ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Неопределенная составляющая может быть выявлена с по мощью ее субъективной вероятностной оценки.
Оценивая будущее большинства реальных процессов, мы не можем не принимать во внимание случайность и неопределенность. И хотя по мере накопления наших знаний многие вероятностные утверждения о будущем могут уточняться и заменяться детерминированными, для значительногочисла реальных явлений эти составляющие никогда не могут быть сведены к нулю.
Необходимо также учитывать и то, что степень не определенности при предсказании различных явлений, как правило, разная. Представим, что нам необходимо предсказать: какого цвета будет первая встретившаяся нам ворона? Хотя зоологи утверждают, что иногда встре чаются и белые вороны, можно почти с полной уверен ностью сказать, что этот цвет будет черным. Несколько менее определенно можно предсказать цвет ботинок у пер вого встретившегося нам мужчины. И еще с меньшей уверенностью (учитывая капризы моды) мы можем пред сказать, какого цвета будет платье на первой встретив шейся нам женщине. Совершенно ясно, что все эти эле ментарные предсказания обладают значительно меньшей неопределенностью, чем предсказание, например, того, куда.шагнет наука и техника через 20—30 лет.
Постоянно возникающая потребность в уменьшении влияний неопределенности на оценки перспектив развития может быть в значительной степени удовлетворена с по мощью научных предсказаний и прогнозов будущего. Различие между научным предсказанием и пророчеством прежде всего в том, что пророчества являются безуслов ными, в то время как научные предсказания — это ве роятностные утверждения, учитывающие условия, не обходимые для свершения событий.
Под научным предсказанием обычно понимается вы сказывание относительно неизвестных или неустановлен ных фактов на основании изучения, анализа и обобще ния опыта прошлого. Предсказание составляет необхо димое условие любой целенаправленной деятельности, способствует контролю человека за развитием природы и общества.
Научные предсказания систематизируются с помощью
прогнозов. |
«Прогноз — это |
вероятностное утверждение |
о будущем |
с .относительно |
высокой степенью достовер- |
21
ноети» 1 1 . Прогноз не просто предвидение, а особый вид его, отличающийся высокой научной обоснованностью. «Прогнозирование — это не только высказывание о бу дущем, а систематическое исследование перспектив раз вития того или иного явления или процесса с помощью
средств современной науки» 1 2 . |
|
|
Прогнозирование можно считать полезным, если оно |
||
уменьшает неопределенность ниже |
уровня, |
который су |
ществовал до того, как был сделан |
прогноз. |
Естественной |
базой любого прогноза является анализ фактов прошлого.
Готовя |
прогноз, |
изз^чают и |
обобщают |
опыт |
прошлого, |
а затем |
пытаются распространить его |
на будущее, делая |
|||
предположение |
о том, что |
самое существенное |
останется |
постоянным, неизменным. Однако задача научного про гноза заключается не только в распространении извест ного на неизвестное, но прежде всего в том, чтобы выйти за пределы известного, перешагнуть границы сложившейся
системы знаний. Поэтому следует избегать так называе мого слепого прогнозирования, основанного на надежде, что все существующие тенденции сохранятся в будущем. Вместе с тем нельзя и строить прогиозы на «пустом месте». Анализ существующих тенденций и закономерностей является основой научного прогнозирования. Практика показывает, что прогнозы, совершенно не связанные с прошлым опытом и существующей ситуацией, чаще всего не сбываются.
Как и всякая истинная наука, прогнозирование вклю чает в себя качественно новые представления о будущем. Наличие неопределенности часто исключает возможность построить этп представления лишь па математической обработке имеющихся данных и обобщении фактов прош лого. В подобных случаях оценка будущего может быть сделана с помощью субъективных вероятностных оценок.
Надежность и точность таких оценок зависит не только от выбора модели прогноза, но и от опыта и эрудиции прогнозистов. 'Большую роль здесь играет талант, осо бая одаренность человека, чувство перспективы в раз витии проблемы. .
Непременной |
основой каждого |
прогноза |
является |
оценка условий, |
при которых будут |
осуществляться про- |
|
1 1 Э. Япч. Прогнозирование научно-технического |
прогресса. М., |
1970, стр. 22. |
|
" И. В. Бестужев-Лада. Окно в будущее. M . , 1970, стр. 14; |
|
22
гнозируемые процессы или явления, и учет основных факторов будущего, которые могут повлиять на изменение самого объекта прогноза. Как правило, дать точную оценку этих условий и факторов не менее трудно, чем установить законы, по которым может происходить развитие.
Многочисленные разновидности научных прогнозов, используемых в наше время, можно разделить на три основные группы.
1. Прогнозы, характеризующие тенденции и перспек тивы развития конкретного процесса от определенной даты в настоящем до определенной даты в будущем. Такие прогнозы отвечают на вопрос: в каком направлении идет развитие?
