Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 195 -

танавливается регулятором в завгсимости от величины командного давления и заданной программы действия регулятора.

Для исследования качественной характеристики регулирования

используют

график

зависимости

,

приведений на

(Lflr.8I; <J .

Кривые

Я

ж Б

изображают оптимальное

соотношение

между давлениями

о(

и р

соответственно для груженного и негру-

женного автомобиля. Координаты каждяй точки кривой оптимального

соотношения давлений

определяют подстановкой

в уравнения 51 оди­

наковых текущих значений коэффициента сцепления

У’

от (р= О до

</>=/■

 

 

 

 

 

 

 

Прямая

ос

t проведенная под углом 45°

к осям

координат,

изображает

соотношение

между давлениями при отсутствии

регулято-

Ра (Р Г - Р г )

 

 

 

Из фпг.81, д

видно, что для достижения во всех случаях(раз-

личная нагрузка и

) оптимального соотношения между

тормозными

силами регулирование давлений г тормозном приводе должно произво­

диться

по сложному нелинейному закону. Практическое осущ еотмш ш .

/7

5

о

Фиг,81 Схема однопараметрного регулятора (а )

и характеристика регулирования (fi) ■


- 196 -

такой программы является трудной технической задачей. Поэтому характеристики существующих регуляторов обеспечивают оптимальное регулирование лишь частично. Рассмотрим реальные характеристики на конкретных примерах.

Однопараметрный регулятор, схема которого приведена на

 

фиг.81

 

,

является наиболее

простым и надежным в эксплуатации.

Его основными деталями являются: дифференциальный плунжер I ,

пру­

жина 2

и клапан

3. Полость R

регулятора подключают к главному

тормозному

цилиндру, а полость Б

-

к тормозам задних колес.

На

плунжер действуют

силы:

 

 

 

 

 

справа

-

 

,

 

 

 

 

 

слева

-

р о

f р

 

 

 

 

 

 

 

 

>1

Л п ,

 

 

 

 

 

где Fp

и

Fs

- активные площади плунжера со стороны соответст­

вующих полостей

регулятора;

 

 

 

 

Р п

-

сила установочного

натяга

пружины 2.

 

Регулятор

работает

так.

При малых давлениях в главном цилинд­

ре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рг Fs

< Р,

+ В п

,

 

и поэтому плунжер находится в своем крайнем правом положении. Обе полости регулятора сообщаются через клапан 3 - давление в магист­ рали тормозов задних колес сохраняется равным давлению в магистра­

ли передних

тормозов

 

 

 

Характеристика регулятора на этом этапе его работы совпада­

ет о

прямой

ос фиг.81,<Г.

 

 

 

С увеличением давления

pi соотношение

сил, действующих на

плунжер , изменяется и при

р>=. р^ наступает

неустойчивое равно-

зоие

плунжера

 

 

 

 

 

 

(52 )

РН РБ z Рн ^р * Р п ’


- 1 9 7 -

соответствующее началу регулирования ( точка

С

на фиг. 81;

if ) .

При дальнейшем увеличении

давления р

плунжер перемещает­

ся влево, клапан 3 закрывается

и между давлениями

уз и

у с -

танаачивается соотношение, вытекающее из условия равновесия плун­ жера

 

 

 

 

 

 

 

 

Fit

 

Рп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рг

= Р’

ГБ

+

'~ГВ '

 

 

 

(5Э >

 

Характеристика регулятора на этом этапе его работы изобража­

ется

прямой

c d .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При проектировании регулятора следует на оптимальной харак­

теристике

регулирования

задать точки

c a

d

,

соответствующие

началу регулирования

[ р 1

=■ рн )

 

и максимальному командному

давлению (уо = р тстХ) .

Тогда,

как

следует из

(5 3 ),

тангенс угла

наклона

прямой

c d

к оси

абсцис

определит

необходимое

отношение

Р

:

Ге

,

а ордината точки

пересечения той

же линии с

осью ор­

динат

определит

необходимое он ошенне

Рп '

РБ .

Пользуясь этими

данными и условием равновесия плунжера в момент начала регулирова­

ния (5 2 ), можно определить основные размеры регулятора и силу Р п

установочного натяга пружины.

При таком подходе к выбору параметров регулятора будет обес­

печена первоочередность

блокирования передних колес автомобиля,

т .е . устойчивость его прямолинейного движения.

Рассмотренный регулятор,

осуществляя регулирование по одному

параметру -

командному давлению-, обеспечивает рациональное соот­

ношение между давлениями

р

и

р для определенного состояния

автомобиля:

груженного или негруженного. Это очевидно из а я г .^ /Д

и является

основным недостатком

однопараметрных регуляторов


-198 -

 

Двухпараметрный

регулятор

отличается от однопараметрного тем,

что

регулирует давление уз в

магистрали задних тормозов не толь­

ко в

зависимости

от

командного давления р

, но также и от вер­

тикальной реакции

на

заднюю ось

автомобиля,

которая, как известно,

зависит от нагрузки на автомобиль и интенсивности торможения. До­ стигается это автоматическим изменением установочного натяга пру­

жины регулятора.

 

 

 

Изменение силы

Р п

приводит

к тому, что характеристика ре­

гулятора приобретает

вид семейства

ломаных линий ( фиг.83 ) , у ко­

торых участки, соответствующие регулированию давления, параллель­ ны мевду собой.

На фиг.82 приведена схема одного из возможных вариантов прак­

тического осуществления принципа двухлараметрного регулирования.

Вместо пружины здесь использован торсион

I ,

который одним

сво

им концом, имеющим плечо ^

, нагружает

плунжер 2

регулятора,

а

другим, имеющим плечо

,

связан с

задней осью

автомобиля.

Регу­

лятор и опоры

3

торсиона,

в которых

последний

свободно проворачи­

вается, прикреплены

к днищу кузова

автомобиля.

Благодаря такому

устройству угол закрутки торсиона, а следовательно

усилие Р п

»

нагружающее плунжер регулятора, зависит

от прогиба

подвески

задне­

го моота автомобиля, т .е . от величины вертикальной

реакции

на

зад­

нюю ось .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно рекомендовать следующий способ определения основных раз

еров регулятора, а также максимального

Р'п

и минимального

 

зчений силы действия пружины на плунжер.

 

 

 

 

 

В точка

с

оптимальной характеристики,

соответствующей

на-

рогулирования для груженного автомобиля,

проведем к кривой

'явную и определим координату

т

точки

ее

пересечения

с

чнат и угол

ос

ее

наклона

к оси

абсцисс.

Затем, принимая