Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Новый максимальный уклон, который может быть преодолен с использованием кинетической энергии
{',ma’!C= /inax+ J(t. |
|
(31) |
|
Необходимо производить |
проверку |
на |
трогание автомобиля |
с места после вынужденной |
остановки |
на |
этом уклоне. |
§ 23. Торможение автомобиля
Торможение автомобиля производится искусственно созда ваемой тормозной силой трения тормозных лент (колодок) о барабам. При движении по затяжному крутому спуску может быть использовано торможение двигателем, работающим на малых оборотах при включенной низшей передаче.
Максимальное значение тормозной силы Вт ограничивается, сцеплением колес с дорогой
Вт^Стср, |
(32) |
где Gт — вес автомобиля, приходящийся на тормозные колеса; Ф — коэффициент сцепления колес с дорогой.
Большая тормозная сила, созданная на тормозном барабане, приведет к заклиниванию колес и движению «юзом». При этом сопротивление резко уменьшается, так как резина покрышек от трения о дорогу нагревается, плавится и создается тонкий слой своеобразной смазки.
В расчетах, как правило, в качестве тормозной силы исполь зуется величина ее ограничения по сцеплению.’ Остановка авто мобиля произойдет, если вся кинетическая энергия его движения
будет поглощена работой по преодолению |
сил сопротивления |
||
движению. Из равенства работы п кинетической энергии |
|||
[G(/±/)+GV +W O]5 T= |
- £ 5 |
(33) |
|
получим значение тормозного пути |
|
||
б |
ІѴ |
-ІѴ |
. (34) |
о і— п——, ., г I----, м. |
|||
2g |
cp |
|
|
Если примем конечную скорость равной нулю, Ѵн=0, коэф фициент, учитывающий влияние вращающихся масс 6 = 1, пре-
40
небрежем величинами сопротивления воздушной |
среды і«» и. |
качения /, получим упрощенную формулу |
|
V2 |
|
Зт = 2g[(p+i) ’ М. |
(35) |
Полный тормозной путь должен учитывать некоторый запас па неточность остановки и путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя на опасность и приведения тормозов в действие. Последнее принимается равным 1 сек. (рис. 14). Пол ный путь S 'т будет равен
5'т |
V |
, |
V2 |
ѵ_ |
, м. |
(36), |
|
ЗГ6 |
г -54 (Ф=Ы‘) |
||||||
|
"ю |
|
|
Рис. 14. График изменения тормозной силы.
Здесь цифра 254 в знаменателе учитывает значение ускоре
ния силы тяжести и перевод скорости из (км/ч) 2 в (м/сек)2. За- I'
пас пути |
учитывает скорость движения. Путь, проходимый |
автомобилем за время реакции водителя и приведения тормозов
V
в действие g-g- , определен из условия, что на все это затрачи
вается 1 сек.
41.
§ 24. Особенности тяговых расчетов автопоездов
Автопоезд состоит из автомобиля-тягача и прицепов. Для •бортовых автомобилей — это двухосные прицепы, одноосные прицепы-роспуски. Двухосных прицепов может быть до 3—4. При применении специальных седельных тягачей используются полуприцепы, опирающиеся передней частью на раму тягача.
Применение автопоездов дает возможность в 2,5—3 раза увеличить грузоподъемность автомобиля, на 40—60% — произ водительность и на 20—30% снизить себестоимость перевозок. Мощность двигателя автомобиля-тягача используется более полно.
Определение числа прицепов, скорости движения автопоезда, максимальных уклонов дороги требует специальных тяг>вых расчетов.
При движении автопоезда увеличивается сопротивление ка чению и воздушной среды, что может быть учтено введением поправочных коэффициентов, приведенных в табл. 9 (по Б. В. Решетникову)
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
|
Поправочные коэффициенты |
|||
Состав автопоезда |
для |
сопротивления |
||
качения |
ки |
воздушной |
||
|
||||
|
среды Кв |
|||
|
|
|
||
Одиночный автомобиль |
1,00 |
|
1,00 |
|
Автомобиль с прицепом: |
1,08 |
|
1,32 |
|
одним . . . . |
|
|||
двумя . . . . |
1,10 |
|
1,59 |
|
тремя................... |
1,12 |
|
1.84 |
Сила тяги двигателя, как и его мощность, остаются неизмен ными, но меняется общий вес движущегося состава, поэтому динамический фактор автопоезда, удельная сила тяги соответ ственно уменьшаются. В общем виде уравнение движения авто поезда по аналогии с (2 0 ) будет иметь вид
F*={G+nq) ( f ' + w * ) ± ( G + n q ) i ± ^ p b ' ~ , _ |
(37) |
где f' и ®в' — соответственно коэффициент сопротивления каче нию и удельное сопротивление воздушной среды с учетом попра вочных коэффициентов (см. табл. 9).;
q — вес одного прицепа; п — число прицепов;
42
І
6' — коэффициент, |
учитывающий влияние вращающихся |
|
масс автопоезда. |
|
|
В целях упрощения можно пренебречь сопротивлением воз |
||
душной среды, тогда |
для равномерного движения |
уравнение |
.примет вид |
|
|
F«=(G+nq) |
(38) |
При проверке силы тяги по сцеплению-следует учитывать, что на ведущую ось тягача передается значительная часть веса по луприцепа, что улучшает условия реализации силы тяги. Про верка производится по формуле
G'c*<p>(f'±i)(G+nq), |
(39) |
где G'сц — сцепной вес с учетом части веса полуприцепа, при ходящейся на седло тягача. Г
В расчетах можно пользоваться графиком динамических ха рактеристик одиночного автомобиля, но с учетом веса всего автопоезда
D'= |
CD |
(40) |
|
|
G + n q ’ |
где D' — динамический фактор автопоезда.
