Файл: Бешелев, С. Д. Экспертные оценки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 20 Оценка уровня завершенности прогноза

Уровень

завер­ шен­ Определение характерных черт уровня

ности

Определена проблема, сформулированы ее основные идеи, однако пути решения известны лпшь в общих чертах

Прогноз опирается па имеющиеся специальные иссле­

 

дования, которые свидетельствуют о потенциальной

 

реальности варианта научно-исследовательских работ,

 

известны также возможные конкретные подходы к ре­

 

шению

 

 

 

Определен

оптимальный вариант подхода к решению

 

проблемы на оспове учета результатов экспериментов

 

и аналитических расчетов, выполненных учеными, ра-

 

ботающтш

в данной области

 

Прогноз к тому же содержит развернутую программу

 

конкретных поисковых исследований и эксперимен­

 

тальных разработок, которая имеет высокую вероят­

 

ность успешной реализации

 

В дополнение к изложенным выше характеристикам

 

прогнозный вариант располагает также сформулиро­

 

ванными представлениями об ожидаемых параметрах

 

результатов и конкретными требованиями к ним со сто­

 

роны возможных потребителей

 

В прогнозе к тому же зафиксированы перспективные

 

виды и конкретные формы ожидаемых результатов,

 

по требуется еще всесторонняя проверка их осуще­

 

ствимости

и

правильности

 

Доказана правильность и осуществимость прогнози­

 

руемых впдов и форм результатов, а задел научно-тех­

 

нических работ и производственного опыта достаточен

 

для непосредственной реализации намеченных пер­

 

спектив

 

 

0,8

В прогнозе имеется возможность зафиксировать к тот

 

му. же общую

готовность наличной эксперименталь­

 

ной базы и технологических средств для реализации

0,9

намеченных перспектив

Уровень разработки прогноза примерно соответствует

 

требованиям, которые предъявляются к проекту, пере­

 

даваемому для непосредственной реализации. В нали­

 

чии имеются достаточные для этого научно-техниче­

 

ский и производственный потенциалы

1,0

137


I

уровень — общие цели развития технического про­

гресса

и отрасли на долгосрочную перспективу;

I I

уровень — основные задачи развития науки и тех­

ники в

отрасли, определяющие цели I уровня;

I I I

уровень — основные направления научно-техни­

ческих исследований, которые характеризуют и раскры­ вают"^лементы I I уровня;

I V

уровень — научно-технические

проблемы, решение

. которых необходимо для основных

направлений

I I I

уровня;

 

 

V

уровень — основная тематика

важнейших

НИР

и ОКР, которые являются составной частью научно-тех­ нических проблем I V уровня.

Экспертное определение и оценка уровней прогноза развития науки и техники в отрасли должны произво­ диться последовательно по каждому уровню группой высококвалифицированных специалистов. В условиях ми­ нистерств это может быть временная научно-техническая комиссия в составе ответственных работников министер­ ства, ученых и специалистов головных научно-исследо­ вательских организаций и конструкторских предприя­ тий.

Для того чтобы каждый член экспертной комиссии был готов к наиболее объективному определению и оценке уровней развития науки и техники в принятой перспективе (например, на 10—15 лет), все члены комиссии должны заблаговременно ознакомиться с существом предстоящего опроса, проанализировать достигнутый уровень науки и техники в отрасли, выявить состояние и перспективу раз­

вития зарубежной науки и техники в

данной области.

На первой стадии прогнозирования

устанавливаются

общие цели'развития технического прогресса отрасли — высший уровень прогноза. В нашем примере — повыше­ ние экономической эффективности от использования но­ вой техники в народном хозяйстве, повышение техни­ ческого уровня производства в отрасли, обеспечение пре­ восходства отечественной науки и техники в отрасли по сравнению с передовыми, технически развитыми, стра­ нами.

Экспертная оценка целей (элементов уровня) произво­ дится каждым членом комиссии на основе коэффициентов значимости, сумма которых по каждому уровню (стадии) прогноза должна быть равна единице. Оценки заносятся

138


ё карту прогноза № 1 (табл. 21). Если, по мнению эксперта, наиболее важнойявляется другая цель, не включенная в карту, то он может ее включить вновь и оценить. После оглашения арбитром — председателем комиссии — вы­ бранных оценок начинается их обсуждение. Каждый эксперт должен защищать свои оценки и быть готовым изменить их, если другой член комиссии располагает более точными и весомыми данными. Целью такого об­ суждения является не опровержение оценок других

экспертов, а

достижение правильности

своих

оценок.

