ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
по третьему правилу, можно установить, что такое собы тие, как «номер шара 2 пли 7» должно иметь вес 1/100+ 1/100=2/100, а что событие «один шар между номерами 1 и 37 включительно» должно иметь вес 37/100 и т. д.
Таким образом, в то время как второе правило уста навливает только то, что вес, приписанный любому собы тию, является числом между нулем и единицей, стандартпая лотерея показывает пути для выбора -определенного числа в этом диапазоне с целью описания отношения лица, принимающего решение, к этому событию.
Наиболее важно здесь то, что специалист может найти единственный ряд весов, описывающих его мнение в более сложной ситуации, пользуясь лотереей такого вида в ка честве стандарта для сравнения.
В данном случае отнюдь не предполагается, что при нимающий решение о выборе в ситуации неопределенности будет готов участвовать в игре с шарами и лотерейными билетами. Предполагается лишь то, что он способен мыслить абстрактно в отношении неопределенности любой ситуа ции и приписывать возможным событиям веса, устанавли
вающие их относительные |
важности. |
В дальнейшем мы более |
подробно расскажем о мето |
дах установления весов. Сейчас лишь отметим, что три основных правила, описанных в данном разделе, нахо дятся в соответствии с аксиомами и теоремами теории вероятностей.
Соответствие правил приписания весов аксиомам клас сической теории вероятностей позволяет использовать математический аппарат этой теории для обоснования количественных оценок, полученных от экспертов, и способствует разработке формализованных подходов к при нятию решений. Как было показано выше, использование некоторых логических правил или стандартной лотереи позволяет относительно просто приписывать вероятности ряду взаимоисключающих событий.
Однако в практике принятия решений часто прихо дится иметь дело с ситуациями, когда мы должны при писать вероятность двум или нескольким событиям, не принадлежащим к одному ряду взаимоисключающих (событий. В таких случаях мы говорим, о совместной и условнож-.вер.оятл.ости.^ подобных событий. Соответствую- 'щшГтеоремы теории вероятностей могут быть использованы
и в этих, более сложных ситуациях.
85
Представим, что необходимо выбрать между двумя лотереями при отсутствии достоверного мнения о на ступлении какого-либо события В.
В лотерее I принимающий решение получает значи тельный выигрыш, если А и В происходят одновременно,
но ничего не |
выигрывает в противном случае. |
В лотерее |
I I , если происходит событие В, принимаю |
щий решение получает х билетов, по которым ему может выпасть тот же значительный выигрыш, и ничего не вы играет, если событие В не происходит.
Если принимающему решение безразличен выбор между лотереями, т. е. между первым и вторым способом
действия, |
то можио |
иаписать, что |
|
% = |
Р{А1В), |
|
|
где N — общее число |
возможных |
исходов в лотерее I I . |
|
\ Вместе |
с тем если |
безусловную |
вероятность наступле |
ния события В мы связываем с совместным наступлением событий А и В, то для обеспечения согласованности полу- | ченных результатов необходимо, чтобы эти величины были связаны соотношением, выраженным теоремой Байеса. Это позволяет интерпретировать теорему Байеса в тер
минах весов °.
Поскольку при выработке большинства решений ис пользуется имеющаяся информация в сочетании с не явным опытом, одним из наиболее трудных аспектов при нятия решений является вопрос, какой вес должен быть придан опыту, а какой — фактическим данным. Исполь зование теории вероятностей, и в частности теоремы Байеса, позволяет логически связать последовательность принятия решения в сложных ситуациях, когда устана вливается система предпочтений (весов) с учетом имею щейся информации или когда появляется дополнитель ная информация, указывающая на необходимость пере смотра первоначальных оценок и предположений в ситуации неопределенности. Более того, если принимаю щему решение удается выразить свой опыт в виде коли чественной оценки в простых ситуациях, то теория веро ятностей помогает совершить логический переход к более сложным ситуациям.
0 У. Моррис. Наука об управлении. Байесовский подход. М., 1971.
86
Таким образом, использование экспертных оценок по зволяет подготовить количественную базу для выбора наиболее предпочтительных решений в сложных ситуа циях. Однако надежность экспертных оценок зависит от информированности специалистов и возможности изме рения этой информации с помощью различных шкал и показателей.
Когда |
описание открывает |
путь для измерения, |
дискус |
|
сии |
вполне заменяются |
вычислениями. |
|
|
|
|
|
С. |
Стивене |
|
|
американский |
ученый-психолог |
Шкалы и показатели
Утверждение, служащее эпиграфом данного раздела, ка жется на первый взгляд сомнительным. Однако, как наши читатели сумеют убедиться в дальнейшем, даже очень простые математические методы часто помогают найти решение проблемы, казавшейся неразрешимой после длительной дискуссии.
