Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

токского мореходного учи­ лища, проходившими на суд­ не практику. Некоторые еще не плавали и жизни судна не знали.

Среди курсантов Влади­

востокской мореходки был и Николай Малахов, извест­ ный позже моряк. В годы минувшей войны он коман­ довал пароходом «Уэлен»,

экипаж которого одержал

победу в единоборстве с фа­ шистским хищником. До не­ давнего времени бывший практикант с «Теодора Нет-

Комсорг с «Теодора Нетте» Петр Струмпе, 1930 год

те» и капитан «Уэлена» Ге­ рой Социалистического Тру­ да Николай Никитич Мала-

хов был председателем Всесоюзного объединения мор-

ского пассажирского флота.

B машинной команде судна кочегаром первого класса работал Петр Струмпе, прибывший с парохода «При­ морье». Возглавляя там комсомольскую молодежь, он и здесь сразу проявил себя. Моряки избрали его комсор­ гом. У жарких топок «Нетте» начались морские универ­ ситеты Петра Ивановича Струмпе. Как и всех его сверст­ ников, кочегара воодушевляли лозунги нашей партии,

которыми жила в те годы флотская молодежь. Один из них звал учиться — учиться во что бы то ни стало.

Перекидав за вахту не одну тонну угля в топку, за­ бывая про усталость, просиживал он долгие часы за кни­ гами, оставляя на сон ровно столько, сколько нужно, чтобы отстоять новую вахту. Книги уносили юношу в незнакомый мир математики и физики, географии и ме­ ханики.

Окончив ЛИИВТ, Струмпе начал работать над проб­ лемами развития отечественного мореплавания в Цент­ ральном научно-исследовательском институте морского флота (ЦНИИМФе). Потом добровольцем защищал Ле­ нинград. А после войны ушел на работу в Латвийское морское пароходство. Приобретя глубокие практические

142

навыки и окончив Академию морского флота, он стал во

главе ЦНИИМФа. Однако большая научная и общест­ венная работа не помешала Петру Ивановичу часто вспоминать свою молодость, «Теодора Нетте» и друзей,

членов флотского комсомольского коллектива тридца­ тых годов, рассказывать о них молодежи... Сейчас П. И. Струмпе — на заслуженном отдыхе.

Ремонт парохода был закончен в срок, и комсомоль­ ский «Нетте» стал на Приморскую линию. Возил лес и оборудование шахтам, соль и машины для рыбаков и консервщиков, продовольствие, сезонных рабочих и прос­ то пассажиров. Погрузку и выгрузку производил на рей­ дах в кунгасы. И катер и кунгасы возил с собой на па­ лубе и всякий раз спускал на воду в портах. От одного

населенного пункта до следующего шли всего несколько

часов, поэтому в течение рейса операции эти повторялись десятки раз. Рабочих-грузчиков не хватало, и все при­ ходилось выполнять морякам экипажа. Очень утомля­ лись, так как были еще и вахты, и судовые работы.

Однако комсомольская жизнь на судне била ключом. Соревновались решительно во всем: за лучшую вахту и равномерное держание пара, за образцовое выполнение

судовых работ-или быстрейший спуск и подъем катера

икунгасов, за лучшую их найтовку. Старались быстрее

ибез потерь провести погрузку-выгрузку, лучше обслу­ жить пассажиров. И во многом другом не уступали друг другу. Комсомольское бюро регулярно выпускало стен­ ную газету, остро реагируя на промахи и успехи.

Труднее всего была выгрузка. И так как работавшие в основном были молодыми людьми, то и проявляли об­ разцы настоящего комсомольского трудового героизма.

Осень 1931 года. Вода холодновата. На рейде бухты Ольга заметная волна. Груз — пиленый лес. На кунгас

его не погрузить, а плавсредств нет. Уходить? Нельзя! Груз необходим поселку. Кроме того, он на палубе пере­ крыл доступ в трюмы, где лежат товары для следующего порта. Комсомольское бюро решает разгружать прямо в

воду, складывая там доски в клетку, подобно срубу. Ка­ тером буксировать к берегу.

