Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной структуре. Расширение функций Госкомитета может быть вызвано необходимостью комплексного управления следующими видами деятельности: научно-техническим уровнем новых плановых разработок, массовым техниче­ ским творчеством, осуществляемым на инициативных на­ чалах, и патентно-лицензионными операциями. Основное содержание управляющих функций Госкомитета при этом будет определяться необходимостью решения триединой задачи: определения главных направлений всех этих ви­ дов деятельности, оценки их эффективности и контроля за их выполнением.

Расширение функций будет сопровождаться качест­ венными изменениями в характере деятельности Госкоми­ тета по делам изобретений и открытий. Здесь прежде все­ го следует указать на усиление творческих начал в работе Госкомитета и предоставление ему средств экономическо­ го воздействия на управляемые объекты.

Развиваясь в указанном направлении, Госкомитет мог бы превратиться в функциональный аппарат государст­ венной технической политики, обеспечивающий подготов­ ку и практическую реализацию мероприятий, направлен­ ных на планомерное создание и внедрение принципиально новых орудий труда, материалов и технологических про­ цессов, превосходящих по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и мировые достиже­ ния. В перспективе Госкомитет мог бы стать аналитиче­ ским центром, использующим творческие методы оценки уровня и тенденций развития техники в интересах плани­ рования научно-технического прогресса, делового изуче­ ния и отбора технических новшеств.

Вместе с тем Госкомитет должен располагать возмож­ ностью широко использовать экономические методы руко­ водства процессами изобретательства, создания и освое­ ния принципиально новой техники, а также патентно-ли­ цензионными операциями. Он мог бы принимать участие в анализе потребностей страны в новой технике и возмож­ ностей их удовлетворения, в разработке совместно с Го­ сударственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике и Госпланом СССР долгосрочных про­ грамм научно-технического прогресса и планов создания и освоения принципиально новой техники, а также конт­ ролировать выполнение этих планов и осуществлять не­ посредственное руководство отдельными научно-техниче-

173

скими программами, связанными с освоением особо важ­ ных изобретений межотраслевого значения. Госкомитет мог бы воздействовать через систему государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разрабо­ ток на порядок распределения ассигнований на дальней­ ший технический прогресс, осуществлять централизован­ ное финансирование отдельных научно-технических про­ грамм, применять экономические санкции к организациям и предприятиям, нарушающим государственные требова­ ния к научно-техническому уровню и конкурентоспособно­ сти новых разработок.

В соответствии с этими общими положениями в число новых функций Госкомитета можно было бы, в частности, включить:

участие в дальнейшем развитии основных положений государственной технической политики, в составлении долгосрочных научно-технических программ и государст­ венных планов в части, касающейся создания и освоения принципиально новой техники, целенаправленного разви­ тия массового технического творчества и патентно-лицен­ зионных операций; разработку и организацию осущест­ вления межотраслевых комплексных научно-технических программ, связанных с освоением особо важных изобрете­ ний;

участие в разработке единого механизма экономиче­ ского стимулирования, материального поощрения и пра­ вового регулирования научно-технического прогресса; разработку и осуществление системы мер, направленных на дальнейшее стимулирование процесса создания прин­ ципиально новой техники, массового технического творче­ ства и патентно-лицензионных операций;

участие в построении единой системы вневедомствен­ ной научно-технической экспертизы и системы государст­ венного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок; непосредственную организацию и обеспече­ ние промежуточной оценки уровня законченных разрабо­ ток перед началом их опытно-промышленного освоения и утверждение выводов вневедомственных комиссий;

участие в построении единой системы информационно­ го обеспечения научно-технического прогресса, а также единой системы конъюнктурно-экокомической информа­ ции; непосредственную организацию информационного обеспечения высокого научно-технического уровня новых

174


разработок и его государственной оценки; информацион­ ное обеспечение патентно-лицензионных операций;

организацию централизованного контроля за создани­ ем и освоением принципиально новой техники, состояни­ ем массового технического творчества и использованием его результатов в народном хозяйстве страны, за эффек­ тивностью патентно-лицензионных операций; реализацию соответствующих подсистем автоматизированной системы управления научно-техническим прогрессом (АСУ «Изо­ бретение») и др.