2.Прогнозы, характеризующие наиболее вероятное состояние явления на какую-то определенную дату в бу дущем. Прогнозы этой группы отвечают на вопрос: что возможно?
3.Прогнозы, характеризующие желательное состоя ние явления в будущем. Они отвечают на вопрос: что желательно?
Несмотря на единство общих принципов прогнозиро вания и непрерывное возрастание его роли в процессе управления общественным производством, на надежность использования этих принципов существенно влияют со циальные факторы. В социалистическом плановом хо зяйстве, свободном от конкурентной борьбы, уровень не определенности ниже и достоверность прогнозов зна- „ чительно выше, чем при капитализме. Несогласованность между задачами, целями и методами управления частных фирм и корпораций, невозможность централизованного планирования не только в масштабах страны, но и в рам ках отдельных отраслей, наличие «секретов» научнотехнического и коммерческого характера — все это зна чительно снижает достоверность и эффективность прогно зирования в условиях капитализма.
Неустойчивость капиталистической экономики и не уверенность в завтрашнем дне вызвали в последние годы за рубежом повышенный интерес к методам прогнози рования и долгосрочного .планирования. Если в недале ком прошлом буржуазные экономисты всемерно расхвали вали благотворное влияние «механизма свободной кон куренции», то сейчас на Западе широко распространены различные теории о «благотворной роли» прогнозов и
33
планов на развитие капиталистической экономики. Ясно, что только общественная собственность на средства про изводства и возможность сочетания прогнозирования с централизованным планированием создают объективные •условия для получения надежных оценок будущего.
Ясно также, что во всех случаях научный прогноз должен быть основан как на анализе и обобщении извест ных фактов и объективных тенденций, так и на вероят ностных оценках условий осуществления и характера развития прогнозируемых процессов.
Итак, прогнозирование — это необходимость. Подобно тому как люди не отказываются от еды, хотя и не всегда полностью понимают процесс пищеварения, они не могут отказаться от предвидения будущего, хотя и не умеют полностью и однозначно это будущее представить. Со вершенно очевидно, что лучше иметь приближенные оценки будущего, чем не иметь их вовсе.
. . . логика |
и |
интуиция |
играют |
каждая |
свою |
роль. |
|||
Обе они необходимы. |
Логика, |
обеспечивающая |
нам |
досто |
|||||
верность, |
есть |
инструмент |
доказательства; |
|
|
интуи-. |
|||
ция есть |
инструмент |
изобретения. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
А. |
|
Пуанкаре |
|
|
|
|
|
|
|
французский |
математик |
||
Научно-технический прогресс и эксперты |
|
|
|
||||||
В X V I I I в. были |
созданы |
мощные |
источники |
энергии, |
заменившие в промышленности и на транспорте мускуль ную силу человека и животных, и это вызвало промышлен ную революцию с далеко идущими социальными послед ствиями. Усложнение производства привело к разделению труда и вызвало необходимость в расчленении функций управления. В начале X X в. стало очевидным, что даль нейшее совершенствование производства может быть до стигнуто лишь за счет существенного улучшения его орга низации и управления. Но поскольку управлять — это значит прежде всего принимать ответственные решения, рациональное управление требует сейчас глубоких зна ний из самых различных областей науки, техники и экономики. Прошли те времена, когда руководитель и
24
специалист могли черпать все данные, требующиеся для принятия решений, из собственного опыта. Это заставляет каждого инженера, экономиста, хозяйственника взгля нуть по-новому на окружающие его факты и явления, отказаться от привычных, сложившихся представлений
опроцессах организации и планирования. Одновременно растет и «информационное содержание»
новых машин, аппаратов и установок, которые все более автоматизированы, насыщены сложными приборами и аппаратурой. Степень механизации и автоматизации тех ники непрерывно возрастает. Если первый этап этого процесса предполагал замену энергии человеческих мус кулов механической энергией, а зрительного управления движением руки — строгим контролем посредством точ ных приборов, то следующим этапом является осуществле ние общего контроля за процессами с помощью сложной аппаратуры, вычислительных и управляющих электрон ных машин. С каждым годом расширяется область при менения электронных счетно-решающих и управляющих устройств в производственных процессах в промышлен ности и на транспорте, в научных исследованиях, в пла новых и проектно-конструкторских расчетах.
Возрастающая потребность в информации во всех областях общественного производства повлекла за собой повышение роли научных знаний, которые оказываются все более необходимыми для производства материальных благ, преобразования окружающего мира, разумной орга низации общества. Являясь основным источником инфор мации о природе и обществе, наука становится решающим фактором материального производства, основой высоких темпов развития техники и экономики. По выражению академика Н. Семенова, наука из служанки превращается
сейчас |
в мать |
производства. |
Успехи современной науки грандиозны. Подсчитано, |
||
что а / а |
всего |
объема научно-технических знаний, кото |
рыми |
владеет |
сейчас человечество, получены в X X в. |
Сегодня мы знаем о вселенной, в которой живем, при
мерно в |
два миллиона |
раз больше, чем было |
известно |
в X V I I I |
в., а в последующие 15 лет ученые узнают о ней |
||
столько, |
сколько они |
узнали за всю историю |
челове |
чества 1 3 .
