Файл: Загальская, Ю. Г. Геометрическая кристаллография учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) отражения

в

двух

плоскостях

симметрии, пересекающихся

л од углом 36°, и инверсия;

плоскостях,

пересекающихся под углом

г) отражения

в

двух

.20°, и инверсия.

 

 

 

 

38. Нарисовать стереограммы классов по следующим порож­ дающим операциям, обозначить классы по Герману—Могену и Шенфлису:

а) отражения в двух взаимно перпендикулярных плоскостях •симметрии и поворот вокруг оси Ь2, перпендикулярной к одной из плоскостей и лежащей в плоскости другой;

б) поворот вокдуг двух осей симметрии 2-го порядка, пересе­ кающихся под углом 30°, и отражение в плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью обеих осей;

в) поворот вокруг двух осей 2-го порядка, пересекающихся под углом 60°, и отражение в точке, расположенной на пересече­ нии осей.

39. Обозначить международными символами и символами Шен- •флиса следующие классы симметрии; указать, какие из них невоз­

можны в кристаллических многогранниках;

построить стерео­

граммы:

 

а)

L33P, Р44Р2> LB6L27PC;

 

б) 3La, 3L23PC, L2PC, L44L25PC;

 

в)

L33L2, РзЗP, L33L23PC, Р3ЗР«>4Р;

 

г) Lr7P, L88P;

 

д)

LT7L28P, L77L27PC;

 

е)

44L36P, 3L.,4L36L29PC.

при взаимодействии

40.

Какие классы симметрии получатся

•следующих элементов симметрии? Для обозначения классов ис­ пользовать символику Бравэ, Шенфлиса и Германа—Могена. Ка­

кие классы невозможны в кристаллах?

 

 

 

 

а)

Р4 и

Р L; I 3 и Р± ;

L6, PL и P it7;

 

 

 

 

б)

L4,

LZJ_ и Pj_; L3, L2X и Pj_;

 

 

 

 

в)

P и t i

(угол 60°);

£ 2 и

(угол 60°); L6, L2± и & 2;

 

 

г)

До,

Li±_ и 4L2; Д ,

Р X и Р и;

 

 

 

 

д)

Д, Д х и PJL.

 

 

 

 

следую­

 

41.

Расшифровать (записать по Бравэ) обозначения

щих классов. Отметить некристаллографичные классы:

 

 

а) 2/т, 32, 23, 3т, m3, 3т\

 

 

 

 

б)

D2h,

D3d, D2d, Dih, Csh, Cs, Civ, Td, Th\

 

 

в)

шщ, lim, 22m 2 ,

16 2m;

 

 

 

 

r)

m

Сю/i, C9/1, D\3d, Did.74

 

 

 

 

D7,

 

 

 

 

47

 

P X

— плоскость симметрии, перпендикулярная

к главной

оси симметри

Р I;

плоскость

симметрии, проходящая вдоль

осп симметрии; L2J _

— ось

2-го

порядка, перпендикулярная к

главной оси

симметрии

(«побочная

ось»).

118


42.Пользуясь общей теоремой Эйлера об осях, определить, под. каким углом пересекаются две оси 3-го порядка, если их равно­ действующей будет ось 2-го порядка.

43.Показать, используя осевую теорему Эйлера, что в кристал­ лах не может быть двух осей 6-го порядка.

44.Определить по теореме Эйлера результирующую поворотов, вокруг осей 3-го и 4-го порядков. Каков угол между исходными

осями?

45.Дано: 2-3=4. Определить угол, образованный этими осями.

46.Какие из записанных равенств справедливы?

 

2-3= 5;

4-4 = 6;

2-3 = 6.

 

3-4= 5;

3-6 = 6;

 

47. Доказать с помощью теоремы Эйлера, что

а)

ті-/П2= 6, если пі\/\т2 —30°;

 

б)

т г т 2= 4,

если т і Д т 2 = 45°;

 

в)

т г т 2= 3,

если/ПіД щ2 = 60°;

 

г)

пі\-т2 = 2,

если т і Д т 2= 90°.

 

48. Пользуясь правилами взаимодействия элементов симметрии* дополнить проекции следующих классов и записать их обозначе­ ния всеми способами (рис. 71, 148).

 

49. Перечислить

классы симметрии

(точечные группы)

низшей

ѵ категории, являющиеся

подклассами

(подгруппами)

следующих

классов: ттт, 4/т ,

4

 

 

 

3т,

---- пип, 622.

 

 

 

 

 

 

т

 

для

классов-

о

50. Выписать подклассы гексагональной сингонии

6

 

 

 

 

 

Зт

и ----тт.

 

 

 

 

 

т

51.Выписать подклассы тетрагональной сингонии для классов

4

432, 43т и — /ш .

т

52.Перечислить подклассы для классов 222, 422, 32, 622, 432.

53.Перечислить надклассы для классов: Зт, ттт, mm2, 422*

m3, Зт.

54.Какие две точечные группы не входят ни в одну из других

вкачестве подгрупп?

