Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каждый производственный коллектив представляет собой модель общественных отношений, в то же время в нем много специфического: конкретная социально­ демографическая структура, предметная среда и т. д. Поэтому план социального развития на предприятии должен отражать и предпосылки развития конкретно­ го коллектива как целостной совокупности.

Тенденция развития нашего общества такова, что роль предприятия, трудового коллектива в жизни ра­ ботающих все увеличивается. Планируя социальное развитие, нельзя ограничиваться лишь учетом социаль­ ных последствий технико-экономических процессов. Должны учитываться также социальные функции, выполняемые современным социалистическим пред­ приятием, например: коммунистическое воспитание, создание условий и предпосылок для полноценного проведения свободного времени, стимулирование обще­ ственного самоуправления и творческой активности личности.

Планы социального развития коллективов предо­ ставляют возможность расширять научное управление социальными процессами на уровне производствен­ ного коллектива. Но эту свою роль они смогут выпол­ нять только в том случае, если будут научно обос­ нованы.

Характер и содержание планов социального разви­ тия, разработанных на сельскохозяйственных предпри­ ятиях республики, вынуждают говорить о некоторых важных требованиях, которые не были соблюдены при их составлении. Это представляется особенно важным потому, что теперь уже каждое хозяйство республики приступает к составлению таких планов.

Развивая положение о научном обосновании планов социального развития коллективов сельскохозяйствен­ ных предприятий, мы рассмотрим здесь три группы во­ просов: во-первых, специфика планирования в сельско­ хозяйственных предприятиях; во-вторых, количество и: качество информации, закладываемой в планы; в-тре­ тьих, структура плана социального развития колхозов и совхозов.

175

Специфика планирования в колхозах и совхозах

При составлении планов социального развития кол­ лектива сельскохозяйственного предприятия очень важно учитывать его специфику по сравнению с про­ мышленными предприятиями. Эта специфика выража­ ется в нескольких моментах.

Фактически каждый коллектив сельскохозяйствен­ ного предприятия состоит из четырех групп людей:

1) работающих в данном хозяйстве и проживающих на территории этого же хозяйства;

2)работающих в данном хозяйстве, но проживаю­ щих вне территории его;

3)проживающих на территории данного хозяйства, но работающих вне его;

4)проживающих на территории данного хозяйства, но непосредственно не связанных с общественным про­ изводством (школьники, пенсионеры, домохозяйки).

Вторая и третья группы характерны для пригород­ ных хозяйств крупных и малых городов. В условиях Латвийской ССР группам людей, работающих в сель­ скохозяйственных предприятиях, но проживающих на территории города, должно быть также уделено вни­ мание. Эта группа людей составляет довольно значи­ тельную часть работающих в сельском хозяйстве. На­ пример, в совхозе им. 50-летия СССР — около пятой части работающих (во время летнего сезона).

Планы социального развития коллективов сельско­ хозяйственных предприятий должны учитывать инте­ ресы всех четырех групп людей. При этом разные разделы плана будут отражать интересы разного коли­ чества людей. И, конечно, требуется, чтобы планы сель­ скохозяйственных предприятий полностью согласовы­ вались с планами соответствующих сельсоветов, чтобы учитывались разнообразные межхозяйственные связи.

Мероприятия, связанные с изменением характера труда, коснутся всех тех, кто работает в данном хо­ зяйстве, независимо от их места жительства. Что же касается вопросов быта и культурной жизни, то здесь в орбиту действия плана, очевидно, попадут все, кто проживает на территории данного хозяйства.

176


Вотличие от промышленных предприятий, планы социального развития сельскохозяйственных предприя­ тий сегодня требуют согласования с перспективным развитием их хозяйственных центров-поселков.

Вэтом аспекте правильно разработан план социаль­

ного развития совхоза «Литене» Гулбенского района. В этом совхозе центр хозяйства совпадает с населен­ ным пунктом Литене. Поэтому в плане отражены инте­ ресы и потребности всех жителей населенного пункта.

По нашему мнению, нецелесообразно разрабатывать план развития быта, культурной жизни и т. д. только для населения хозяйства, ибо бытовыми услугами бу­ дут пользоваться все жители населенного пункта, в об­ щественной жизни будут принимать участие также все жители.

Планы социального развития коллективов сельско­ хозяйственных предприятий включают ряд таких во­ просов, которые нехарактерны для планов социаль­ ного развития коллективов промышленных предприя­

тий.

К

их числу

относится переселение

жителей из

хуторов

в поселки и создание благоустроенных посел­

ков

как

центров

сельскохозяйственных

предприятий.

В результате планы социального развития сельско­ хозяйственных предприятий охватывают более широ­ кий круг вопросов, чем такие же планы промышленных предприятий.

