ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Основой для сравнения и выбора таких альтернатив являются цели и критерии. В зависимости от природы исследуемых объектов и информации, необходимой для принятия, решения, можно различать два вида целей и соответствующих критериев.
Цели_н^_зывают_ качест^нными, когда все результаты действий, приводящие к достижению таких целей, оди наково хороши и, наоборот, все результаты, не приводя щие к их достижению, одинаково неудовлетворительны. Критерий в таких случаях может принимать только два значения: единица (в случае успеха) и нуль (в случае неудачи). Определение и формулирование цели здесь должно предшествовать определению критерия.
Шли_мргут_бы1Ь.д. крляяест.аенньщи. В этих случаях *" критерий должен отражать степень достижения постав ленной цели. Формулирование критерия здесь предшест вует определению цели.
Очевидно, что одно из необходимых условий выбора заключается в сравнимости альтернатив. Существуют две основные формы ^различия альтернатив: функциональная (разница в виде) и опе_раци.онная (разница в степени). Функциональное различие альтернатив можно иллюстри ровать сравнением самолета и поезда как средств транс порта. Различие альтернатив по операциям выявляется, например, при. рассмотрении различных конструкций самолета, обеспечивающих решение одной и той же задачи.
Результаты сравнения могут быть рассчитаны, если альтернативы количественно соизмеримы или же оценены экспертами, когда различие менаду ними имеет качествен ный характер.
В ряде случаев приходится выбирать критерий и оце нивать альтернативы, исходя из реальной полезности результатов для органа, принимающего решение. В зада чах, связанных с риском, решение должно быть выражено в средних величинах или в виде математического ожи дания.
Ясно, что если бы все результаты можно было предста вить в денежном выражении, вопрос об установлении относительной предпочтительности или полезности аль тернатив не имел бы смысла, поскольку следовало бы просто сопоставить ожидаемые затраты с предполагае мой прибылью для каждой альтернативы и осуществить выбор, исходя из показателя экономической эффектив-
95
ности. Однако новая техника в начальный период ее
использования |
очень часто уступает |
по своим |
экономи |
||
ческим характеристикам старой. Несомненно, |
что |
обык-\ |
|||
1 нрвенная |
телега, лаверняка, была |
экономически |
более! |
||
! выгодна, |
чем |
первый автомобиль; |
то __же-самое |
можно; |
|
| сказать почти |
о каждом принципиально новом |
виде тех-' |
пики. . Нельзя точно оценить экономическую эффек тивность фундаментальных и некоторых прикладных исследований; невозможно точно рассчитать ее и для военной техники, космических систем, исследований, направленных на улучшение окружающей среды, и т. д.
Разумеется, всегда существует желание выбрать аль тернативу, в которой затраты средств, времени и риск создания были бы минимальными, а полученные резуль таты — максимальными. Но, к сожалению, на практике подобные альтернативы встречаются весьма редко.
Представим, что необходимо выбрать одну из трех альтернатив А, Б и В. Соотношения между затратами, временем, эффективностью (результатом) и риском могут быть, например, такими, какие показаны в табл. 9.
Таблица |
9 |
|
|
|
Соотношение между затратами, временем, эффективностью п риском |
||||
Альтер |
Стоимость |
Время |
Эффективность |
Риск |
нативы |
||||
А |
Наибольшая |
Наибольшее |
Наименьшая |
Наимень |
|
|
|
|
ший |
Б |
Наименьшая |
Наименьшее |
Наибольшая |
Наиболь |
|
|
|
|
ший |
В |
Средняя |
Среднее • |
Средняя |
Средний |
Конечно, показанные в таблице зависимости не всегда существуют на практике. Однако ясно, что стремление выбрать альтернативу, имеющую самые лучшие резуль таты по всем параметрам, сталкивается с большими трудностями, особенно когда некоторые из этих парамет ров невозможно определить с помощью точных расчетов.
В таких случаях -полезно вводить ограничения, одним из них может быть перспективный бюджет. Тогда при заданном уровне затрат выбирается альтернатива с на илучшей эффективностью. Выбор лучшей альтернативы
96
Глава 4
МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Мы сделали |
бы, большую |
ошибку, |
принизив |
значение |
субъективных |
факторов в |
плановом |
руководстве |
социа |
листической |
экономикой. |
|
|
|
|
|
Академик |
П. П. |
Федоренко |
Проблемы подготовки экспертизы
Основные трудности при анализе будущего связаны не только с недостатком надежных данных, но и с необхо димостью правильной постановки проблем, выбора опти мальных критериев и оценки полученных результатов. Эта сторона дела особенно важна, поскольку она меньше всего поддается формализации, а следовательно, так или
миначе связана с использованием мнений ученых, специа-
й л и с т о в и |
руководителей. |
Опыт |
показывает, что традиционные дебаты за круг |
лым столом, равно как использование несистематизиро ванных суждений отдельных специалистов, оказываются при решении многих сложных научных и технических проблем недостаточно эффективными вследствие много образия взаимосвязей между основными элементами таких проблем и невозможности охвата их всех. При использо- 1 вании традиционных процедур подготовки решений не редко не удается рассмотреть широкий диапазон факто-
. ров, влияющих на функционирование больших систем, учесть весь спектр альтернативных путей решения проблем.
