ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
|
оценки, |
необходимо |
принимать |
во внимание не |
только |
||||||||||
|
их величины, |
но |
и |
особенности |
того |
лица |
(или |
|
лиц), |
||||||
|
которое |
производит оценку. |
Иначе говоря, для постановки |
||||||||||||
|
задачи |
выбора |
решения нужно знать1 : |
|
|
|
|
||||||||
|
1) |
кто |
принимает |
решение; |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
2) |
каковы |
его |
(или |
их) |
цели; |
|
|
|
|
|
||||
|
3) на какие аспекты ситуации может влиять субъект, |
||||||||||||||
|
принимающий решения, и в каком диапазоне можно изме |
||||||||||||||
|
нять |
значения |
этих |
переменных; |
|
|
|
|
|
||||||
|
4) каковы прочие аспекты окружающей среды, вклю |
||||||||||||||
|
чающей или не включающей людей, которые могут вли |
||||||||||||||
|
ять на результаты возможных действий. |
|
|
|
|
||||||||||
|
Уже отмечалось, что при исследовании будущего |
||||||||||||||
|
всегда ощущается неполнота статистической информации. |
||||||||||||||
|
И все же мы вынуждены не только широко |
пользоваться |
|||||||||||||
|
этой ограниченной информацией, но и пополнять ее рядом |
||||||||||||||
|
утверждений качественного характера, а также субъек |
||||||||||||||
|
тивными оценками вероятности или порядка различных |
||||||||||||||
|
величин. Несмотря на эти трудности, решение приходится |
||||||||||||||
|
принимать, не дожидаясь, пока наступит полная ясность, |
||||||||||||||
|
поскольку не исключено, что окончательная ясность может |
||||||||||||||
|
совсем |
не |
наступить |
или |
наступит |
слишком |
поздно. |
||||||||
|
Как |
говорил |
Наполеон, предприятие |
уже |
хорошо |
со- |
|||||||||
1 |
^ображено, |
если 2 / 3 |
шансов |
отнесено |
на |
долю расчета, |
|||||||||
» |
а 1 / 3 |
— на |
долю |
случайностей. Тому, |
кто |
желал |
бы |
ни |
|||||||
|
чего не предоставлять случаю, можно дать совет — ничего |
||||||||||||||
|
не" предпринимать. 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Задача повышения точности и надежности оценок, |
||||||||||||||
|
необходимых для |
принятия решений, |
заключается |
не |
|||||||||||
|
в получении каждой из них с помощью |
аналитических |
|||||||||||||
|
расчетов, а в сокращении числа факторов, не поддаю |
||||||||||||||
|
щихся измерению. Напомним, что в данном случае под |
||||||||||||||
|
измерением мы понимаем возможность приписать число |
||||||||||||||
|
вую форму объектам и событиям в соответствии |
^ о п р е |
|||||||||||||
|
деленными правилами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Таким образом, для принятия обоснованного решения |
||||||||||||||
|
необходимо постараться облечь в количественную форму |
||||||||||||||
|
все элементы анализа. И хотя этот процесс никогда пол |
||||||||||||||
|
ностью не закончится, нужно использовать все доступные |
||||||||||||||
|
пути для превращения методов анализа систем в более |
||||||||||||||
|
совершенную |
«количественную» |
науку, |
которая, |
однако, |
1 Р. Акоф, М. Сасиени. Основы исследования операций. М., 1971, стр. 40.
100
не будет основана лишь на математических построениях. «Окончательный выбор. . . осуществляется и будет осу ществляться на основе суждений ученых и специалистов. Другого пути нет и никогда не будет. Вопрос заключается лишь в том, основаны ли эти суждения на разноречивых и несистематизированных данных, неясных и неустано вленных результатах или на базе адекватной сопостави мой информации и ясно очерченных результатах» 2 .
Оценки, используемые в экспертизах, можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. Абсолют ные оценки в своих формулировках имеют такие термины, как «хороший» или «плохой». Этим оценкам могут быть приписаны смысловые формы «да» или «нет» и числовые
формы в |
виде единицы или нуля соответственно. Более |
|
широкое |
применение находят относительные |
оценки, |
в основе которых лежат методы сравнения определенного набора объектов (альтернатив) по определенному пра вилу или критерию.