Количество и качество информации, необходимой для разработки плана

Каждый план есть определенная совокупность ин­ формации. Поэтому очень важная предпосылка разра­ ботки плана социального развития — это собирание достоверной и исчерпывающей информации о природе данного коллектива. Как известно, социальная инфор­ мация бывает двоякого характера. Существует инфор­ мация, представляющая количественные параметры об исследуемых явлениях, на нее не влияет субъективная оценка отдельных личностей. Такого рода информа­ ция — данные о демографической структуре, профес­ сиональном составе* уровне образования и культуры,

12 549

177


бытовом инвентаре и т. д. Но в то же время сущест­ вует информация, которая до ее фиксации уже прошла через призму субъективной оценки личности. Тем не менее она также необходима для социального плани­ рования, ибо раскрывает объективные потребности и интересы членов коллектива, для удовлетворения кото­ рых необходимы и социальные преобразования.

Научное планирование социального развития воз­ можно только при использовании всех видов инфор­ мации.

Разумеется, нельзя забывать об особенностях каж­ дого из этих видов.

Анализ существующих планов социального развития коллективов колхозов и совхозов республики показы­ вает, что количество и качество использованной для их разработки информации в ряде случаев не обеспечи­ вает полностью научного прогнозирования социаль­ ного развития.

При разработке характеристики социальных отно­ шений упускаются многие моменты, например разли­ чия между первичными коллективами, выяснение инте­ ресов разных социальных групп первичных коллекти­ вов.

Не устанавливается социальная структура коллек­ тива хозяйства, т. е. разделение на профессиональные группы по характеру и содержанию труда — на работ­ ников преимущественно физического и работников преимущественно умственного труда, которые, в свою очередь, следует подразделять, как известно, еще на группы высококвалифицированных работников, работ­ ников средней квалификации и малоквалифицирован­ ных работников.

Это деление позволяет увидеть существенные разли­ чия в интересах этих групп, в участии их в обществен­ ной и культурной жизни и т. д. Тем самым открывается возможность предусмотреть вполне конкретные меро­ приятия по преодолению этих существенных различий.

Такой подход четко выделяет и группу животново­ дов — одну из важнейших на селе, если учесть основ­ ное направление развития сельскохозяйственного про­ изводства республики. Вот почему очень важно выяс­ нить положение, интересы, потребности животноводов,

178

чтобы планировать изменение их условий соответ­ ственно этим интересам и потребностям. Пока же эта отрасль сельского хозяйства испытывает наибольшие трудности в обеспечении рабочей силой: здесь самая высокая текучесть кадров, больше всего неудовлетво­ ренных условиями труда, меньше всего желающих среди молодежи идти работать на фермы.

Необходимость деления членов коллектива на выше­ упомянутые группы мы можем подтвердить конкрет­ ным материалом.

В 1971 году в Бауском районе было проведено со­ циологическое исследование в трех колхозах и одном совхозе. Автором исследования Э. Мурниеком получены интересные данные об участии в общественной работе социально-профессиональных групп колхозного крестьянства. Количественные и качественные показа­ тели исследования свидетельствуют о различном уровне участия в этой работе представителей каждой группы. Э. Мурниек приводит следующие данные. Уча­ ствуют в общественной работе:

27,3% представителей квалифицированного умствен­ ного труда,

7,1% представителей неквалифицированного умст­ венного труда,

31,6% представителей квалифицированного физиче­ ского труда.

13,7% — физического труда средней квалификации,

15,1% — неквалифицированного физического труда1. В существующих и ныне действующих планах ряд показателей представляет исключительно средние дан­ ные по всему хозяйству. Так, например, указываются лишь средний заработок, среднее количество посетите­ лей кино за год, средний уровень механизации труда. По нашему мнению, такая ориентация только на сред­ ние показатели неприемлема. Нельзя ограничиваться общими показателями. Приходится считаться с тем, что наряду с существенными различиями в трудовой активности вышеупомянутых групп работников, суще­

1 Мурниек Э. Внутриклассовая дифференциация колхозного крестьянства. — В кн.: Проблемы научного коммунизма, вып. 6.

М., «Мысль», 1972, с. 113.

12*

179


ствуют различия и между положением дел на участ­ ках, в бригадах и даже фермах. Например, если в плане указывается, что средний уровень механизации труда в животноводстве достигнет 80%, то это может выглядеть в жизни как 100% механизации на одной ферме и только 60% — на другой.

В настоящее время в республике при составлении планов социального развития коллективов сельскохо­ зяйственных предприятий только частично выясняется субъективное отношение их членов ко многим явле­ ниям. К примеру — обычно ничего не говорится о том, в какой мере проявляется у членов коллектива инте­ рес к будущему своего хозяйства, а также к возмож­ ностям развития своей личности.

