Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ной структуре. Расширение функций Госкомитета может быть вызвано необходимостью комплексного управления следующими видами деятельности: научно-техническим уровнем новых плановых разработок, массовым техниче ским творчеством, осуществляемым на инициативных на чалах, и патентно-лицензионными операциями. Основное содержание управляющих функций Госкомитета при этом будет определяться необходимостью решения триединой задачи: определения главных направлений всех этих ви дов деятельности, оценки их эффективности и контроля за их выполнением.
Расширение функций будет сопровождаться качест венными изменениями в характере деятельности Госкоми тета по делам изобретений и открытий. Здесь прежде все го следует указать на усиление творческих начал в работе Госкомитета и предоставление ему средств экономическо го воздействия на управляемые объекты.
Развиваясь в указанном направлении, Госкомитет мог бы превратиться в функциональный аппарат государст венной технической политики, обеспечивающий подготов ку и практическую реализацию мероприятий, направлен ных на планомерное создание и внедрение принципиально новых орудий труда, материалов и технологических про цессов, превосходящих по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и мировые достиже ния. В перспективе Госкомитет мог бы стать аналитиче ским центром, использующим творческие методы оценки уровня и тенденций развития техники в интересах плани рования научно-технического прогресса, делового изуче ния и отбора технических новшеств.
Вместе с тем Госкомитет должен располагать возмож ностью широко использовать экономические методы руко водства процессами изобретательства, создания и освое ния принципиально новой техники, а также патентно-ли цензионными операциями. Он мог бы принимать участие в анализе потребностей страны в новой технике и возмож ностей их удовлетворения, в разработке совместно с Го сударственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике и Госпланом СССР долгосрочных про грамм научно-технического прогресса и планов создания и освоения принципиально новой техники, а также конт ролировать выполнение этих планов и осуществлять не посредственное руководство отдельными научно-техниче-
173
скими программами, связанными с освоением особо важ ных изобретений межотраслевого значения. Госкомитет мог бы воздействовать через систему государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разрабо ток на порядок распределения ассигнований на дальней ший технический прогресс, осуществлять централизован ное финансирование отдельных научно-технических про грамм, применять экономические санкции к организациям и предприятиям, нарушающим государственные требова ния к научно-техническому уровню и конкурентоспособно сти новых разработок.
В соответствии с этими общими положениями в число новых функций Госкомитета можно было бы, в частности, включить:
участие в дальнейшем развитии основных положений государственной технической политики, в составлении долгосрочных научно-технических программ и государст венных планов в части, касающейся создания и освоения принципиально новой техники, целенаправленного разви тия массового технического творчества и патентно-лицен зионных операций; разработку и организацию осущест вления межотраслевых комплексных научно-технических программ, связанных с освоением особо важных изобрете ний;
участие в разработке единого механизма экономиче ского стимулирования, материального поощрения и пра вового регулирования научно-технического прогресса; разработку и осуществление системы мер, направленных на дальнейшее стимулирование процесса создания прин ципиально новой техники, массового технического творче ства и патентно-лицензионных операций;
участие в построении единой системы вневедомствен ной научно-технической экспертизы и системы государст венного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок; непосредственную организацию и обеспече ние промежуточной оценки уровня законченных разрабо ток перед началом их опытно-промышленного освоения и утверждение выводов вневедомственных комиссий;
участие в построении единой системы информационно го обеспечения научно-технического прогресса, а также единой системы конъюнктурно-экокомической информа ции; непосредственную организацию информационного обеспечения высокого научно-технического уровня новых
174
разработок и его государственной оценки; информацион ное обеспечение патентно-лицензионных операций;
организацию централизованного контроля за создани ем и освоением принципиально новой техники, состояни ем массового технического творчества и использованием его результатов в народном хозяйстве страны, за эффек тивностью патентно-лицензионных операций; реализацию соответствующих подсистем автоматизированной системы управления научно-техническим прогрессом (АСУ «Изо бретение») и др.
