Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где ЕМ — сумма моментов от действия внешних сил, ■отсюда

 

(147)

Абсолютное значение прогиба плиты

 

_ l-Un2

(148)

п.'= а,—-— Ра,

to

 

где w — относительный прогиб, определяемый по справочнику в зависимости от aR или аг [18].

При необходимости определения напряжения в любой точке

.плиты можно воспользоваться методом Н. Н. Иванова с уточне­ нием И. А. Медникова, построенным по Уэстергарду:

а) колесо посередине плиты

<п = 0 , 2 7 5 ( 1 + р е ) —

ссо = а і -------

(149)

I f

I f

 

.6) колесо на краю плиты

 

 

02=0,529 (1+0,54ио) —

(а-о—0,71) =сс2 —

(150)

I f

I f

 

в) колесо на углу плиты

3Р

f

 

Г12(1-цо2) I0-15

,

л

о3=

 

1-------1

(

У2 )°'6 1 = аз

I f

1

L ІОсіо

J

 

I

Р

(151)

I f

Значения коэффициентов ссо, сіь а2, аз зависят от отношений

Е

к

—=г и

-=г- и определяются по таблицам [18].

Ьй

А

При воздействии на плиту нескольких близко расположенных колес (многоколесные катки, трейлеры) или ленточной нагрузки от гусеничных тракторов необходимо определить суммарный рас­ четный изгибающий момент. Для этого всю площадь следа де­ лим на небольшие участки и заменяем распределенную по участ­ ку нагрузку сосредоточенной силой, приложенной в центре (рис. 65). Соединяем центры приложения сил с точкой, где необ­ ходимо определить расчетные моменты. Рассмотрим радиальный момент от одной из сил,, действующий на полосе шириною 1 .м


/-нс. 65. Схема определения изгибающих моментов в расчетной точкеот нагрузки, распределенной по значительной площади.

Рис. 66. Схема определения расчетных моментов.

1

(точка 8). Проекция этого момента на нужное нам направление- Mvcos2aa (рис. 66). Аналогично для тангенциального момента можно записать Mrsin2as. Здесь as — угол, образованный осью, в направлении которой суммируются моменты с линией, соеди­ няющей точку приложения силы с точкой, в которой определя­ ются напряжения. Расчетный изгибающий момент

Ми?= 2 МрС052а+ЕМт5ш2а.

(152)

При а<20° величина sin2a мала и можно просто суммировать радиальные моменты.

Влияние других колес или нагрузок по отношению к нагруз­ ке от основного расчетного колеса может быть учтено коэффи­ циентом k (по Бабкову В. Ф.). Для точки А (рис. 67)

3

 

1+— Elgar

 

п 1

(153),

£л=1 + ------------- .

3

 

 

1-1---- IgaR

 

п

 

 

В точке В

п

 

3

 

2(1+ —Zlgar)

 

k ß =

 

(154)i

'1+3IgaR

где п — число равновеликих площадок, выделенных на площа­ ди следа;

г — расстояние от центров тяжести этих площадок.

Для точки А формула действительна при r<2R, а для точ­ ки В — при r>R.

Плиты малых размеров прямоугольные и шестиугольные, бетонируемые на месте и на заводе, рассчитываются как круг­ лые, равновеликой площади, загруженные посередине распреде­ ленной нагрузкой на круглой площадке. Метод расчета предло­ жен М. И. Горбуновым-Посадовым [18].

Как уже было сказано в начале параграфа, при расчете плит не учитывается их ослабление по краю и особенно на углах. Это ослабление компенсируется или конструктивным утолщением краев плиты пли дополнительным армированием.

Армобетонные плиты

При расчете армобетонных плит принято, что на растяжение в нижней зоне работает и бетон и арматура (расчет приведен по Л. И. Горецкому).

Процент армирования

р= 0,54р0+0,46рі,

(155)

где цо — минимальный процент армирования, зависящий от марки бетона и предела текучести арматуры;

ці — минимальный процент армирования сборных плит по конструктивным соображениям.

