Файл: Бешелев, С. Д. Экспертные оценки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономить

на

расчетах,

оценивающих

громадные

эко­

номические

мероприятия,

все равно,

что

экономить

на

прицеливании

при выстреле.

 

О. К.

Антонов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

авнакоистр-унтор

 

 

Использование экспертных

оценок

в методах

прогнозирования

и

планирования

Принимая решения, мы должны учитывать связь настоя­ щего с будущим, поскольку интерес к будущему выте­ кает из непосредственной и острой практической потреб­ ности сегодняшнего дня. Именно поэтому традиционный подход к будущему науки по принципу «поживем — уви­ дим» сейчас вытеснен принципами «предскажем и при­ готовимся» и «сделаем его -сами». Однако встает вопрос, можем ли мы «сделать» будущее научно-технического прогресса, многие аспекты которого являются столь неопределенными?

Один философ охарактеризовал прошлое, будущее и их связь с настоящим так: прошлое — тот период вре­ мени, в котором мы ничего не можем изменить, но отно­ сительно которого питаем иллюзию, что знаем о нем все;

будущее — тот период,

о

котором

мы не знаем

ничего,

но

относительно которого

питаем

иллюзию,

что

можем

его

изменить; настоящее

же — та

граница,

на

которой

прошлое

превращается

в будущее

и одни - иллюзии сме­

няются

другими.

 

 

 

 

 

Если еще раз вспомнить об ошибках крупнейших ученых и специалистов в их прогнозах будущего, то это ироническое высказывание как будто бы и не лишено оснований. В нашей книге также приведено много под­ тверждений того, что точные предсказания будущего сбываются редко. И одновременно с этим значение пред­ видения постоянно возрастает; можно сказать, что необ­ ходимость предвидения никогда еще в прошлом не была столь насущной, как сейчас. Темпы научно-технического прогресса во многом зависят сегодня от того, насколько своевременно выявляются актуальные научно-технические проблемы и как быстро они решаются.

«Непредвиденные возможности обычно стучатся в дверь только один раз. Не открыть им — это ошибка упуще-

127


ния. Неверные действия при использовании заранее ояшдаеыых возможностей — это ошибка совершения» 1 2 . За­ дача предвидения заключается в выявлении возможностей и оценке последствий принимаемых решений. Предвиде­ ние позволяет заблаговременно подготовиться к будущим событиям, учесть их положительные и отрицательные последствия, в определенной степени регулировать ход развития. И несмотря на то что будущее не всегда ока­ зывается таким, каким его предсказывают, полезность предвидения является сегодня общепризнанной.

Осознание необходимости предвидения возможных пу­ тей развития общественного производства привело в по­ следние годы к резкому возрастанию интереса к вопросам прогнозирования вообще и к научно-техническому про­ гнозированию в особенности.

Научно-техническое прогнозирование позволяет не только предвидеть направления развития, но и лучше понять, какие цели необходимо ставить и какие послед­ ствия можно ожидать от различных действий; оно по­ могает выбрать способы оптимального распределения ре сурсов, необходимых для достижения поставленных це­ лей. В нашей стране прогнозирование рассматривается как один пз важнейших элементов подготовки долго­ срочных планов развития народного хозяйства и ныне включает такие сферы, как экономика, научно-техни­ ческий прогресс, демографические процессы, образование и т. д. Области деятельности, охватываемые прогнозом в условиях социализма, ничем по существу не ограни­ чены, и, как ранее было показано, он должен стать обя­ зательным составным элементом любой рациональной системы управления.

Научно-технические проблемы, возникающие в на­ родном хозяйстве, в отрасли или на предприятии, могут заключаться в создании новых средств труда, новых видов промышленной продукции, новых конструкционных материалов, технологических процессов и т. п. Прогноз зирование этих проблем имеет различные цели, наиболее существенны среди которых — выявление перспективных направлений развития и определение возможного срока решения важнейших проблем. Обычно возникает необ-

"Р. Акофф. Планирование в больших экономических системах. M . , 1972, стр. 29.

128

ходимость установить (хотя бы приближенно) объем ма­ териальных, финансовых и кадровых ресурсов, нужных для решения каждой проблемы, и возможный эффект.

Нередко оценка таких величии может быть сделана на основе прямых расчетов или с помощью экстраполяции существующих тенденций развития на будущее. Экстра­ поляция в прогнозировании — это распространение вы­ водов относительно закономерностей развития объекта

впрошлом на развитие данного или аналогичного объекта

вбудущем. В основе методов экстраполяции лежит пред­ положение о неизменности факторов, определяющих течение( рассматриваемых процессов, что, как правило, оказывается неверным для сколько-нибудь длительных промежутков времени.

