Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ве основных этапов управления техническим освоением научных достижений можно выделить: 1) прогнозирова­ ние и планирование технического освоения научных дости­ жений; 2) организацию процессов воплощения научных идей в технические решения, создания на их основе новых объектов техники и их опытно-промышленного освоения; 3) контроль за ходом и эффективностью реализации пла­ нов технического освоения научных достижений.

На этапе прогнозирования и планирования осущест­ вляются два мероприятия: определяются основные на­ правления развития науки и техники и разрабатываются планы технического освоения научных достижений.

Определение основных направлений развития науки и техники предполагает всесторонний анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся прогнозы развития науки и техники, информация о состоя­ нии и тенденциях развития смежных областей знания, ре­ комендации вышестоящих инстанций о разработке важ­ нейших направлений развития техники, а также данные о возможном материально-техническом, кадровом обеспе­ чении и тому подобные сведения, влияющие на выбор ос­ новных направлений. К внутренним факторам относятся материально-техническая база организаций-исполните­ лей, подготовленность кадров и т. д.

Разработка планов технического освоения научных достижений в отраслях народного хозяйства может осу­ ществляться под воздействием двух направляющих им­ пульсов. Роль первого импульса выполняют рекоменда­ ции вышестоящих инстанций о важнейших направлениях развития науки и техники, о наиболее актуальных обще­ ственных потребностях в новых технических объектах. Второй импульс поступает из нижестоящих организаций как продукт творческой активности и изобретательской деятельности коллективов исследователей и разработчи­ ков. Именно на этом этапе решается вопрос о целесооб­ разности включения в план технического освоения науч­ ных достижений ранее созданных изобретений (своих или заимствованных), приобретения зарубежных лицензий и т. п.

Для обеспечения непрерывности процесса техническо­ го освоения научных достижений важно разрабатывать преимущественно единые планы технического освоения научных достижений для каждого вновь создаваемого

163

объекта техники, охватывающие во времени все этапы — от прикладных исследований и до опытно-промышленно­ го освоения в производстве—-с указанием конкретных исполнителей, объемов и источников финансирования каждого задания или темы. Утверждению плана должна предшествовать оценка научно-технического уровня пла­ нируемой разработки (ведомственная или вневедомствен­ ная — в зависимоости от ее важности) с ориентацией на уровень техники в перспективе, определенный при выборе основных направлений развития науки и техники. При такой ориентации в ходе разработки будут неизбежно создаваться и использоваться новые изобретения, повы­ шающие эффективность и конкурентоспособность конеч­ ного объекта.

Прогнозирование и планирование технического освое­ ния научных достижений справедливо расценивают как «статический» этап управления, имеющий ярко выражен­ ный информационный характер. Действительно, управле­ ние на этом этапе основывается преимущественно на внешней и внутренней информации, а результат управле­ ния проявляется также в информации, необходимой для принятия решений о направлениях развития науки и тех­ ники и разработки плана технического освоения научных достижений.

В отличие от этого второй и третий этапы отражают «динамику» управления процессами технического освое­ ния научных достижений.

Второй этап управления — организация процессов во­ площения научных идей в технические решения, создания на их основе новых объектов техники и их опытно-про­ мышленного освоения — охватывает весьма обширный круг организационных задач. К их числу относятся, в частности:

обеспечение высокого уровня исследований и разра­ боток (информационное обеспечение руководителей орга­ низаций и предприятий, ученых и инженеров; повышение уровня их знаний и творческих навыков; содействие изоб­ ретательству) ;

использование важнейших технических решений и ос­ нованных на них разработок в народном хозяйстве стра­ ны и за рубежом (отбор наиболее важных технических решений и содействие их освоению; организация и осуще­ ствление патентно-лицензионных операций);

164


использование экономических средств управления (оценка экономической эффективности новой техники и использованных в ней изобретений; поощрений изобрета­ телей и создателей новой техники и др.).

