ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
CKHX туристов. Но в процессе рейса шероховатости пер
вых дней сгладились, и к концу круиза, закончившегося в Одессе, туристы и экипаж расставались друзьями.
Так новое судно с именем Пушкина на борту появи лось в наши дни у берегов Черного моря.
На обратном пути во время стоянок «Александра Пушкина» в портах Италии, Франции, Англии на борту
побывали видные представители этих стран и, конечно, сотни корреспондентов. Многие газеты европейских стран опубликовали пространные отчеты своих пред ставителей.
«Вчера, — писала газета «Унита» от 15 октября 1965 г.,— в 12.00 большая группа деятелей и приглашен ных посетила прекрасный советский теплоход «Алек сандр Пушкин». Он торжественно прибыл в Неаполь и
ошвартовался в морском порту. 700 пассажиров, среди которых преподаватели средней и высшей школы, врачи, инженеры и служащие с их семьями, вчера утром посе тили Рим. Гости смогли осмотреть теплоход. Гостей со провождал молодой капитан Арам Оганов, заместитель начальника Балтийского пароходства Евгений Мартын-
цев, представитель торгового флота Борис Черепанов и представитель Интуриста в Риме Рем Диев.
Что касается комфорта для пассажиров, то он дей
ствительно является отличным: большинство кают одно
местные, кухня рассчитана на самые различные вкусы, в барах имеются все виды напитков и в судовых киосках
большой ассортимент товаров».
Особенно интересно прошли дни открытых дверей в Гавре и Лондоне.
В Гавре «Александр Пушкин» встретился с пасса жирским лайнером «Франс». Капитан этого самого длинного в мире пассажирского судна Жозеф Ponap пригласил к себе на корабль Арама Оганова с штурма нами и механиками советского лайнера. Он лично
показал советским гостям свое судно, длина которого
315,5 метра, а водоизмещение — 66 тыс. тонн. Общест венные помещения поражали своими размерами и были рассчитаны па одновременное обслуживание более чем 2000 пассажиров.
В столице Великобритании стояла яркая солнечная погода. Был воскресный день. Почти двухкилометровая
очередь выстроилась вокруг широкого здания морского
24
Вокзала. Около пяти с половиной тысяч англичан с семь
ями с детьми прошли по палубам, залам, ресторанам, ка фе, барам красавца-теплохода. Никому не хотелось ухо дить из роскошного музыкального салона, где оркестр исполнял музыку советских композиторов. Свободные от вахты моряки водили экскурсии, приветливо встречали и провожали гостей.
C таким же вниманием отнеслись к новому советско му судну жители Копенгагена, Стокгольма.
В канун Великого Октября «Александр Пушкин» впервые ошвартовался у причала порта приписки —Ле
нинграда.
Появление «Александра Пушкина» на морях вызвало большую реакцию и за океаном. В американском жур нале «Репортер» от 10 февраля 1966 года была поме щена характерная для того времени статья под заголов ком: «Россия стремится к превосходству па морях». Автор статьи Ноэль Мостерт писал:
«Лондон. Тысячи англичан, услышав сообщения ра дио, недавно устремились в лондонский порт, чтобы осмотреть новый советский пассажирский лайнер «Алек
сандр Пушкин». Это была демонстрация парохода за падной публике, которая, как надеется Москва, будет на нем плавать, когда этой же весной он начнет совер шать рейсы между Ленинградом и Монреалем через ев ропейские порты. Зрители увидели пароход прекрасной
обтекаемой формы, не столь кричащий, как его атланти ческие соперники, но, безусловно, такой же комфорта бельный.
Визит «Александра Пушкина» в действительности
представлял собой празднование авансом события, ко
торое почти наверняка произойдет: 1966 год будет годом выхода России в море. Москва возлагает большие на дежды на достижение целей, о которых многие даже не
подозревают, что Советы поставили их перед собой, и
главная среди них — международное признание СССР в качестве великой морской державы.
