ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
отвечать на вопросы или откладывать принятие решения на неопределенный срок. Однако путь этот скользок, и, хотя вставшему на него не грозит голодная смерть буриданова осла, потери репутации ему не избежать. Более того, отсут ствие или длительная отсрочка решения всегда влекут за собой ненужную трату времени и средств, а также дальнейшее усложнение нерешенных проблем.
Особенно сложными являются сейчас задачи, связан ные с развитием науки, техники и производства. Наличие значительных неопределенностей, гибкость и подвижность социальных факторов, динамичность научно-технического прогресса превратили их решение в одну из весьма труд ных проблем нашего времени, тем более что очень часто наши знания и прошлый опыт оказываются здесь пло хими помощниками.
Поиск и выработку рациональных решений проблем научно-технического прогресса затрудняет ряд факторов,
среди которых можно отметить:
а) невозможность точного предсказания последствий принимаемых решений;
б) неповторяемость и невозможность эксперименталь ной проверки предполагаемого хода и результатов про цессов решения проблем;
в) наличие факторов, которые не поддаются контролю со стороны принимающего решение;
г) наличие нескольких возможных путей решения и необходимость выбора одного, из них;
д) неполнота исходной информации, на основе кото рой приходится формулировать проблему и принимать решение.
Следует выделить также и трудности, обусловленные неправильностью или неточностью постановки проблемы, которую предлагается, решить. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся со сложными проблемами, кото рые впоследствии оказываются воображаемыми, мнимыми. Однако в науке и технике также нередки случаи, когда выдвигаются мнимые или ложные проблемы, возникающие как из-за недостаточного анализа существующей ситуа ции, так и вследствие субъективных особенностей людей,
их |
формулирующих. |
|
|
|
|
|
Ложные, или |
мнимые, проблемы |
можно |
разделить |
|
на |
три группы: уже не проблемы, т. |
е. |
уже |
решенные, |
|
но |
считающиеся |
нерешенными; еще |
не |
проблемы, т. е. |
40
возникшие до того, |
как появились условия |
для |
их |
реше |
||
ния; никогда |
не |
проблемы, т. е. такие, |
для |
которых |
||
вообще не существует решения. К |
появлению |
ложных |
||||
проблем часто |
приводит неточный |
выбор |
цели. |
Здесь |
особенно важно учитывать мотивы людей, выдвигающих эти цели, поскольку формулирование цели всегда связано с большим объемом интуитивных суждений.
В любом случае принимающий решение должен уметь проводить строгое различие между фактами и мнениями. Во избежание необоснованной категоричности субъектив ных суждений принимающему решение нужно прежде всего установить действительную актуальность выдвигае мых проблем и необходимость их решения. Требуется четко определить поставленную цель, ее важность, воз можные последствия и результаты решения. Это значит, что прежде всего следует установить, что необходимо делать, а затем уже — как это делать.
Вместе с тем нельзя впадать в крайность, уподобляясь той категории людей:, которые знают лишь то, чего не сле дует делать. В соответствии с известным «принципом Питера» 1 работники такого типа относятся к категории «профессиональных автоматов», практически не способных к самостоятельным действиям. Согласно Питеру, имеется лишь два вида второстепенных решений, которые иногда принимают «профессиональные автоматы», а именно: ре шения, обеспечивающие более точное соблюдение сущест вующих правил; решения, позволяющие создать новое правило, которое исключает случаи, не предусмотренные существующими правилами. Ясно, что такой подход к решению проблем, выдвигаемых научно-техническим прогрессом, не поможет ликвидировать даже самую не значительную из них.
Особо следует остановиться на трудностях принятия решений, возникающих вследствие неполноты инфор мации.
Прежде всего нужно отметить, что исходная статисти ческая информация часто бывает недостаточно полна и достоверна.
Однако даже при наличии достаточного объема статистических данных о прошлом они не всегда могут
1 Л. Д. Пптер, Р. Холл. Принцип Питера. «Иностранная литература», 1971, U 8.
41
служить надежной базой при принятии решений, направ ленных в будущее.
Кроме того, значительная часть необходимой инфор мации имеет качественный характер и не поддается коли чественным измерениям. Мы не можем точно рассчитать степень влияния политических и социальных факторов на научно-технический прогресс и экономический эффект будущих открытий, разработать точные формулы оценки поведения людей в научных и производственных коллек тивах. Но, поскольку все эти явления, процессы и фак торы оказывают существенное влияние на развитие науки, техники и производства, мы не можем их и не учитывать. v
На практике часто возникают ситуации, когда инфор мация в принципе может быть достаточно точно измерена, но в момент принятия решения ее просто нет в на личии.
