ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ского самолета «Конкорд». Если в 1962 г. предполагалось, что стоимость его разработки будет 150—170 млн. фун тов стерлингов, то в 1964 г. расчетная стоимость возросла до 280 млн., в 1966 г. — до 500, а в 1970 г. — до 825 млн. фунтов стерлингов 2 i .
В 60-х годах только один из десяти проектов научных исследований и опытно-конструкторских разработок в про мышленности США обеспечил выпуск конкурентоспособ ного изделия, и лишь одно из каждых пяти таких изде лий не устаревало морально через год после начала его кассового производства. Согласно американским статист ическим данным, в настоящее время из -каждых 400— |500 новых научных идей лишь одна-две Достигают практи ческой реализации в виде серийного изделия.
Осознавая роль присущих капиталистической системе пороков, которые ведут к неопределенности перспектив и неуверенности в том, что результаты исследований и разработок окажутся экономически , оправданными или
коммерчески реализуемыми, |
нужно учитывать |
и |
дру |
|
гую грань этой |
проблемы, |
отражающую наличие |
не |
|
определенности, |
органически |
присущей развитию |
науки |
|
и техники. |
|
|
|
|
Основными источниками неопределенности при прог нозировании и планировании научно-технического раз вития являются:
— техническая неопределенность, возникающая из-за невозможности точной оценки характеристик техники
будущего, сроков и |
затрат на ее создания; |
v — стратегическая |
неопределенность, возникающая |
вследствие невозможности предсказания всех факторов, которые могут оказать в будущем влияние на развитие науки и техники; ™ — статистическая неопределенность, являющаяся след
ствием вероятностной природы многих процессов. Естественно, что все эти виды неопределенности нельзя
рассчитать или |
устранить; задача управления |
научно-тех |
ническим прогрессом заключается в том, чтобы |
уменьшить |
|
их влияние на |
принимаемые решения и планы. Невоз |
можность полной математизации процессов принятия решений, связанных с будущим, не исключает возмож
ности |
упорядочения и формализации процесса их |
подго- |
J 5 «Flight», 22 ГУ 1971, N 3241. |
|
|
3 |
С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич |
33 |
товки. Большую роль в уменьшении влияния неопределен ности играет рациональное использование знаний спе циалистов и ученых.
И в древности, и в средние века были ученые, облада ющие обширными познаниями в самых различных науках. Если в X V I — X V I I I вв. творили Леонардо да Винчи, Лейбниц и Ломоносов, то в X X в. вряд ли найдется уче ный, который мог бы сказать, что он является специалистом в области химии, физики или математики в целом. Сей час все эти науки имеют десятки самостоятельных ветвей с собственными предметом и методами исследований. В каждой из них накоплено столько сведений, что ученые не в состоянии овладеть всеми «секретами» другой науки. Вследствие этого часто возникают ситуации, когда даже специалисты двух смежных областей перестают понимать друг друга.
,\ По шутливому выражению Бернарда Шоу, дилетант в науке знает кое-что о многом, специалист-ученый знает много кое о чем, а тенденция развития такова, что со вре менем специалист будет знать все ни о чем.
Как бы там ни было, ясно, что век «универсалов» в науке и технике прошел. Правильное понимание, оценка каж дого из многих направлений научно-технического про гресса и выбор наиболее целесообразных путей решения задач сейчас могут быть осуществлены лишь при исполь зовании в качестве экспертов ведущих специалистов и ученых, работающих в различных областях науки и техники.
£ Научные и техническиепроблемы тесно связаны с эко номическими и общественными факторами, с вопросами научного и государственного престижа и рядом других сложных проблем, влияние которых невозможно оценить с помощью точных расчетов. Это еще в большей степени повышает значение использования специалистов различ ных профилей при разработке прогнозов и планов научнотехнического развития.
•'. На чем же основаны возможности использования спе циалистов как экспертов и. какие при этом возникают преимущества?
Еще в средние века ученые мечтали о создании ма шины, с помощью которой можно было бы открыть все возможные истины. Позднее с идеей создания специаль ной логики открытий выступали выдающиеся мыслители
своего времени — Френсис Бэкон и Рене Декарт. В наше время много говорят и пишут о том, что в принципе воз можно построить столь же сложную систему, как мозг
человека. |
Однако, если наука будущего и создаст |
искус |
|||
ственную |
живую материю, которая |
будет |
«мыслить», |
||
как мозг, ясно, что это случится не |
в |
ближайшем |
буду |
||
щем. |
|
|
|
|
|
Сознание высокоорганизованных |
существ |
превосходит |
возможности техники ближайшего будущего. Если фор мальные, логические решения, которые принимает че ловек, относительно хорошо поддаются изучению с по мощью математических методов и электронно-вычисли тельных машин, то значительная часть творческой дея
тельности человека |
ие может |
быть формализована. |
В интуитивном |
мышлении |
человек достигает ответа, |
не осознавая того процесса, посредством которого этот ответ был получен. Интуиция часто позволяет ученому «перепрыгнуть» пропасть, отделяющую имеющиеся у него данные от логически не вытекающих из них выводов. Интуиция помогает ученому решать творческие задачи, методы решения которых полностью или частично не известны, а также предсказывать возможные будущие состояния изучаемых явлений или процессов.
