Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

CKHX туристов. Но в процессе рейса шероховатости пер­

вых дней сгладились, и к концу круиза, закончившегося в Одессе, туристы и экипаж расставались друзьями.

Так новое судно с именем Пушкина на борту появи­ лось в наши дни у берегов Черного моря.

На обратном пути во время стоянок «Александра Пушкина» в портах Италии, Франции, Англии на борту

побывали видные представители этих стран и, конечно, сотни корреспондентов. Многие газеты европейских стран опубликовали пространные отчеты своих пред­ ставителей.

«Вчера, — писала газета «Унита» от 15 октября 1965 г.,— в 12.00 большая группа деятелей и приглашен­ ных посетила прекрасный советский теплоход «Алек­ сандр Пушкин». Он торжественно прибыл в Неаполь и

ошвартовался в морском порту. 700 пассажиров, среди которых преподаватели средней и высшей школы, врачи, инженеры и служащие с их семьями, вчера утром посе­ тили Рим. Гости смогли осмотреть теплоход. Гостей со­ провождал молодой капитан Арам Оганов, заместитель начальника Балтийского пароходства Евгений Мартын-

цев, представитель торгового флота Борис Черепанов и представитель Интуриста в Риме Рем Диев.

Что касается комфорта для пассажиров, то он дей­

ствительно является отличным: большинство кают одно­

местные, кухня рассчитана на самые различные вкусы, в барах имеются все виды напитков и в судовых киосках

большой ассортимент товаров».

Особенно интересно прошли дни открытых дверей в Гавре и Лондоне.

В Гавре «Александр Пушкин» встретился с пасса­ жирским лайнером «Франс». Капитан этого самого длинного в мире пассажирского судна Жозеф Ponap пригласил к себе на корабль Арама Оганова с штурма­ нами и механиками советского лайнера. Он лично

показал советским гостям свое судно, длина которого

315,5 метра, а водоизмещение — 66 тыс. тонн. Общест­ венные помещения поражали своими размерами и были рассчитаны па одновременное обслуживание более чем 2000 пассажиров.

В столице Великобритании стояла яркая солнечная погода. Был воскресный день. Почти двухкилометровая

очередь выстроилась вокруг широкого здания морского

24

Вокзала. Около пяти с половиной тысяч англичан с семь­

ями с детьми прошли по палубам, залам, ресторанам, ка­ фе, барам красавца-теплохода. Никому не хотелось ухо­ дить из роскошного музыкального салона, где оркестр исполнял музыку советских композиторов. Свободные от вахты моряки водили экскурсии, приветливо встречали и провожали гостей.

C таким же вниманием отнеслись к новому советско­ му судну жители Копенгагена, Стокгольма.

В канун Великого Октября «Александр Пушкин» впервые ошвартовался у причала порта приписки —Ле­

нинграда.

Появление «Александра Пушкина» на морях вызвало большую реакцию и за океаном. В американском жур­ нале «Репортер» от 10 февраля 1966 года была поме­ щена характерная для того времени статья под заголов­ ком: «Россия стремится к превосходству па морях». Автор статьи Ноэль Мостерт писал:

«Лондон. Тысячи англичан, услышав сообщения ра­ дио, недавно устремились в лондонский порт, чтобы осмотреть новый советский пассажирский лайнер «Алек­

сандр Пушкин». Это была демонстрация парохода за­ падной публике, которая, как надеется Москва, будет на нем плавать, когда этой же весной он начнет совер­ шать рейсы между Ленинградом и Монреалем через ев­ ропейские порты. Зрители увидели пароход прекрасной

обтекаемой формы, не столь кричащий, как его атланти­ ческие соперники, но, безусловно, такой же комфорта­ бельный.

Визит «Александра Пушкина» в действительности

представлял собой празднование авансом события, ко­

торое почти наверняка произойдет: 1966 год будет годом выхода России в море. Москва возлагает большие на­ дежды на достижение целей, о которых многие даже не

подозревают, что Советы поставили их перед собой, и

главная среди них — международное признание СССР в качестве великой морской державы.