И, наконец, как было показано в первой главе этой книги, существует большая группа явлений и факторов, информация о которых может быть оценена лишь с по мощью вероятностных показателей.
Перечисление трудностей, возникающих при анализе современных научных и технико-экономических задач, можно было бы продолжить, однако мы ограничимся повторением вывода о том, что при принятии решений лучше получпть приближенные ответы на наиболее важ ные вопросы, чем стремиться окончательно решить все проблемы, которые сами могут измениться вследствие неполноты и неточности имеющейся информации.
Можно различать три категории решений: дедуктив ные, абдуктивные и индуктивные 2 .
Принятие дедуктивных решений представляет собой процесс выведения некоторого заключительного утвержде ния из одного или нескольких исходных утверждений на основе определенных закономерностей. Эти решения характерны полной определенностью и поэтому находят широкое применение в науке, технике и экономике.
Уже много лет ученые используют методы построения формальных математических теорий еще до выяснения
2 Е. А. Александров. Место и некоторые аспекты эвристического програм мирования в экономической кибернетике. Материалы конференции по эко номической киберпетике в Батуми, 1968.
42
содержащихся в них знаковых выражений и часто доби ваются положительных решений.
Вместе с тем ясно, что с помощью дедукции мы по су ществу можем выявить лишь информацию, которая в скры той форме содержалась в исходных предпосылках или утверждениях. Но, поскольку перед человеком и общест вом чаще всего встают задачи, заключающиеся в том, чтобы добыть новую информацию, которая не вытекает логически из имеющейся или не может быть рассчитана на основе функциональных зависимостей, кроме дедуктив ных решений в практической деятельности большое зна чение имеют абдуктивные и, особенно, индуктивные решения.
Принятие абдуктивных решений представляет собой процесс выведения вероятных исходных утверждений из некоторого заключительного утверждения на основе обратных преобразований. Эти решения отличаются не определенностью, хотя довольно часто используются'в по вседневной жизни.
( Так, по показаниям термометра мы судим о состоянии нашего здоровья, по результатам выполнения предприя
тием |
Плана — о качестве работы его руководителя |
и т. |
д. |
Однако возможности использования абдуктивных реше ний ограниченны, поскольку чаще всего мы сталкиваемся с необходимостью принятия решений в ситуациях, когда конечный результат неизвестен и о нем можно судить лишь как о вероятном. В таких случаях используются ин дуктивные решения.
Принятие индуктивных решений представляет собой процесс выявления наиболее вероятных закономерностей, вытекающих из сопоставления исходных и заключитель
ных |
утверждений. |
|
Эти решения обладают |
неопределенностью, однако |
|
они |
наиболее свойственны |
человеческому мышлению. |
К этой категории относятся действия врача, устанавли вающего диагноз, ученого, решающего научную про блему, руководителя предприятия, организующего вы полнение плана.
Если дедуктивные решения пригодны для процессов, обладающих определенностью и рассчитываемых на основе формализованных, чаще всего математических зависимо стей, то значительная часть абдуктивных и все индуктив-
43
ные решения требуют для своего анализа другого под хода, который называется эвристическим.
Слово «эвристический» происходит от греческого «эурискеин», что означает «делать открытие». И хотя, согласно известному историческому анекдоту, еще Архимед вы скочил из ванны с криком «Эврика!» («Нашел!») и тем самым положил начало такому подходу, современная
( эвристика — очень молодая наука, объектом исследова-
чний которой являются процессы творческого мышления или, упрощенно, процессы неформальных решений.
Эти исследования имеют сейчас важное значение. Любая научная, техническая и общественная задача не может быть решена без конкретной творческой деятель ности отдельных людей. Эта творческая, интеллектуальная деятельность инженера, ученого, изобретателя или руко водителя, будучи индивидуальной, вместе с тем является общественно необходимой. «. . .Развитие производитель ной силы в конечном счете всегда сводится к обществен ному характеру действующего труда, — писал К. Маркс,— к разделению труда внутри общества, к развитию интел лектуального труда. . .» 3
Человек работает в определенной среде, которая в не которой степени поддается регулированию. Человек ре шает, планирует, управляет, контролирует, проектирует используемые им орудия труда и предметы потребления. По мере того как развиваются наука, техника, произ водство и усложняются процессы принятия решений, интеллектуальная деятельность играет все более важную роль. В этой деятельности, помимо опыта и знаний, огром ное значение имеет талант ученого, инженера и руково дителя.