Естественно, что при этом мышление опирается не только на интуицию, на подсознательную деятельность мозга, но и на информацию, опыт, который сложился в процессе практической деятельности человека. Боль шую роль здесь играет способность человека наблюдать за тем, что происходит в мире, и строить на основе наблю дений разумные заключения. Это как раз то, что принято называть здравым смыслом.
Здравый смысл и опыт, базирующиеся на накоплен ных знаниях, помогают человеку решать многие сложные задачи. .Нередко тут возникает своеобразный парадокс. Оказывается, что решение в строгой форме некоторых сложных задач требует настолько трудоемких расчетов на вычислительных машинах, что это приводит к по истине фантастическим затратам средств и времени. По добные задачи возникают, например, при календарном планировании сложных, многономенклатурных произ водств. В то же время простые методы, основанные на ряде правил и здравом смысле, обеспечивают решение таких задач в короткие сроки и с достаточной точностью.
3* 35
Мозг человека формировался миллионы лет, в резуль тате чего в мозгу — 14 млрд. клеток и концентрирован ная «память предков», которая содержится в скрытой (латентной) форме. Ряд работ по нейрофизиологии сви детельствует о том, что информация, запечатленная (со знательно или бессознательно) в памяти человека, не исчезает. Канадский ученый В. Менсфилд показал, в част ности, что при пропускании слабого тока через электроды, "приложенные к вискам, у человека возникают ощущения, относящиеся к прошлому. Американский ученый X . Дельгадо, проводя опыты с помощью электродов, введенных в мозг, установил, что можно стимулировать память, умственную деятельность и различные эмоции. Советский ученый А. Мороз считает, что вся информация, с помощью которой люди общаются друг с другом, представляет лишь «надводную, видимую часть айсберга». Основная же информация остается невидимой, скрытой от нашего вни мания. Однако именно эта «невидимая» часть информации и является основой того, что представляет собою здравый смысл, позволяющий человеку принимать разумные ре шения в сложных ситуациях.
Важным свойством человеческого мозга является спо собность к предвидению и разумному отбору. Опираясь на опыт и воображение, разумный руководитель может выбрать основные пути решения возникающих проблем и наилучший вариант решения каждой из них. Подобно этому, опытный шахматист находит в сложной позиции наиболее разумный осод, а специалист — наилучший спо соб решения технической задачи. Разум человека пока еще нельзя заменить ни самыми сложными автоматами, ни программами для электронных машин. Об этом хорошо сказал один из специалистов по космическим полетам, комментируя полет орбитальной станции «Салют»: «Не вольно возникает вопрос: для чего человек на борту станции? Ведь автоматам под силу многие из научных задач. И тем не менее в наш век фотографии и автоматики астрономы в земных обсерваториях проводят у телеско пов немало бессонных ночей. Дело в том, что нет авто мата, заменяющего человека. Человек отличается от умных машин умением увидеть рациональное зерно в кру пицах противоречий» 2 в .
а «Комсомольская правда», 11 июня 1971 г.
36
«Разумная |
работа, — пишет |
известный |
ученый |
У. Эшби, — всегда предполагает |
отбор необходимого |
количества информации (или непосредственно после того, как задана проблема, или заранее, в виде предпрограммы) и достаточно эффективную ее обработку, обеспечивающую подходящий отбор» 2 7 .
Возрастание комплексности и сложности современных задач науки и техники и экономических факторов научнотехнического прогресса придает сейчас проблеме выбора наиболее рациональных вариантов развития науки и техники особо важное значение.
При анализе этих задач и проблем необходимо хотя бы приблизительно оценить значимость будущего и на осно вании таких оценок произвести выбор. Здравый смысл, интуиция, информация и опыт помогают человеку выби рать наиболее рациональные варианты, целесообразно распределять ресурсы, сосредоточивать их на наиболее важных направлениях научно-технического прогресса.
