Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новый максимальный уклон, который может быть преодолен с использованием кинетической энергии

{',ma’!C= /inax+ J(t.

 

(31)

Необходимо производить

проверку

на

трогание автомобиля

с места после вынужденной

остановки

на

этом уклоне.

§ 23. Торможение автомобиля

Торможение автомобиля производится искусственно созда­ ваемой тормозной силой трения тормозных лент (колодок) о барабам. При движении по затяжному крутому спуску может быть использовано торможение двигателем, работающим на малых оборотах при включенной низшей передаче.

Максимальное значение тормозной силы Вт ограничивается, сцеплением колес с дорогой

Вт^Стср,

(32)

где Gт — вес автомобиля, приходящийся на тормозные колеса; Ф — коэффициент сцепления колес с дорогой.

Большая тормозная сила, созданная на тормозном барабане, приведет к заклиниванию колес и движению «юзом». При этом сопротивление резко уменьшается, так как резина покрышек от трения о дорогу нагревается, плавится и создается тонкий слой своеобразной смазки.

В расчетах, как правило, в качестве тормозной силы исполь­ зуется величина ее ограничения по сцеплению.’ Остановка авто­ мобиля произойдет, если вся кинетическая энергия его движения

будет поглощена работой по преодолению

сил сопротивления

движению. Из равенства работы п кинетической энергии

[G(/±/)+GV +W O]5 T=

- £ 5

(33)

получим значение тормозного пути

 

б

ІѴ

-ІѴ

. (34)

о і— п——, ., г I----, м.

2g

cp

 

 

Если примем конечную скорость равной нулю, Ѵн=0, коэф­ фициент, учитывающий влияние вращающихся масс 6 = 1, пре-

40


небрежем величинами сопротивления воздушной

среды і«» и.

качения /, получим упрощенную формулу

 

V2

 

Зт = 2g[(p+i) М.

(35)

Полный тормозной путь должен учитывать некоторый запас па неточность остановки и путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя на опасность и приведения тормозов в действие. Последнее принимается равным 1 сек. (рис. 14). Пол­ ный путь S 'т будет равен

5'т

V

,

V2

ѵ_

, м.

(36),

ЗГ6

г -54 (Ф=Ы‘)

 

 

 

Рис. 14. График изменения тормозной силы.

Здесь цифра 254 в знаменателе учитывает значение ускоре­

ния силы тяжести и перевод скорости из (км/ч) 2 в (м/сек)2. За- I'

пас пути

учитывает скорость движения. Путь, проходимый

автомобилем за время реакции водителя и приведения тормозов

V

в действие g-g- , определен из условия, что на все это затрачи­

вается 1 сек.

41.

§ 24. Особенности тяговых расчетов автопоездов

Автопоезд состоит из автомобиля-тягача и прицепов. Для •бортовых автомобилей — это двухосные прицепы, одноосные прицепы-роспуски. Двухосных прицепов может быть до 3—4. При применении специальных седельных тягачей используются полуприцепы, опирающиеся передней частью на раму тягача.

Применение автопоездов дает возможность в 2,5—3 раза увеличить грузоподъемность автомобиля, на 40—60% — произ­ водительность и на 20—30% снизить себестоимость перевозок. Мощность двигателя автомобиля-тягача используется более полно.

Определение числа прицепов, скорости движения автопоезда, максимальных уклонов дороги требует специальных тяг>вых расчетов.

При движении автопоезда увеличивается сопротивление ка­ чению и воздушной среды, что может быть учтено введением поправочных коэффициентов, приведенных в табл. 9 (по Б. В. Решетникову)

 

 

 

Т а б л и ц а 9

 

Поправочные коэффициенты

Состав автопоезда

для

сопротивления

качения

ки

воздушной

 

 

среды Кв

 

 

 

Одиночный автомобиль

1,00

 

1,00

Автомобиль с прицепом:

1,08

 

1,32

одним . . . .

 

двумя . . . .

1,10

 

1,59

тремя...................

1,12

 

1.84

Сила тяги двигателя, как и его мощность, остаются неизмен­ ными, но меняется общий вес движущегося состава, поэтому динамический фактор автопоезда, удельная сила тяги соответ­ ственно уменьшаются. В общем виде уравнение движения авто­ поезда по аналогии с (2 0 ) будет иметь вид

F*={G+nq) ( f ' + w * ) ± ( G + n q ) i ± ^ p b ' ~ , _

(37)

где f' и ®в' — соответственно коэффициент сопротивления каче­ нию и удельное сопротивление воздушной среды с учетом попра­ вочных коэффициентов (см. табл. 9).;

q — вес одного прицепа; п — число прицепов;

42

І


6' — коэффициент,

учитывающий влияние вращающихся

масс автопоезда.

