Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
- 195 -
танавливается регулятором в завгсимости от величины командного давления и заданной программы действия регулятора.
Для исследования качественной характеристики регулирования
используют |
график |
зависимости |
, |
приведений на |
|||
(Lflr.8I; <J . |
Кривые |
Я |
ж Б |
изображают оптимальное |
соотношение |
||
между давлениями |
о( |
и р |
соответственно для груженного и негру- |
||||
женного автомобиля. Координаты каждяй точки кривой оптимального |
|||||||
соотношения давлений |
определяют подстановкой |
в уравнения 51 оди |
|||||
наковых текущих значений коэффициента сцепления |
У’ |
от (р= О до |
|||||
</>=/■ |
|
|
|
|
|
|
|
Прямая |
ос |
t проведенная под углом 45° |
к осям |
координат, |
изображает |
соотношение |
между давлениями при отсутствии |
регулято- |
|
Ра (Р Г - Р г ) |
• |
|
|
|
Из фпг.81, д |
видно, что для достижения во всех случаях(раз- |
|||
личная нагрузка и |
<р |
) оптимального соотношения между |
тормозными |
силами регулирование давлений г тормозном приводе должно произво
диться |
по сложному нелинейному закону. Практическое осущ еотмш ш . |
/7 |
5 |
о
Фиг,81 Схема однопараметрного регулятора (а )
и характеристика регулирования (fi) ■
- 196 -
такой программы является трудной технической задачей. Поэтому характеристики существующих регуляторов обеспечивают оптимальное регулирование лишь частично. Рассмотрим реальные характеристики на конкретных примерах.
Однопараметрный регулятор, схема которого приведена на |
|
|||||||||
фиг.81 |
|
, |
является наиболее |
простым и надежным в эксплуатации. |
||||||
Его основными деталями являются: дифференциальный плунжер I , |
пру |
|||||||||
жина 2 |
и клапан |
3. Полость R |
регулятора подключают к главному |
|||||||
тормозному |
цилиндру, а полость Б |
- |
к тормозам задних колес. |
На |
||||||
плунжер действуют |
силы: |
|
|
|
|
|
||||
справа |
- |
|
, |
|
|
|
|
|
||
слева |
- |
р о |
f р |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
>1 |
'Р |
Л п , |
|
|
|
|
|
где Fp |
и |
Fs |
- активные площади плунжера со стороны соответст |
|||||||
вующих полостей |
регулятора; |
|
|
|
|
|||||
Р п |
- |
сила установочного |
натяга |
пружины 2. |
|
|||||
Регулятор |
работает |
так. |
При малых давлениях в главном цилинд |
|||||||
ре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рг Fs |
< Р, |
+ В п |
, |
|
и поэтому плунжер находится в своем крайнем правом положении. Обе полости регулятора сообщаются через клапан 3 - давление в магист рали тормозов задних колес сохраняется равным давлению в магистра
ли передних |
тормозов |
|
|
|
|
Характеристика регулятора на этом этапе его работы совпада |
|||
ет о |
прямой |
ос фиг.81,<Г. |
|
|
|
С увеличением давления |
pi соотношение |
сил, действующих на |
|
плунжер , изменяется и при |
р>=. р^ наступает |
неустойчивое равно- |
||
зоие |
плунжера |
|
|
|
|
|
|
|
(52 ) |
РН РБ z Рн ^р * Р п ’
- 1 9 7 -
соответствующее началу регулирования ( точка |
С |
на фиг. 81; |
if ) . |
|
При дальнейшем увеличении |
давления р |
плунжер перемещает |
||
ся влево, клапан 3 закрывается |
и между давлениями |
уз и |
у с - |
танаачивается соотношение, вытекающее из условия равновесия плун жера
|
|
|
|
|
|
|
|
Fit |
|
Рп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рг |
= Р’ |
ГБ |
+ |
'~ГВ ' |
|
|
|
(5Э > |
||
|
Характеристика регулятора на этом этапе его работы изобража |
||||||||||||||
ется |
прямой |
c d . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
При проектировании регулятора следует на оптимальной харак |
||||||||||||||
теристике |
регулирования |
задать точки |
c a |
d |
, |
соответствующие |
|||||||||
началу регулирования |
[ р 1 |
=■ рн ) |
|
и максимальному командному |
|||||||||||
давлению (уо = р тстХ) . |
Тогда, |
как |
следует из |
(5 3 ), |
тангенс угла |
||||||||||
наклона |
прямой |
c d |
к оси |
абсцис |
определит |
необходимое |
отношение |
||||||||
Р |
: |
Ге |
, |
а ордината точки |
пересечения той |
же линии с |
осью ор |
||||||||
динат |
определит |
необходимое он ошенне |
Рп ' |
РБ . |
Пользуясь этими |
данными и условием равновесия плунжера в момент начала регулирова
ния (5 2 ), можно определить основные размеры регулятора и силу Р п
установочного натяга пружины.