Возможно, что в пропорциональном отношении ни одна другая страна не смогла бы сравниться с Совет ским Союзом, создавшим в течение последних десяти лет один из самых больших торговых флотов в мире.
Много бутылок шампанского, несомненно, будет откры
то на борту «Александра Пушкина» во время его пер-
25
вого рейса для того, чтобы провозгласить тост за осу ществление мечты о том, чтобы этот флот стал круп ным».
Еще с давних времен за границей принимались все
возможные меры, вплоть до сожжения русских кораб лей, к недопущению роста и укрепления собственного мореходства России. «Нужно употребить все зависящие от нас меры, — призывал один из английских министров
середины прошлого века Гудскидсоп, — чтобы остано вить в России развитие торгового флота...» 1.
В наши дни речи сенаторов в английском парламен те зазвучали несколько по-другому. В начале октября
1968 года президент палаты судоходства Великобрита нии лорд Геддес заявил, что имеется растущая угроза для британского судоходства, вызванная появлением
большого русского флота, что в 1960 году русский тор
говый флот имел 3,2 млн. тонн, а в настоящее время он имеет 9,1 млн. тонн и к 1980 году русские планируют иметь в эксплуатации флот в 20 млн. тонн.
Итак, «Александр Пушкин» должен был выйти па
трансатлантическую пассажирскую магистраль и всту
пить в соревнование с 15 судами семи судоходных ком паний, имевших многолетний опыт перевозок пассажи ров через Атлантику: «Кунард Стимшип Компани», «Ка надиан Пасифик» и др.
В последующие дни в канадских газетах появились
многочисленные статьи, заметки, фотографии, посвящен ные предстоящему событию. Это явилось началом широ кого рекламирования линии «Александра Пушкина», в
последующем — специальной формой объявления.
3. «АЛЕКСАНДР ПУШКИН» ИДЕТ В КАНАДУ
Главным механиком на новый пассажирский лайнер был назначен Герой Социалистического Труда Василий Ильич Ткачев. Он прошел славный трудовой и боевой путь.
Война застала Василия Ильича на Каспии, куда он временно был направлен на суда Касптанкера. На всю
жизнь |
память моряка сохранила осенние дни тысяча |
1 Μ. |
К. Сидоров. Север России, Спб, 1870, стр. 183. |
26
девятьсот сорок второго года, когда враг рвался к Астра хани, Махачкале, и танкер «Агамалиоглы», на котором Ткачев плавал старшим механиком под непрерывными бомбежками вражеских самолетов.
Наступил тысяча девятьсот сорок третий... Враг, тес нимый Советской Армией, отходил на запад. Тем време нем на Дальнем Востоке развивались перевозки грузов,
направлявшихся из США в СССР через советские тихо океанские порты. В строй вступали новые суда. Нужны были моряки, которых в Дальневосточном пароходстве не хватало. По приказу Наркомморфлота многие капи таны и старшие механики Черноморского, Балтийского
и других пароходств выехали во Владивосток. В это время Василий Ильич получает назначение на прослав ленный теплоход «Старый большевик». Лишь в апреле
1946 года Ткачев возвращается в Ленинград. Новые теп лоходы, новые дальние рейсы. Неутомим старший меха ник: он постоянно трудится над внедрением совершен ной техники и повышением эффективности работы ма
шинной установки. Творческая мысль и большой опыт не раз служили доброму делу. Так было, когда теплоход
«Маршал Говоров» буксировал железобетонный док в 7000 тонн из Одессы в Советскую Гавань весной пятьде сят третьего, так повторилось при строительстве теп лохода «Михаил Калинин» в пятьдесят седьмом и его
первом экспедиционном плавании в Антарктику.
Родина -высоко оценила труд Василия Ильича.
В 1952 году грудь механика украсил орден Ленина, в 1957 году — орден Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета Союза CCP от 11 авгу
ста 1963 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Василию Ильичу Ткачеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В канун своего шестидесятилетия главный механик теплохода «Александр Пушкин» готовился к рейсу в Ка наду.