Третий этап управления предполагает осуществление контроля за ходом и качеством реализации планов техни­ ческого освоения научных достижений. Он включает: контроль за состоянием изобретательской и патентно-ли­ цензионной работы в стране; ведомственную и вневедом­ ственную экспертизу открытий, изобретений, промышлен­ ных образцов и товарных знаков; государственную оцен­ ку научно-технического уровня новых разработок и регистрацию основных стадий технического освоения на­ учных достижений; контроль за реализацией межотрасле­ вых комплексных программ и освоением закупленных ли­ цензий; контроль за функционированием единого механиз­ ма экономического стимулирования и материального поощрения изобретателей, а также создателей новой тех­ ники.

Важным звеном на этой стадии управления призвана стать АСУ «Изобретение».

Содержание этапов управления техническим освоени­ ем научных достижений показано на рис. 7.

Основные работы по техническому освоению научных достижений проводятся в отраслях народного хозяйства. Поэтому управление непрерывным процессом создания новой техники осуществляется непосредственно в голов­ ных организациях, предприятиях, объединениях. На них лежит ответственность за все стадии создания и освоения новой техники, за обеспечение организационно-экономи­ ческих условий ее разработки на основе или с использо­ ванием изобретений и последующего опытно-промышлен­ ного освоения.

Создание предпосылок для творческой разработки но­ вой техники в организациях и на предприятиях связано прежде всего с правильной ориентацией ученых и инжене­ ров-разработчиков путем обеспечения их информацией о важнейших технических задачах, ожидающих своего ре­ шения, о целесообразности, научно-технических и экономи­ ческих возможностях осуществления разработок. Парал­ лельно необходимо проводить постоянную работу по по­ вышению уровня знаний и творческих навыков, изобрета­ телей и разработчиков, в частности путем обучения их на

165

Этапы управления

Рис. 7. Этапы управления техническим освоением научных достижений


специальных курсах и в институтах повышения квалифи­ кации.

Содействие изобретательству предполагает оказание методической помощи разработчикам со стороны изобре­ тательских и патентных служб, министерств, объедине­ ний, предприятий, выявление и предварительную экспер­ тизу найденных технических решений с целью обеспече­ ния их правовой охраны.

Однако количественное увеличение заявок и выдавае­ мых авторских свидетельств является, как указывалось, лишь формальным показателем ускорения научно-техни­ ческого прогресса, поскольку темпы его определяются числом и важностью изобретений, использованных в раз­ работках и реализованных в новой технике. Это обуслов­ ливает необходимость целенаправленного управления техническим творчеством, которое, в частности, предпо­ лагает сбор и анализ поступающих новаторских предло­ жений, определение реальной весомости тех или иных предлагаемых решений, оценку их инженерно-техниче­ ской значимости и отбор наиболее важных или перспек­ тивных изобретений для последующей разработки.

В число основных организационных задач входят от­ бор наиболее важных технических решений и содействие их использованию. Имеются в виду первоочередное вклю­ чение этих технических решений в планы новой техники, принятие мер по своевременному обеспечению их разра­ ботчиками и средствами промышленного освоения. В круг этих задач входит также дальнейшее развертывание па­ тентно-лицензионной работы по защите отечественных изобретений патентами за рубежом и продаже лицензий, являющихся одной из выгодных форм освоения научнотехнических достижений. Кроме того, необходимо обеспе­ чить оценку эффективности новой техники и использован­ ных в ней изобретений, патентно-лицензионных операций, а также материальное поощрение изобретателей и созда­ телей новой техники.

Общее руководство процессами технического освоения научных достижений в отрасли призвано осуществлять министерство путем проведения систематической работы по изучению потребностей народного хозяйства в новой технике, определению технической политики, и в частно­ сти очередности использования в отрасли тех или иных научно-технических достижений. Определение основных

168

направлений развития техники в отраслях народного хо­ зяйства включает выявление общественных потребностей в новой продукции той или иной отрасли, оценку целесо­ образности осуществления тех или иных разработок и определение научно-технических и экономических воз­ можностей их реализации.

Для успешного выполнения перечисленных организа­ ционных задач министерствам предстоит организовать це­ ленаправленное информационное обеспечение как собст­ венно процессов изобретательства и разработки новой техники, так и функций управления техническим освоени­ ем научных достижений путем комплексного использова­ ния в отраслях различных документальных источников и синтезирования технико-экономической информации: о важнейших технических задачах, о спросе на новую тех­ нику, об уровне и тенденциях ее развития. Особую акту­ альность эта задача приобретает для отраслевых мини­ стерств и промышленных объединений. Централизованное управление техническим освоением научных достиже­ ний в этих звеньях возможно только на базе современных информационных систем, так как информация сегодня — важнейшее средство обеспечения жизненности принимае­ мых решений.