При таком подходе к выбору параметров регулятора будет обес
печена первоочередность |
блокирования передних колес автомобиля, |
|||
т .е . устойчивость его прямолинейного движения. |
||||
Рассмотренный регулятор, |
осуществляя регулирование по одному |
|||
параметру - |
командному давлению-, обеспечивает рациональное соот |
|||
ношение между давлениями |
р |
и |
р для определенного состояния |
|
автомобиля: |
груженного или негруженного. Это очевидно из а я г .^ /Д |
|||
и является |
основным недостатком |
однопараметрных регуляторов |
-198 -
|
Двухпараметрный |
регулятор |
отличается от однопараметрного тем, |
||
что |
регулирует давление уз в |
магистрали задних тормозов не толь |
|||
ко в |
зависимости |
от |
командного давления р |
, но также и от вер |
|
тикальной реакции |
на |
заднюю ось |
автомобиля, |
которая, как известно, |
зависит от нагрузки на автомобиль и интенсивности торможения. До стигается это автоматическим изменением установочного натяга пру
жины регулятора. |
|
|
|
Изменение силы |
Р п |
приводит |
к тому, что характеристика ре |
гулятора приобретает |
вид семейства |
ломаных линий ( фиг.83 ) , у ко |
торых участки, соответствующие регулированию давления, параллель ны мевду собой.
На фиг.82 приведена схема одного из возможных вариантов прак
тического осуществления принципа двухлараметрного регулирования.
Вместо пружины здесь использован торсион |
I , |
который одним |
сво |
||||||||||
им концом, имеющим плечо ^ |
, нагружает |
плунжер 2 |
регулятора, |
а |
|||||||||
другим, имеющим плечо |
1г |
, |
связан с |
задней осью |
автомобиля. |
Регу |
|||||||
лятор и опоры |
3 |
торсиона, |
в которых |
последний |
свободно проворачи |
||||||||
вается, прикреплены |
к днищу кузова |
автомобиля. |
Благодаря такому |
||||||||||
устройству угол закрутки торсиона, а следовательно |
усилие Р п |
» |
|||||||||||
нагружающее плунжер регулятора, зависит |
от прогиба |
подвески |
задне |
||||||||||
го моота автомобиля, т .е . от величины вертикальной |
реакции |
на |
зад |
||||||||||
нюю ось . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно рекомендовать следующий способ определения основных раз |
|||||||||||||
еров регулятора, а также максимального |
Р'п |
и минимального |
|
||||||||||
зчений силы действия пружины на плунжер. |
|
|
|
|
|
||||||||
В точка |
с |
оптимальной характеристики, |
соответствующей |
на- |
|||||||||
рогулирования для груженного автомобиля, |
проведем к кривой |
||||||||||||
'явную и определим координату |
т |
точки |
ее |
пересечения |
с |
||||||||
чнат и угол |
ос |
ее |
наклона |
к оси |
абсцисс. |
Затем, принимая |