Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ве основных этапов управления техническим освоением научных достижений можно выделить: 1) прогнозирова ние и планирование технического освоения научных дости жений; 2) организацию процессов воплощения научных идей в технические решения, создания на их основе новых объектов техники и их опытно-промышленного освоения; 3) контроль за ходом и эффективностью реализации пла нов технического освоения научных достижений.
На этапе прогнозирования и планирования осущест вляются два мероприятия: определяются основные на правления развития науки и техники и разрабатываются планы технического освоения научных достижений.
Определение основных направлений развития науки и техники предполагает всесторонний анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся прогнозы развития науки и техники, информация о состоя нии и тенденциях развития смежных областей знания, ре комендации вышестоящих инстанций о разработке важ нейших направлений развития техники, а также данные о возможном материально-техническом, кадровом обеспе чении и тому подобные сведения, влияющие на выбор ос новных направлений. К внутренним факторам относятся материально-техническая база организаций-исполните лей, подготовленность кадров и т. д.
Разработка планов технического освоения научных достижений в отраслях народного хозяйства может осу ществляться под воздействием двух направляющих им пульсов. Роль первого импульса выполняют рекоменда ции вышестоящих инстанций о важнейших направлениях развития науки и техники, о наиболее актуальных обще ственных потребностях в новых технических объектах. Второй импульс поступает из нижестоящих организаций как продукт творческой активности и изобретательской деятельности коллективов исследователей и разработчи ков. Именно на этом этапе решается вопрос о целесооб разности включения в план технического освоения науч ных достижений ранее созданных изобретений (своих или заимствованных), приобретения зарубежных лицензий и т. п.
Для обеспечения непрерывности процесса техническо го освоения научных достижений важно разрабатывать преимущественно единые планы технического освоения научных достижений для каждого вновь создаваемого
163
объекта техники, охватывающие во времени все этапы — от прикладных исследований и до опытно-промышленно го освоения в производстве—-с указанием конкретных исполнителей, объемов и источников финансирования каждого задания или темы. Утверждению плана должна предшествовать оценка научно-технического уровня пла нируемой разработки (ведомственная или вневедомствен ная — в зависимоости от ее важности) с ориентацией на уровень техники в перспективе, определенный при выборе основных направлений развития науки и техники. При такой ориентации в ходе разработки будут неизбежно создаваться и использоваться новые изобретения, повы шающие эффективность и конкурентоспособность конеч ного объекта.
Прогнозирование и планирование технического освое ния научных достижений справедливо расценивают как «статический» этап управления, имеющий ярко выражен ный информационный характер. Действительно, управле ние на этом этапе основывается преимущественно на внешней и внутренней информации, а результат управле ния проявляется также в информации, необходимой для принятия решений о направлениях развития науки и тех ники и разработки плана технического освоения научных достижений.
В отличие от этого второй и третий этапы отражают «динамику» управления процессами технического освое ния научных достижений.
Второй этап управления — организация процессов во площения научных идей в технические решения, создания на их основе новых объектов техники и их опытно-про мышленного освоения — охватывает весьма обширный круг организационных задач. К их числу относятся, в частности:
обеспечение высокого уровня исследований и разра боток (информационное обеспечение руководителей орга низаций и предприятий, ученых и инженеров; повышение уровня их знаний и творческих навыков; содействие изоб ретательству) ;
использование важнейших технических решений и ос нованных на них разработок в народном хозяйстве стра ны и за рубежом (отбор наиболее важных технических решений и содействие их освоению; организация и осуще ствление патентно-лицензионных операций);
164
использование экономических средств управления (оценка экономической эффективности новой техники и использованных в ней изобретений; поощрений изобрета телей и создателей новой техники и др.).
Третий этап управления предполагает осуществление контроля за ходом и качеством реализации планов техни ческого освоения научных достижений. Он включает: контроль за состоянием изобретательской и патентно-ли цензионной работы в стране; ведомственную и вневедом ственную экспертизу открытий, изобретений, промышлен ных образцов и товарных знаков; государственную оцен ку научно-технического уровня новых разработок и регистрацию основных стадий технического освоения на учных достижений; контроль за реализацией межотрасле вых комплексных программ и освоением закупленных ли цензий; контроль за функционированием единого механиз ма экономического стимулирования и материального поощрения изобретателей, а также создателей новой тех ники.
Важным звеном на этой стадии управления призвана стать АСУ «Изобретение».
Содержание этапов управления техническим освоени ем научных достижений показано на рис. 7.
Основные работы по техническому освоению научных достижений проводятся в отраслях народного хозяйства. Поэтому управление непрерывным процессом создания новой техники осуществляется непосредственно в голов ных организациях, предприятиях, объединениях. На них лежит ответственность за все стадии создания и освоения новой техники, за обеспечение организационно-экономи ческих условий ее разработки на основе или с использо ванием изобретений и последующего опытно-промышлен ного освоения.