Толщина армобетоииоп плиты

(156)

R n [1— 12фі (по—Г)’

где М — расчетный изгибающий момент;

п— отношение модулей упругости арматурной стали и бетона

■модуль арматурной стали можно принять равным 2100000;

138


Ф і — коэффициент, зависящий от отношения защитного слоя бетона (а) к толщине плиты (Н ) (табл. 27).

Ru — предел прочности на изгиб.

Таблица 27

Некоторые значения коэффициента ср*

а

-----

0,005

0,01

0,10

0,20

Н

 

 

 

 

Фі

0,4046

0,3997

0,2638

0,1515

§59. Температурные напряжения

вжестких дорожных одеждах

При колебаниях температуры изменяются линейные размеры плиты; плита коробится из-за разности температуры верхней и нижней поверхностей. Уменьшения температурных напряжений достигают устройством швов растяжения и сжатия.

При расчете расстояния между температурными швами при­ нято, что плита в центре неподвижна. Сопротивление сдвигу плиты по основанию пропорционально величине сдвига и меня­ ется по параболическому закону. Эпюра усилий, воздействующих на плиту, показана на рис. 68. Усилия возрастают к краям пли­ ты вместе с увеличением смещения.

Максимальное значение удельного усилия

S m a z = p f + C ,

(157)

где р — удельное давление плиты на основание;

139


/— коэффициент трения;

с— удельное сцепление.

Обозначив удельное давление через объемный вес у и высо­ ту плиты /г, получим

Smax= liyf+C',

среднее значение удельного усилия

Scp= 0,7 (hyf+c).

При длине плиты L и ширине В полное усилие, воздействующее на плиту,

F=0,7 ^ {hyf+c).

(158).

При эксцентриситете приложения силы

h

напряжение растяжения на нижней поверхности плиты

4F

 

(159)

ст= —

5/і

 

Подставив в (159) значение F из

(158), получим расстояние^

■между швами.

 

 

uh

(160)

L=

 

1.4(/ry/+c)

 

Значение коэффициента трения f и сцепления с

определены в.

зависимости от грунта основания

(табл. 28).

Таблица 25'

Зависимость коэффициентов трения и сцепления

 

от материала основания

 

Материал основания

/

с

Суглинистый грунт

1,0

0,7

Песчаная прослойка

0,7

0,3

Щебень...................

1,2

0,2

140


В уравнении (160) значение допустимого напряжения прини­ мается 0,7 от временного на случай совпадения температурных напряжений с напряжением от временной нагрузки.

Как видно из уравнения (160), расстояние между швами зависит от сцепления и трения плиты об основание. Для умень­ шения этой величины, особенно зимой, когда возможно пример­ зание плиты, основание обрабатывают битумом или укладывают прослойку из рубероида или синтетической пленки.

Напряжение коробления возникает оттого, что вес плиты не

.дает ей коробиться при разности температур на верхней п ниж­

ней

поверхностях.

 

 

 

 

 

_ £оа (h—tь)

 

(161)

 

 

СГкор—

------------

 

 

 

 

2(1—1-10)

 

 

где

а — коэффициент линейного расширения бетона, рав­

 

 

ный 0,00001.

 

 

 

 

Практически расстояние между температурными швами мож­

но принимать по табл. 29.

 

 

 

 

 

Расстояния между швами растяжения и сжатия

Таблиц а 29

 

 

 

 

 

жестких дорожных одежд

 

 

 

 

Тип швов

При температуре укладки, °С

 

 

от —5°

ОТ -г11°

'4 -25'

 

 

 

до +10°

до +25’’

Покрытия неармированиые:

18

24

ЗВ

 

швы

расширения...................

 

швы

сж ати я.............................

6

6

6

Покрытия армированные:

24

32

40

 

швы

расширения...................

 

швы

сжатия..............................

8

8

8

Ширина шва расширения может быть определена по формуле

b= $aLTP,

(162)

где ß

— коэффициент сжатия прокладки (для битума 2);

 

а

— коэффициент температурного расширения бетона;

L — длина плиты;

 

Гр — расчетный перепад температур

 

 

Г р = Г т а х + Г с о л н + Г ус ад---- Г у к л,

(163)

141