Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Устройство бордюров с двух сторон на однополосных дорогах
.допускается только при условии, если исключена возможность встречного движения или обгона. В противном случае хотя бы с одной стороны однополосной дороги ■должна быть устроена обочина, обеспечивающая обгон или разъезд автомобилей.
При устройстве тротуаров на обочинах последние должны быть приподняты над проезжей частью и отделены от нее под зором или бордюром высотой 15—20 см (см. рис. 32, а). Между тротуаром п бровкой земляного полотна, а также гранью бор дюрного камня должны быть свободные полосы газона шириной не менее 0,75 м.
В отдельных случаях, обоснованных условиями водоотвода, допускается проектирование внутренних дорог с двухскатным вогнутым профилем, но с обязательным устройством в этом -случае бордюров.
Сеть автомобильных дорог предприятия представляет собой не только систему коммуникации для автомобильного транс порта, но и систему водоотвода, что следует обязательно учиты вать при проектировании планировки площадки завода.
Если площадка плоская, не обеспечивающая отвода воды при помощи дорожных кюветов, без ливневой канализации, автомо бильные дороги разрешается проектировать в насыпях, но с обя зательной увязкой их с отметками пола цехов, имеющих въезды. Несколько наиболее характерных поперечников внутренних авто мобильных дорог приведены на рис. 32.
Г л а в а X.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
§ 41. Геометрическая форма земляного полотна
Повышенная влажность земляного полотна ведет к умень шению его несущей способности, а при переувлажнении — к потере устойчивости.Поэтому форма земляного лолотна во всех случаях проектирования и во всех климатических зонах устраи вается такой, чтобы быстро и на безопасное расстояние отво дить воду.
Дорога может проходить в насыпи или выемке. Поперечные профили их выработаны на основе многолетнего опыта строи тельства и эксплуатации дорог. Некоторые из таких рекомен-
8 0
Рис. 33. Поперечные профили насыпей:
а — высотой до 1 м; б — высотой от 1 до 6 м; в — высотой до 12 м; г — насыпь на пойме
дованных типовых профилей приведены на рис. 33, 34. Типовые профили могут быть несколько изменены, если этого требуют местные условия.
Откосы низких насыпей высотой до 1—1,5 м для лучшего их обтекания ветром (против снежных заносов) устраиваются с откосами не круче 1 :3. Насыпи до 6 м — с откосами 1 : 1,5.
6 Заказ № 6544 |
81 |
О!)
Рис. 34. Поперечные профили выемок:
а — мелкая выемка до 1 м, разделанная под насыпь: б — глубиной до 12 м.
Насыпи до 12 м — с откосами двойной крутизны: 1 : 1,5 до 6 м сверху и остальное (у подошвы) 1 : 1,75. Насыпи высотой более 12 м, а также расположенные в особых гидрологических и геоло гических условиях проектируются индивидуально.
Особое внимание должно быть обращено иа устойчивость насыпей против сползания по косогору. Как видно из рис. 33, 34, проектирование поперечников следует вести в комплексе со все
ми земляными сооружениями, расположенными на |
полосе |
|||||
отвода. |
|
|
|
на |
речных |
|
В случае подтопления насыпей, расположенных |
||||||
поймах, необходимо предусматривать |
укрепление |
их |
откосов |
|||
различными материалами. |
профиля дороги следует |
|||||
При проектировании |
продольного |
|||||
избегать мелких выемок глубиной до |
1 м, |
которые требуют |
||||
устройства специальной защиты от снега. |
Чаще всего |
мелкие |
||||
выемки, для лучшего их продувания |
ветром, устраивают |
рас |
||||
крытыми, с откосами не |
менее 1 : 10, |
или |
разделанными |
под |
насыпь. Откосы глубоких выемок в обычных грунтах имеют по луторное заложение. Кавальеры устраиваются от бровки выем
82
ки на расстоянии, обеспечивающем устойчивость откоса, и высотой не более 3 м. Вода, стекающая по косогору к выемке, перехватывается системой нагорных, водоотводных канав, берм и банкетов.
§ 42. Определение объемов земляных работ
Объем земляного полотна необходимо знать при определении стоимости земляных работ, проектировании организации строи тельства и выборе средств механизации работ, распределении земляных масс и определении расстояния возки грунта, размера карьеров, резервов и т. п.
В насыпи земляное полотно представляет собой трапецоид, объем которого можно найти по формуле Симпсона
Qo= —— (.F1+ 4.FCP+.F2) , м3, |
(74) |
6 |
|
где L — длина участка земляного полотна, м;
Fu F2, Feр —- соответственно площади трапеций, ограничи вающих определяемый участок и площадь среднего сечения трапецоида (рис. 35).
Рі = ЬНі+тНіг\
F2=bH2+mH2*.
Площадь среднего сечения трапецоида можно определить различно, как среднеарифметическое значение площадей, огра ничивающих трапецоид
Fop—~ 2 ’ |
(75) |
или по среднему значению высоты трапеции Нср
Feр = ЬНер+ ПіН2ор. |
(76) |
Второй способ точнее. |
|
Ні+Н2 |
|
Если уравнение (76) при НсР = 2 |
подставим в (74), по- |
б* |
83 |
I
Рис. 35. Схема к определению объемов земляных работ.
лучим развернутую формулу объема призматоида
Q o= -^~ [36 (Я,+Яо) +т (Я,2+Я 22) + (Я ,+Я 2)2] . (77)
Уравнение (77) дает достаточно точные результаты, но гро моздко и неудобно для практических расчетов, когда определя ется объем на нескольких сотнях пикетов.
