей симметрии 2-го порядка, пересе кающихся под углом 30°, и отражение в плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью обеих осей;
в) поворот вокруг двух осей 2-го порядка, пересекающихся под углом 60°, и отражение в точке, расположенной на пересече нии осей.
39. Обозначить международными символами и символами Шен- •флиса следующие классы симметрии; указать, какие из них невоз
можны в кристаллических многогранниках; |
построить стерео |
|
граммы: |
|
|
а) |
L33P, Р44Р2> LB6L27PC; |
|
б) 3La, 3L23PC, L2PC, L44L25PC; |
|
|
в) |
L33L2, РзЗP, L33L23PC, Р3ЗР«>4Р; |
|
г) Lr7P, L88P; |
|
|
д) |
LT7L28P, L77L27PC; |
|
е) |
3£44L36P, 3L.,4L36L29PC. |
при взаимодействии |
40. |
Какие классы симметрии получатся |
•следующих элементов симметрии? Для обозначения классов ис пользовать символику Бравэ, Шенфлиса и Германа—Могена. Ка
кие классы невозможны в кристаллах? |
|
|
|
||||||
|
а) |
Р4 и |
Р L; I 3 и Р± ; |
L6, PL и P it7; |
|
|
|
||
|
б) |
L4, |
LZJ_ и Pj_; L3, L2X и Pj_; |
|
|
|
|||
|
в) |
P и t i |
(угол 60°); |
£ 2 и |
(угол 60°); L6, L2± и & 2; |
|
|||
|
г) |
До, |
Li±_ и 4L2; Д , |
Р X и Р и; |
|
|
|
||
|
д) |
Д, Д х и PJL. |
|
|
|
|
следую |
||
|
41. |
Расшифровать (записать по Бравэ) обозначения |
|||||||
щих классов. Отметить некристаллографичные классы: |
|
||||||||
|
а) 2/т, 32, 23, 3т, m3, 3т\ |
|
|
|
|||||
|
б) |
D2h, |
D3d, D2d, Dih, Csh, Cs, Civ, Td, Th\ |
|
|
||||
в) |
— |
шщ, lim, 22m 2 , |
16 2m; |
|
|
|
|||
|
r) |
m |
Сю/i, C9/1, D\3d, Did.74 |
|
|
|
|||
|
D7, |
|
|
|
|||||
|
47 |
|
P X |
— плоскость симметрии, перпендикулярная |
к главной |
оси симметри |
|||
Р I; |
— |
плоскость |
симметрии, проходящая вдоль |
осп симметрии; L2J _ |
— ось |
||||
2-го |
порядка, перпендикулярная к |
главной оси |
симметрии |
(«побочная |
ось»). |
118
42.Пользуясь общей теоремой Эйлера об осях, определить, под. каким углом пересекаются две оси 3-го порядка, если их равно действующей будет ось 2-го порядка.
43.Показать, используя осевую теорему Эйлера, что в кристал лах не может быть двух осей 6-го порядка.
44.Определить по теореме Эйлера результирующую поворотов, вокруг осей 3-го и 4-го порядков. Каков угол между исходными
осями?
45.Дано: 2-3=4. Определить угол, образованный этими осями.
46.Какие из записанных равенств справедливы?
|
2-3= 5; |
4-4 = 6; |
2-3 = 6. |
|
|
3-4= 5; |
3-6 = 6; |
|
|
47. Доказать с помощью теоремы Эйлера, что |
||||
а) |
ті-/П2= 6, если пі\/\т2 —30°; |
|
||
б) |
т г т 2= 4, |
если т і Д т 2 = 45°; |
|
|
в) |
т г т 2= 3, |
если/ПіД щ2 = 60°; |
|
|
г) |
пі\-т2 = 2, |
если т і Д т 2= 90°. |
|
48. Пользуясь правилами взаимодействия элементов симметрии* дополнить проекции следующих классов и записать их обозначе ния всеми способами (рис. 71, 1—48).
|
49. Перечислить |
классы симметрии |
(точечные группы) |
низшей |
||
ѵ категории, являющиеся |
подклассами |
(подгруппами) |
следующих |
|||
классов: ттт, 4/т , |
— |
4 |
|
|
|
|
3т, |
---- пип, 622. |
|
|
|
||
|
|
|
т |
|
для |
классов- |
о |
50. Выписать подклассы гексагональной сингонии |
|||||
6 |
|
|
|
|
|
|
Зт |
и ----тт. |
|
|
|
|
|
т
51.Выписать подклассы тетрагональной сингонии для классов
—4
432, 43т и — /ш .
т
52.Перечислить подклассы для классов 222, 422, 32, 622, 432.
53.Перечислить надклассы для классов: Зт, ттт, mm2, 422*
m3, Зт.
54.Какие две точечные группы не входят ни в одну из других
вкачестве подгрупп?
55.Какая группа входит как подгруппа в максимальное число-
групп?
