Файл: Бешелев, С. Д. Экспертные оценки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неопределенная составляющая может быть выявлена с по­ мощью ее субъективной вероятностной оценки.

Оценивая будущее большинства реальных процессов, мы не можем не принимать во внимание случайность и неопределенность. И хотя по мере накопления наших знаний многие вероятностные утверждения о будущем могут уточняться и заменяться детерминированными, для значительногочисла реальных явлений эти составляющие никогда не могут быть сведены к нулю.

Необходимо также учитывать и то, что степень не­ определенности при предсказании различных явлений, как правило, разная. Представим, что нам необходимо предсказать: какого цвета будет первая встретившаяся нам ворона? Хотя зоологи утверждают, что иногда встре­ чаются и белые вороны, можно почти с полной уверен­ ностью сказать, что этот цвет будет черным. Несколько менее определенно можно предсказать цвет ботинок у пер­ вого встретившегося нам мужчины. И еще с меньшей уверенностью (учитывая капризы моды) мы можем пред­ сказать, какого цвета будет платье на первой встретив­ шейся нам женщине. Совершенно ясно, что все эти эле­ ментарные предсказания обладают значительно меньшей неопределенностью, чем предсказание, например, того, куда.шагнет наука и техника через 20—30 лет.

Постоянно возникающая потребность в уменьшении влияний неопределенности на оценки перспектив развития может быть в значительной степени удовлетворена с по­ мощью научных предсказаний и прогнозов будущего. Различие между научным предсказанием и пророчеством прежде всего в том, что пророчества являются безуслов­ ными, в то время как научные предсказания — это ве­ роятностные утверждения, учитывающие условия, не­ обходимые для свершения событий.

Под научным предсказанием обычно понимается вы­ сказывание относительно неизвестных или неустановлен­ ных фактов на основании изучения, анализа и обобще­ ния опыта прошлого. Предсказание составляет необхо­ димое условие любой целенаправленной деятельности, способствует контролю человека за развитием природы и общества.

Научные предсказания систематизируются с помощью

прогнозов.

«Прогноз — это

вероятностное утверждение

о будущем

с .относительно

высокой степенью достовер-

21


ноети» 1 1 . Прогноз не просто предвидение, а особый вид его, отличающийся высокой научной обоснованностью. «Прогнозирование — это не только высказывание о бу­ дущем, а систематическое исследование перспектив раз­ вития того или иного явления или процесса с помощью

средств современной науки» 1 2 .

 

 

Прогнозирование можно считать полезным, если оно

уменьшает неопределенность ниже

уровня,

который су­

ществовал до того, как был сделан

прогноз.

Естественной

базой любого прогноза является анализ фактов прошлого.

Готовя

прогноз,

изз^чают и

обобщают

опыт

прошлого,

а затем

пытаются распространить его

на будущее, делая

предположение

о том, что

самое существенное

останется

постоянным, неизменным. Однако задача научного про­ гноза заключается не только в распространении извест­ ного на неизвестное, но прежде всего в том, чтобы выйти за пределы известного, перешагнуть границы сложившейся

системы знаний. Поэтому следует избегать так называе­ мого слепого прогнозирования, основанного на надежде, что все существующие тенденции сохранятся в будущем. Вместе с тем нельзя и строить прогиозы на «пустом месте». Анализ существующих тенденций и закономерностей является основой научного прогнозирования. Практика показывает, что прогнозы, совершенно не связанные с прошлым опытом и существующей ситуацией, чаще всего не сбываются.

Как и всякая истинная наука, прогнозирование вклю­ чает в себя качественно новые представления о будущем. Наличие неопределенности часто исключает возможность построить этп представления лишь па математической обработке имеющихся данных и обобщении фактов прош­ лого. В подобных случаях оценка будущего может быть сделана с помощью субъективных вероятностных оценок.

Надежность и точность таких оценок зависит не только от выбора модели прогноза, но и от опыта и эрудиции прогнозистов. 'Большую роль здесь играет талант, осо­ бая одаренность человека, чувство перспективы в раз­ витии проблемы. .

Непременной

основой каждого

прогноза

является

оценка условий,

при которых будут

осуществляться про-

1 1 Э. Япч. Прогнозирование научно-технического

прогресса. М.,

1970, стр. 22.

" И. В. Бестужев-Лада. Окно в будущее. M . , 1970, стр. 14;

 

22


гнозируемые процессы или явления, и учет основных факторов будущего, которые могут повлиять на изменение самого объекта прогноза. Как правило, дать точную оценку этих условий и факторов не менее трудно, чем установить законы, по которым может происходить развитие.

Многочисленные разновидности научных прогнозов, используемых в наше время, можно разделить на три основные группы.

1. Прогнозы, характеризующие тенденции и перспек­ тивы развития конкретного процесса от определенной даты в настоящем до определенной даты в будущем. Такие прогнозы отвечают на вопрос: в каком направлении идет развитие?