Около 20% заявок на изобретения продолжают посту пать от индивидуальных изобретателей. Поэтому важной функцией Госкомитета останется всемерное содействие им в предварительной оценке найденных технических реше ний, оформлении заявочной документации, а также экс периментальной проверке изобретений, создаваемых ин дивидуальными изобретателями и небольшими организа циями, лишенными экспериментально-производственной базы. Для осуществления этой функции желательно со здать в крупных промышленных и административных центрах страны филиалы Всесоюзного центра патентных услуг, хозрасчетные консультационные бюро.
Вновь создаваемые организации должны располагать специалистами, способными производить предваритель ную оценку технических решений и составлять заявки на предполагаемые изобретения, определять потребности организации и рекомендовать изобретения применительно к этим потребностям. Руководство работой этих органи заций, аттестацию сотрудников и контроль за их работой можно возложить на Госкомитет по делам изобретений и открытий. Кроме того, Госкомитет может располагать определенными производственными возможностями и правом заключать хозяйственные договоры с предприя тиями на проведение работ по освоению важных изобре тений.
Подведомственные Госкомитету по делам изобретений и открытий органы научно-технической экспертизы в на стоящее время заняты экспертизой предполагаемых изо бретений на мировую новизну с последующей государст венной регистрацией, а также экспертизой и регистраци ей открытий, промышленных образцов и товарных знаков. Функции этих органов могут расшириться прежде всего 39 счет введения патентной экспертизы международных
175
заявок, которая будет проводиться в соответствии с Дого вором о патентном сотрудничестве (РСТ). Очевидно пре терпит изменения процедура экспертизы поступающих в Госкомитет технических решений в случае введения оценки их научной содержательности, инженерно-техни ческой значимости и предполагаемой эффективности с по следующей выборочной экспертизой относительно более важных изобретений на мировую новизну. В этих услови ях добавятся совершенно новые виды деятельности, свя занные с участием организаций Госкомитета в государст венной оценке научно-технического уровня новых разработок, в оценке эффективности осуществляемых па тентно-лицензионных операций; расширится сфера госу дарственной регистрации с вводом регистрации фактов первого использования важных изобретений в закончен ных разработках и в промышленно освоенных объектах техники. Необходимые средства для проведения этих но вых работ могут быть частично получены путем сокраще ния непроизводительных затрат на сплошную патентную экспертизу всех поступающих заявок.
Подведомственные Госкомитету информационные ор ганы заняты сегодня преимущественно накоплением, централизованной переработкой и распределением инфор мации об отечественных и зарубежных открытиях, изо бретениях, промышленных образцах и товарных знаках. Эти работы, естественно, должны развиваться и дальше в направлении повышения полноты, оперативности, избира тельности выпускаемой информации, эффективности по иска в ретроспективном патентном фонде и т. п. Предсто ит наладить регулярную подготовку ранее не выпускав шейся информации: о регистрируемых заявках; о наиболее эффективных изобретениях, прошедших провер ку научной содержательности, инженерно-технической значимости и мировой новизны; об изобретениях, исполь зованных в законченных разработках и промышленно освоенной продукции; о зарубежном патентовании, прода же и покупке лицензий. Тем самым будет обеспечено до кументальное сопровождение всего процесса создания и использования изобретений. Необходимо наладить регу лярное проведение конкретных патентно-информационных и технико-экономических исследований в интересах реа лизации важнейших межотраслевых комплексных про грамм и патентно-лицензионных операций.
17$
Наряду с этим требуется разработать методы, средст ва и организационные формы получения, обработки, хра нения, поиска, передачи и комплексного использования различной социальной информации (научно-технической, экономической, директивной, отчетной и др.), необходи мой для обеспечения выполняемых Госкомитетом про грамм: оценки научно-технического уровня новых разра боток, определения основных направлений и оценки эффективности массового технического творчества и па тентно-лицензионных операций. Могут также потребо ваться специальные информационные службы для обеспе чения подразделений Госкомитета, призванных опреде лять, координировать и контролировать всю работу Госкомитета и подведомственных ему организаций. Эти работы должны осуществляться с широким использова нием современных технических средств в рамках построе ния АСУ «Изобретение». Необходимые средства для про ведения этих новых работ могут быть частично получены путем более рациональной организации переработки информации об изобретениях в ЦНИИПИ, ВИНИТИ и отраслевых органах информации, а также информацион ных работ в системе Госкомитета.