Печатники судовой типографии готовились к изда нию океанского журнала «Современник», — великий
русский поэт, имя которого стоит на борту судна, боль ше ста лет назад издавал журнал с таким названием.
Одна из страниц «Современника» начиналась портретом Александра Пушкина и рассказом о нем. Под ним круп
ными буквами было набрано: «Расписание движения
27
з
Ледокол проводит «Александра Пушкина» через льды
теплохода «Александр Пушкин». Впоследствии все мор ские издания — журналы и программы дней — пользова лись большим успехом у пассажиров. По окончании рейса они обычно брали их с собой в качестве суве ниров.
Настал день выхода в первый рейс. Ровно в назначен ное время, приняв пассажиров, среди которых большин ство составляли приглашенные журналисты, «Александр
Пушкин» стал медленно отходить от причала.
«Мы не намерены уступать пассажиров даже такой солидной фирме, как «Кунард Уайтстар», — заявил жур налистам Анатолий Васильев, начальник пароходства, — перед отплытием «Александра Пушкина» из Ленингра да. «700-местное советское судно по своим мореходным качествам и комфортабельности не уступит иностран ным судам, пересекающим Атлантику, — подчеркнул он. — Вместе с тем, пассажиры найдут здесь нечто свое образное и заманчивое — русский стиль».
Покинув Ленинградский порт, «Александр Пушкин» оказался в весьма сложной навигационной обстановке, попав в плотные льды.
Самым трудным оказался район у маяка Кальбодагрунд, где каравану преградили путь льды метровой толщины и торосы, необычные для этого времени года
28
на Балтике. Льды были тяжелыми. Ледоколы «Киев» и «Капитан Воронин» днем и ночью пробивали теплоходу
дорогу вперед.
К этому рейсу Министерство связи СССР выпустило две новые почтовые марки достоинством 12 и 16 копеек и конверт с изображением судна. На теплоходе впервые в истории советского морского пассажирского флота про
водилось специальное гашение.
Как рассказали авторам члены экипажа, один из гос тей, солидный американец, сказал, что при покупке марок с изображением теплохода «Александр Пушкин», стремительно режущего волны, и при взгляде из окна на тяжелые ледяные поля, преодолеваемые мощным кор пусом судна, его, корреспондента, осенила мысль на писать свою первую статью о плавании на новом совет
ском лайнере и начать ее примерно так:
«Великому поэту Александру Пушкину принадлежит крылатая фраза о Петре Первом, который «прорубил окно в Европу». И вот сейчас, много десятилетий спустя, прорубает через льды новое окно современный советский теплоход, носящий имя поэта!..»
Одна канадская газета высказалась так: если Петр Великий прорубил окно в Европу, то «Александр Пуш кин» собирается прорубить окно в западное полушарие.
15 апреля теплоход «Александр Пушкин» прибыл в
Хельсинский порт с девятичасовым опозданием: его за держали льды, сковавшие Финский залив.
«Мы очень торопились в дружественную Финлян дию, но стихия объявила нам «холодную войну», и мы опоздали», — объяснял капитан Арам Оганов финским и иностранным журналистам, собравшимся в салоне теп лохода на пресс-конференцию.
После отправления из Хельсинки теплоход как-то не обычно быстро преодолел расстояние до Копенгагена, где его также с нетерпением ожидали. Опять приветст вия, дружеские рукопожатия, благодарности и — в путь...
Северное море встретило судно туманом.
В Тилбери, близ Лондона, «Александра Пушкина»
приняли как старого доброго знакомого, но, ввиду особой миссии корабля, интерес к нему был совершен-
29
но необычен. Многие в нем видели большое будущее советского пассажирского флота, и в этом, конечно, была правда.
Шторм в десять баллов сопровождал «Александра
Пушкина» в Атлантике. Однако к берегам Канады он подходил по расписанию.
