Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Московского района города Риги там, где к разработке планов в целом и этих разделов, в частности, подошли достаточно вдумчиво и серьезно, есть довольно инте­ ресный опыт социального планирования. Положено хо­ рошее начало. Этот опыт, несомненно, пригодится тем, кто сейчас еще находится на более ранних этапах раз­ работки и осуществления перспективного плана эко­ номического и социального развития коллектива пред­ приятия.

я. П. БОНАТС,

первый секретарь Бауского РК КП Латвии

О. П. ГУТМАНЕ,

секретарь Бауского РК КП Латвии

ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА СЕЛЕ

Говоря о проблемах социального развития на селе, необходимо признать, что современная научно-техни­ ческая революция и хозяйственная реформа поставили этот вопрос в центре внимания коллектива каждого сельскохозяйственного предприятия — колхоза и сов­ хоза.

Благодаря заботе партии и правительства о дальней­ шем развитии сельского хозяйства происходящие здесь процессы быстрого развития индустриализации посто­ янно превращают его в разновидность промышленного производства. В результате актуальнее, чем когдалибо, в любом хозяйстве ставятся вопросы о рекон­ струкции машинного парка, методах и соответствую­ щей технологии труда. Это — закономерный процесс на пути дальнейшего успешного повышения уровня благосостояния трудящихся, резкого увеличения ма­ териальных благ за счет повышения производительно­ сти труда.

Безусловно, все это создает объективные условия для глубоких социальных изменений. Социальные сдвиги проявляются, естественно, не только в том, что коренным образом изменяется внешний облик села, что определяющим для сельского пейзажа становится благоустроенный поселок со всеми возможными здесь коммунально-бытовыми удобствами, но и в том, что в процессе социальных перемен меняется сам труже­

167

ник — непосредственный участник сельскохозяйствен­ ного производства.

Поэтому вполне понятно, что вопросам планирова­ ния социального развития сельских предприятий и кол­ лективов уделяется такое большое внимание.

Мы в Бауском районе также занимаемся вопросами перспективного планирования экономического и со­ циального развития предприятий и прежде всего сель­ скохозяйственных предприятий — колхозов и совхо­ зов района. Первые шаги по разработке таких планов, предприняты в каждом хозяйстве района.

Вместе с тем нужно признать, что содержание этих планов, методика их разработки, за небольшим исклю­ чением, еще далеки от тех требований, которые выдви­ гает быстрое развитие сельского хозяйства.

В чем же причины? Главной из них, на наш взгляд, является то, что на местах, особенно на сельскохозяй­ ственных предприятиях, не ведется необходимая подго­ товка кадров, отсутствует соответствующая методика для правильного решения этого очень важного вопроса.

Это — трудности, характерные для каждого нового мероприятия, встречающиеся до первого практического освоения и внедрения опыта. Таким образом, речь идет о трудностях преходящих.

Недостатки, конечно, будут преодолены. Особенно если учесть, что в этом активное участие принимают соответствующие министерства, они проявляют заботу о том, чтобы работа по составлению планов социаль­ ного развития на подведомственных им предприятиях проводилась серьезно, с должной ответственностью. Министерство сельского хозяйства республики потре­ бовало через управление сельского хозяйства райис­ полкома разработки такого плана каждым сельскохо­ зяйственным предприятием.

Несомненно, это известный шаг вперед, однако лишь в проведении организаторской работы. А как обстоит дело с содержанием? Оказалось, что здесь как раз и кроются существенные недостатки. Специаль­ ные, одинаковые для всех формы, которыми на местах руководствуются при составлении планов, ведут к их известному однообразию. При этом некоторые това­ рищи подошли к делу формально. Поэтому их планы

168


бедны по содержанию. И далее. Если экономическим показателям в планах уделяется большое внимание, что вполне понятно, то мероприятиям социального ха­ рактера «не везет». Практически это означает, что вто­ рая часть комплексного плана является лишь каким-то «приложением» первой — экономической части. Как если бы изложенные в ней мероприятия были важны не для всей отрасли народного хозяйства, а только для самого предприятия.

Однако есть и положительные примеры. Так, в сов­ хозе им. 50-летия СССР, на наш взгляд, работа в этом направлении проводилась с нужным пониманием и тщательностью, а потому разработанный здесь план комплексного экономического и социального развития

вцелом соответствует выдвинутым требованиям. Партийная организация, администрация, специали­

сты и весь хозяйственный актив взяли за основу уже до­ стигнутые экономические показатели, специализацию хозяйства, уровень механизации, возросшую квалифи­ кацию кадров, рост коммунистической сознательности коллектива и другие моменты. При разработке плана здесь осуществлялся строго научный подход, предпо­ лагающий глубокий всесторонний анализ социальных процессов, на базе которого велось прогнозирование дальнейшей деятельности.