 

 

 

 

 

Таблица 21

[

 

 

Карта прогпоаа ?6 1 1 7

Оценки перспективы

развития пауки и техники в отрасли

 

промышленности па 15 лет ( I уровень—общие цели)

Общие цели технического

прогресса

 

 

повышение окопо-

повьинеипе техпп=

обеспечепие пре­

 

мнческого эффекта

восходства

оте­

Итого

от внедрения

ческого уровня

 

чественной

пауки

повой техники

производства

 

н техники

 

 

0,30

0,45

 

0,25

 

1,00

Допустим, в результате обсуждения экспертная ко­ миссия одобрила все три указанные выше основные цели отрасли, оценив их соответственно 0,30; 0,45; 0,25.

На следующем этапе ( I I уровень прогноза) опреде­ ляются основные задачи, которые должны быть решены усилиями научно-исследовательских и проектных орга­ низаций и предприятий отрасли для обеспечения эффекта каждой из трех целей I уровня. В качестве примера бе­ рутся такие задачи: организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ, отвечаю­ щих высокому научно-техническому уровню и дающих высокий экономический эффект при их реализации в на­ родном хозяйстве; реализация научных достижений и новой техники в народном хозяйстве, обеспечивающих резкое повышение производительности общественного труда.

"Карты прогноза 1—3 (табл. 21—23) приводятся по кн.: Б.

Ф. Зайцев,

Б. А. Лаппн. Организация планирования научно-технического

прогресса.

M . , 1970.

 

139



Таблица 22

Карта прогноза № 2 Оценки перспективы развития науки и техники в отрасли промышленности на 15 лет

( I I уровень—основные задачи)

Элементы I уровня

общие цели технического прогресса

Элементы 11 уровня — основные

повышение экономи­

задачи

 

ческого аффекта

 

от внедрения новой

 

техники

 

0,30

1.Проведение научных исследо­ ваний

2.Реализация научных достиже­ ний и новой техники в народ­ ном хозяйстве

Вс е г о :

0,50

(0,30X0,50=0,15)

0,50

(0,30X0,50=0,15)

1,00

повышение техниче­ ского уровня производства

0,45

' 0,40

(0,45X0,40=0,18)

0,60 (0,45X0,60=0,27)

1,00

обеспечение превос­ ходства отечествен­ ной техники п науки

0,25

0,70

(0,25X0,70=0,175)

0,30

(0,25X0,30=0,075)

1,00

Итого

1,00

0,505

0,495

1,000

1

 

После

экспертного определения оценок

элементов

I I

уровня

рассчитываются частные удельные веса их

значимости по каждой цели I уровня. В приведенном при­

мере

(табл. 22) они равны

 

 

 

 

 

 

0,15,

0,18,

0,175 •—для

первой

задачи,

 

 

0,15;

0,27,

0,075 — для

второй.

 

 

 

 

В результате проведенных расчетов получены удель­

ные веса значимости элементов

I I уровня в общем

объеме

работ

развития

технического

прогресса

отрасли:

0,505

и

0,495.

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные коэффициенты

используются

на следую­

щем этапе при определении и оценке основных направле­ ний I I I уровня внутри этих двух элементов I I уровня (табл. 23).

В приведенных расчетах элементы уровней проиоза технического прогресса взяты по электротехнической про­ мышленности, а оценки их значимости приняты ч произвольно.

Рассчитанные удельные веса по основным направле­ ниям, как видно из карты прогноза № 3, говорят о том, что наиболее важным и значительным является 2-е на­ правление (удельный вес 0,3495) и наименее значимыми 4-е и 5-е направления (удельный вес 0,1). Полученные на I I I уровне прогноза данные позволят анализировать принятые основные направления и их удельные веса зна­ чимости и важности в общем объеме работ по научнотехническому прогрессу в отрасли.

Основные направления иа следующем уровне прогноза расчленяются в свою очередь на научно-технические про­ блемы ( I V уровень), а последние дробятся на важнейшие научно-исследовательские работы (V уровень). Выбор и оценка проблем и важнейших работ, а также расчет их удельных весов ведутся аналогично подобным операциям на предыдущих уровнях прогнозирования.

При корректировке полученных данных структура уровней и оценок этого метода позволяет вводить новую информацию, подсчитывать и выдавать удельные веса на каждом уровне и по всему дереву технического про­ гресса в новом варианте.

Такая методология прогнозирования обеспечивает бо­ лее или менее надежную базу для принятия перспектив-

141