ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Экономить |
на |
расчетах, |
оценивающих |
громадные |
эко |
||
номические |
мероприятия, |
все равно, |
что |
экономить |
на |
||
прицеливании |
при выстреле. |
|
О. К. |
Антонов |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
авнакоистр-унтор |
||
|
|
Использование экспертных |
оценок |
||||
в методах |
прогнозирования |
и |
планирования |
Принимая решения, мы должны учитывать связь настоя щего с будущим, поскольку интерес к будущему выте кает из непосредственной и острой практической потреб ности сегодняшнего дня. Именно поэтому традиционный подход к будущему науки по принципу «поживем — уви дим» сейчас вытеснен принципами «предскажем и при готовимся» и «сделаем его -сами». Однако встает вопрос, можем ли мы «сделать» будущее научно-технического прогресса, многие аспекты которого являются столь неопределенными?
Один философ охарактеризовал прошлое, будущее и их связь с настоящим так: прошлое — тот период вре мени, в котором мы ничего не можем изменить, но отно сительно которого питаем иллюзию, что знаем о нем все;
будущее — тот период, |
о |
котором |
мы не знаем |
ничего, |
|||
но |
относительно которого |
питаем |
иллюзию, |
что |
можем |
||
его |
изменить; настоящее |
же — та |
граница, |
на |
которой |
||
прошлое |
превращается |
в будущее |
и одни - иллюзии сме |
||||
няются |
другими. |
|
|
|
|
|
Если еще раз вспомнить об ошибках крупнейших ученых и специалистов в их прогнозах будущего, то это ироническое высказывание как будто бы и не лишено оснований. В нашей книге также приведено много под тверждений того, что точные предсказания будущего сбываются редко. И одновременно с этим значение пред видения постоянно возрастает; можно сказать, что необ ходимость предвидения никогда еще в прошлом не была столь насущной, как сейчас. Темпы научно-технического прогресса во многом зависят сегодня от того, насколько своевременно выявляются актуальные научно-технические проблемы и как быстро они решаются.
«Непредвиденные возможности обычно стучатся в дверь только один раз. Не открыть им — это ошибка упуще-
127
ния. Неверные действия при использовании заранее ояшдаеыых возможностей — это ошибка совершения» 1 2 . За дача предвидения заключается в выявлении возможностей и оценке последствий принимаемых решений. Предвиде ние позволяет заблаговременно подготовиться к будущим событиям, учесть их положительные и отрицательные последствия, в определенной степени регулировать ход развития. И несмотря на то что будущее не всегда ока зывается таким, каким его предсказывают, полезность предвидения является сегодня общепризнанной.
Осознание необходимости предвидения возможных пу тей развития общественного производства привело в по следние годы к резкому возрастанию интереса к вопросам прогнозирования вообще и к научно-техническому про гнозированию в особенности.
Научно-техническое прогнозирование позволяет не только предвидеть направления развития, но и лучше понять, какие цели необходимо ставить и какие послед ствия можно ожидать от различных действий; оно по могает выбрать способы оптимального распределения ре сурсов, необходимых для достижения поставленных це лей. В нашей стране прогнозирование рассматривается как один пз важнейших элементов подготовки долго срочных планов развития народного хозяйства и ныне включает такие сферы, как экономика, научно-техни ческий прогресс, демографические процессы, образование и т. д. Области деятельности, охватываемые прогнозом в условиях социализма, ничем по существу не ограни чены, и, как ранее было показано, он должен стать обя зательным составным элементом любой рациональной системы управления.
Научно-технические проблемы, возникающие в на родном хозяйстве, в отрасли или на предприятии, могут заключаться в создании новых средств труда, новых видов промышленной продукции, новых конструкционных материалов, технологических процессов и т. п. Прогноз зирование этих проблем имеет различные цели, наиболее существенны среди которых — выявление перспективных направлений развития и определение возможного срока решения важнейших проблем. Обычно возникает необ-
"Р. Акофф. Планирование в больших экономических системах. M . , 1972, стр. 29.
128
ходимость установить (хотя бы приближенно) объем ма териальных, финансовых и кадровых ресурсов, нужных для решения каждой проблемы, и возможный эффект.
Нередко оценка таких величии может быть сделана на основе прямых расчетов или с помощью экстраполяции существующих тенденций развития на будущее. Экстра поляция в прогнозировании — это распространение вы водов относительно закономерностей развития объекта
впрошлом на развитие данного или аналогичного объекта
вбудущем. В основе методов экстраполяции лежит пред положение о неизменности факторов, определяющих течение( рассматриваемых процессов, что, как правило, оказывается неверным для сколько-нибудь длительных промежутков времени.