Около 20% заявок на изобретения продолжают посту­ пать от индивидуальных изобретателей. Поэтому важной функцией Госкомитета останется всемерное содействие им в предварительной оценке найденных технических реше­ ний, оформлении заявочной документации, а также экс­ периментальной проверке изобретений, создаваемых ин­ дивидуальными изобретателями и небольшими организа­ циями, лишенными экспериментально-производственной базы. Для осуществления этой функции желательно со­ здать в крупных промышленных и административных центрах страны филиалы Всесоюзного центра патентных услуг, хозрасчетные консультационные бюро.

Вновь создаваемые организации должны располагать специалистами, способными производить предваритель­ ную оценку технических решений и составлять заявки на предполагаемые изобретения, определять потребности организации и рекомендовать изобретения применительно к этим потребностям. Руководство работой этих органи­ заций, аттестацию сотрудников и контроль за их работой можно возложить на Госкомитет по делам изобретений и открытий. Кроме того, Госкомитет может располагать определенными производственными возможностями и правом заключать хозяйственные договоры с предприя­ тиями на проведение работ по освоению важных изобре­ тений.

Подведомственные Госкомитету по делам изобретений и открытий органы научно-технической экспертизы в на­ стоящее время заняты экспертизой предполагаемых изо­ бретений на мировую новизну с последующей государст­ венной регистрацией, а также экспертизой и регистраци­ ей открытий, промышленных образцов и товарных знаков. Функции этих органов могут расшириться прежде всего 39 счет введения патентной экспертизы международных

175

заявок, которая будет проводиться в соответствии с Дого­ вором о патентном сотрудничестве (РСТ). Очевидно пре­ терпит изменения процедура экспертизы поступающих в Госкомитет технических решений в случае введения оценки их научной содержательности, инженерно-техни­ ческой значимости и предполагаемой эффективности с по­ следующей выборочной экспертизой относительно более важных изобретений на мировую новизну. В этих услови­ ях добавятся совершенно новые виды деятельности, свя­ занные с участием организаций Госкомитета в государст­ венной оценке научно-технического уровня новых разработок, в оценке эффективности осуществляемых па­ тентно-лицензионных операций; расширится сфера госу­ дарственной регистрации с вводом регистрации фактов первого использования важных изобретений в закончен­ ных разработках и в промышленно освоенных объектах техники. Необходимые средства для проведения этих но­ вых работ могут быть частично получены путем сокраще­ ния непроизводительных затрат на сплошную патентную экспертизу всех поступающих заявок.

Подведомственные Госкомитету информационные ор­ ганы заняты сегодня преимущественно накоплением, централизованной переработкой и распределением инфор­ мации об отечественных и зарубежных открытиях, изо­ бретениях, промышленных образцах и товарных знаках. Эти работы, естественно, должны развиваться и дальше в направлении повышения полноты, оперативности, избира­ тельности выпускаемой информации, эффективности по­ иска в ретроспективном патентном фонде и т. п. Предсто­ ит наладить регулярную подготовку ранее не выпускав­ шейся информации: о регистрируемых заявках; о наиболее эффективных изобретениях, прошедших провер­ ку научной содержательности, инженерно-технической значимости и мировой новизны; об изобретениях, исполь­ зованных в законченных разработках и промышленно освоенной продукции; о зарубежном патентовании, прода­ же и покупке лицензий. Тем самым будет обеспечено до­ кументальное сопровождение всего процесса создания и использования изобретений. Необходимо наладить регу­ лярное проведение конкретных патентно-информационных и технико-экономических исследований в интересах реа­ лизации важнейших межотраслевых комплексных про­ грамм и патентно-лицензионных операций.

17$


Наряду с этим требуется разработать методы, средст­ ва и организационные формы получения, обработки, хра­ нения, поиска, передачи и комплексного использования различной социальной информации (научно-технической, экономической, директивной, отчетной и др.), необходи­ мой для обеспечения выполняемых Госкомитетом про­ грамм: оценки научно-технического уровня новых разра­ боток, определения основных направлений и оценки эффективности массового технического творчества и па­ тентно-лицензионных операций. Могут также потребо­ ваться специальные информационные службы для обеспе­ чения подразделений Госкомитета, призванных опреде­ лять, координировать и контролировать всю работу Госкомитета и подведомственных ему организаций. Эти работы должны осуществляться с широким использова­ нием современных технических средств в рамках построе­ ния АСУ «Изобретение». Необходимые средства для про­ ведения этих новых работ могут быть частично получены путем более рациональной организации переработки информации об изобретениях в ЦНИИПИ, ВИНИТИ и отраслевых органах информации, а также информацион­ ных работ в системе Госкомитета.