Эффективность выполнения функции содействия в ис пользовании изобретений сегодня весьма низка. Связан ная с ней деятельность Госкомитета сводится к рекомен дациям о включении работ по освоению изобретений в государственный и отраслевые планы новой техники, к выпуску краткой информации о части внедренных изобре тений.
Целесообразно усовершенствовать порядок оформле ния рекомендаций, повысить оперативность и качество информации о рекомендуемых и использованных изобре тениях, организовать централизованное управление отдельными межотраслевыми комплексными программа ми, связанными с реализацией изобретений, создать не обходимую экспериментально-производственную базу. Предстоит активизировать осуществляемую сейчас рабо ту по содействию в проверке объектов техники на па тентную чистоту, подготовке документации для зарубеж ного патентования и обеспечить проведение патентно-ли цензионных операций с должным технико-экономическим обоснованием на базе создаваемого Всесоюзного центра патентных услуг.
177
Подведомственные Госкомитету учебные заведения в настоящее время ориентируют свои программы преиму щественно на вопросы изобретательской и патентно-ли цензионной работы. Необходимо расширить программу подготовки посредством организации переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области управления техническим освоением научных достижений, обеспечения высокого научно-технического уровня новых разработок. Расширение программы и повышение уровня подготовки могут быть обеспечены лишь при условии одновременной специализации обучения различных групп инженернотехнических работников и введения повышения квалифи кации руководящих работников (главных конструкторов, главных инженеров, заместителей директоров по научной работе и т. п.). Целесообразна также дальнейшая диффе ренциация степени повышения квалификации — от обуче ния на краткосрочных курсах до подготовки специалис тов высшей квалификации с учеными степенями. Расши рение программы и специализация предъявят повышенные требования к профессорско-преподавательскому составу. Для удовлетворения этих требований следует развернуть научно-исследовательскую работу в учебных заведениях, включить преподавателей и слушателей в активную раз работку стоящих перед Госкомитетом научных и практи ческих проблем.
Необходимо активизировать проводимые в Госкоми тете исследования экономических, правовых, информаци онных и научно-методических проблем изобретательской и патентно-лицензионной работы, а также развернуть разработку науковедческих, социально-экономических и других проблем управления техническим освоением науч ных достижений, обеспечения высокого научно-техниче ского уровня новых разработок, повышения эффективно сти массового технического творчества и патентно-лицен зионных операций.
Следовало бы изучить вопрос о целесообразности со здания матричной структуры организации основных направлений деятельности Госкомитета. Конкретные функции в интересах обеспечения всех или отдельных задач управления могли бы выполняться функциональны ми подразделениями Госкомитета и подведомственными ему функциональными организациями. Общее руковод
ив
ство всей деятельностью по осуществлению повышения научно-технического уровня новых разработок, обеспече ния высокой эффективности массового технического творчества и патентно-лицензионных операций может быть поручено специальным отделам, которые будут выполнять свою работу, опираясь на службы целенаправ ленного информационного обеспечения и соответствую щие подсистемы АСУ «Изобретение». Кроме того, в рас поряжение каждого отдела может быть выделена голов ная функциональная организация.
Помимо стабильных структурных единиц, целесообраз но использовать различные новые формирования, предпо лагающие широкое привлечение сторонних организаций, специалистов высшей квалификации для решения задач управления: вневедомственные научно-технические ко миссии для оценки уровня техники; временные проблем ные группы для проведения информационных и технико экономических исследований; временные группы управ ления отдельными научно-техническими программами, основанными на использовании важных изобретений меж отраслевого значения, и др. Широкое использование этих новых организационных форм имеет двоякую цель: с одной стороны, привлечь первоклассные кадры для ока зания органу государственного управления консультаци онных услуг, а с другой — воздействовать на организации, из которых будут привлекаться специалисты, стимулируя там интерес к проблемам изобретательства, создания принципиально новой техники и повышения эффективно сти патентно-лицензионных операций.
Таким образом, дальнейшее развитие системы управ ления техническим освоением научных достижений может вызвать значительное расширение функций Госкомитета по делам изобретений и открытий в области планирова ния, экономического стимулирования, непосредственного руководства, оценки и контроля за процессом создания и освоения принципиально новой техники, массового техни ческого творчества и патентно-лицензионных операций.