" С. Данмснд. Мир вероятностей. М,, 1970, стр. 136.
25
Способность к непрерывному увеличению знаний — характерная особенность развития науки. Научные^законы постоянно изменяются и уточняются. «Один ,^'из верных способов остановить науку, — пишет лауреат Нобелевской премии, физик Ричард Фейнман, — это раз решить эксперименты лишь в тех областях, где законы уже открыты. Но экспериментаторы усерднее всего ведут поиск там, где вероятнее всего найти опровержение наших теорий. Другими словами, мы стараемся как можно ско рее опровергнуть самих себя, ибо это единственный путь прогресса» 1 4 . Выдвижение новых задач в свою очередь стимулирует науку и технику к дальнейшему поиску средств, способных удовлетворить возникшие обществен ные потребности.
Постоянное и все ускоряющееся развитие науки по рождает существенные изменения техники, которая быстро усложняется за счет увеличения общего числа элементов отдельных машин и перехода от отдельных машин к вы сокосложным комплексам. В современных технических З^стройствах используются новые источники энергии, новые материалы, а параметры их работы (температура, давление, скорость,^интенсивность процессов) резко по вышаются. Растет взаимосвязь и взаимозависимость науки и техники, которые сейчас не только дети одной материпрогресса, но и, подобно сиамским близнецам, просто не могут существовать п развиваться друг без друга.
Сегодня мы живем в мире, в котором человек все больше зависит от техники, а научно-технический прогресс есть создание человеческого ума и все меньше и меньше — человеческих мышц.
Если в начале X X в. не было таких технических средств и процессов, для управления которыми были бы недоста точны физические возможности человека, то возникнове ние сложных машин и комплексов, работающих с боль шими скоростями, потребовало для их создания и эксплу атации таких умственных и нервных усилий, которые часто выходят за пределы возможностей человека.
Наряду с усложнением .техники происходит быстрое усложнение функций человека в управлении социальноэкономическими процессами. Очень часто при прогнози ровании и планировании необходимо решать задачи,
" Р. Фсйпыан. Характер физических законов. М., 1968, стр. 173.
26
включающие в себя тысячи переданных. Если для под готовки прогноза погоды на сутки приходится учиты вать около трех тысяч исходных данных, то для прог ноза на трое суток — уже двадцать тысяч данных. \Для того чтобы установить пропорциональность в про изводстве тысячи видов продукции, нужно решить систему из тысячи уравнений. Решение такой • системы вручную потребовало бы около 70 тыс. суток 1 в . А ведь в народном •хозяйстве производятся миллионы видов продукции! Ясно, что в этих условиях неизмеримо возрастает сложность управления и роль быстродействующих электронно-вы числительных машин.
Важной чертой современного этапа научно-техничес кого прогресса является быстрое моральное устаревание создаваемых технических устройств. Повышение слож ности и степени новизны техники ведет к удлинению сро ков ее проектирования и освоения. В результате нередко бывает, что разработанная конструкция оказывается уста ревшей еще до того, как ее начнут эксплуатировать. Так, например, в США разработка ряда военных систем, кото рые оказались неэффективными, была прекращена после V
того, как на эти цели уже |
было израсходовано около |
9 млрд. долларов 1 6 . |
1 |
Расходы на науку и на разработку новой техники в пе |
редовых странах значительно превышают затраты на |
|
крупнейшие отрасли промышленности и имеют тенден |
|
цию к дальнейшему росту. Это естественно, |
поскольку |
по мере проникновения в глубины познания каждый |
|
дальнейший шаг науки требует все более значительных |
|
материальных затрат, а новая техника становится все |
|
сложнее и дороже. Резко.возрастает стоимость экспери |
|
ментального оборудования и аппаратуры, |
непрерывно |
.растет |
численность |
работающих в научно-исследователь |
||
с к и х учреждениях. |
Количество научных работников вы |
|||
росло |
с начала |
X X |
в. во всем мире с 15 тыс. до 2,5 млн., |
|
|а затраты |
на |
научные исследования • увеличились более |
||
'чем в |
400 |
раз. |
|
Врезультате получение новых научных знаний и
создание новой техники становятся все более и более до-
1 5 Н. П. Федоренко. Экономиками математика. М.,- 1967, стр. 9.
" Т. Glennan. Policies tor M i l i t a r y Researoh and Development. B A N D , 1966, AD H 477017.
27