Эффективность выполнения функции содействия в ис­ пользовании изобретений сегодня весьма низка. Связан­ ная с ней деятельность Госкомитета сводится к рекомен­ дациям о включении работ по освоению изобретений в государственный и отраслевые планы новой техники, к выпуску краткой информации о части внедренных изобре­ тений.

Целесообразно усовершенствовать порядок оформле­ ния рекомендаций, повысить оперативность и качество информации о рекомендуемых и использованных изобре­ тениях, организовать централизованное управление отдельными межотраслевыми комплексными программа­ ми, связанными с реализацией изобретений, создать не­ обходимую экспериментально-производственную базу. Предстоит активизировать осуществляемую сейчас рабо­ ту по содействию в проверке объектов техники на па­ тентную чистоту, подготовке документации для зарубеж­ ного патентования и обеспечить проведение патентно-ли­ цензионных операций с должным технико-экономическим обоснованием на базе создаваемого Всесоюзного центра патентных услуг.

177

Подведомственные Госкомитету учебные заведения в настоящее время ориентируют свои программы преиму­ щественно на вопросы изобретательской и патентно-ли­ цензионной работы. Необходимо расширить программу подготовки посредством организации переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области управления техническим освоением научных достижений, обеспечения высокого научно-технического уровня новых разработок. Расширение программы и повышение уровня подготовки могут быть обеспечены лишь при условии одновременной специализации обучения различных групп инженернотехнических работников и введения повышения квалифи­ кации руководящих работников (главных конструкторов, главных инженеров, заместителей директоров по научной работе и т. п.). Целесообразна также дальнейшая диффе­ ренциация степени повышения квалификации — от обуче­ ния на краткосрочных курсах до подготовки специалис­ тов высшей квалификации с учеными степенями. Расши­ рение программы и специализация предъявят повышенные требования к профессорско-преподавательскому составу. Для удовлетворения этих требований следует развернуть научно-исследовательскую работу в учебных заведениях, включить преподавателей и слушателей в активную раз­ работку стоящих перед Госкомитетом научных и практи­ ческих проблем.

Необходимо активизировать проводимые в Госкоми­ тете исследования экономических, правовых, информаци­ онных и научно-методических проблем изобретательской и патентно-лицензионной работы, а также развернуть разработку науковедческих, социально-экономических и других проблем управления техническим освоением науч­ ных достижений, обеспечения высокого научно-техниче­ ского уровня новых разработок, повышения эффективно­ сти массового технического творчества и патентно-лицен­ зионных операций.

Следовало бы изучить вопрос о целесообразности со­ здания матричной структуры организации основных направлений деятельности Госкомитета. Конкретные функции в интересах обеспечения всех или отдельных задач управления могли бы выполняться функциональны­ ми подразделениями Госкомитета и подведомственными ему функциональными организациями. Общее руковод­

ив


ство всей деятельностью по осуществлению повышения научно-технического уровня новых разработок, обеспече­ ния высокой эффективности массового технического творчества и патентно-лицензионных операций может быть поручено специальным отделам, которые будут выполнять свою работу, опираясь на службы целенаправ­ ленного информационного обеспечения и соответствую­ щие подсистемы АСУ «Изобретение». Кроме того, в рас­ поряжение каждого отдела может быть выделена голов­ ная функциональная организация.

Помимо стабильных структурных единиц, целесообраз­ но использовать различные новые формирования, предпо­ лагающие широкое привлечение сторонних организаций, специалистов высшей квалификации для решения задач управления: вневедомственные научно-технические ко­ миссии для оценки уровня техники; временные проблем­ ные группы для проведения информационных и технико­ экономических исследований; временные группы управ­ ления отдельными научно-техническими программами, основанными на использовании важных изобретений меж­ отраслевого значения, и др. Широкое использование этих новых организационных форм имеет двоякую цель: с одной стороны, привлечь первоклассные кадры для ока­ зания органу государственного управления консультаци­ онных услуг, а с другой — воздействовать на организации, из которых будут привлекаться специалисты, стимулируя там интерес к проблемам изобретательства, создания принципиально новой техники и повышения эффективно­ сти патентно-лицензионных операций.

Таким образом, дальнейшее развитие системы управ­ ления техническим освоением научных достижений может вызвать значительное расширение функций Госкомитета по делам изобретений и открытий в области планирова­ ния, экономического стимулирования, непосредственного руководства, оценки и контроля за процессом создания и освоения принципиально новой техники, массового техни­ ческого творчества и патентно-лицензионных операций.