2.Прогнозы, характеризующие наиболее вероятное состояние явления на какую-то определенную дату в бу­ дущем. Прогнозы этой группы отвечают на вопрос: что возможно?

3.Прогнозы, характеризующие желательное состоя­ ние явления в будущем. Они отвечают на вопрос: что желательно?

Несмотря на единство общих принципов прогнозиро­ вания и непрерывное возрастание его роли в процессе управления общественным производством, на надежность использования этих принципов существенно влияют со­ циальные факторы. В социалистическом плановом хо­ зяйстве, свободном от конкурентной борьбы, уровень не­ определенности ниже и достоверность прогнозов зна- „ чительно выше, чем при капитализме. Несогласованность между задачами, целями и методами управления частных фирм и корпораций, невозможность централизованного планирования не только в масштабах страны, но и в рам­ ках отдельных отраслей, наличие «секретов» научнотехнического и коммерческого характера — все это зна­ чительно снижает достоверность и эффективность прогно­ зирования в условиях капитализма.

Неустойчивость капиталистической экономики и не­ уверенность в завтрашнем дне вызвали в последние годы за рубежом повышенный интерес к методам прогнози­ рования и долгосрочного .планирования. Если в недале­ ком прошлом буржуазные экономисты всемерно расхвали­ вали благотворное влияние «механизма свободной кон­ куренции», то сейчас на Западе широко распространены различные теории о «благотворной роли» прогнозов и

33

планов на развитие капиталистической экономики. Ясно, что только общественная собственность на средства про­ изводства и возможность сочетания прогнозирования с централизованным планированием создают объективные •условия для получения надежных оценок будущего.

Ясно также, что во всех случаях научный прогноз должен быть основан как на анализе и обобщении извест­ ных фактов и объективных тенденций, так и на вероят­ ностных оценках условий осуществления и характера развития прогнозируемых процессов.

Итак, прогнозирование — это необходимость. Подобно тому как люди не отказываются от еды, хотя и не всегда полностью понимают процесс пищеварения, они не могут отказаться от предвидения будущего, хотя и не умеют полностью и однозначно это будущее представить. Со­ вершенно очевидно, что лучше иметь приближенные оценки будущего, чем не иметь их вовсе.

. . . логика

и

интуиция

играют

каждая

свою

роль.

Обе они необходимы.

Логика,

обеспечивающая

нам

досто­

верность,

есть

инструмент

доказательства;

 

 

интуи-.

ция есть

инструмент

изобретения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.

 

Пуанкаре

 

 

 

 

 

 

французский

математик

Научно-технический прогресс и эксперты

 

 

 

В X V I I I в. были

созданы

мощные

источники

энергии,

заменившие в промышленности и на транспорте мускуль­ ную силу человека и животных, и это вызвало промышлен­ ную революцию с далеко идущими социальными послед­ ствиями. Усложнение производства привело к разделению труда и вызвало необходимость в расчленении функций управления. В начале X X в. стало очевидным, что даль­ нейшее совершенствование производства может быть до­ стигнуто лишь за счет существенного улучшения его орга­ низации и управления. Но поскольку управлять — это значит прежде всего принимать ответственные решения, рациональное управление требует сейчас глубоких зна­ ний из самых различных областей науки, техники и экономики. Прошли те времена, когда руководитель и

24


специалист могли черпать все данные, требующиеся для принятия решений, из собственного опыта. Это заставляет каждого инженера, экономиста, хозяйственника взгля­ нуть по-новому на окружающие его факты и явления, отказаться от привычных, сложившихся представлений

опроцессах организации и планирования. Одновременно растет и «информационное содержание»

новых машин, аппаратов и установок, которые все более автоматизированы, насыщены сложными приборами и аппаратурой. Степень механизации и автоматизации тех­ ники непрерывно возрастает. Если первый этап этого процесса предполагал замену энергии человеческих мус­ кулов механической энергией, а зрительного управления движением руки — строгим контролем посредством точ­ ных приборов, то следующим этапом является осуществле­ ние общего контроля за процессами с помощью сложной аппаратуры, вычислительных и управляющих электрон­ ных машин. С каждым годом расширяется область при­ менения электронных счетно-решающих и управляющих устройств в производственных процессах в промышлен­ ности и на транспорте, в научных исследованиях, в пла­ новых и проектно-конструкторских расчетах.

Возрастающая потребность в информации во всех областях общественного производства повлекла за собой повышение роли научных знаний, которые оказываются все более необходимыми для производства материальных благ, преобразования окружающего мира, разумной орга­ низации общества. Являясь основным источником инфор­ мации о природе и обществе, наука становится решающим фактором материального производства, основой высоких темпов развития техники и экономики. По выражению академика Н. Семенова, наука из служанки превращается

сейчас

в мать

производства.