Способность служить моделью событий и отношений, имеющих место в реальной действительности, является одним из основных достоинств математики. Поскольку всякая модель в большей или меньшей степени отличается от реальных явлений, которые она отражает, соответ ствие между математической моделью и этими явлениями тем лучше, чем в большей степени количественные харак теристики и качества изучаемых явлений поддаются изме рению. Под измерением обычно понимают процедуру опре деления численного значения величин посредством ка кой-либо меры. Установление количественной определен ности явлений означает более углубленное их познание, ведет к совершенствованию знания о качественных сто ронах исследуемых объектов и к повышению достовер ности принимаемых решений.
Измерения позволяют сравнивать одинаковые свой ства различных объектов, показатели одного и того же качества некоторого объекта в различные моменты времени, а также описывать взаимодействие различных факторов одного или нескольких объектов. С измерением связаны
87
как анализ реальных фактов и явлений, так и логические заключения и выводы, необходимые для установления закономерностей или принятия решений. По мере разви тия знаний измерения приобретают все более важную роль в изучении общественных явлений и в принятии решений.
Одной из предпосылок измерения является существо вание различий в объектах. Мы познаем свойства любого объекта через последовательность его взаимодействий с дру гими объектами, а сама возможность измерения основы вается на существовании отношений меяеду объектами.
Используя математические методы для оценки коли чественных характеристик и различных качеств изучаемых явлений, мы обычно устанавливаем отношения между объектами в виде чисел. Поэтому в самом широком смысле измерение можно рассматривать как процесс установле ния отношений между объектами (или сторонами объектов) и числами, составляющими определенную числовую си стему. Наличие такой системы единиц измерения пред полагает, • что прежде всего произведен определенный качественный анализ исследуемого объекта, в результате которого характеристики объекта могут быть измерены, т. е. выражены в виде чисел. При этом общая закономер ность любого исследования заключается в том, что от изучения качественных признаков объекта осуществляется переход к изучению количественных признаков, а затем и взаимосвязей между качественными и количественными признаками. Под признаком здесь понимается характе ристика переменных (объектов) посредством какого-то набора присущих или приписываемых им свойств, важ ных для их анализа с точки зрения принимающего ре шение.
Как известно, статистика имеет дело главным образом с количественными данными, обусловленными множест венностью признаков или факторов. Их количественный характер возникает двояким образом.
Во-первых, можно при наблюдении ошедатз наличие или_ <^утствие_ ^ к о щ г л ж б о _ количествещото признака в^совокупности исследуемых объектов и подсчитать, ка кое число их обладает или не обладает этим признаком. Так, например, мы можем измерить число выпадений «орла» или «решки» при подбрасывании монеты. В по добных случаях количественный характер Жданных воз никает только при счете единиц совокупности.
88
Во-вторых, можно отмечать или измерять действи тельные значения какого-либо количественного признака (характеристики) у каждого из исследуемых объектов
спомощью определенной_ч1-пзле^дЕ[ой^истемы или прибора.
Втаких случаях наблюдения являются количественными
ссамого начала.
\Если речь идет о статистическом измерении определен- !
! ного явления, то подразумевается, что это явление нужно
!охарактеризовать количественно, т. е. найти_меру,дозво ляющую выразить его в виде чисел _и_ „показателей-
Рассматривая измерение как процесс установления отношений между объектами в виде чисел, необходимо учитывать тот факт, что различные объекты и их качествен ные признаки в разной степени поддаются измерению. Кроме того, на способ измерения оказывают влияние потребности в определенном виде информации и необхо- I димая точность этой информации. Поскольку основная (задача измерения заключается в том, чтобы найти неко-[ •торую меру, которая даст возможность проявиться иссле-/ дуемой величине при ее взаимоотношении с этой мерой';,
•в виде числа, разные способы измерения величин приво-f
•дят к использованию различных правил приписывания1 'чисел. Эти правила создают шкалы, тип которых зависит' от характера основных эмпирических операций, произ водимых с исследуемыми объектами.
Указанные операции ограничены специфическими свой ствами объектов, подвергаемых измерению, и зависят от выбора конкретного способа измерения, а поэтому каждая шкала налагает ограничения на возможность получения информации и на способы статистических пре образований, которые могут применяться к измеряемым данным.
Основные шкалы, используемые в практике измерений, можно подразделить на следующие классы 7 .
Шкала наименований (номинальная). Числа (или дру гие символы) используются здесь для установления при надлежности объекта к определенному классу. Всем
элементам одного |
и того |
же класса |
сопоставляется одно |
и то же число, а элементам разных |
классов — различные |
||
числа. Отношение |
между |
объектами, лежащее в основе |
7 «Экспериментальная психология». Под ред. С. Стивеноа. М., 1967.
89