55.Какая группа входит как подгруппа в максимальное число-

групп?

56.Какие координаты приобретет точка xyz при повороте во­ круг оси Ь2, проходящей через начало координат и совпадающей

сосью Z? С осью X? С осью У?

57.Какие координаты приобретет точка xyz при повороте во­

круг оси L4, совпадающей с координатной осью Z? С осью Х>

Сосью У?

58.Какие операции связывают две точки со следующими коор­

динатами:

а) xyz и xyz,

119



б) xyz и xyz, в) xyz и xyz, г) xyz и yxz.

59.Какие координаты получит точка xyz после двух симметри­ ческих операций: поворота вокруг оси 2-го порядка, совпадающей •с координатной осью X, и отражения в плоскости симметрии, пер­ пендикулярной к оси X?

60.Какие координаты получит точка xyz после трех симметри­ ческих операций: поворота вокруг вертикальной оси L3, поворота вокруг оси Кг, совпадающей с осью X, и отражения в плоскости симметрии, перпендикулярной к L3?

61.Какие координаты получит точка xyz после отражения в

плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью координатных •осей XZ, и поворота вокруг горизонтальной оси L2, пересекающей плоскость симметрии под углом 45°?

62. Какие координаты получит точка xyz в результате двух по­

воротов вокруг оси 4Z (4J)

и инверсии?

G3. Какие координаты

получит точка xyz после отражения в

плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью координатных «сей YZ, и поворота (по часовой стрелке) вокруг оси L4, совпадаю­ щей с осью У?

64. Записать координаты всех точек, полученных размножением точки xyz операциями классов 222, 4/т, 42т.

65. Найти произведения следующих операций:

2zX 2 x =

4ZX 2 *

=

2 * Х 2 г=

X 42

=

66.Построить квадраты Кейли для классов mm2, 222 и 2/т.

67.Построить квадраты Кейли для классов 32 и Зт.

G8. Построить квадраты Кейли для классов 4 /т и 6/т, 42т и

6т2.

69. Перечислить операции симметрии, определяющие группы

■симметрии 4/т, 6т2, ттт.

70. Какие симметрические операции определяют следующие группы симметрии: 2/т, 42т , 422, m3?

71.В классах 4 /т и 2/т размножить грани общего положения. Какова собственная симметрия полученных простых форм?

72.В классах С3 и С6 размножить грани общего положения. Какова собственная симметрия полученных форм?

73.В классах 3 и 4 размножить грани общего положения. Ка­ кова собственная симметрия полученных форм?

74.В классах С4 и Сіѵ размножить грани общего положения. Какова собственная симметрия полученных форм?

75.В классе б/m размножить следующие грани:

а) грань, параллельную L6,

120


б) грань, перпендикулярную к L6.

Определить собственную симметрию полученного многогран­ ника.

76. В классах 23 и 32 размножить следующие грани:

а)

грань, перпендикулярную к оси 2,

 

б)

грань, перпендикулярную к оси 3.

 

Какова собственная симметрия полученных многогранников?

77. Размножить следующие грани:

_

а)

в классе 4 2 т — грань, перпендикулярную

к оси 4, и грань,

перпендикулярную к оси 2;

_

б)

в классе 4 3 т — грань, перпендикулярную

к оси 4, и грань,

перпендикулярную к оси 3.

Какова собственная симметрия полученных многогранников? 78. Размножить следующие грани:

а) в классе 422 — грань, перпендикулярную к оси 4, и грань, перпендикулярную к оси 2;

б) в классе 432 — грань, перпендикулярную к оси 4, и грань, перпендикулярную к оси 2.

Определить собственную симметрию полученных многогранников. 79. Размножить следующие грани:

а) в классе 3т — грань, перпендикулярную к оси 3, и грань, параллельную оси 3;

б) в классе m3 — грань, перпендикулярную к оси 3.

Какова собственная симметрия полученных многогранников? 80. Размножить следующие грани:

а)

в классе 222 — грани, перпендикулярные к каждой из осей 2;

б)

в кдассе 422 — грань, перпендикулярную к оси 4, и грань,

перпендикулярную к оси 2.

Какова собственная симметрия полученных многогранников?

81.В классе 6 размножить грань общего положения и опреде­ лить собственную симметрию полученного многогранника.

82.В классе m3 размножить следующие грани:

а) грань, перпендикулярную к координатной оси; б) грань, перпендикулярную к оси 3.

Определить собственную симметрию полученного многогранника.

83. В классах D3 и D4 размножить следующие грани: а) грань, перпендикулярную к главной оси,

б) грань, перпендикулярную к побочной оси симметрии. Определить собственную симметрию полученных многогранников.

84.Какой класс будет получен, если к операциям класса 222 добавить инверсию?

85.Решить следующие уравнения:

а) 422-1 =

д) 32-Г =

б) 432.1 =

е)43т-1_ =

в) 6/т-2^, =

ж) 4 2 т -1 =

г) 4/пг-тх =

 

121