Не долго раздумывая, вожаки — члены бюро ячей­ ки — с борта прыгают в море, а им туда подают стропы с досками. Моряки, плавая, складывают доски в четырех-

143


угольник. Так, строп за стропом, растет клетка-сруб, ко­

торая катером буксируется к берегу. Одних, озябших, сменяют другие. Затем подъем катера, и судно снимает­

ся с якоря, чтобы через несколько часов начать выгрузку на другом рейде... И так две недели до Владивостока.

Или еще один эпизод. Выгрузка соли. Июль. Душно. В трюме еще жарче. Мешки с солью тяжелы. На выгруз­ ке комсомольцы. C непривычки соль разъедает руки, те­ ло. Радист, по решению комсомольского бюро, может не

выходить на выгрузку, так как теряет чуткость пальцев

при работе на ключе. Однако даже он спускается в трюм. Хочет быть в комсомольском строю, среди своих това­ рищей на трудном участке.

И всегда во главе погрузочно-разгрузочных работ стояли энергичный и сильный молодой комсомольский

вожак Петр Струмпе и член комсомольского бюро Фе­ дор Ганзюк. C неподдельным юношеским задором, за­ жигая остальных, трудились члены бюро Николай Буя­

нов, Иван Шумилин и другие. Судно перевыполняло план перевозок и по-прежнему считалось комсомольским ударным. Командовал им теперь капитан Мопастырный, уважаемый человек, отличный судоводитель и адми­ нистратор. Он был назначен на «Нетте» через два меся­ ца после выхода судна из ремонта и, несмотря на слож­ нейшие условия перевозок, завоевал любовь и уважение всего экипажа.

Боролись моряки и за экономию машинных масел. Общий расход смазочных материалов в Тихоокеанском

бассейне,

как подсчитывали специалисты,

составлял

450 тонн

в год, что выливалось в крупную

сумму —

220 тысяч рублей. Сокращение-расхода на 30 процентов давало 66 тысяч рублей экономии. Комсомольцы «Теодо­ ра Нетте» решили беречь машинное масло. Они увлекли за собой и другие суда бассейна, вызвали на социали­ стическое соревнование экипаж парохода «Симферо­

поль». Долгое время машинная команда «Нетте» шла

впереди, получала денежные премии от Управления Мортранса.

А экипажу было трудно, очень трудно. Однако дер­ жались стойко, понимали, что и всей стране сейчас тоже нелегко. Она добивалась первых успехов после невидан­

ной разрухи.

144


Боцман Фаддеи Харитонович Ганзюк — коренной

приморец, воспитанник детской трудовой колонии, с сем­ надцати лет вышел в море. И понял, что без моря не жить. Кроме «Теодора Нетте», плавал и на других судах.

А с 1933 года на «действительной» был главстаршиной в Амурской Краснознаменной военной флотилии. Перед

войной возглавлял отдел в Управлении «Главприморрыбпрома». Фронтовик-дальневосточник с первого до по­

следнего дня, в 1947-м он возвратился к мирному тру­ ду — на работу в рыбную промышленность.

От Фаддея Харитоновича можно узнать много сокро­

венного о его родном городе, многое увидеть другими глазами.

Бывая в Приморье, не чувствуешь традиционной даль­ ности. Позавтракав дома — в Измайлове, можно по­ ужинать во Владивостоке, у своего старого знакомого Ганзюка, на проспекте Столетия. Ганзюк — большой пат­ риот города, отличный гид. Он знает о нем решительно

все. А когда знакомит с друзьями, то почти всегда разговор переходит на будущее города. Приводят цифры, примеры, горячо спорят, а потом непременно предложат:

— Оставайтесь! Засучивайте рукава, дел—непоча­ тый край. Ведь Владивосток — город не только настоя­ щего, но и будущего...

В тридцатые годы пароход продолжал ходить к Охот­ скому побережью, па Камчатку и Чукотку. «Нетте» стал коренным дальневосточником, но сохранил добрую тра­ дицию, заведенную еще на Черном море: новичок в эки­

паже обязан был знать историю судна и стихотворение

«Товарищу Нетте — пароходу и человеку».

Внавигацию 1931 года «Теодор Нетте», наряду с па­ роходом «Астрахань», ледоколом «Казак Хабаров» и другими, был назван газетой «Красное знамя» лучшим в Тихоокеанском бассейне.

Вследующем году экипаж его встречал 17-ю крае­ вую партийную конференцию большими производствен­ ными успехами и выполнением трансфпнплапа на 130 процентов.