 

 

В целях упрощения можно пренебречь сопротивлением воз­

душной среды, тогда

для равномерного движения

уравнение

.примет вид

 

 

F«=(G+nq)

(38)

При проверке силы тяги по сцеплению-следует учитывать, что на ведущую ось тягача передается значительная часть веса по­ луприцепа, что улучшает условия реализации силы тяги. Про­ верка производится по формуле

G'c*<p>(f'±i)(G+nq),

(39)

где G'сц — сцепной вес с учетом части веса полуприцепа, при­ ходящейся на седло тягача. Г

В расчетах можно пользоваться графиком динамических ха­ рактеристик одиночного автомобиля, но с учетом веса всего автопоезда

D'=

CD

(40)

 

G + n q ’

где D' — динамический фактор автопоезда.

При решении тормозных задач необходимо учитывать число тормозных осей автопоезда и неравную нагрузку на разные тор­

мозные оси. Тормозной

путь для автопоезда определяется по

формуле

 

 

 

_

V'2 Г

1

(41)

5-

 

сц-р/^Усц

254

- ] •

 

 

 

(срд/)

G -\-nq

где т — количество прицепов, снабженных тормозами; с/сц — сцепной вес одного прицепа, снабженного тормозами; Gсц — сцепной вес автомобиля тягача.


Р А З Д Е Л Т Р Е Т И Й

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Г л а в а VII

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

§ 25. Общие требования, предъявляемые к плану дороги

План дороги, его параметры должны обеспечивать безопас­ ное движение автомобилей с расчетной скоростью. В плане дорога проектируется по кратчайшему расстоянию между за­ данными пунктами.' Промышленные дороги, особенно предна­ значенные для движения большегрузных автомобилей, с большой грузонапряженностью, следует проектировать в обход населен­ ных пунктов. Если это невозможно пли экономически неоправ­ данно, необходимо строго учитывать санитарные требования. Можно закрыть дорогу зелеными насаждениями, поглощающи­ ми шум и пыль от движения. Важно предусмотреть также устройство съездов на городские дороги, въездов на территорию предприятий. В необходимых случаях должны проектироваться развязки с городскими улицами в разных уровнях.

Внутренние автомобильные дороги проектируются прямыми,, по кольцевой, тупиковой или смешанной схемам. Эти дороги должны иметь площадки для стоянки и разворота автомобилей, разгрузочные и погрузочные площадки, *въезды в цехи. Размеры площадок нормируются СНиП 11-Д. 5—72.

Следует стремиться к тому, чтобы на подъездных путях при­ менялись радиусы кривых не менее 2000 м, так как при таких радиусах можно не устраивать переходных кривых и виражей.

44

К минимальным величинам радиусов прибегают только в сложных случаях проектирования.

По опыту проектирования и эксплуатации промышленных, автомобильных дорог рекомендуются радиусы кривых не менее 1200 м при расчетной скорости 100 км/ч, 800 м — при скорости 80 км/ч и 400 м — при скорости 60 км/ч.

Кривые минимального радиуса нельзя проектировать в кон­ це затяжного спуска на расстоянии ближе 100 м от него для до­ рог с расчетной скоростью 80 км/ч и 150 м для дорог с расчет­ ной скоростью 100 км/ч.

Минимальные радиусы кривых в плане, установленные СНнП ІІ-Д. 5—72 приведены в табл. 10.§

Таблица 10

 

Минимальные

радиусы

кривых

в плане

 

 

Расчетная

скорость км/ч

100

80

60

50

40

30

Наименьший радиус кривой

 

 

 

 

 

 

в плане,

м

400

250

125

100

60

' 30

Примечай н е. Кривые между пересечениями внутризаводских дорог следует проектировать с соблюдением норм СНиП

,11-Д. 5-72.

§26. Определение минимального радиуса кривой в плане

При движении автомобиля по кривой вследствие воздействия на него центробежной силы возникают силы, стремящиеся сдви­ нуть я опрокинуть автомобиль. Ухудшается видимость, а следо­ вательно, и безопасность движения, деформируются шины, что приводит к их повышенному износу, увеличивается расход горючего.

Минимальное значение радиуса кривой в плане определяется устойчивостью автомобиля при движении, а также удобством пассажиров и экономическими факторами.

45