Применение вероятностно-статистических методов зна чительно расширяет возможности использования специа листов в качестве экспертов. Простые статистические ме тоды в сочетании с хорошо развитой интуицией и здравым смыслом оказываются, как правило, наиболее успешными при оценке перспектив и выборе вариантов решения поставленных задач. В то же время формальное исполь зование «точных» методов оценки будущего часто дает плохие результаты, особенно если они применяются
людьми, |
у которых |
уменье здраво мыслить |
и |
решать |
|
развито |
слабо. |
|
|
|
|
Как показывает практика, желание получить-точные |
|||||
ответы на все вопросы о будущем |
очень часто |
приводит |
|||
к тому, |
что «инженер |
и экономист |
настолько |
увлекаются |
своей работой и методологией выявления необходимости в тех или иных исследованиях, что конечным результатом их усилия оказывается вывод о необходимости проведения дополнительных исследований. Цели и задачи работы бывают потеряны где-то между четвертой и пятой про граммой для электронно-вычислительной машины, а здра вый смысл и интуиция — несколько раньше» 2 S .
У . Р. Эшби. Что такое рааумная машина. В кн. «Возможное п невозмож-i ное в кибернетике». М., 1964, стр. 42.
С. W . Harper. Prospects i n Aeronautics Research and Development, «Jour-> nal of Aircraft*, 1968, N 5, I X - X .
37
Между тем в основу использования мнений экспертов для оценки перспектив положена здравая мысль о том, что в условиях неопределенности лучше получить при ближенные ответы на наиболее важные вопросы, чем пытаться дать точные ответы на вопросы, которые не полностью ясны и осмыслены.
В чем же заключаются возможности использования экспертов в наше время? Профессия эксперта — это не изобретение нашего века. Практика использования спе- ! циалистов в качестве экспертов восходит своими Истоками |к глубокой древности. Само слово. «эксперт» латинского
! происхождения |
и означает^ «опытньда>. |
Эксперт — это |
i обычно сведущее |
лйцо7 приглашаемое |
в спорных или |
трудных случаях. В древности в качестве таких лиц вы ступали жрецы и государственные деятели. Мнения экс пертов использовались в прошлом и используются сейчас во врачебной, юридической и экономической практике. Одна из древних профессий — профессия дегустатора является типичным примером использования экспертизы. Известно, что опытному дегустатору не нужно даже делать глоток вина для того, чтобы установить его марку и качество.
Ясно, что информация, опыт, знание существа вопроса и талант позволяют специалисту с достаточной уверен ностью решать проблемы в области его деятельности. В то же время ни один специалист не в состоянии охватить
все стороны |
сложных |
проблем |
предвидения |
будущего. |
|||
| Современные |
методы |
экспертных |
оценок |
помогают устра- |
|||
! нить этот |
недостаток |
и уменьшить влияние |
факторов, |
||||
связанных |
с |
ограниченностью и |
субъективностью |
индиви- |
|||
I дуальных |
оценок. С |
помощью |
методов |
математической |
статистики, теории вероятностей и системного подхода оказывается возможным выработать более надежные оцен ки, уменьшить влияние неопределенности при решении
проблем |
управления. |
|
|
|
Экспертные оценки |
позволяют |
существенно |
упорядо- |
|
I чить информацию, облегчающую |
принятие решений, и |
|||
I повысить |
надежность |
прогнозов |
и планов. |
Для того |
чтобы в этом убедиться, нам нужно перейти к рассмотре нию трудностей, возникающих при решении проблем научно-технического прогресса, и некоторых способов их преодоления.
38
Глава 2
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА РЕШЕНИЙ И АНАЛИЗ СИСТЕМ
Долгосрочное планирование сегодня связано не с буду
щими решениями, |
оно связано с будущим |
сегодняшних |
решений. |
|
|
|
|
П. Дракер |
американский ученый, специалист по исследованию операций
Трудности принятая решения
Не случалось ли так, что два человека убеждали нас в про тивоположном, причем аргументы одного «за» казались такими же убедительными, как и аргументы другого «против»?
Ситуации, когда надо выбрать между двумя, каза лось бы, равноценными исходами, встречаются в жизни человека довольно часто. Ясно, что принимать решение в подобных случаях всегда трудно. Еще в X I V в. ректор Парижского университета И. Буридан сформулировал задачу о голодном осле, оказавшемся между «равноцен ными» охапками сена, которые находились от него на одинаковом расстоянии. По мнению Буридана, такой осел неминуемо должен погибнуть от голода, поскольку «силы притяжения» охапок одинаковы и нет никаких причин, чтобы осел предпочел одну из них.
С проблемой выбора между возможными вариантами решений люди сталкиваются постоянно. Что же касается руководителей, то им приходится ежедневно решать мно жество различных задач: боль'ших и малых, простых и очень сложных. И хотя часто исходная информация не достаточно достоверна, а предположения об обстановке, в которой будут осуществляться решения, весьма сомни тельны, приходится отвечать на вопросы: «надо или не надо?», «то или это?», «делать или не делать?» и т. п.
Есть, правда, и другой путь. Можно, например, не
39