Поэтому сейчас при прогнозировании и долгосрочном; планировании все чаще прибегают к методам экспертной! оценки; они помогают устанавливать степень сложности1 и актуальности проблем, определять основные цели и критерии, выявлять наиболее важные факторы и взаимо- I связи между ними, влияющие на достижение установлен ных целей, выбирать наиболее предпочтительные альтер нативы. Многие методы научно-технического прогнози рования, разработанные в нашей стране в последние
годы, связаны с использованием на тех или иных этапах прогноза экспертных оценок. Наиболее широко приме няются при прогнозировании научных исследований и опытно-конструкторских разработок деревья целей и матрицы, с помощью которых производится выбор наи более перспективных научно-технических направлений или научной и конструкторской тематики. В ряде методик используются балльные оценки для установления зна чимости альтернатив. В Некоторых из них предусмотрена разработка сценариев и деревьев решений для определения логической взаимосвязи прогнозируемых событий во вре мени и оптимального распределения ресурсов. Вместе, с тем следует отметить, что экспертные подходы, применяе мые в методах прогнозирования, еще находятся в стадии становления. Сейчас ведется проработка методологических проблем, проверка на практике различных критериев и методик.
Для иллюстрации применения экспертных оценок в научно-техническом прогнозировании расскажем о неко торых методиках, разработанных советскими специалистами.
9 С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвцч |
129 |
Академиком В. М. Глугаковым предложена методика прогнозирования на основе экспертных оценок, являю щаяся обобщением метода Дельфы и сетевых методов 1 3 .
Прежде всего составляется классификатор (перечень типов) событий и предварительный список экспертов — специалистов по исследуемым проблемам. Устанавли вается вес каждого эксперта, который первоначально определяется самим экспертом, а затем может быть и уточнен.
Первым шагом применения метода является постановка задачи, т. е. перечисление событий, времени и вероятно стей их наступления. Этот перечень рассылается экспер там, вес которых по данному классу проблем превосходит некоторый уровень, устанавливаемый заранее.
Эксперт, ставящий себя в положение непосредствен ного участника событий, например конструктора, решаю щего конкретную задачу, должен указать некоторые усло
вия, |
обеспечивающие ее решение. |
|
|
||
В общем виде условие Р осуществления события S |
|||||
может представлять |
логическую функцию f (Su |
S2,. |
. ., |
||
Sk), |
где |
iSl f iS2 ,. . ., |
Sk — некоторые независимые, с точки |
||
зрения |
эксперта, события. |
|
|
||
Далее эксперты оценивают условные вероятности Р |
(S) |
||||
наступления события S при выполнении условия Р и наи |
|||||
более вероятную величину времени Т (S) между |
момен |
том выполнения условия Р и моментом наступления со бытия S.
На основании данных, полученных от экспертов, стро ится сеть (сетевой график). Оценки уточняются в ходе нескольких туров опроса различных экспертов, в ре зультате чего сеть «стабилизируется».
Далее последовательно вычисляются вероятности со бытий и производится оценка их разброса с помощью расчета среднеквадратичных отклонений или квартилей. Окончательная оценка вероятности устанавливается при усреднении полученных оценок и веса экспертов, а оценки наиболее существенных событий уточняются постановкой экспериментов или привлечением новых экспертов. По скольку для каждого события это уточнение будет тре бовать дополнительных затрат, то в качестве критерия необходимости экспериментов принимается\ удельная сто-
1 3 В. М. Глушков. О прогнозировании на основе экспертных оценок. «Ки бернетика», 1969, Ni 9, стр. 2—4.
130
имость, т. с. затраты, отнесенные к величине изменения, полученного в результате уточнения. .
Как мы отмечали, одна из важнейших задач комплекс ного перспективного планирования науки и техники — оптимальное распределение ресурсов между программами. Отрасли промышленности разрабатывают планы своего развития таким образом, чтобы обеспечить эффективную реализацию программ в рамках выделенных ресурсов. Эта задача в свою очередь требует оптимального распре деления выделенных ресурсов по подотраслям, главкам, научно-техническим направлениям, отдельным НИО, КБ и предприятиям отрасли. Для ее решения может быть
- использован селективный метод прогнозирования и пер спективного планирования (СМП). В его основу положен целевой подход, позволяющий подчинить генеральным целям различные аспекты деятельности, направленной на достижение этих ц е л е й и .
Селективный метод прогнозирования в общем случае позволяет:
— отобрать по определенным критериям наиболее су щественные признаки исследуемого объекта (при плани ровании научных исследований это означает отбор наибо лее актуальных и перспективных научных проблем);
—дать этим признакам дифференцированную оценку;
—распределить ресурсы по проблемам;
—выбрать из нескольких возможных вариантов ре шения оптимальный, оперируя категориями: вероятность
реализации, стоимость и время выполнения;
— определить наиболее эффективные пути выполнения отдельных научно-исследовательских работ (НИР).
Для реализации метода необходимо выполнить ряд работ в приводимой ниже последовательности:
—сбор статистического материала;
—получение простейших прогнозов по необходимой проблематике;
—написание сценария будущего развития;
—выработка критериев _оценки;
—определение набора возможных целей;
—построение дерева целей;
— экспертная оценка целей и критериев;
1 4 «Проблемы управления наукой в условиях научно-технической револю ции». М., 1972, стр. 187—213.
9*