Создание предпосылок для творческой разработки но вой техники в организациях и на предприятиях связано прежде всего с правильной ориентацией ученых и инжене ров-разработчиков путем обеспечения их информацией о важнейших технических задачах, ожидающих своего ре шения, о целесообразности, научно-технических и экономи ческих возможностях осуществления разработок. Парал лельно необходимо проводить постоянную работу по по вышению уровня знаний и творческих навыков, изобрета телей и разработчиков, в частности путем обучения их на
165
Этапы управления
Рис. 7. Этапы управления техническим освоением научных достижений
специальных курсах и в институтах повышения квалифи кации.
Содействие изобретательству предполагает оказание методической помощи разработчикам со стороны изобре тательских и патентных служб, министерств, объедине ний, предприятий, выявление и предварительную экспер тизу найденных технических решений с целью обеспече ния их правовой охраны.
Однако количественное увеличение заявок и выдавае мых авторских свидетельств является, как указывалось, лишь формальным показателем ускорения научно-техни ческого прогресса, поскольку темпы его определяются числом и важностью изобретений, использованных в раз работках и реализованных в новой технике. Это обуслов ливает необходимость целенаправленного управления техническим творчеством, которое, в частности, предпо лагает сбор и анализ поступающих новаторских предло жений, определение реальной весомости тех или иных предлагаемых решений, оценку их инженерно-техниче ской значимости и отбор наиболее важных или перспек тивных изобретений для последующей разработки.
В число основных организационных задач входят от бор наиболее важных технических решений и содействие их использованию. Имеются в виду первоочередное вклю чение этих технических решений в планы новой техники, принятие мер по своевременному обеспечению их разра ботчиками и средствами промышленного освоения. В круг этих задач входит также дальнейшее развертывание па тентно-лицензионной работы по защите отечественных изобретений патентами за рубежом и продаже лицензий, являющихся одной из выгодных форм освоения научнотехнических достижений. Кроме того, необходимо обеспе чить оценку эффективности новой техники и использован ных в ней изобретений, патентно-лицензионных операций, а также материальное поощрение изобретателей и созда телей новой техники.
Общее руководство процессами технического освоения научных достижений в отрасли призвано осуществлять министерство путем проведения систематической работы по изучению потребностей народного хозяйства в новой технике, определению технической политики, и в частно сти очередности использования в отрасли тех или иных научно-технических достижений. Определение основных
168
направлений развития техники в отраслях народного хо зяйства включает выявление общественных потребностей в новой продукции той или иной отрасли, оценку целесо образности осуществления тех или иных разработок и определение научно-технических и экономических воз можностей их реализации.
Для успешного выполнения перечисленных организа ционных задач министерствам предстоит организовать це ленаправленное информационное обеспечение как собст венно процессов изобретательства и разработки новой техники, так и функций управления техническим освоени ем научных достижений путем комплексного использова ния в отраслях различных документальных источников и синтезирования технико-экономической информации: о важнейших технических задачах, о спросе на новую тех нику, об уровне и тенденциях ее развития. Особую акту альность эта задача приобретает для отраслевых мини стерств и промышленных объединений. Централизованное управление техническим освоением научных достиже ний в этих звеньях возможно только на базе современных информационных систем, так как информация сегодня — важнейшее средство обеспечения жизненности принимае мых решений.
Организация быстрейшего внедрения достижений нау ки и техники в производство во многом зависит от четко го взаимодействия аппарата отраслевых министерств с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями, предприятиями и объединениями. При этом ведущая роль в налаживании такого взаимодействия принадлежит министерству, которое несет основную от ветственность за обеспечение высокой экономической эф фективности и научно-технического уровня выпускаемой продукции *. В его обязанности входят систематическая оценка технико-экономического уровня производства, рас смотрение проектов планов производства и осуществление контроля за их выполнением.
Непосредственное управление техническим освоением научных достижений в отрасли может выполнять техни
ческое управление министерства, |
которое |
может осуще- |
|
’ |
См. Дубровский К. И. Министерство и |
научно-техниче |
|
ское |
развитие отрасли. — «Советское |
государство и право», |
1971, № 12.
169
ствлять все научно-технические, экономические, юридиче ские, информационные, патентно-лицензионные и другие функции, обеспечивающие проведение в отрасли единой технической политики и высокий научно-технический уро вень разработок. В задачи технического управления ми нистерств может также входить организационное оформ ление основных направлений научно-технического разви тия, необходимых для решения отраслевых комплексных задач разработки и освоения новой техники, а также для участия в межотраслевых комплексных программах.