Известно, что всестороннему развитию творческих способностей и активности трудящихся в нашей стране уделяется особое внимание. Проявлению творческих способностей человека на производстве стала придавать серьезное значение и буржуазная наука. Правящие круги капиталистических стран поняли, что дальнейшее усиление эксплуатации за счет интенсификации работ встречает упорное сопротивление трудящихся и не обес
печивает повышения |
эффективности |
производства. Была |
3 К . Маркс н Ф. Энгельс. |
Сочинения, т. 25, ч. |
I , стр. 93. |
44
создана «теория человеческого капитала», под которым понимается сумма физической и умственной энергии, приводящей к прогрессу средств производства. Разумеется, повышенный интерес к человеку и его творческим спо собностям в капиталистическом обществе диктуется от
нюдь ие проявлением гуманизма, а лишь |
стремлением |
к получению дополнительного источника |
прибыли. |
В последние годы психологи тратят много усилий, чтобы проанализировать и найти меру того особого ка чества людей, которое называют способностью к твор честву, и в частности оценить способность человека да вать новые идеи для решения научных и технических . задач. Очевидно, в немалой степени справедливо замеча-\ ние американского химика Джеймса Конанта о том, j что даже десять второсортных ученых не могут заменить одного первосортного; второсортные ученые принесут / больше вреда, чем пользы, при решении первостепенной проблемы.
Однако процесс творчества не сводится лишь к реше нию уникальных задач. Часто повседневные решения, обеспечивающие развитие наукн, техники и производ ства, также являются творческими.
К изучению таких решений можно подойти, исполь зуя различные дисциплины. Статистики и математики интересуются применением количественных методов; спе циалисты в области кибернетики и вычислительной тех ники могут изучать потребности в информации для реше ния проблем; экономисты и социологи исследуют влия ние выбора решений на общественное развитие; психо логи концентрируют свое внимание на изучении поведе ния людей как элементов системы управления..
Но в конечном счете любой анализ имеет смысл, когда каждое свойство наблюдаемого объекта оценивается в ком плексе со всеми остальными, т. е. когда подход к решению возникающей проблемы является системным.
К описанию некоторых аспектов современного систем ного подхода мы и приступаем.
Нередко |
думают, |
что, изучив какой-нибудь |
один |
объект, |
|||||
знают |
уже |
все о |
двух точно |
таких |
же |
объектах, |
так |
||
как идваь |
— это |
ыдиюу |
и |
«один». |
При |
этом, |
однако, |
||
забывают, |
что необходимо |
исследовать, |
что |
скрывается |
|||||
за этим |
«ш>. |
|
|
|
|
А. |
Эддингтон |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
английский астроном |
|||
Элементы анализа |
систем |
|
|
|
|
|
|
Если Бернард Шоу шутливо пророчествовал о том, что уже в недалеком будущем каждый ученый «заспециализируется» настолько узко, что будет знать «всё ни о чем», то философ Ральф Перри не без юмора определил совре менного руководителя как лицо, которое с течением вре мени узнает все меньше и меньше о все большем и боль шем до тех пор, пока не будет знать практически ничего обо всем.
Высокие темпы научно-технического прогресса, рост комплексности и сложности задач подвергают серьезному испытанию творческие и организаторские способности современного руководителя и специалиста. Рациональ ное осуществление функции принятия решения стано вится все более трудным делом.
Необычайно широкое применение качественно новых технических средств для решения различных научных и производственных задач, характерное для второй поло вины X X в., привело к перевороту во взглядах на про блемы управления научно-техническим прогрессом. Было установлено, что многие действия, совершаемые людьми и управляемой ими техникой, могут быть представлены как задачи выбора целей или путей их достижения с уче том наилучшего использования имеющихся ресурсов.
История создания технических устройств дает много примеров разработок новой техники, которая не могла быть эффективно применена. Причина заключалась обычно вовсе не в технических или производственных трудностях, а прежде всего в неправильном понимании конечной цели разработки. Практика показала, что в большинстве слу чаев отдельно взятое техническое средство, каким бы совершенным оно ни было, не в состоянии решить ко нечную задачу. Кроме того, оказалось, что комплекс надлежащим образом согласованных технических средств
46