Еще за два года до того, как комплексный план во­ шел в силу, партийная организация с помощью науч­ ных работников Латвийской сельскохозяйственной ака­ демии провела тщательный анализ производственной и общественной жизни коллектива, социологические исследования.

Было разработано несколько анкет. Они содержали вопросы, касающиеся различных направлений разви­ тия предприятия и коллектива, а также разных групп и категорий работающих, в целях выявления интере­ сов членов коллектива, их предложений и т. д. Эта ра­ бота потребовала как времени, так и труда. Но обоб­ щение результатов и тщательный их анализ послужили хорошим фундаментом для выработки целеустрем­ ленного и реального плана.

Партийная организация вместе с администрацией хозяйства подготовили подробный план, предусмотрев

169

в нем конкретные мероприятия, призванные воздейство­ вать на направление развития каждой отрасли, каж­ дого социально-культурного процесса, бытового мо­ мента, а также сроки и исполнителей этих мероприя­ тий.

Затем весь материал был рассмотрен на бюро пар­ тийной организации. По признанию руководителей совхоза, кое-что в этом плане еще является проблема­ тичным, находится в состоянии прогноза, однако ре­ зультаты работы первых двух лет девятой пятилетки в общем соответствуют задачам, намеченным планом.

План этого коллектива состоит из четырех разделов. В первом разделе в весьма концентрированном виде даны главные экономические задачи хозяйства. При­ чем все здесь изложено не только в виде задач и рубе­ жей —■имеется также указание на необходимую мате­

риальную базу.

Во втором разделе освещены все вопросы, связанные с изменениями социальной структуры и планомерным повышением профессиональной квалификации членов коллектива. Спланированы изменения трудовых ресур­ сов, изменения в квалификации тружеников. Здесь речь идет о задачах повышения производительности труда по отдельным видам, об известных изменениях в части замены физического труда квалифицирован­ ным — механизированным трудом, об улучшении усло­ вий труда, о повышении культуры производства.

Несмотря на то что в этом хозяйстве нет дефицита рабочей силы, все же этот момент, особенно в сезонный период, актуален и здесь. Вполне понятно, что в хозяй­ стве вопросам механизации труда уделяется решающее значение. Согласно плану в конце пятилетки преду­ сматривается механизировать на 100% основные тру­ доемкие процессы в полеводстве и животноводстве, значительно повысив уровень механизации в раздаче кормов на животноводческих фермах, а также ремонт­ ных работ.

Одновременно надо отметить, что мы планируем ме­ роприятия по применению более высокопроизводитель­ ных механизмов и там, где уже сейчас все операции вы­ полняют механизмы.

170



Особое внимание уделяется повышению квалифика­ ции кадров и прежде всего кадров механизаторов и животноводов. Известно, что в животноводстве все больше внимания уделяется устранению тяжелого ручного труда, его механизации. Тем не менее эта от­ расль остается пока одной из самых трудоемких, она требует дальнейшего совершенствования деловой ква­ лификации животноводов.

На молочных фермах внедрена новая технология. В молочном хозяйстве уже достигнута довольно высокая производительность труда. Из 27 доярок 11 надаивают от закрепленных за ними коров по 100 и более тонн молока в год. Однако вопросы повышения квалифика­ ции доярок и совершенствования их труда по-преж­ нему остаются актуальными. В плане социального развития прослеживается тенденция роста общеобра­ зовательного уровня доярок.

Восновном повышение квалификации планируется проводить на местах, а подготовка и переподготовка специалистов различных категорий проходит в учеб­ ных заведениях республики.

Вхозяйстве заведен такой порядок, что учатся все; занятия по повышению квалификации обязательны для всех.

В результате проведения намеченных мероприятий в конце пятилетки в хозяйстве значительно повысится уровень квалификации кадров и уровень комплексной механизации производственных процессов.

Как видим, этот раздел отражает одну из активных частей плана социального развития. Здесь не только констатируются социальные изменения, связанные с повышением уровня комплексной механизации и т. д., но целеустремленно и последовательно осуществляется влияние на процессы социального развития, чтобы эти процессы протекали интенсивно и в желаемом направ­ лении. Само собой разумеется, что все планируемые мероприятия должны положительно повлиять на эко­ номику производства, эффективность механизации и успешное выполнение производственных заданий.

