Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 124 -

Й1Г.48 Закон переключения передач.

Схема и конструкция командных механизмов зависит от требо­ ваний, предъявляемых к ним. Эти требования следующие:

I) переключение передач в соответствии с заданным законом переключения ;

?.) устойчивость тех положений регулирующих органов, которые соответствуют какой-либо включенной или выключенной передаче;

3) неустойчивость промежуточных положений тех же органов с тем, чтобы всякое движение этих деталей из положения, соответст­ вующего одной передаче, быстро и неизбежно завершалось их перехо­ дом в другое положение, соответствующее следующей передаче.

Командные межшламы существующих автоматических КП в соответ­ ствии с законом переключения имеют два входа. В один вводят обо­ роты вводн ого вала КПф пропорциональные скорости автомобиля. В

другой - информацию о положении дроссельной заслонки. Командный импульс на выхода формируется одним из двух способов: в результа­ те алгебраического суфлирования перемещений, либо в результате

- 1 2 5 -

фаг.49 Схема возможных способов формирования выходного

сигнала в командном механизме САР КП.

Фиг.50 Принципиальная схема командного прибора электрического типа

 

 

- 126 -

 

суммирования усилий,

возникающих в механизме (фиг. 49).

Преиму­

щественное

распространение получил второй споссб О иг. 4 9 ,6 ).

На фиг.50 приведена принципиальная схема командного прибора,

предназначенного для

системы, в которой для подачи командного им­

пульса используется электрическая энергия.

 

Вал I ,

вместе с

которым вращается магнит 2, связан с

выход­

ным валом КП. Между магнитом 2 и чашкой 3 возникает тангенциаль­

ная сила

взаимодействия,тем большая,

чем выше

угловая

скорость

вращения

магнита.Следовательно, сила

, действующая на плас­

тинчатый

подвижный контакт 4, пропорциональна

скорости

движения

автомобиля. На тот же контакт действует также силаР ^ натяжения пружины 5 . Величина этой силы можат изменяться в зависимости от

положения дроссельной

заслонки, что обеспечивается деталями

6,

7 и связью рычага 8

с

приводом к дросселю. Контакты 4 и 9 ,

замы­

каясь и размыкаясь,

посылают команду для включения и выключения

соответствующей передачи. Подвижный контакт 4, благодаря особой

4орме и креплению перещелкивается от неподвижного контакта 9 к

упору 10 при одном, а обратно - при другом соотношении между са­ лят Р у и . Этим обеспечивается необходимое перекрытие пе­ редач.

На (}нг.51 представлена упрощенная принципиальная схема гид­

равлической системы автоматического регулирования КП. Узел пита­ ния состоит из двух насосов - переднего I и заднего 2, обратных

клапанов 3 и переливного клапана 4 . Передний насос приводится в

действие от входного вала КП, а задний от выходного вала. Благо­

даря этому и наличию,обратных клапанов, при любом режиме движе­ ния автомобиля систему питает один из двух насосов: при неподвиж­

ном пли движущемся с малой

скоростью автомобиле давление созда­

ется передним ню осом , а в

остальных случаях задним. Специаль-


— 127 —

Фиг.51 Упрощенная принципиальная схема гидравлической

САР КП.

128 -

ное устройство, на показанное на схеме, исключает непроизводи­ тельные потери энергии, связанные с р°ботой вхолостую насоса, в

данный момент не питающего систему.

Непосредственное управление переключением передач осущест­

вляет золотник переключения 5. На левый торец плунжера этого зо­

лотника подается давление

от силового

регулятора 5, пропор­

циональное

углу открытия дроссельной заслонки. На правый торец -

- давление

р от

скоростного

регулятора 7,

пропорциональное

 

ГИ

автомобиля.

 

 

скорости движения

 

 

При трогании

с места, когда Уа: 0 или

очень мала, плунжер

золотника переключения удерживается в правом крайнем положении

силой Рп пружины 8 и давлением . В результате этого рабо­

чее давление подается к исполнительному механизму 9 включения низшей передачи. С увеличением скорости движения автомобиля при

определенном соотношении между р^ и произойдет перестановка

плунжера из правого положения в левое и рабочее давление будет

подано к исполнительному механизму 10 высшей передачи, а меха­ низм включения низшей передачи - сообщен со сливом.