Хотя для представления оценок применяются числа, математические' операции, которые можно производить с помощью этих чисел, зависят от характера шкалы, используемой для оценки. Следует четко понимать раз личие между мерой и оценкой. Для оценок характерно наличие дополнительного источника ошибок, которого нет при непосредственных измерениях. Любая оценка возникает в результате стремления выразить в виде числа какое-то свойство исследуемого объекта. Естественно, что если бы истинное значение этого, свойства было бы известно, не требовалось бы иметь его оценку. С другой стороны, знание достоверности оценок в момент их опре деления требует знания «истинного значения» исследуе мого свойства. Кроме того, оценка всегда субъективна и, как мы уже отмечали, зависит от' особенностей и целей субъекта, ее производящего.
Современные методы использования экспертов обес печивают более полное взаимодействие специалистов раз ных профилей, улучшение их подбора и согласования их оценок.
Большое значение при этом придается процедуре, слу жащей для уменьшения психологического влияния причин.
7A . Enthoven. Choosing Strategies and Selecting Weapon System. U , S. Na val Institute Proceedings, 1964, vol . 90, N 1, p. 154.
101
снижающих эффективность экспертных решений, таких, как возникающие при совместной работе в комиссиях взаимное убеждение, влияние авторитетов и т. п. Пря мые дебаты обычно заменяются программами согласова ния индивидуальных мнений, учитывающими логические связи имеющейся статистической информации с оценками, полученными от экспертов. Исследуя причины возникно вения мнений, согласовывая и суммируя отдельные оценки, пытаются стимулировать экспертов учесть обстоятель ства, которые могли быть не приняты во внимание при первоначальном рассмотрении проблем.
Важным .этапом подготовки программ экспертной оценки является формирование группы^ специалистованалитиков, в обязанности которой входит:
— подбор специалистов, участвующих в экспертизе;
—составление специальных опросных листов (анкет);
—разработка способа и процедуры опроса экспертов;
—проведение опроса;
— |
анализ |
информации, |
полученной от |
экспертов; |
— |
синтез |
объективной |
(статистической) |
и субъектив |
ной информации с целью подготовки оценок, необходимых для принятия решения.
Работа по подбору специалистов, участвующих в экс пертизе, обычно начинается с определения научных, тех нических и административных проблем, решение которых влияет на осуществление данной задачи. Затем состав ляется список компетентных в этих областях лиц, ко торый служит основой для выбора экспертов.
Установив число потенциально возможных кандида тов в эксперты, нужно решить вопрос о численности экспертной группы. Разумеется, здесь нельзя точно рас считать оптимум, однако ясно, что при малом числе экспертов на групповую оценку оказывает излишнее влияние оценка каждого из экспертов. В то же время при очень большом числе экспертов труднее выявить их согласованное мнение и может снизиться достоверность групповой оценки вследствие уменьшения роли «ерети ческих» мнений, отличающихся от мнения большинства, но далеко не всегда оказывающихся неправильными. Во всяком случае, количество экспертов зависит и от возможности обеспечения «равноправия» ученых и спе циалистов различных направлений, и от уровня их ком петентности.
102
Главное требование, предъявляемое к каждому эксперту, естественно, его компетентность в исследуемой области. Кроме того, нужно, чтобы он был также эруди рован в смежных областях, т. е. имел достаточно широкий кругозор. Иногда кандидатов в эксперты делят на уни версалистов и специалистов, но и в том, и в другом случае кандидаты в эксперты должны обладать аналитическим и трезвым умом,. хорошо чувствовать тенденции раз вития.
Можно, конечно, представить себе и «идеального» эксперта, основные качества которого:
. — креативность — способность решать творческие за дачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;
—эв^стичнрсть — способность видеть или создавать неочевидные проблемы;
—интуиция —• способность делать заключения об ис
следуемом объекте без осознания пути движения мысли
кэтому заключению;
—предикаторность — способность предсказывать или предчувствовать будущие состояния исследуемого объекта;
— |
независимость — способность |
противопоставлять |
|
предубеждениям и массовым мнениям |
свое |
собственное; |
|
— |
всесторонность — способность |
видеть |
проблему |
с различных точек зрения и т. д.