Главным источником этой информации являются со­ циологические опросы, которыми в наших хозяйствах при составлении планов, к сожалению, пользуются весьма ограниченно.

В силу этих недостатков имеющиеся планы нередко являются, по сути дела, в некоторых аспектах скорее предположениями членов плановых комиссий о разви­ тии того или иного процесса, нежели результатом на­ учного анализа интересов всего коллектива.

Социологические средства — анкетный опрос, интер­ вью, наблюдения — обеспечивают эмпирическим ма­ териалом, который невозможно получить другим путем (например, общественное мнение местных жителей, самооценка работников, мотивация своих отношений и действий).

Формулировки в действующих планах зачастую бы­ вают несовершенными. В одних случаях они недоста­ точно конкретны, а в других — наоборот, даны с из­ лишней детализацией.

В планах можно встретить, например, такие пункты: «Анализировать проявление религиозных предрассуд­ ков некоторых групп населения, срок исполнения — весь период» . . . «Обеспечить экономически более эф­ фективное использование фонда заработной платы в соответствии с социалистическим принципом распреде­ ления по количеству и качеству труда; срок исполне­ ния — все годы» . . . «Увеличить ассигнования на жи­

а 80


лищное строительство из прибылей хозяйства; срок ис­ полнения — постоянно» . . .

Подобные пункты в настоящем их виде можно опре­ делить как неконкретные.

В то же время можно встретить пункты, которые можно определить как «слишком» конкретные. Это бы­ вает, когда составители планов не учитывают ту ис­ тину, что не все социальные процессы можно выражать в абсолютных цифрах, многие процессы выражаются только как тенденция.

Например, планируется количество лекций и коли­ чество посетителей лекций на 8 лет вперед. Если в. 1972 году лекции слушали 7500 человек, то в 1975 году их будет слушать, по прогнозу, 8300 человек, в. 1980 году — 10 000 . . . Ясно, что составители не поду­ мали, что за эти 8 лет могут возникнуть и новые формы работы.

Если план социального развития оформляется как самостоятельный документ, в него целесообразно вклю­ чить краткую характеристику экономического развития хозяйства. Но здесь, очевидно, будут уместны только те экономические данные, которые прямо определяют возможности социального развития.

Структура плана социального развития

Научно обоснованные планы социального развития требуют соблюдения еще одного требования — опреде­ ленной структуры как всего плана, так и каждого его раздела. Имеющийся опыт показывает, что целесооб­ разно в плане выделять следующие разделы:

1.Планомерные изменения социальной структуры производственного коллектива.

2.Изменения бытовых условий и повышение уровня жизни.

3.Коммунистическое воспитание трудящихся и по­ вышение общественной активности.

4.Совершенствование социально-психологических отношений в коллективе.

Мы считаем, что ввиду сложности исследования со­ циально-психологических отношений последний раз­

181

дел на настоящем уровне планирования может быть опущен или разработан только частично.

Определенную структуру должен иметь и каждый раздел плана. Думается, он должен состоять из трех ступеней: первая — характеристика современного уровня социальных отношений; вторая — прогнозы развития этих отношений на последующие годы; тре­ тья — перечень мероприятий, при помощи которых бу­ дет достигнуто осуществление этих прогнозов.

Во многих ныне действующих планах социального развития коллективов колхозов и совхозов это требо­ вание не соблюдено. Некоторые планы состоят из пе­ речня мероприятий, без какого-либо анализа социаль­ ных отношений. В других — есть элементы анализа, но дана неполная характеристика социальных отношений.

Чтобы во всех хозяйствах республики обеспечить разработку планов социального развития коллективов на научной основе, необходимо, по нашему мнению, провести и некоторые организационные мероприятия:

1.Создать в республике какой-то центр по изучению социальных проблем села, в обязанности которого вхо­ дила бы координация исследований в этой области. Без серьезного изучения социальных проблем села в мас­ штабе республики будет затруднена и разработка пла­ нов социального развития в отдельных хозяйствах.

2.В ближайшее время разработать и издать на ла­ тышском и русском языках методику составления пла­ нов социального развития сельскохозяйственных пред­ приятий. «Методические указания», подготовленные кафедрой философии и научного коммунизма Латвий­ ской сельскохозяйственной академии, могли бы стать основой для создания такой рабочей методики, которая явилась бы справочным пособием для практических работников.

3.Организовать зональные межрайонные семинары по вопросам составления планов социального развития

спривлечением ученых и представителей хозяйств, уже имеющих опыт их составления.

4.Разработать централизованно образцы анкет опросов и варианты программ для обработки этих ма­ териалов на электронно-вычислительной машине, ибо «ручным способом» с этой работой не справиться.

182