Необходимость расширения функций Госкомитета по делам изобретений и открытий и подведомственных ему организаций вытекает прежде всего из нового, целевого подхода к управлению изобретательством. Вплоть до настоящего времени оно было преимущественно ориенти­ ровано на регулирование инициативных творческих пред-

179

ложений, поступающих, так сказать, «снизу». Такой ха­ рактер руководства в общем оправдывал себя в условиях, когда масштабы технического творчества были относи­ тельно невелики; работы по внедрению изобретений ог­ раничивались преимущественно реализацией быстроокупаемых технических усовершенствований; изменение при­ роды изобретательства, превращение его в обязательную стадию в процессе овеществления научных знаний было осознано в недостаточной степени; страна располагала недостаточно эффективным механизмом целенаправлен­ ного управления массовым техническим творчеством

ит. д. В итоге сложилась система регулирования обособ­ ленных процессов создания и внедрения изобретений, ор­ ганически не связанная с системой планомерной разра­ ботки и освоения новой техники.

Внастоящее время, по мере возрастания масштабов

иинтенсивности массового технического творчества, рез­ кого увеличения затрат, необходимых для реализации его результатов, перемещения центра технического творчест­ ва в сферу планомерной разработки новой техники, ук­ репления системы патентных служб и средств централизо­ ванного руководства изобретательством возросла объек­ тивная необходимость и стали созревать условия для развития изобретательства, как и науки и техники в це­ лом, на основе целевого принципа. Использование этого принципа предполагает определение генеральной и вспо­ могательных целей народнохозяйственного развития; со­ гласование их и построение дерева целей; определение — исходя из выявленнных на основе прогнозов обществен­ ных потребностей и научно-технических возможностей их удовлетворения — целей и направлений развития науки и~ техники; разработку комплексных научно-технических программ, обеспечивающих достижение поставленных це­ лей; увязку комплексных программ с системой планиро­ вания развития науки и техники.

Целевое управление техническим творчеством может начинаться на стадии разработки комплексных научно-

технических программ. В обязанности Госкомитета по де­ лам изобретений и открытий могут прежде всего ВХОДИТЬ"

определение звеньев программы, требующих использова­ ния принципиально новых технических решений, а также оптимальных путей их нахождения (рекомендации ис­ пользовать существующие в стране новейшие решения

180


или закупить зарубежную лицензию); определение на ос­ нове патентной и другой информации перспективных на­

правлений разработки принципиально новых

решений

и т. п. На стадии составления планов развития

науки и

техники Госкомитет может принимать участие в уточнении оптимальных путей осуществления разработки (исполь­ зование новейших решений, закупка лицензий и др.)> а также в утверждении планового показателя «научно-тех­ нический уровень разработки».

Уточнение и корректировка первоначальных выводов могут продолжаться и в ходе самой разработки объектов новой техники. Однако на этой стадии важнейшими функ­ циями являются экспертиза и регистрация технических решений, найденных в ходе разработки. Целевой принцип управления изобретательством проявится при этом в ха­ рактере используемых оценочных показателей, призван­ ных дифференцировать результаты технического творче­ ства в зависимости от степени достижения поставленных целей (решения, способствующие реализации межотрас­ левых комплексных программ, отраслевых комплексных программ и прочих плановых заданий; решения, обладаю­ щие потенциально высокой инженерно-технической значи­ мостью и эффективностью; прочие технические решения), а также в зависимости от научной содержательности и творческого уровня решений (изобретения, усовершенст­ вования, рационализаторские предложения). С учетом этих показателей будут устанавливаться целесообраз­ ность и очередность проверки решений на мировую новиз­ ну; содержание мер экономического стимулирования и материального поощрения; оперативность, полнота и ха­ рактер информирования о технических новшествах, а так­ же содержание и форма их правовой охраны. На этой же стадии будут приниматься предварительные решения о зарубежном патентовании отечественных изобретений, о подготовке к продаже на них лицензий.

Одной из главных функций Госкомитета совместно с министерствами на стадии завершения разработки объ­ ектов новой техники может стать организация и утверж­ дение вневедомственной оценки научно-технического уровня разработок, его соответствия плановому показате­ лю уровня с использованием данных о примененных в разработках технических решениях, их инженерно-техни­ ческой значимости, научной содержательности и творче­

181