26 апреля впервые советское пассажирское судно достигло берегов Канады. Все, кто был па мостике, по
чувствовали себя «колумбами», когда слева по борту возникли туманные очертания материка.
В Квебеке канадцы проявили огромный интерес к советскому судну. На борту лайнера состоялась прессконференция, в которой приняли участие свыше IOO журналистов.
Крупнейший порт Канады — Монреаль встретил со ветский теплоход «Александр Пушкин» великолепным морским фейерверком и приветственными гудками стоя
щих у причалов судов. Несмотря па ранний час, многие
жители города пришли в порт, чтобы полюбоваться кра савцем-лайнером.
Начальник Монреальского порта Бодэ, осмотрев лай нер, назвал его «современным и элегантным». «Суда под
советским флагом, — сказал он, — стали частыми гостя
ми в канадских портах. Советские моряки издавна поль зуются славой опытных навигаторов, и мы смогли лиш
ний раз убедиться в этом минувшей зимой, когда совет ский корабль «Индигирка» открыл зимнюю навигацию на реке Святого Лаврентия. Морские ворота Канады,— сказал он в заключение, — открыты для советских судов».
1 мая «Александр Пушкин» покинул гостеприимный
Монреаль, взяв курс к берегам Родины.
Вероятно, самый большой интерес вызвал у канад ской публики «Александр Пушкин» в третьем рейсе, ког да капитан Оганов объявил «День открытых дверей» для канадцев. В два часа пополудни около 10 тысяч че ловек устремились на судно, в то же время, как сообща
ли газеты, еще свыше 15 тысяч должны были повернуть назад.
Эта сцена не имела прецедента в морской истории Монреаля.
Успех советского лайнера привлек внимание деловых кругов различных стран, откуда стали поступать пред-
30
ложения на фрахтование, и Балтийское морское пароход ство заключило первый контракт, предусматривающий выполнение теплоходом «Александр Пушкин» в несезон
ный период трех последовательных рейсов из Копенга гена к берегам Южной Америки.
Выход теплохода «Александр Пушкин» в плавание в
декабре явился событием для всего пассажирского фло та советской Балтики.
Впервые корабль Балтийского морского пароходства отправлялся в большое туристское океанское плавание.
А для теплохода «Александр Пушкин» это был к тому же
ипервый зимний рейс.
Встолице Дании — Копенгагене — теплоход принял туристов и в декабре вышел из Северного моря на про
сторы Атлантики.
На острове Тринидад в Порт-оф-Спейн во все три прихода судно встречал и провожал оркестр «Силверс
Старе» («Серебряные звезды»), В знак признательности и уважения к советским морякам оркестр исполнял на циональные музыкальные произведения, а также песни
советских композиторов.
Обычно сонный Сент-Джорджес-Таун, второй по ве личине город и порт Бермуд, был возбужден, когда ря
дом с «Фольксфройндшафт» («Дружба народов») — суд ном Германской Демократической Республики— ошвар товался «Александр Пушкин» с иностранными турис
тами. Он бьіл первым советским пассажирским кораблем,
посетившим |
этот порт. |
Жители толпились у причала, |
с огромным |
интересом |
наблюдая за швартовкой совет |
ского лайнера с серпом и молотом на трубе.
C наступлением весны «Александр Пушкин» начинает совершать рейсы в Монреаль с заходом в порты ФРГ.
17 апреля 1967 года празднично украшенный тепло
ход впервые ошвартовался у набережной порта Бремер хафен. Это вызвало большой интерес в деловых и пор товых кругах ФРГ. Знатные горожане Бремена и Бре
мерхафена и многие высокие гости из других городов прибыли на прием, состоявшийся на борту «Александра Пушкина».
В своей приветственной речи посол Советского Сою за С. Царапкин охарактеризовал открытие новой линии как событие, которое могло бы улучшить отношения между двумя странами.
31