Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 173

а)

б)

Фиг. 71 График регулирования ОШ изменением объема:! а) насоса ; б) мотора.

'ФИГ.72 График регулирования ОШ . последовательным изменением объема наоооа и мотора.

 

 

 

- 174

-

 

где

б м - Ум Умтац

-

параметр

регулирования

передачи по наоо-

оу.

Далее:

 

 

 

 

 

М ТН= -j~ P - const, откуда р г

- cans t ;

 

 

 

 

 

 

м

Ум max

' }

 

 

' /гм -

 

 

Г) Ум max

мVm min

Таким образом, при регулировании мотора изменяются по ги­

перболической зависимости обороты его вала, а момент Мтм- ли­

нейно относительно параметра регулирования. Характеристика ОГП

со 2-м вариантом

регулирования приведена на фиг.71,(Г .

 

3-й вариант

-

регулируются и насос и мотор в такой последо­

вательности, при которой характеристика их совместной

работы,

т .е . характеристика ОГП имеет вид, приведенный на фиг,72. Не

трудно видеть, что

в этом случае не только значительно

расширя­

ется диапазон регулирования ОГП, который теперь равен

JJН- Л1 = D h ’ Вм >

но и характеристика приобретает вид, удобный для автомобиля.

Действительно например, при трогании автомобиля с места и разго­

не момент М Тм должен быть максимальным, а обороты Пм возра­

стать от 0 . Это требование удовлетворяется при первом варианте регулирования, но диапазон регулирования оборотов ограничен. При

втором

способе регулирования плавное трогание автомобиля невоз­

можно,

так

как моментМтм достигает величины приведенного

к ва­

лу мотора

момента сопротивления движению автомобиля М у

при ко­

нечном

значении оборотов П птр

(фиг.71, 5 ) .

 

Из рассмотренного можно заключить: для достижения оптималь­

ных результатов регулирования ОГП необходимо:

 

■- использовать в качестве

насоса и мотора обьемлые гидрома-

г-ьш о

регулируемым рабочим объемом, снабдив ОГП средствами ав-


- 175 -

тематического изменения объемов

этих

машин

;

 

 

- САР должна обеспечивать

постоянство

Мн и П,.,

при неиз­

менном положении педали управления и изменение

Мм нс xapairis-

ристике, приведенной на фиг.72. Т .е .

в зоне

/7

должна произво­

дить регулирование

насоса при

е м - 1

, а в

зоне

М - регули­

рование мотора при

е н -1 .

 

 

 

 

 

Типы (объемных) гидромашин, которые могут быть попользова­

ны в качестве элементов ОГЛ различны.

Преимущественное

распрост­

ранение получили поршеяьковые машины о радиальным или акоималъ-

ным расположением цилиндров ( фиг. 73 ) .

Схема радиально-иоршеньковой машины приведена на фиг.73 , а

В роторе I , который расположен эксцентрично относительно стато­

ра 2, имеются цилиндрические полости, в которых размещены пор­ шеньки 3, являющиеся вытеснителями жидкости. При вращении рото­ ра поршеньки, скользя по внутренней поверхности статора, побуж­ даются к совершению возвратно-поступательного движения относи­ тельно ротора. Рабочие камеры машины через радиальные отверстия сообщаются попеременно то с приемной, то с отдающей камерами центральной (распределительной) полости насоса. Регулирование

насоса осуществляется изменением эксцентриситета в . Эти ма­

шины имеют небольшие осевые размеры при значительных диаметраль­ ных. Поэтому их можно рекомендовать для использования в качеотве

гидромоторов при компоновке типа "М отор-колесо".

На фйг.73; (Г приведена охема аксиально-поршеньковой маяны .

Зцеоь рабочие полости в роторе I расположены параллельно оои ва­ ла, а поршеньки 2 совершают возвратно-поотупательное движение благодаря их взаимодействию во время вращения ротора о наклонным опорным диском 3 . Распределительное устройство представляет со­ бой неподвижное кольцо 4 , к которому ротор плотно прилегает св о -


— 17 6

Фиг,73 Схема радиальной ( а ) и аксимааьной(5 )

поршеньновых объемных гидромашин.