Возможно, что в пропорциональном отношении ни одна другая страна не смогла бы сравниться с Совет­ ским Союзом, создавшим в течение последних десяти лет один из самых больших торговых флотов в мире.

Много бутылок шампанского, несомненно, будет откры­

то на борту «Александра Пушкина» во время его пер-

25


вого рейса для того, чтобы провозгласить тост за осу­ ществление мечты о том, чтобы этот флот стал круп­ ным».

Еще с давних времен за границей принимались все

возможные меры, вплоть до сожжения русских кораб­ лей, к недопущению роста и укрепления собственного мореходства России. «Нужно употребить все зависящие от нас меры, — призывал один из английских министров

середины прошлого века Гудскидсоп, — чтобы остано­ вить в России развитие торгового флота...» 1.

В наши дни речи сенаторов в английском парламен­ те зазвучали несколько по-другому. В начале октября

1968 года президент палаты судоходства Великобрита­ нии лорд Геддес заявил, что имеется растущая угроза для британского судоходства, вызванная появлением

большого русского флота, что в 1960 году русский тор­

говый флот имел 3,2 млн. тонн, а в настоящее время он имеет 9,1 млн. тонн и к 1980 году русские планируют иметь в эксплуатации флот в 20 млн. тонн.

Итак, «Александр Пушкин» должен был выйти па

трансатлантическую пассажирскую магистраль и всту­

пить в соревнование с 15 судами семи судоходных ком­ паний, имевших многолетний опыт перевозок пассажи­ ров через Атлантику: «Кунард Стимшип Компани», «Ка­ надиан Пасифик» и др.

В последующие дни в канадских газетах появились

многочисленные статьи, заметки, фотографии, посвящен­ ные предстоящему событию. Это явилось началом широ­ кого рекламирования линии «Александра Пушкина», в

последующем — специальной формой объявления.

3. «АЛЕКСАНДР ПУШКИН» ИДЕТ В КАНАДУ

Главным механиком на новый пассажирский лайнер был назначен Герой Социалистического Труда Василий Ильич Ткачев. Он прошел славный трудовой и боевой путь.

Война застала Василия Ильича на Каспии, куда он временно был направлен на суда Касптанкера. На всю

жизнь

память моряка сохранила осенние дни тысяча

1 Μ.

К. Сидоров. Север России, Спб, 1870, стр. 183.

26

девятьсот сорок второго года, когда враг рвался к Астра­ хани, Махачкале, и танкер «Агамалиоглы», на котором Ткачев плавал старшим механиком под непрерывными бомбежками вражеских самолетов.

Наступил тысяча девятьсот сорок третий... Враг, тес­ нимый Советской Армией, отходил на запад. Тем време­ нем на Дальнем Востоке развивались перевозки грузов,

направлявшихся из США в СССР через советские тихо­ океанские порты. В строй вступали новые суда. Нужны были моряки, которых в Дальневосточном пароходстве не хватало. По приказу Наркомморфлота многие капи­ таны и старшие механики Черноморского, Балтийского

и других пароходств выехали во Владивосток. В это время Василий Ильич получает назначение на прослав­ ленный теплоход «Старый большевик». Лишь в апреле

1946 года Ткачев возвращается в Ленинград. Новые теп­ лоходы, новые дальние рейсы. Неутомим старший меха­ ник: он постоянно трудится над внедрением совершен­ ной техники и повышением эффективности работы ма­

шинной установки. Творческая мысль и большой опыт не раз служили доброму делу. Так было, когда теплоход

«Маршал Говоров» буксировал железобетонный док в 7000 тонн из Одессы в Советскую Гавань весной пятьде­ сят третьего, так повторилось при строительстве теп­ лохода «Михаил Калинин» в пятьдесят седьмом и его

первом экспедиционном плавании в Антарктику.

Родина -высоко оценила труд Василия Ильича.

В 1952 году грудь механика украсил орден Ленина, в 1957 году — орден Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета Союза CCP от 11 авгу­

ста 1963 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Василию Ильичу Ткачеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В канун своего шестидесятилетия главный механик теплохода «Александр Пушкин» готовился к рейсу в Ка­ наду.