Наши организации и предприятия располагают целым рядом служб-—планово-финансовых, информационных, изобретательских, патентно-лицензионных и других, участвующих в процессах управления техническим осво ением научных достижений. Однако деятельность этих служб не всегда скоординирована; она направляется раз ными ведомствами, регулируется различными, не всегда увязанными методическими указаниями и нормативными актами.
В последнее время получает все более широкое рас пространение системный подход к совершенствованию уп равления. Комплексный, системный подход позволяет представить управляемую систему как целостный комп лекс взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью, позволяет руководителю наметить оптимальный курс действий на основе всестороннего анализа целей, раскрытия как можно более широкого набора альтерна тив, количественного сравнения затрат, эффективности и риска на каждом из альтернативных путей достижения этих целей. Системный анализ служит основой проекти рования организационных структур управления вокруг определенных целей и методов решения той или иной за дачи, а не наоборот1. В применяемых при этом про граммных (целевых) структурах управления происходит интеграция различных функций, подчиненная достиже нию определенных целей.
В основе применяемого в этом случае системного под хода к управлению лежат следующие принципы:
процесс принятия решений должен начинаться с выяв ления конечных целей;
1 См., Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., «Наука», 1972, с. 146—147.
170
к каждой крупной задаче надо подходить как к слож ной системе, т. е. выявляя все взаимосвязи и последствия того или иного решения (по вертикали — во времени и по горизонтали — с точки зрения влияния на другие области науки и производства);
при подготовке решения важно выявить все возмож ные альтернативы для выбора оптимальной;
механизм управления должен быть подчинен цели или задаче, которая реализуется с его помощью.
В современных условиях развития экономики следу ет переходить на новые, более эффективные формы управ ления научно-техническим прогрессом во всех звеньях на родного хозяйства. Назрела необходимость создания в каждом объединении, в крупных отраслевых научно-ис следовательских, проектно-конструкторских, технологи ческих и других организациях специальных советов по определению и осуществлению технической политики дан ной организации.
Такой совет может иметь в своем составе ведущих спе циалистов и-возглавляться одним из руководителей соот ветствующей организации. На регулярных заседаниях этого совета необходимо решать принципиальные вопросы технической политики, рассматривать проекты планов но вой техники, предложения по разработке наиболее важ ных изобретений и результаты выполнения сетевых гра фиков технического освоения научных достижений. В сво ей повседневной работе совет может опираться на специ альное структурное подразделение, например, на отдел перспективных разработок или отдел новой техники, объе диняющий ряд взаимосвязанных служб, совместно участ вующих в непосредственном управлении процессами со здания новой техники на основе научных достижений и наиболее эффективных изобретений.
Для повышения уровня работы в отделах новой тех ники (перспективных разработок) необходимо поднять значение, роль и престиж работающих в них сотрудни ков. Такие укрупненные подразделения следует оснастить современными техническими средствами и укомплекто вать специалистами высшей квалификации, которые, по мимо специальных знаний, необходимых для выполнения тех или иных функций в составе подразделения, должны обладать достаточной широтой взглядов, необходимой советникам руководителя организации по вопросам тех
171
нической политики. Для обеспечения подготовки таких специалистов необходимо внести соответствующие кор рективы в программы вузов и существующих отраслевых институтов повышения квалификации.
Целесообразно организовать централизованное обуче ние представителей отраслей всему комплексу проблем определения направлений технического прогресса, орга низации целенаправленного технического творчества, внедрения новых технических идей в производство и осу ществления патентно-лицензионной работы. В этом на правлении могла бы развиваться и действующая сейчас программа обучения в Центральном институте повыше ния квалификации руководящих работников и специалис тов народного хозяйства в области патентной работы.
В условиях ускорения темпов научно-технического прогресса возникает настоятельная необходимость комп лексного решения многих вопросов технического освоения научных достижений. Все большее количество научнотехнических проблем приобретает межотраслевой харак тер, их решение требует увязки деятельности многих ми нистерств и ведомств. Растущая специализация исследо ваний и разработок порождает объективную потребность в их координации.
Потребность в координации ощущается особенно ост ро в области создания и внедрения новых орудий труда, материалов и технологических процессов. Отсюда возни кает необходимость в общегосударственном управлении процессами технического освоения научных достижений, в создании всесоюзного управляющего органа — высшего звена общегосударственной системы управления техниче ским освоением научных достижений. Функции такого ор гана, как указывалось, могли бы быть возложены на Го сударственный комитет Совета Министров СССР по де лам изобретений и открытий. Выполняя эти функции, он должен действовать в тесной взаимосвязи с Госпланом
СССР и Государственным комитетом Совета Министров
СССР по науке и технике, призванным проводить научнотехническую политику в стране.
Совершенствование управления научно-техническим прогрессом потребует существенных изменений в содер жании деятельности Госкомитета по делам изобретений и открытий и подведомственных ему организаций, заметно скажется на выполняемых им функциях и организацион
172