6—3689

145

Между тем, обстановка на Дальнем Востоке станови­

лась все более неспокойной. Успехи молодой Советской

державы раздражали японских милитаристов. Не по­ следнюю роль играли они в организации нападения на КВЖД и дальневосточные границы СССР в 1929 году.

Получив отпор Особой Дальневосточной армии под ко­ мандованием В. К- Блюхера, подстрекатели несколько приутихли.

В 1933 году в Германии у власти фашисты. Созда­ лась ось Берлин — Рим. В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, поддер­ жанный вскоре Италией и несколькими другими государ­ ствами. Возник фашистский блок агрессивных держав, открыто направленный против СССР.

Провокации империалистической Японии не прекра­ щались. Однако советские войска неизменно давали са­ мый решительный отпор всем проискам милитаристов. Росла мощь Красной Армии на Дальнем Востоке, усили­ вался ее Тихоокеанский флот.

В начале 1933 года пришлось начать «военную служ­

бу» и «Теодору Нетте». Он готовился стать минным за­

градителем. Вооружился шестью пушками и двумя круп­

нокалиберными зенитными пулеметами. Два орудия крупного калибра разместились на баке и корме и четы­

ре скорострельных — на спардеке. Грузовые трюмы прев­

ратились в минные и артиллерийские погреба с шахтами для подъема мин и снарядов. От них вдоль бортов побе­

жали рельсовые дорожки, по которым станут скользить на корму мины и в шахматном порядке скатываться в

море.

3 мая 1934 года на корабле был поднят военно-мор­ ской флаг. Черным на сером фоне по-прежнему было выведено гордое «Теодор Нетте». Минный заградитель стал судном первого класса. Команда комплектовалась

грамотной молодежью из промышленных районов стра­

ны. Расчеты боевых частей корабля состояли из москви­ чей, ивановцев, горьковчан. По традиции их знакомили с историей славного судна, с жизнью и подвигом дип­ курьера. Молодые моряки обратились с письмом в На­ родный комиссариат иностранных дел, в ответ на которое судно получило большой портрет Теодора Нетте с под­ писью M Μ. Литвинова.

146


Командиром «минзага» был назначен Владимир Александрович Андреев, опытный военный моряк, от­ личный специалист. Был строг, по справедлив. Учил и требовал твердых навыков в том, что необходимо каждому по своей специальности. Краснофлотцы люби­ ли и уважали командира.

В минувшую войну вице-адмирал В. А. Андреев был командующим Северной Тихоокеанской флотилией. Ны­ не — в отставке, энергичный и активный участник теодоровского движения, объединяющего бывших моряков C «Теодора Нетте», экипажи современных судов того же названия и их друзей — школьников.

Одновременно вступили в Тихоокеанский флот и братья-близнецы «Теодора Нетте»: «Томск», «Астра­ хань», «Эривань». Вступил в военный флот и старый его товарищ ледокол «Добрыня Никитич».

На базе четырех кораблей-братьев вскоре была соз­ дана 1-я Морская бригада, в состав которой вошло еще несколько тральщиков и флагманский военный корабль

«Амур». Бригада считалась самым крупным военным сое­

динением Тихоокеанского флота. Командиром ее был назначен В. А. Андреев.

Начались ратные будни: учебные тревоги и походы, постановка и траление мин. Район острова Аскольд в

заливе Петра Великого ежедневно оглашался звуками канонады сотен снарядов, настигающих в открытом море огромные парусиновые мишени на плотах, буксиру­

емых тральщиками. Высаживал «Нетте» и танковые

десанты небольших амфибий для «захвата» мор­ ского побережья. Экипаж получал отличную боевую выучку.

И спорт у моряков «Теодора Нетте» был не на пос­

леднем месте. Однажды они отличились во время шлю­ почных гонок под парусом. Славился старшина первой статьи Сергей Коваленко, сверхсрочник, бывший черно­ морец, секретарь партийного бюро минного заградителя. Он возглавлял длительный летний шлюпочный поход в честь дня Военно-Морского Флота из Хабаровска по Амуру, Татарскому проливу и Японскому морю во Вла­ дивосток. К финишу пришел первым.

