ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
нять возможное взаимовлияние экспертов и уменьшать воздействие посторонних факторов. Большое значение имеют правильная формулировка вопросников (анкет),
|
позволяющая |
выразить ответ на |
каждый из вопросов |
|
|
в виде количественной оценки, и согласование |
оценок, |
||
|
полученных |
от различных экспертов^ |
|
|
' |
Существует несколько способов |
использования |
группы |
экспертов. Один из них (индивидуальный, или метод согласования оценок) заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с по мощью какого-либо приема эти оценки объединяются : в одну обобщенную (согласованную). Второй способ (групповой) основан на совместной работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы в целом. При третьем способе (так называемый метод Дельфы) согласование индивидуальных оценок сочетается с по следовательным 'ознакомлением каждого эксперта с оцен
ками остальных.
' Наиболее распространено использование группы экс пертов по методу согласования оценок.
Тогда если речь идет о вероятности какого-либо со бытия или гипотезы и £-й эксперт указывает для этой вероятности число Р., то простейший способ получения обобщенной оценки состоит в вычислении средней веро ятности:
n _ |
P ] + P 2 |
+ . . . + P i + . . - + P „ |
, |
|
|
||
Г |
|
|
_ |
|
|
|
|
где Р1у |
Р2,. |
. ., |
Р„ — |
оценки, полученные от |
экспертов; |
||
п — число |
экспертов, |
участвующих в |
оценке. |
||||
Можно рассчитать и средневзвешенное значение веро |
|||||||
ятности, |
если попытаться учесть вес |
самого |
эксперта. |
Вес определяется либо на основе оценок предыдущей деятельности эксперта, например отепени надежности, либо с учетом квалификации, эрудиции, должности или академического звания эксперта.
Средняя взвешенная оценка вычисляется по формуле
г.— |
Rx+R2+ |
... +Rn |
|
где |
i?2 , . ..., |
R„ — веса, |
приписываемые каждому |
эксперту; |
Рг, Р2,. |
. ., Р„ —оценки вероятности, получен |
|
ные соответственно от каждого |
эксперта. |
106
В табл. 10 дан пример возможной шкалы веса эксперта, работающего в научно-исследовательской организации, в зависимости от занимаемой должности и ученой степени.
Занимаемая должность
Ведущий инженер (конструк-
Младший научный сотруд-
Старший научный сотруд-
Начальпнк лаборатории, сектора, руководитель грун-
Начальилк отдела, замести тель начальника отдела Руководитель комплекса и заместитель руководителя
Директор, заместитель ди ректора, научный руко-
|
|
Таблица 10 |
|
|
Шкала «веса» |
экспертов |
|
|
Значение |
«веса» |
|
без |
кандидат |
доктор |
академик, |
член-кор |
|||
степени |
наук |
наук |
респон |
|
|
|
дент |
1 |
— |
— |
— |
|
|||
1 |
1,5 |
— |
— |
— |
2,25 |
3,0 |
— |
|
|
||
2 |
3,0 |
4,0 |
' 6,0 |
• 2,5 |
3,75 |
5,0 |
7,5 |
3,0, |
4,5 |
6,0 |
9,0 |
4,0 |
6,0 |
8,0 |
12,0 |
I Как • уже отмечалось, существенный недостаток вы числения средних оценок заключается в том, что в данном случае нивелируемся мнение меньшинства, _на сторлне которого, однако, нередко оказывается истина. История сохранила много примеров, когда прогнозы крупнейших ученых оказывались ошибочными. Так, в 50-х годах большинство физиков считало невозможным использо вание лазеров, в 30-х годах ряд крупных ученых, в том числе Э. Резерфорд, иронически относились к идее прак тического использования атомной энергии, а лауреат Нобелевской премии Милликен заявлял, что расщепление атома не может дать' человечеству сколько-нибудь зна чительного количества энергии. По-видимому, эксперты
. . ' |
107 |
чаще бывают |
правы, |
когда утверждают возможность |
чего-либо, чем |
когда ее |
отрицают 5 . |
Выводы, к которым приходят специалисты, часто зависят от их научных и личных интересов, необходи мости поддержания репутации, от сложившихся взглядов и убеждений. И поэтому желательно, чтобы все исходные данные, на базе которых делаются оценки, были обосно ваны и доступны для проверки и критики.
Вместе с тем не всегда следует заранее задавать жест кие ограничения для идей, выдвигаемых экспертами. Существует подход к работе с экспертами, опирающийся на гипотезу, что среди^ольшого числа идей всегда имеется хотя бы одна хорошая. Этот подход, получивший назва ние «мозговой атаки», основан на следующих принципах °.
• 1. Сформулируйте проблему в основном, выделив единственный центральный пункт.
•} 2. Не объявляйте ложной и не прекращайте исследо вать ни одну идею.
