Файл: Бешелев, С. Д. Экспертные оценки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нять возможное взаимовлияние экспертов и уменьшать воздействие посторонних факторов. Большое значение имеют правильная формулировка вопросников (анкет),

 

позволяющая

выразить ответ на

каждый из вопросов

 

в виде количественной оценки, и согласование

оценок,

 

полученных

от различных экспертов^

 

'

Существует несколько способов

использования

группы

экспертов. Один из них (индивидуальный, или метод согласования оценок) заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с по­ мощью какого-либо приема эти оценки объединяются : в одну обобщенную (согласованную). Второй способ (групповой) основан на совместной работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы в целом. При третьем способе (так называемый метод Дельфы) согласование индивидуальных оценок сочетается с по­ следовательным 'ознакомлением каждого эксперта с оцен­

ками остальных.

' Наиболее распространено использование группы экс­ пертов по методу согласования оценок.

Тогда если речь идет о вероятности какого-либо со­ бытия или гипотезы и £-й эксперт указывает для этой вероятности число Р., то простейший способ получения обобщенной оценки состоит в вычислении средней веро­ ятности:

n _

P ] + P 2

+ . . . + P i + . . - + P „

,

 

 

Г

 

 

_

 

 

 

где Р

Р2,.

. .,

Р„ —

оценки, полученные от

экспертов;

п — число

экспертов,

участвующих в

оценке.

Можно рассчитать и средневзвешенное значение веро­

ятности,

если попытаться учесть вес

самого

эксперта.

Вес определяется либо на основе оценок предыдущей деятельности эксперта, например отепени надежности, либо с учетом квалификации, эрудиции, должности или академического звания эксперта.

Средняя взвешенная оценка вычисляется по формуле

г.—

Rx+R2+

... +Rn

 

где

i?2 , . ...,

R„ — веса,

приписываемые каждому

эксперту;

Рг, Р2,.

. ., Р„ —оценки вероятности, получен­

ные соответственно от каждого

эксперта.

106


В табл. 10 дан пример возможной шкалы веса эксперта, работающего в научно-исследовательской организации, в зависимости от занимаемой должности и ученой степени.

Занимаемая должность

Ведущий инженер (конструк-

Младший научный сотруд-

Старший научный сотруд-

Начальпнк лаборатории, сектора, руководитель грун-

Начальилк отдела, замести­ тель начальника отдела Руководитель комплекса и заместитель руководителя

Директор, заместитель ди­ ректора, научный руко-

 

 

Таблица 10

 

Шкала «веса»

экспертов

 

Значение

«веса»

 

без

кандидат

доктор

академик,

член-кор­

степени

наук

наук

респон­

 

 

 

дент

1

 

1

1,5

2,25

3,0

 

 

2

3,0

4,0

' 6,0

• 2,5

3,75

5,0

7,5

3,0,

4,5

6,0

9,0

4,0

6,0

8,0

12,0

I Как • уже отмечалось, существенный недостаток вы­ числения средних оценок заключается в том, что в данном случае нивелируемся мнение меньшинства, _на сторлне которого, однако, нередко оказывается истина. История сохранила много примеров, когда прогнозы крупнейших ученых оказывались ошибочными. Так, в 50-х годах большинство физиков считало невозможным использо­ вание лазеров, в 30-х годах ряд крупных ученых, в том числе Э. Резерфорд, иронически относились к идее прак­ тического использования атомной энергии, а лауреат Нобелевской премии Милликен заявлял, что расщепление атома не может дать' человечеству сколько-нибудь зна­ чительного количества энергии. По-видимому, эксперты

. . '

107


чаще бывают

правы,

когда утверждают возможность

чего-либо, чем

когда ее

отрицают 5 .

Выводы, к которым приходят специалисты, часто зависят от их научных и личных интересов, необходи­ мости поддержания репутации, от сложившихся взглядов и убеждений. И поэтому желательно, чтобы все исходные данные, на базе которых делаются оценки, были обосно­ ваны и доступны для проверки и критики.

Вместе с тем не всегда следует заранее задавать жест­ кие ограничения для идей, выдвигаемых экспертами. Существует подход к работе с экспертами, опирающийся на гипотезу, что среди^ольшого числа идей всегда имеется хотя бы одна хорошая. Этот подход, получивший назва­ ние «мозговой атаки», основан на следующих принципах °.

• 1. Сформулируйте проблему в основном, выделив единственный центральный пункт.

•} 2. Не объявляйте ложной и не прекращайте исследо­ вать ни одну идею.