56.Какие координаты приобретет точка xyz при повороте во круг оси Ь2, проходящей через начало координат и совпадающей
сосью Z? С осью X? С осью У?
57.Какие координаты приобретет точка xyz при повороте во
круг оси L4, совпадающей с координатной осью Z? С осью Х>
Сосью У?
58.Какие операции связывают две точки со следующими коор
динатами:
а) xyz и xyz,
119
б) xyz и xyz, в) xyz и xyz, г) xyz и yxz.
59.Какие координаты получит точка xyz после двух симметри ческих операций: поворота вокруг оси 2-го порядка, совпадающей •с координатной осью X, и отражения в плоскости симметрии, пер пендикулярной к оси X?
60.Какие координаты получит точка xyz после трех симметри ческих операций: поворота вокруг вертикальной оси L3, поворота вокруг оси Кг, совпадающей с осью X, и отражения в плоскости симметрии, перпендикулярной к L3?
61.Какие координаты получит точка xyz после отражения в
плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью координатных •осей XZ, и поворота вокруг горизонтальной оси L2, пересекающей плоскость симметрии под углом 45°?
62. Какие координаты получит точка xyz в результате двух по
воротов вокруг оси 4Z (4J) |
и инверсии? |
G3. Какие координаты |
получит точка xyz после отражения в |
плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью координатных «сей YZ, и поворота (по часовой стрелке) вокруг оси L4, совпадаю щей с осью У?
64. Записать координаты всех точек, полученных размножением точки xyz операциями классов 222, 4/т, 42т.
65. Найти произведения следующих операций:
2zX 2 x = |
4ZX 2 * |
= |
2 * Х 2 г= |
2ХX 42 |
= |
66.Построить квадраты Кейли для классов mm2, 222 и 2/т.
67.Построить квадраты Кейли для классов 32 и Зт.
G8. Построить квадраты Кейли для классов 4 /т и 6/т, 42т и
6т2.
69. Перечислить операции симметрии, определяющие группы
■симметрии 4/т, 6т2, ттт.
70. Какие симметрические операции определяют следующие группы симметрии: 2/т, 42т , 422, m3?
71.В классах 4 /т и 2/т размножить грани общего положения. Какова собственная симметрия полученных простых форм?
72.В классах С3 и С6 размножить грани общего положения. Какова собственная симметрия полученных форм?
73.В классах 3 и 4 размножить грани общего положения. Ка кова собственная симметрия полученных форм?
74.В классах С4 и Сіѵ размножить грани общего положения. Какова собственная симметрия полученных форм?
75.В классе б/m размножить следующие грани:
а) грань, параллельную L6,
120
б) грань, перпендикулярную к L6.
Определить собственную симметрию полученного многогран ника.
76. В классах 23 и 32 размножить следующие грани:
а) |
грань, перпендикулярную к оси 2, |
|
б) |
грань, перпендикулярную к оси 3. |
|
Какова собственная симметрия полученных многогранников? |
||
77. Размножить следующие грани: |
_ |
|
а) |
в классе 4 2 т — грань, перпендикулярную |
к оси 4, и грань, |
перпендикулярную к оси 2; |
_ |
|
б) |
в классе 4 3 т — грань, перпендикулярную |
к оси 4, и грань, |
перпендикулярную к оси 3.
Какова собственная симметрия полученных многогранников? 78. Размножить следующие грани:
а) в классе 422 — грань, перпендикулярную к оси 4, и грань, перпендикулярную к оси 2;
б) в классе 432 — грань, перпендикулярную к оси 4, и грань, перпендикулярную к оси 2.
Определить собственную симметрию полученных многогранников. 79. Размножить следующие грани:
а) в классе 3т — грань, перпендикулярную к оси 3, и грань, параллельную оси 3;
б) в классе m3 — грань, перпендикулярную к оси 3.
Какова собственная симметрия полученных многогранников? 80. Размножить следующие грани:
а) |
в классе 222 — грани, перпендикулярные к каждой из осей 2; |
б) |
в кдассе 422 — грань, перпендикулярную к оси 4, и грань, |
перпендикулярную к оси 2.
Какова собственная симметрия полученных многогранников?
81.В классе 6 размножить грань общего положения и опреде лить собственную симметрию полученного многогранника.
82.В классе m3 размножить следующие грани:
а) грань, перпендикулярную к координатной оси; б) грань, перпендикулярную к оси 3.
Определить собственную симметрию полученного многогранника.
83. В классах D3 и D4 размножить следующие грани: а) грань, перпендикулярную к главной оси,
б) грань, перпендикулярную к побочной оси симметрии. Определить собственную симметрию полученных многогранников.
84.Какой класс будет получен, если к операциям класса 222 добавить инверсию?
85.Решить следующие уравнения:
а) 422-1 = |
д) 32-Г = |
б) 432.1 = |
е)43т-1_ = |
в) 6/т-2^, = |
ж) 4 2 т -1 = |
г) 4/пг-тх = |
|
121