3. Подхватывайте идею любого рода, даже если ее
уместность кажется вам в данное время сомнительной. 4. Оказывайте поддержку и поощрение, столь не обходимые для того, чтобы освободить участников засе
дания от скованности.
Использование такого метода позволяет повышать про дуктивность экспертов; иначе говоря, «хороших» идей здесь возникает больше, чем когда пытаются анализи ровать только «хорошие».
Известны случаи использования «мозговой атаки» для нахождения единственного решения проблемы, истинный характер которой знал лишь руководитель группы экспер тов, направляющий -обсуяедение таким образом, чтобы выявить наилучшее решение исследуемой проблемы.
«Мозговая атака» применяется также, когда нужно подвергнуть «разносу» ранее подготовленный рабочий до кумент и превратить его в «согласованный». Обычно после критического разноса, где суждения экспертов ничем не ограничены, лишь 25—30% выводов этого документа
остаются |
в силе. |
|
|
|
Выбор |
способа |
формирования групповых экспертных |
оценок зависит от |
сферы деятельности, в которой произ- |
||
5 |
Э. Мэнсфплд. Экономика научно-технического прогресса. М.., 1970. |
||
8 |
Э. Янч. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., 1970. |
108
водится оценка, от сложности проблемы и уровня дета лизации оцениваемых событий. Если события заданы лишь в форме их описания, то задача групповой оценки — выявление предпочтения по какому-либо признаку.
В этом случае полезно представить события в виде сценария. Сценарий — логическое и правдоподобное опи сание будущих событий с установлением' примерного времени их осуществления и связей, в результате которых данные события могут произойти. Он составляется с целью уточнения будущих условий, при которых будет решаться проблема, и одновременно служит моделью. При написа нии сценария пытаются установить, как, исходя из су ществующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, шаг за шагом начнет «развертываться» будущее состоя ние внешних условий. Особое внимание уделяется «кри тическим» точкам, после которых события могут разви ваться в том или ином направлении. Сценарий принуждает специалистов заниматься деталями обстановки, которые они могли упустить, руководствуясь обычными сообра жениями о будущем.
Сценарий является эффективным инструментом ана лиза в случаях, не поддающихся исследованию с помощью непосредственной оценки существующих тенденций раз вития и распространения их на будущее. На базе тща тельно и всесторонне разработанного сценария можно разделить все факторы, относящиеся к будущему, на основные и второстепенные и сформулировать главные цели решения проблемы.
• Сценарий — не предсказание и не прогноз; это просто показ вариантов возможной обстановки в будущем и по пытка установления последовательности событий, веду щих к ней. Освещение возможностей будущего позволяет увидеть взаимосвязи между отдельными его элементами и оценить вероятность той или иной ситуации, f
Умножая оценку вероятности того, что данная ситуа ция возникнет, на оценку последствий, можно рассчитать оценку относительной важности каждого вида сценария по схеме, показанной в табл. 11.
Относительная важность сценария учитывается при расчете групповых оценок экспертов, направленных на установление ситуации будущего и выбор основных целей.
109
Таблица 11 Оценка относительной важности сценариев
Предлагаемая |
Вероятность |
Последствия |
Относительная |
того, что дан |
|||
ситуация |
ная ситуация |
(в случае, если |
важность |
(сценарий) |
возникнет |
этв пропзойдет) |
сценария |
I |
0,4 |
8 |
3,2 |
11 |
0,4 |
5 |
2,0 |
I I I |
0,2 |
9 |
1,8 |
При подготовке сценариев и экспертизы большое зна чение имеет тщательная отработка процедуры опроса специалистов, к описанию особенностей которой мы и переходим.
Уменье |
ставить разумные |
вопросы есть уже |
важный и |
|||
необходимый |
признак ума |
или |
проницательности. |
|||
|
|
|
|
|
|
I I . Кант |
Анкетирование |
и опрос |
экспертов |
|
|
||
Ученые подсчитали, |
что |
каждый |
нормальный |
ребенок |
в среднем задает окружающим около 300 вопросов в день. И, что греха таить, очень часто мы, взрослые, отвечаем на эти вопросы по принципу «на любой вопрос — любой ответ». Если критически проанализировать наши ответы на некоторые вопросы, которые задают нам не только дети, то следует признаться, что нечто подобное бывает в случаях, когда приходитоя отвечать на нечетко сформу лированный или бессмысленный вопрос.
Иммануил Кант писал, что если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недо статок, что побуждает неосмотрительного слушателя к не лепым ответам и создает смешное зрелище: один (по вы ражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето 7 .
Так, знакомясь с материалами многих зарубежных опросов, можно убедиться, что, выполняя социальный
'"И. Кант. Сочинения, т. 3. M . , 1964, стр. 159.
НО