Однако подобрать группу равноценных экспертов, обладающих всеми этими способностями, чрезвычайно трудно, да и методы оценки их пока еще несовершенны. Поэтому обычно в качестве критериев отбора экспертов пытаются использовать некоторые простые статистичес
кие способы и |
приемы. |
|
Один из таких способов отбора экспертов |
заключается |
|
в составлении |
специальных "анкет," отвечая |
на вопросы |
которых кандидаты в эксперты должны показать свою эрудицию и аналитические способности. Ответ на каждый из поставленных вопросов дается в короткое время (по рядка десяти минут); кроме того, делается «самооценка» своих, знаний в области заданного вопроса в виде числа. Подобные анкеты позволяют судить как о действительных знаниях эксперта, так и о его способности критически оценить собственные возможности.
Другим способом отбора наиболее компетентных экс пертов являются расчеты достоверности и точности их
103
ч оценок. Обосновывая возможность использования экс пертных методов, один из видных специалистов в этой области Олаф Хелмер отмечал: «Мы получаем информа цию о происходящих событиях при помощи разных при боров, иногда неточных, причем не отказываемся от этой информации, учитывая лишь степень ее точности и до стоверности; специалистов-экспертов тоже можно рас сматривать как своего рода «прибор», дающий информа цию о вероятности тех или иных предстоящих событий или гипотез, объясняющих происходящие события. Отка зываться от такой информации не следует. Следует лишь постараться определить степень точности и достоверности этой информации, подобно тому как это делается для других измерительных приборов» 3 .
Рассматривая эксперта как своеобразный «прибор», определяют достоверность (надежность) и точность его оценок по результатам прошлой деятельности. Для этого рассчитывают степень надежности эксперта, под которой понимается относительная частота случаев, когда эксперт приписал наибольшую вероятность гипотезам, впослед ствии оказавшимся верными, т.е. подтвердившимися. Расчет ведется по формуле
рл7 »
Е= 1Г>
где N0 — число случаев, в которых эксперт, встретившись с несколькими альтернативными гипотезами, приписал наибольшую вероятность той, которая подтвердилась; N — общее число случаев, когда эксперт производил оценку.
Однако учитывая, что эксперт обычно работает в кол лективе, вводится понятие об его относительной надеж ности. Относительная надежность рассчитывается по • формуле
где В. — степень надежности («абсолютная») данного экс перта; Rm — средняя степень надежности, исчисленная для некоторой группы экспертов.
s О. Helmer. The Systematic Use оГ Expert Judgement on Operation Research. Proceeding ol 3-th IFORS Conference. Oslo, 1963.
104
Очевидно, что чем меньше абсолютная надежность эксперта, тем меньшую «ценность» он представляет. При чем если абсолютная степень надежности меньше или равна единице, то желательно, чтобы относительная на дежность была больше или равна единице.
Для событий маловероятных (с вероятностью их на ступления, близкой к нулю) или для событий, весьма вероятных (с вероятностью, близкой к единице), степень надежности эксперта, естественно, будет более высокой, чем для событий (гипотез) с вероятностью, близкой к 0,5.
Для того чтобы учесть это, рассчитывается степень точности эксперта. Под степенью точности эксперта при вынесении им суяхдения о значении вероятности для некоторого события понимается степень соответствия его «персональной» оценки корректности того класса гипотез, которым он приписал эту вероятностную оценку.
Понятия надежности и точности, по оценке О. Хелмера, базируются на предположении, что существуеткласс задач, для которых эксперт подходит либо не под ходит. Однако репутация, осведомленности может воз никнуть не только на основании действительных, внут ренне присущих эксперту свойств, но и в результате слу чайного принятия в прошлом правильных решений, даже если вероятность таких решений была не больше «чистой» случайности, как, например, 0,5 для падения монеты той или иной стороной 4 .
Именно поэтому помимо расчетов надежности и точ ности экспертов необходимо уделять особое внимание ра боте по их подготовке.
Следует предоставить эксперту максимально возмож ное количество объективных данных, имеющих отношение к анализируемой проблеме, и стараться повысить ква лификацию экспертов посредством специального обуче ния и тренировок. Кроме того, эксперт должен быть до статочно хврощо информирован об источниках возникно
вения проблемы и |
путях решения сходных |
проблем |
||
в прошлом. |
^ |
|
> |
|
Необходимо, |
чтобы условия опроса создавали воз |
|||
можность |
получения |
наиболее достоверных |
оценок. |
С целью обеспечения независимости оценок следует устра-
'«Математические методы в современной буршуавной социологии». Под ред. Г. В. Осипова, М., 1966, стр. 216.
105