Познакомимся с элементами расчета трех основных регулято­ ров рассмотренной система.

Скоростной регулятор, схема которого приведена на фиг.52; а ,

связан с выходным валом КП и вращается вокруг оси, перпендику­

лярной оси плунжера

с оборотами

п

, пропорциональными скоро­

сти автомобиля у а .

За исходное

примем.такое положение плунжера,

при котором начинается открытие

входного окна золотника, и обоз­

начим:

 

 

 

 

X - смещение

плунжера от исходного положения в сторону от­

крытия впускного

окна и закрытия сливного ;

Х тах~ смещение

плунжера, при котором выпускное окно полностью



- 129 -

закрыто

;

 

 

 

R

-

расстояние от центра тяжести плунжера до

оси

вращения

регулятора

б исходном положении плунжера ;

 

 

-

вес затвора плунжера ;

 

 

D,

и

D2 - диаметры соответственно большего

и меньшего по­

ясков

плунжера ;

 

 

 

Рр и

Ру ~ Давление жидкости соответственно

на

входе и вы­

ходе

из

регулятора.

 

 

Во время работы регулятора на плунжер золотника действуют две противоположно направленные силы: центробежная и неуравнове­ шенная от давления жидкости.

Центробежная сила равна

а

р >\

р

Рж

 

К

Л:

Фиг. ,2 Схема (а .) и график (<Г) к расчету скоростного регулятора гидравлической САР КП.

 

 

 

-

130

 

 

 

Известно,

что

 

 

 

 

где

i 0 - передаточное

число

главной передачи;

t K-

радиус

качения колеса,

ь -

величина для данного автомобиля,

заданная

и постоянная, Поэтому окончательно можно написать

 

 

 

 

 

 

(32)

 

Неуравновешенная сила от

давления жидкости

равна

 

 

 

 

 

 

(33)

Как известно с позиции гидравлики, величина давления зависит от условия протекания жидкости через золотник, т .е . от положения X плунжера. Действительно, из условия равенства расходов через впускное ( индекс I) и выпускное (индекс 2) окна золотника

имеем

Следовательно, выражение (33) окончательно можно предста­ вить в следующем виде

(34)


 

 

 

 

 

 

 

- 131

-

 

 

 

 

 

Из выражений (32) и (34) видно, что

текущие значения силы

зависят

от перемещения

X

плунжера и

скорости

автомо­

биля, а текущие значения силы

р ^ - от

перемещения х .

Следовательно, каждому значению скорости

1Га, соответствует свое

положение плунжера, при котором устанавливается равновесие меж­

ду этими силами, т .е . существует

равенство

 

 

 

 

900

('le + х ^1Га- =

 

 

 

 

 

^35)

Используя это равенство и полагая, что

при

скорости Va. - Umax

Х -Ь

найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

_

900 FpP

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

и

7,0

>

 

 

 

 

где величины

Б и

Ifmax

известны из

тягово-скоростного

расчета автомобиля,

рр -

задают, а величины

F,& и

уста­

навливают в процессе предварительной компоновки регулятора.

Любое промежуточное положение плунжера можно определить

совмещением графиков функций, описанных выражениями (32)

и (3 4 ),

как это сделано на фиг.52;сГ . Точки пересечения прямых зависи­

мости

Рц= f ( х )

 

, построенных для ряда постоянных значений

скорости автомобиля, с кривой зависимости

Рж = ф ( х ) определя­

ют положения

 

Xt ,

X z

и т .д .

равновесия плунжера, соответст­

вующие

скоростям

Ifi }

V2

и

т .д . Благодаря

этому

возможно

сов­

местным использованием фиг.52} 6 и условия

равновесия плунжера,

представленного

в

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

900

 

(Z° +:С )У а

 

 

 

 

 

 

и предварительно решенного относительно