В третьем разделе плана речь идет о повышении уровня благосостояния, улучшении бытовых условий

171

тружеников хозяйства. С точки зрения социальных изменений эта глава также имеет важное значение. В ней решаются очень важные для сельских жителей, проблемы, такие как жилищное строительство, ликви­ дация хуторов и переход в благоустроенные поселки. Здесь планируются мероприятия по организации от­ дыха тружеников и членов их семей. Особое место уде­ ляется удовлетворению интересов молодого поколения, В целях рационального использования бюджета вре­ мени работающих предусматриваются мероприятия по улучшению коммунальных, бытовых и транспортных услуг, улучшению торговли. В плане отражено образо­ вание специальных фондов на социально-культурные мероприятия, показаны растущие возможности мате­ риального стимулирования людей.

И, наконец, в четвертом разделе речь идет о меро­ приятиях по коммунистическому воспитанию личности, коллектива и повышению его общественной активно­ сти. Тут в основу положены мероприятия по социали­ стическому соревнованию, движению за коммунисти­ ческое отношение к труду, мероприятия по рационали­ заторству и изобретательству и др.

Таков план этого хозяйства. Среди планов, которыми мы сейчас располагаем, он является одним из наиболее содержательных. Конечно, это отнюдь не значит, что мы рекомендуем всем слепо копировать его. В других хозяйствах кое-что может быть сделано по-другому. Это в каждом случае определяется конкретными усло­ виями, возможностями, потребностями, нуждами. Од­ нако методология при составлении таких планов дол­ жна быть общая, единая, особенно, если речь идет о предприятиях одной отрасли народного хозяйства.

Какие же выводы можно сделать?

Во-первых, там, где к планированию подошли пра­ вильно, где план действительно активен, его реализа­ ция, несомненно, поможет планомерно направлять процессы социального развития коллективов, оказы­ вать существенное влияние на выполнение производ­ ственных заданий. Там же, где сам процесс планиро­ вания не был активным и целеустремленным, планы лишь пассивно отражают социальные изменения и,

172


следовательно, не имеют должного мобилизующего значения, не выполняют своей основной функции.

Из нашего опыта можно сделать еще один вывод: план социального развития коллектива должен быть реальным и максимально конкретным. Нередко прихо­ дится сталкиваться со случаями, когда в планах выра­ жены пожелания, которые пока еще далеки от реаль­ ных возможностей. Бывает, что в плане даются лишь общие прогнозы, не содержится конкретных заданий, что является главным в любом планировании.

И еще одно замечание. Совершенно очевидно, что в нынешней ситуации другое содержание и смысл при­ обретает коллективный договор, заключаемый на предприятии между администрацией и профсоюзной организацией. Каждому ясно, что коллективный дого­ вор должен тесно «стыковаться» с планом экономиче­ ского и социального развития. Впредь в отчетах о вы­ полнении коллективного договора речь, по существу, бу­ дет идти именно о выполнении плана социального раз­ вития.

М. Р. КРУЗМЕТРА,

зав. кафедрой марксистсколенинской философии и научного коммунизма Латвийской сельскохозяйственной академии,

кандидат исторических наук

ВОПРОСЫ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВОВ

Современный этап коммунистического строительства характеризуется дальнейшим углублением научного подхода к управлению, организации и планированию технического, экономического и социального прогресса нашего общества. Задачи создания материально-техни­ ческой базы коммунизма, совершенствования общест­ венных отношений и формирования нового человека,, поставленные Программой КПСС, требуют гармониче­ ского развития всех сторон общественной жизни. По­ этому сегодня сфера планомерного развития все более расширяется, охватывая не только процесс производ­ ства, но и все глубже проникая в иные области жизне­ деятельности общества, в систему социальных отно­ шений.

Планомерное управление социальными процессами достигается прежде всего посредством разработки со­ циальных проблем в текущих и перспективных планах развития народного хозяйства и их реализации. Но наряду с этим все больше входит в жизнь планирова­ ние социального развития коллективов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ибо производ­ ственный коллектив есть та подсистема, то звено, где главным образом и прежде всего осуществляется практическое вхождение индивида в социальную орга­ низацию.

Индивид является членом всего общества, а за­ одно — членом конкретного коллектива. И хотя

174