Печатники судовой типографии готовились к изда­ нию океанского журнала «Современник», — великий

русский поэт, имя которого стоит на борту судна, боль­ ше ста лет назад издавал журнал с таким названием.

Одна из страниц «Современника» начиналась портретом Александра Пушкина и рассказом о нем. Под ним круп­

ными буквами было набрано: «Расписание движения

27


з

Ледокол проводит «Александра Пушкина» через льды

теплохода «Александр Пушкин». Впоследствии все мор­ ские издания — журналы и программы дней — пользова­ лись большим успехом у пассажиров. По окончании рейса они обычно брали их с собой в качестве суве­ ниров.

Настал день выхода в первый рейс. Ровно в назначен­ ное время, приняв пассажиров, среди которых большин­ ство составляли приглашенные журналисты, «Александр

Пушкин» стал медленно отходить от причала.

«Мы не намерены уступать пассажиров даже такой солидной фирме, как «Кунард Уайтстар», — заявил жур­ налистам Анатолий Васильев, начальник пароходства, — перед отплытием «Александра Пушкина» из Ленингра­ да. «700-местное советское судно по своим мореходным качествам и комфортабельности не уступит иностран­ ным судам, пересекающим Атлантику, — подчеркнул он. — Вместе с тем, пассажиры найдут здесь нечто свое­ образное и заманчивое — русский стиль».

Покинув Ленинградский порт, «Александр Пушкин» оказался в весьма сложной навигационной обстановке, попав в плотные льды.

Самым трудным оказался район у маяка Кальбодагрунд, где каравану преградили путь льды метровой толщины и торосы, необычные для этого времени года

28

на Балтике. Льды были тяжелыми. Ледоколы «Киев» и «Капитан Воронин» днем и ночью пробивали теплоходу

дорогу вперед.

К этому рейсу Министерство связи СССР выпустило две новые почтовые марки достоинством 12 и 16 копеек и конверт с изображением судна. На теплоходе впервые в истории советского морского пассажирского флота про­

водилось специальное гашение.

Как рассказали авторам члены экипажа, один из гос­ тей, солидный американец, сказал, что при покупке марок с изображением теплохода «Александр Пушкин», стремительно режущего волны, и при взгляде из окна на тяжелые ледяные поля, преодолеваемые мощным кор­ пусом судна, его, корреспондента, осенила мысль на­ писать свою первую статью о плавании на новом совет­

ском лайнере и начать ее примерно так:

«Великому поэту Александру Пушкину принадлежит крылатая фраза о Петре Первом, который «прорубил окно в Европу». И вот сейчас, много десятилетий спустя, прорубает через льды новое окно современный советский теплоход, носящий имя поэта!..»

Одна канадская газета высказалась так: если Петр Великий прорубил окно в Европу, то «Александр Пуш­ кин» собирается прорубить окно в западное полушарие.

15 апреля теплоход «Александр Пушкин» прибыл в

Хельсинский порт с девятичасовым опозданием: его за­ держали льды, сковавшие Финский залив.

«Мы очень торопились в дружественную Финлян­ дию, но стихия объявила нам «холодную войну», и мы опоздали», — объяснял капитан Арам Оганов финским и иностранным журналистам, собравшимся в салоне теп­ лохода на пресс-конференцию.

После отправления из Хельсинки теплоход как-то не­ обычно быстро преодолел расстояние до Копенгагена, где его также с нетерпением ожидали. Опять приветст­ вия, дружеские рукопожатия, благодарности и — в путь...

Северное море встретило судно туманом.

В Тилбери, близ Лондона, «Александра Пушкина»

приняли как старого доброго знакомого, но, ввиду особой миссии корабля, интерес к нему был совершен-

29



но необычен. Многие в нем видели большое будущее советского пассажирского флота, и в этом, конечно, была правда.

Шторм в десять баллов сопровождал «Александра

Пушкина» в Атлантике. Однако к берегам Канады он подходил по расписанию.