Не сдавала своих передовых позиций и комсомоль­ ская организация судна. Лучших людей ее знали не

6*

147

только на флоте, но и во всем крае. Из молодежи в

1936 году был избран в члены Областного комитета

ВЛКСМ главстаршина минной группы Дмитрий Туру­ син, отличник боевой и политической подготовки, секре­ тарь комсомольской организации. Через год он вошел в состав бюро Областного комитета, руководил проведе­ нием комсомольских конференций в Ольгинском и Cyчанском районах.

Отозванный с флота на партийную работу, Дмитрий Васильевич заведовал отделом Приморского обкома пар­ тии, работал в Политуправлении Главвоенстроя. А в 1943-м командиром взвода вступил в бой с фашистами

под Смоленском.

Расставшись с дорогами войны, Турусин занимал ряд

ответственных должностей, из которых наиболее инте­ ресной была последняя — в Управлении коменданта мос­

ковского Кремля. Уйдя в отставку, полковник Турусин перешел на руководящую работу в один из центральных институтов Стандартэлектро.

Не менее интересна судьба командира минной группы

секретаря партийного бюро «минзага» Дмитрия Куртова.

Они большие друзья с Турусиным. Дмитрий Иванович показывал одному из авторов на фотографии «Теодора Петте» иллюминатор их совместной каюты, в которой жи­

ли в те годы. Рассказывал, как в редкие часы досуга хо­

дили они на охоту с комиссаром «Теодора Нетте» Сер­ геем Степановичем Баляскиным — душой экипажа, поз­

же литератором-очеркистом. Комиссар прекрасно знал край, и бродить с ним по тайге было сплошным удоволь­ ствием, хотя трофеи охотников были небогатыми. Да и стоило ли удивляться, если на троих было одно старень­ кое ружье. И рассказчик Баляскин отменный, и писал увлеченно о родном крае. В Доме партийного просвеще­

ния Владивостока на его лекциях зал неизменно был пе­ реполнен.

От него-то и перенял Дмитрий Куртов способность все замечать вокруг, все оценивать и уметь правильно рассказать об этом людям. Окончив две военные акаде­

мии, участвуя в больших экспедициях на Восток, он ни­ когда не расставался с пером и блокнотом. Стал писате­ лем. Дмитрий Иванович показал более сорока своих ли­ тературных трудов.

148


Хранит он и воспоминания о службе на минном загра­ дителе «Теодоре Нетте». Хранит письма друзей, остав­

шихся служить на корабле. Одно из них рассказывает,

что «...в начале июня 1941 года пароход посылал учеб­ ные снаряды по мишеням при плохой видимости. Одна­ ко цели были поражены на «отлично».

Эти выстрелы оказались последними в мирное время. Через несколько дней минный заградитель выполнял первое задание по минированию прибрежных вод боевы­ ми минами. Началась Великая Отечественная война.

«Теодор Нетте» устанавливал минные поля и заграж­ дения и, если требовалось, проводил сквозь них совет­ ские торговые и военные корабли. Охранял отдельные суда и ходил в конвоях на морских путях. Исторический журнал заградителя хранит имена сорока офицеров,

старшин и матросов, добровольно ушедших на сухопут­ ные фронты под Москву, Ленинград, на Волгу. Многие из них встретили смерть на поле боя так же мужественно, геройски, как Теодор Нетте.

Рапорты об отправке на фронт по многу раз подавали все члены экипажа судна, но и здесь, на Востоке, была предгрозовая обстановка. Японская военщина прилага­ ла большие старания, чтобы затруднить судоходство, за­

крывая проливы, соединяющие открытые моря.

Нарушая обычные нормы международного права, японское морское командование производило задержа­

ния и осмотры советских судов, а иногда по-пиратски то­ пило их. Пользоваться проливами Лаперуза, Корейским и Курильскими практически стало невозможно. C середи­ ны 1941 до 1944 года японцы задержали 178 советских торговых судов, в том числе три с применением оружия.

А пароходы «Ангарстрой», «Ильмень» и «Кола» были по­ топлены подводными лодками. Это были уже прямые акты агрессии.

8 августа 1945 года Советское правительство объяви­ ло о состоянии войны с Японией.

В ночь на 9 августа началось решительное наступле­

ние советских войск на суше и на море. В эту же ночь заградитель «Нетте» надежно перекрыл участок Япон­ ского моря, где могли прорваться вражеские корабли. За эту операцию 39 моряков корабля были награждены ор­ денами и медалями.

149