Необходимость расширения функций Госкомитета по делам изобретений и открытий и подведомственных ему организаций вытекает прежде всего из нового, целевого подхода к управлению изобретательством. Вплоть до настоящего времени оно было преимущественно ориенти ровано на регулирование инициативных творческих пред-
179
ложений, поступающих, так сказать, «снизу». Такой ха рактер руководства в общем оправдывал себя в условиях, когда масштабы технического творчества были относи тельно невелики; работы по внедрению изобретений ог раничивались преимущественно реализацией быстроокупаемых технических усовершенствований; изменение при роды изобретательства, превращение его в обязательную стадию в процессе овеществления научных знаний было осознано в недостаточной степени; страна располагала недостаточно эффективным механизмом целенаправлен ного управления массовым техническим творчеством
ит. д. В итоге сложилась система регулирования обособ ленных процессов создания и внедрения изобретений, ор ганически не связанная с системой планомерной разра ботки и освоения новой техники.
Внастоящее время, по мере возрастания масштабов
иинтенсивности массового технического творчества, рез кого увеличения затрат, необходимых для реализации его результатов, перемещения центра технического творчест ва в сферу планомерной разработки новой техники, ук репления системы патентных служб и средств централизо ванного руководства изобретательством возросла объек тивная необходимость и стали созревать условия для развития изобретательства, как и науки и техники в це лом, на основе целевого принципа. Использование этого принципа предполагает определение генеральной и вспо могательных целей народнохозяйственного развития; со гласование их и построение дерева целей; определение — исходя из выявленнных на основе прогнозов обществен ных потребностей и научно-технических возможностей их удовлетворения — целей и направлений развития науки и~ техники; разработку комплексных научно-технических программ, обеспечивающих достижение поставленных це лей; увязку комплексных программ с системой планиро вания развития науки и техники.
Целевое управление техническим творчеством может начинаться на стадии разработки комплексных научно-
технических программ. В обязанности Госкомитета по де лам изобретений и открытий могут прежде всего ВХОДИТЬ"
определение звеньев программы, требующих использова ния принципиально новых технических решений, а также оптимальных путей их нахождения (рекомендации ис пользовать существующие в стране новейшие решения
180
или закупить зарубежную лицензию); определение на ос нове патентной и другой информации перспективных на
правлений разработки принципиально новых |
решений |
и т. п. На стадии составления планов развития |
науки и |
техники Госкомитет может принимать участие в уточнении оптимальных путей осуществления разработки (исполь зование новейших решений, закупка лицензий и др.)> а также в утверждении планового показателя «научно-тех нический уровень разработки».
Уточнение и корректировка первоначальных выводов могут продолжаться и в ходе самой разработки объектов новой техники. Однако на этой стадии важнейшими функ циями являются экспертиза и регистрация технических решений, найденных в ходе разработки. Целевой принцип управления изобретательством проявится при этом в ха рактере используемых оценочных показателей, призван ных дифференцировать результаты технического творче ства в зависимости от степени достижения поставленных целей (решения, способствующие реализации межотрас левых комплексных программ, отраслевых комплексных программ и прочих плановых заданий; решения, обладаю щие потенциально высокой инженерно-технической значи мостью и эффективностью; прочие технические решения), а также в зависимости от научной содержательности и творческого уровня решений (изобретения, усовершенст вования, рационализаторские предложения). С учетом этих показателей будут устанавливаться целесообраз ность и очередность проверки решений на мировую новиз ну; содержание мер экономического стимулирования и материального поощрения; оперативность, полнота и ха рактер информирования о технических новшествах, а так же содержание и форма их правовой охраны. На этой же стадии будут приниматься предварительные решения о зарубежном патентовании отечественных изобретений, о подготовке к продаже на них лицензий.
Одной из главных функций Госкомитета совместно с министерствами на стадии завершения разработки объ ектов новой техники может стать организация и утверж дение вневедомственной оценки научно-технического уровня разработок, его соответствия плановому показате лю уровня с использованием данных о примененных в разработках технических решениях, их инженерно-техни ческой значимости, научной содержательности и творче
181