Поэтому сейчас при прогнозировании и долгосрочном; планировании все чаще прибегают к методам экспертной! оценки; они помогают устанавливать степень сложности1 и актуальности проблем, определять основные цели и критерии, выявлять наиболее важные факторы и взаимо- I связи между ними, влияющие на достижение установлен­ ных целей, выбирать наиболее предпочтительные альтер­ нативы. Многие методы научно-технического прогнози­ рования, разработанные в нашей стране в последние

годы, связаны с использованием на тех или иных этапах прогноза экспертных оценок. Наиболее широко приме­ няются при прогнозировании научных исследований и опытно-конструкторских разработок деревья целей и матрицы, с помощью которых производится выбор наи­ более перспективных научно-технических направлений или научной и конструкторской тематики. В ряде методик используются балльные оценки для установления зна­ чимости альтернатив. В Некоторых из них предусмотрена разработка сценариев и деревьев решений для определения логической взаимосвязи прогнозируемых событий во вре­ мени и оптимального распределения ресурсов. Вместе, с тем следует отметить, что экспертные подходы, применяе­ мые в методах прогнозирования, еще находятся в стадии становления. Сейчас ведется проработка методологических проблем, проверка на практике различных критериев и методик.

Для иллюстрации применения экспертных оценок в научно-техническом прогнозировании расскажем о неко­ торых методиках, разработанных советскими специалистами.

9 С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвцч

129



Академиком В. М. Глугаковым предложена методика прогнозирования на основе экспертных оценок, являю­ щаяся обобщением метода Дельфы и сетевых методов 1 3 .

Прежде всего составляется классификатор (перечень типов) событий и предварительный список экспертов — специалистов по исследуемым проблемам. Устанавли­ вается вес каждого эксперта, который первоначально определяется самим экспертом, а затем может быть и уточнен.

Первым шагом применения метода является постановка задачи, т. е. перечисление событий, времени и вероятно­ стей их наступления. Этот перечень рассылается экспер­ там, вес которых по данному классу проблем превосходит некоторый уровень, устанавливаемый заранее.

Эксперт, ставящий себя в положение непосредствен­ ного участника событий, например конструктора, решаю­ щего конкретную задачу, должен указать некоторые усло­

вия,

обеспечивающие ее решение.

 

 

В общем виде условие Р осуществления события S

может представлять

логическую функцию f (Su

S2,.

. .,

Sk),

где

iSl f iS2 ,. . .,

Sk — некоторые независимые, с точки

зрения

эксперта, события.

 

 

Далее эксперты оценивают условные вероятности Р

(S)

наступления события S при выполнении условия Р и наи­

более вероятную величину времени Т (S) между

момен­

том выполнения условия Р и моментом наступления со­ бытия S.

На основании данных, полученных от экспертов, стро­ ится сеть (сетевой график). Оценки уточняются в ходе нескольких туров опроса различных экспертов, в ре­ зультате чего сеть «стабилизируется».

Далее последовательно вычисляются вероятности со­ бытий и производится оценка их разброса с помощью расчета среднеквадратичных отклонений или квартилей. Окончательная оценка вероятности устанавливается при усреднении полученных оценок и веса экспертов, а оценки наиболее существенных событий уточняются постановкой экспериментов или привлечением новых экспертов. По­ скольку для каждого события это уточнение будет тре­ бовать дополнительных затрат, то в качестве критерия необходимости экспериментов принимается\ удельная сто-

1 3 В. М. Глушков. О прогнозировании на основе экспертных оценок. «Ки­ бернетика», 1969, Ni 9, стр. 2—4.

130


имость, т. с. затраты, отнесенные к величине изменения, полученного в результате уточнения. .

Как мы отмечали, одна из важнейших задач комплекс­ ного перспективного планирования науки и техники — оптимальное распределение ресурсов между программами. Отрасли промышленности разрабатывают планы своего развития таким образом, чтобы обеспечить эффективную реализацию программ в рамках выделенных ресурсов. Эта задача в свою очередь требует оптимального распре­ деления выделенных ресурсов по подотраслям, главкам, научно-техническим направлениям, отдельным НИО, КБ и предприятиям отрасли. Для ее решения может быть

- использован селективный метод прогнозирования и пер­ спективного планирования (СМП). В его основу положен целевой подход, позволяющий подчинить генеральным целям различные аспекты деятельности, направленной на достижение этих ц е л е й и .

Селективный метод прогнозирования в общем случае позволяет:

— отобрать по определенным критериям наиболее су­ щественные признаки исследуемого объекта (при плани­ ровании научных исследований это означает отбор наибо­ лее актуальных и перспективных научных проблем);

дать этим признакам дифференцированную оценку;

распределить ресурсы по проблемам;

выбрать из нескольких возможных вариантов ре­ шения оптимальный, оперируя категориями: вероятность

реализации, стоимость и время выполнения;

— определить наиболее эффективные пути выполнения отдельных научно-исследовательских работ (НИР).

Для реализации метода необходимо выполнить ряд работ в приводимой ниже последовательности:

сбор статистического материала;

получение простейших прогнозов по необходимой проблематике;

написание сценария будущего развития;

выработка критериев _оценки;

определение набора возможных целей;

построение дерева целей;

— экспертная оценка целей и критериев;

1 4 «Проблемы управления наукой в условиях научно-технической револю­ ции». М., 1972, стр. 187—213.

9*