Все это заставляет прибегать к комплектованию групп специалистов, представляющих в качестве экспертов раз личные области знаний. Применение групповой экспер тизы позволяет не только рассмотреть множество аспек
тов и факторов, но |
и объединить различные подходы, |
||
с |
помощью |
которых |
инженер, экономист, руководитель |
и |
математик |
находят |
наилучшее решение. |
98
можно осуществить и другим методом: задаться опреде ленным уровнем эффективности (например, показателем надежности или какой-либо другой технической характе ристикой) и искать альтернативу, обеспечивающую наи
более экономичный способ достижения этого |
результата. |
• Таким образом, возможности измерения |
информации |
и преобразования ее в форму, удобную для принятия решения, зависят как от специфических особенностей исследуемого объекта, так и от полноты и надежности данных. Во многих случаях, когда в момент подготовки решения нет достаточно полных и надежных данных, формализация информации может быть выполнена с по мощью экспертов.
>, • Задача эксперта заключается в сравнении и оценке возможных вариантов действий (альтернатив) и выборе наиболее предпочтительного из них в отношении одного или нескольких критериев. Как было показано в этой главе, применение методов теории вероятностей, матема тической статистики и использование различных шкал измерения может облегчить решение таких задач.
Для каждого класса проблем существуют наиболее подходящие шкалы измерения и методы выбора наиболее предпочтительной альтернативы. Если для решения стан-^ дартных, часто повторяющихся задач можно использо-*" вать заранее выработанные правила и критерии, а для ряда нестандартных задач — разработать оптимизацион ные математические модели, то для проблем, обладающих неопределенностью, должны применяться методы ана лиза систем, в которых математические расчеты соче таются с использованием субъективных суждений, фор-—
мализованных |
с помощью |
методов |
экспертных оценок. |
||
- При |
этом |
необходимо |
подчеркнуть, что |
экспертные |
|
оценки |
не заменяют математические |
расчеты |
или реше |
ния, а лишь позволяют упорядочить информацию, облег
чающую принятие решений и |
обеспечивающую лучшее |
| понимание сложных проблем |
в ситуации неопределен- |
. ности. |
|
7 С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич
Нужно отметить, что наша страна была первой в мире, где под руководством В. И. Ленина группа виднейших ученых работала над созданием общегосударственного плана электрификации — ГОЭЛРО. В. И. Ленин высоко ценил специалистов и ученых, способных. реально пред видеть будущее научно-технического развития. При раз работке различных вариантов плана ГОЭЛРО широко использовались мнения экспертов, а также физические мо дели, дающие представление о проектируемых системах. Таким образом, именно нашей стране принадлежит не сомненный приоритет в использовании методов обще государственного долгосрочного прогнозирования, осно ванного на экспертных оценках и моделировании.
Надежность решений, принимаемых на основе сужде-| . ний групп экспертов, в значительной степени зависит! от организации и направленности процедуры сбора, ана-| лиза и математической обработки этих суждений.
Решения групп экспертов существенно отличаются от | решений, которые формируются в результате дискуссий ' на заседаниях комиссий, где мнение авторитетных или .
«напористых» участников заседаний оказывает |
значн- ! |
тельное влияние на суждения остальных. |
| |
Это, конечно, не означает, что индивидуальными мне ниями специалистов и решениями комиссий следует пре небрегать. Однако информация, полученная от группы
экспертов и., |
соответствующим образом |
обработанная, |
|
оказывается, |
как правило, |
более достоверной и на |
|
дежной. |
|
|
|
Во многих |
случаях такая |
информация |
формируется |
на основе анализа данных о прошлом с учетом предпо лагаемых потенциальных возможностей и внешних фак торов. Подобный подход к анализу будущего помогает установить все, «что можно или нельзя сделать», и носит название исследовательского.
Существует и другой подход — нормативный. В этом случае анализ направлен на установление желательных целей и потребностей, а оценка обращена «назад, к на стоящему», т, е. направлена на то, чтобы установить, какие возможности существуют сейчас для достижения поставленных целей и какие действия необходимо пред принять.
Субъективные оценки применяются как в исследова тельском, так и в нормативном подходе. Используя такие
7* 99