3. Подхватывайте идею любого рода, даже если ее

уместность кажется вам в данное время сомнительной. 4. Оказывайте поддержку и поощрение, столь не­ обходимые для того, чтобы освободить участников засе­

дания от скованности.

Использование такого метода позволяет повышать про­ дуктивность экспертов; иначе говоря, «хороших» идей здесь возникает больше, чем когда пытаются анализи­ ровать только «хорошие».

Известны случаи использования «мозговой атаки» для нахождения единственного решения проблемы, истинный характер которой знал лишь руководитель группы экспер­ тов, направляющий -обсуяедение таким образом, чтобы выявить наилучшее решение исследуемой проблемы.

«Мозговая атака» применяется также, когда нужно подвергнуть «разносу» ранее подготовленный рабочий до­ кумент и превратить его в «согласованный». Обычно после критического разноса, где суждения экспертов ничем не ограничены, лишь 25—30% выводов этого документа

остаются

в силе.

 

 

Выбор

способа

формирования групповых экспертных

оценок зависит от

сферы деятельности, в которой произ-

5

Э. Мэнсфплд. Экономика научно-технического прогресса. М.., 1970.

8

Э. Янч. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., 1970.

108


водится оценка, от сложности проблемы и уровня дета­ лизации оцениваемых событий. Если события заданы лишь в форме их описания, то задача групповой оценки — выявление предпочтения по какому-либо признаку.

В этом случае полезно представить события в виде сценария. Сценарий — логическое и правдоподобное опи­ сание будущих событий с установлением' примерного времени их осуществления и связей, в результате которых данные события могут произойти. Он составляется с целью уточнения будущих условий, при которых будет решаться проблема, и одновременно служит моделью. При написа­ нии сценария пытаются установить, как, исходя из су­ ществующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, шаг за шагом начнет «развертываться» будущее состоя­ ние внешних условий. Особое внимание уделяется «кри­ тическим» точкам, после которых события могут разви­ ваться в том или ином направлении. Сценарий принуждает специалистов заниматься деталями обстановки, которые они могли упустить, руководствуясь обычными сообра­ жениями о будущем.

Сценарий является эффективным инструментом ана­ лиза в случаях, не поддающихся исследованию с помощью непосредственной оценки существующих тенденций раз­ вития и распространения их на будущее. На базе тща­ тельно и всесторонне разработанного сценария можно разделить все факторы, относящиеся к будущему, на основные и второстепенные и сформулировать главные цели решения проблемы.

• Сценарий — не предсказание и не прогноз; это просто показ вариантов возможной обстановки в будущем и по­ пытка установления последовательности событий, веду­ щих к ней. Освещение возможностей будущего позволяет увидеть взаимосвязи между отдельными его элементами и оценить вероятность той или иной ситуации, f

Умножая оценку вероятности того, что данная ситуа­ ция возникнет, на оценку последствий, можно рассчитать оценку относительной важности каждого вида сценария по схеме, показанной в табл. 11.

Относительная важность сценария учитывается при расчете групповых оценок экспертов, направленных на установление ситуации будущего и выбор основных целей.

109


Таблица 11 Оценка относительной важности сценариев

Предлагаемая

Вероятность

Последствия

Относительная

того, что дан­

ситуация

ная ситуация

(в случае, если

важность

(сценарий)

возникнет

этв пропзойдет)

сценария

I

0,4

8

3,2

11

0,4

5

2,0

I I I

0,2

9

1,8

При подготовке сценариев и экспертизы большое зна­ чение имеет тщательная отработка процедуры опроса специалистов, к описанию особенностей которой мы и переходим.

Уменье

ставить разумные

вопросы есть уже

важный и

необходимый

признак ума

или

проницательности.

 

 

 

 

 

 

I I . Кант

Анкетирование

и опрос

экспертов

 

 

Ученые подсчитали,

что

каждый

нормальный

ребенок

в среднем задает окружающим около 300 вопросов в день. И, что греха таить, очень часто мы, взрослые, отвечаем на эти вопросы по принципу «на любой вопрос — любой ответ». Если критически проанализировать наши ответы на некоторые вопросы, которые задают нам не только дети, то следует признаться, что нечто подобное бывает в случаях, когда приходитоя отвечать на нечетко сформу­ лированный или бессмысленный вопрос.

Иммануил Кант писал, что если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недо­ статок, что побуждает неосмотрительного слушателя к не­ лепым ответам и создает смешное зрелище: один (по вы­ ражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето 7 .

Так, знакомясь с материалами многих зарубежных опросов, можно убедиться, что, выполняя социальный

'"И. Кант. Сочинения, т. 3. M . , 1964, стр. 159.

НО