Упрощенно объем можно определить
Q — F c p L . |
(78) |
84
Если FCP представить как среднеарифметическое значение пло щадей (75), то
QI “ I |
Н,+Н, |
+ т |
ЯР+Яг , , |
(79) |
ь — |
----- IL. |
Если Fcv выразить через среднюю высоту (76), то
Я , + Я 2 |
( Я , + |
я 22) |
(80) |
0.2= f ь |
+т |
L. |
Разница между полученными значениями и уравнением (77) представляет собой поправку, которая равна
і , |
(81) |
in ( Н « - Н А - |
(82) |
Qo~Qo= [ 12 ’ L. |
Практически чаще пользуются уравнением (80), в основу кото рого принята средняя высота трапецоида. Это удобно, так как высоты — это рабочие отметки насыпи, которые всегда извест ны на продольном профиле. С учетом поправки расчетная фор мула имеет вид
(Нч—Нл*
Q — F c p L + m - ~ - ' |
L . |
(83) |
||
Поправка учитывается в случае, если |
|
|
||
І> 5 0 |
м; |
(Я2—# і)> 1 |
м и |
|
L<50 |
м; |
(Н2—# і ) > |
2 м. |
|
При косогорности более 10% необходимо дополнительно учи тывать поправку на косогорность. Объем выемок отличается от объема насыпей дополнительным объемом кюветов, поэтому отдельно не рассматривается.
Практически объемы земляных работ определяются по номо граммам или таблицам [10].
85
При определении объемов земляных работ необходимо учи тывать объем корыта (во всех случаях, кроме дорог с серповид ным профилем).
Корыто можно устраивать двумя способами: с полуприсып ными и присыпными обочинами. При устройстве полуприсыпных обочин корыто формируется путем частичной срезки средней части земляного полотна и досыпки полученного грунта в обочи ны. Поправка в отметке бровки земляного полотна вычисляется из условия равенства объемов соі и со2 (рис. 36, а).
Рис. 36. Устройство полуприсыпных (а) н присыпных (б) обочин.
Присыпные обочины устраиваются полностью из привозного грунта, который завозится после окончания отсыпки основной части насыпи и укатки ее сливной призмы (рис. 36, б)/
86
§ 43. Распределение земляных масс при постройке земляного полотна
При проектировании земляного полотна необходимо учиты вать, хотя бы в общих чертах, схему распределения земляных масс. Возможность отсыпки земляного полотна из резерва пли отсутствие достаточно качественных грунтов вблизи трассы
87
могут существенно сказаться на проектировании продольного профиля и плана трассы.
При проектировании продольного профиля необходимо стре миться к тому, чтобы насыпи отсыпались из боковых резервов или за счет близлежащих выемок. При устройстве резервов сле дует учитывать необходимость срезки растительного грунта под насыпью и с площади, где будут заложены резервы. Раститель ный грунт сдвигается за бровку и после отсыпки насыпи засы пается в резерв для восстановления плодородного слоя придо рожной полосы. Это желательно и с эстетической точки зрения. При поперечной возке грунта площади сечения резервов и на сыпи должны быть равны, с учетом коэффициента разрыхления грунта и объема срезки растительного слоя.
При продольной возке для определения расстояния переме щения грунта строят интегральную кривую объемов земляных работ. Кривая представляет собой попикетный объем земляных работ, суммируемый нарастающим итогом. Кривая строится в- произвольном масштабе (рис. 37, б). Объемы насыпей прини маются положительными, выемки — отрицательными. При та ком построении кривой любая прямая, параллельная оси абсцисс
идважды пересекающая накопительную кривую, отсекает от нее участок, где объем насыпи равен объему выемки. Например,, прямая AB на рис. 37, в.
Рассмотрим участок с равновеликими объемами (рис. 37, б). Работа по перемещению объема dV на расстояние L равна LdV
ина рис. 37, б представлена площадью заштрихованной фигуры.
Вся работа транспорта по перемещению грунта из выемки ь насыпь
Л |
=1ЛLdV, |
' |
(84) |
0 |
что представляет собой всю площадь фигуры (рис. 37, б), огра ниченной осью абсцисс и кривой объемов. Среднее расстояние возки определяется делением общей работы на полный объем перемещаемого грунта
Lcp------(85)
Графически это сводится к нахождению прямоугольника с высотой равной V и площадью равновеликой площади криволи нейной фигуры (рис. 37, в).
Если отсеченную криволинейную фигуру заменить равиове-
88
лнким прямоугольником, то длина его стороны, параллельной осп абсцисс, будет равна среднему расстоянию возки грунта. По этому расстоянию подбирается соответствующий ведущий зем леройный механизм или, наоборот, по известному, определенны ми условиями заданному механизму, подбирается участок, на котором расстояние продольной возки не превышает заданного.
Глава XI.
УСТОЙЧИВОСТЬ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
§ 44. Определение заложения откосов земляного полотна
Земляное полотно под внешними воздействиями деформиру ется и теряет первоначальную форму. При осадках земляного' полотна эти изменения невелики, равномерны по сечению и мо гут быть легко исправлены (рис. 38, а).
Если земляное полотно отсыпано из некачественных грунтов или на просадочном основании, возможно разрушение земляно го полотна (рис. 38, б, в). Причинами просадок, ведущих к раз рушению, чаще всего являются воздействия поверхностных или грунтовых вод.
Рис. 38. Деформации земляного полотна:
а — осадка; б — просадка; в — просадка из-за слабого основания; г — расплывание насыпи; д — скольжение насыпи по откосу: е — сплыв откоса; ж — оползень откоса.
39