50

- I77 -

им торцам,

имеющим два дугообразных окна»

Одно из

них сообщаем­

ся с приемной, а другое с отдающей камерами машин.

Регули^юна-

яие машины осуществляется изменением угла

сХ наклоне опорного

диска. Эти

машины отличаются от радиально-ггоршеиысовых меньшими

радиальными

и большими осевыми размерами,

а также

меньшим весом

граь/споргиои

на единицу восаУмакхнк. Эти машины могут работать как в режиме

насоса, так и в режима

гидромотора.

Существует много их конструк­

тивных разновидностей

и типо-размеров. Максимальное давление,соз-

 

 

 

tfР

даваемое ими

(или реализуемое) достигает 250-300 ом*** .

К .п .д .

объемной гидропередачи.

В ОГП имеют место три вида

энергетических потерь: объемные, гидравлические и механические.

Объемные потери обусловлены главным образом утечками жидко­ сти в машинах через зазоры поршеньковой пары и распределительно­ го устройства. Они практически не зависят от оборотов и увеличи­

ваются с увеличением давления. Для одной машины эти потери оцени­

вают

отношением

(Яоэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О-Г ’

 

 

 

 

где

О-ср - фактическая подача (или

расход) машины,

 

 

&т ~ теоретическая подача (или

раоход)

машины,

 

 

'2

- объемный к .п .д .

машины.

 

 

 

 

Из условия, что фактическая подача

насоса

равна фактическо­

му расходу

гидромотора, и учитывая,

что

утечки

в насосе

и мото­

ре имеют разное направление, имеем

 

 

 

 

 

 

&тм

 

 

 

 

 

откуда объемный к .п .д

ОШ равен

 

 

 

 

 

_

У“ГМ

 

 

 

 

 

 

7 „ - - 1 ОН ? ОМ -

Q.

 

 

 

__

 

 

 

w ТНI П

 

 

 

Гидравлические потери, имеющие место в трубопроводах

ОШ,


 

 

 

 

 

 

-

178 -

 

 

 

 

 

приводят к тому, что давление

рм

на входе в

гидромотор

оказы­

вается

меньше давления р

 

на выходе иг насоса.

Потеря напора

оценивается гидравлическим к .п .д . ОГП

 

,

равным отношению

 

 

 

 

h

= I tl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рн

 

 

 

 

 

 

<1 учетом рассмотренных

и

механических потерь у ^

и исполь-

sobph

выражения (

47, а и б

)

можпо определить

фактические мощно­

сти

(

и крутящие моменты):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

п

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Iон ( мн

 

 

 

 

 

 

 

 

/V/v; - Мм LO м - &Р Чан

Чмн

*

 

 

откуда к .п .д , всей ОГП равен

 

 

 

 

 

 

 

 

^оп= jf--- ЬнV,

7„н

■ь -- Ь 7и7м>

 

где

Ч н ’л

Iri ~

°^шие К>П*Д*

соответственно насоса и мотора.

 

Величина общего к .п .д . для современных образцов ОГП, приме­

нявшихся на

автомобилях,

колеблется

чаще

всего

 

в пределах

П

 

= Й7С-Й 5 5

и не является постоянной,

так как к.п.д.машин,

чmax

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составляющих ОГП, зависит от давления, оборотов и подачи (расхода)

жидкости (см .ф иг.74 ) ,

В заключение отметим, что,несмотря на низкий к .п .д ..гр ом озд ­ кость и высокую стоимость ОШ, в настоящее время ведут интенсив­ ный инженерный поиск возможности е9 применения на автомобиле.

Привлекает ряд существенных достоинств этой передачи:

- возможность бесступенчатого регулирования силового и кине­ матического передаточных чисел в широком диапазоне, а также ревер­ сирование ;

- возможность автоматизации этой передачи относительно про­ стыл? средствами;