При решении тормозных задач необходимо учитывать число тормозных осей автопоезда и неравную нагрузку на разные тор
мозные оси. Тормозной |
путь для автопоезда определяется по |
||
формуле |
|
|
|
_ |
V'2 Г |
1 |
(41) |
5- |
|
сц-р/^Усц |
|
254 |
- ] • |
||
|
|
|
(срд/) |
G -\-nq
где т — количество прицепов, снабженных тормозами; с/сц — сцепной вес одного прицепа, снабженного тормозами; Gсц — сцепной вес автомобиля тягача.
Р А З Д Е Л Т Р Е Т И Й
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Г л а в а VII
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
§ 25. Общие требования, предъявляемые к плану дороги
План дороги, его параметры должны обеспечивать безопас ное движение автомобилей с расчетной скоростью. В плане дорога проектируется по кратчайшему расстоянию между за данными пунктами.' Промышленные дороги, особенно предна значенные для движения большегрузных автомобилей, с большой грузонапряженностью, следует проектировать в обход населен ных пунктов. Если это невозможно пли экономически неоправ данно, необходимо строго учитывать санитарные требования. Можно закрыть дорогу зелеными насаждениями, поглощающи ми шум и пыль от движения. Важно предусмотреть также устройство съездов на городские дороги, въездов на территорию предприятий. В необходимых случаях должны проектироваться развязки с городскими улицами в разных уровнях.
Внутренние автомобильные дороги проектируются прямыми,, по кольцевой, тупиковой или смешанной схемам. Эти дороги должны иметь площадки для стоянки и разворота автомобилей, разгрузочные и погрузочные площадки, *въезды в цехи. Размеры площадок нормируются СНиП 11-Д. 5—72.
Следует стремиться к тому, чтобы на подъездных путях при менялись радиусы кривых не менее 2000 м, так как при таких радиусах можно не устраивать переходных кривых и виражей.
44
К минимальным величинам радиусов прибегают только в сложных случаях проектирования.
По опыту проектирования и эксплуатации промышленных, автомобильных дорог рекомендуются радиусы кривых не менее 1200 м при расчетной скорости 100 км/ч, 800 м — при скорости 80 км/ч и 400 м — при скорости 60 км/ч.
Кривые минимального радиуса нельзя проектировать в кон це затяжного спуска на расстоянии ближе 100 м от него для до рог с расчетной скоростью 80 км/ч и 150 м для дорог с расчет ной скоростью 100 км/ч.
Минимальные радиусы кривых в плане, установленные СНнП ІІ-Д. 5—72 приведены в табл. 10.§
Таблица 10
|
Минимальные |
радиусы |
кривых |
в плане |
|
|
|
Расчетная |
скорость км/ч |
100 |
80 |
60 |
50 |
40 |
30 |
Наименьший радиус кривой |
|
|
|
|
|
|
|
в плане, |
м |
400 |
250 |
125 |
100 |
60 |
' 30 |
Примечай н е. Кривые между пересечениями внутризаводских дорог следует проектировать с соблюдением норм СНиП
,11-Д. 5-72.
§26. Определение минимального радиуса кривой в плане
При движении автомобиля по кривой вследствие воздействия на него центробежной силы возникают силы, стремящиеся сдви нуть я опрокинуть автомобиль. Ухудшается видимость, а следо вательно, и безопасность движения, деформируются шины, что приводит к их повышенному износу, увеличивается расход горючего.
Минимальное значение радиуса кривой в плане определяется устойчивостью автомобиля при движении, а также удобством пассажиров и экономическими факторами.
45