Успехи современной науки грандиозны. Подсчитано,

что а / а

всего

объема научно-технических знаний, кото­

рыми

владеет

сейчас человечество, получены в X X в.

Сегодня мы знаем о вселенной, в которой живем, при­

мерно в

два миллиона

раз больше, чем было

известно

в X V I I I

в., а в последующие 15 лет ученые узнают о ней

столько,

сколько они

узнали за всю историю

челове­

чества 1 3 .

" С. Данмснд. Мир вероятностей. М,, 1970, стр. 136.

25


Способность к непрерывному увеличению знаний — характерная особенность развития науки. Научные^законы постоянно изменяются и уточняются. «Один ,^'из верных способов остановить науку, — пишет лауреат Нобелевской премии, физик Ричард Фейнман, — это раз­ решить эксперименты лишь в тех областях, где законы уже открыты. Но экспериментаторы усерднее всего ведут поиск там, где вероятнее всего найти опровержение наших теорий. Другими словами, мы стараемся как можно ско­ рее опровергнуть самих себя, ибо это единственный путь прогресса» 1 4 . Выдвижение новых задач в свою очередь стимулирует науку и технику к дальнейшему поиску средств, способных удовлетворить возникшие обществен­ ные потребности.

Постоянное и все ускоряющееся развитие науки по­ рождает существенные изменения техники, которая быстро усложняется за счет увеличения общего числа элементов отдельных машин и перехода от отдельных машин к вы­ сокосложным комплексам. В современных технических З^стройствах используются новые источники энергии, новые материалы, а параметры их работы (температура, давление, скорость,^интенсивность процессов) резко по­ вышаются. Растет взаимосвязь и взаимозависимость науки и техники, которые сейчас не только дети одной материпрогресса, но и, подобно сиамским близнецам, просто не могут существовать п развиваться друг без друга.

Сегодня мы живем в мире, в котором человек все больше зависит от техники, а научно-технический прогресс есть создание человеческого ума и все меньше и меньше — человеческих мышц.

Если в начале X X в. не было таких технических средств и процессов, для управления которыми были бы недоста­ точны физические возможности человека, то возникнове­ ние сложных машин и комплексов, работающих с боль­ шими скоростями, потребовало для их создания и эксплу­ атации таких умственных и нервных усилий, которые часто выходят за пределы возможностей человека.

Наряду с усложнением .техники происходит быстрое усложнение функций человека в управлении социальноэкономическими процессами. Очень часто при прогнози­ ровании и планировании необходимо решать задачи,

" Р. Фсйпыан. Характер физических законов. М., 1968, стр. 173.

26

включающие в себя тысячи переданных. Если для под­ готовки прогноза погоды на сутки приходится учиты­ вать около трех тысяч исходных данных, то для прог­ ноза на трое суток — уже двадцать тысяч данных. \Для того чтобы установить пропорциональность в про­ изводстве тысячи видов продукции, нужно решить систему из тысячи уравнений. Решение такой • системы вручную потребовало бы около 70 тыс. суток 1 в . А ведь в народном •хозяйстве производятся миллионы видов продукции! Ясно, что в этих условиях неизмеримо возрастает сложность управления и роль быстродействующих электронно-вы­ числительных машин.

Важной чертой современного этапа научно-техничес­ кого прогресса является быстрое моральное устаревание создаваемых технических устройств. Повышение слож­ ности и степени новизны техники ведет к удлинению сро­ ков ее проектирования и освоения. В результате нередко бывает, что разработанная конструкция оказывается уста­ ревшей еще до того, как ее начнут эксплуатировать. Так, например, в США разработка ряда военных систем, кото­ рые оказались неэффективными, была прекращена после V

того, как на эти цели уже

было израсходовано около

9 млрд. долларов 1 6 .

1

Расходы на науку и на разработку новой техники в пе­

редовых странах значительно превышают затраты на

крупнейшие отрасли промышленности и имеют тенден­

цию к дальнейшему росту. Это естественно,

поскольку

по мере проникновения в глубины познания каждый

дальнейший шаг науки требует все более значительных

материальных затрат, а новая техника становится все

сложнее и дороже. Резко.возрастает стоимость экспери­

ментального оборудования и аппаратуры,

непрерывно

.растет

численность

работающих в научно-исследователь­

с к и х учреждениях.

Количество научных работников вы­

росло

с начала

X X

в. во всем мире с 15 тыс. до 2,5 млн.,

|а затраты

на

научные исследования • увеличились более

'чем в

400

раз.

 

Врезультате получение новых научных знаний и

создание новой техники становятся все более и более до-

1 5 Н. П. Федоренко. Экономиками математика. М.,- 1967, стр. 9.

" Т. Glennan. Policies tor M i l i t a r y Researoh and Development. B A N D , 1966, AD H 477017.

27