26 апреля впервые советское пассажирское судно достигло берегов Канады. Все, кто был па мостике, по­

чувствовали себя «колумбами», когда слева по борту возникли туманные очертания материка.

В Квебеке канадцы проявили огромный интерес к советскому судну. На борту лайнера состоялась прессконференция, в которой приняли участие свыше IOO журналистов.

Крупнейший порт Канады — Монреаль встретил со­ ветский теплоход «Александр Пушкин» великолепным морским фейерверком и приветственными гудками стоя­

щих у причалов судов. Несмотря па ранний час, многие

жители города пришли в порт, чтобы полюбоваться кра­ савцем-лайнером.

Начальник Монреальского порта Бодэ, осмотрев лай­ нер, назвал его «современным и элегантным». «Суда под

советским флагом, — сказал он, — стали частыми гостя­

ми в канадских портах. Советские моряки издавна поль­ зуются славой опытных навигаторов, и мы смогли лиш­

ний раз убедиться в этом минувшей зимой, когда совет­ ский корабль «Индигирка» открыл зимнюю навигацию на реке Святого Лаврентия. Морские ворота Канады,— сказал он в заключение, — открыты для советских судов».

1 мая «Александр Пушкин» покинул гостеприимный

Монреаль, взяв курс к берегам Родины.

Вероятно, самый большой интерес вызвал у канад­ ской публики «Александр Пушкин» в третьем рейсе, ког­ да капитан Оганов объявил «День открытых дверей» для канадцев. В два часа пополудни около 10 тысяч че­ ловек устремились на судно, в то же время, как сообща­

ли газеты, еще свыше 15 тысяч должны были повернуть назад.

Эта сцена не имела прецедента в морской истории Монреаля.

Успех советского лайнера привлек внимание деловых кругов различных стран, откуда стали поступать пред-

30

ложения на фрахтование, и Балтийское морское пароход­ ство заключило первый контракт, предусматривающий выполнение теплоходом «Александр Пушкин» в несезон­

ный период трех последовательных рейсов из Копенга­ гена к берегам Южной Америки.

Выход теплохода «Александр Пушкин» в плавание в

декабре явился событием для всего пассажирского фло­ та советской Балтики.

Впервые корабль Балтийского морского пароходства отправлялся в большое туристское океанское плавание.

А для теплохода «Александр Пушкин» это был к тому же

ипервый зимний рейс.

Встолице Дании — Копенгагене — теплоход принял туристов и в декабре вышел из Северного моря на про­

сторы Атлантики.

На острове Тринидад в Порт-оф-Спейн во все три прихода судно встречал и провожал оркестр «Силверс

Старе» («Серебряные звезды»), В знак признательности и уважения к советским морякам оркестр исполнял на­ циональные музыкальные произведения, а также песни

советских композиторов.

Обычно сонный Сент-Джорджес-Таун, второй по ве­ личине город и порт Бермуд, был возбужден, когда ря­

дом с «Фольксфройндшафт» («Дружба народов») — суд­ ном Германской Демократической Республики— ошвар­ товался «Александр Пушкин» с иностранными турис­

тами. Он бьіл первым советским пассажирским кораблем,

посетившим

этот порт.

Жители толпились у причала,

с огромным

интересом

наблюдая за швартовкой совет­

ского лайнера с серпом и молотом на трубе.

C наступлением весны «Александр Пушкин» начинает совершать рейсы в Монреаль с заходом в порты ФРГ.

17 апреля 1967 года празднично украшенный тепло­

ход впервые ошвартовался у набережной порта Бремер­ хафен. Это вызвало большой интерес в деловых и пор­ товых кругах ФРГ. Знатные горожане Бремена и Бре­

мерхафена и многие высокие гости из других городов прибыли на прием, состоявшийся на борту «Александра Пушкина».

В своей приветственной речи посол Советского Сою­ за С. Царапкин охарактеризовал открытие новой линии как событие, которое могло бы улучшить отношения между двумя странами.

31