Организация быстрейшего внедрения достижений нау­ ки и техники в производство во многом зависит от четко­ го взаимодействия аппарата отраслевых министерств с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями, предприятиями и объединениями. При этом ведущая роль в налаживании такого взаимодействия принадлежит министерству, которое несет основную от­ ветственность за обеспечение высокой экономической эф­ фективности и научно-технического уровня выпускаемой продукции *. В его обязанности входят систематическая оценка технико-экономического уровня производства, рас­ смотрение проектов планов производства и осуществление контроля за их выполнением.

Непосредственное управление техническим освоением научных достижений в отрасли может выполнять техни­

ческое управление министерства,

которое

может осуще-

См. Дубровский К. И. Министерство и

научно-техниче­

ское

развитие отрасли. — «Советское

государство и право»,

1971, № 12.

169


ствлять все научно-технические, экономические, юридиче­ ские, информационные, патентно-лицензионные и другие функции, обеспечивающие проведение в отрасли единой технической политики и высокий научно-технический уро­ вень разработок. В задачи технического управления ми­ нистерств может также входить организационное оформ­ ление основных направлений научно-технического разви­ тия, необходимых для решения отраслевых комплексных задач разработки и освоения новой техники, а также для участия в межотраслевых комплексных программах.

Наши организации и предприятия располагают целым рядом служб-—планово-финансовых, информационных, изобретательских, патентно-лицензионных и других, участвующих в процессах управления техническим осво­ ением научных достижений. Однако деятельность этих служб не всегда скоординирована; она направляется раз­ ными ведомствами, регулируется различными, не всегда увязанными методическими указаниями и нормативными актами.

В последнее время получает все более широкое рас­ пространение системный подход к совершенствованию уп­ равления. Комплексный, системный подход позволяет представить управляемую систему как целостный комп­ лекс взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью, позволяет руководителю наметить оптимальный курс действий на основе всестороннего анализа целей, раскрытия как можно более широкого набора альтерна­ тив, количественного сравнения затрат, эффективности и риска на каждом из альтернативных путей достижения этих целей. Системный анализ служит основой проекти­ рования организационных структур управления вокруг определенных целей и методов решения той или иной за­ дачи, а не наоборот1. В применяемых при этом про­ граммных (целевых) структурах управления происходит интеграция различных функций, подчиненная достиже­ нию определенных целей.

В основе применяемого в этом случае системного под­ хода к управлению лежат следующие принципы:

процесс принятия решений должен начинаться с выяв­ ления конечных целей;

1 См., Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., «Наука», 1972, с. 146—147.

170

к каждой крупной задаче надо подходить как к слож­ ной системе, т. е. выявляя все взаимосвязи и последствия того или иного решения (по вертикали — во времени и по горизонтали — с точки зрения влияния на другие области науки и производства);

при подготовке решения важно выявить все возмож­ ные альтернативы для выбора оптимальной;

механизм управления должен быть подчинен цели или задаче, которая реализуется с его помощью.

В современных условиях развития экономики следу­ ет переходить на новые, более эффективные формы управ­ ления научно-техническим прогрессом во всех звеньях на­ родного хозяйства. Назрела необходимость создания в каждом объединении, в крупных отраслевых научно-ис­ следовательских, проектно-конструкторских, технологи­ ческих и других организациях специальных советов по определению и осуществлению технической политики дан­ ной организации.

Такой совет может иметь в своем составе ведущих спе­ циалистов и-возглавляться одним из руководителей соот­ ветствующей организации. На регулярных заседаниях этого совета необходимо решать принципиальные вопросы технической политики, рассматривать проекты планов но­ вой техники, предложения по разработке наиболее важ­ ных изобретений и результаты выполнения сетевых гра­ фиков технического освоения научных достижений. В сво­ ей повседневной работе совет может опираться на специ­ альное структурное подразделение, например, на отдел перспективных разработок или отдел новой техники, объе­ диняющий ряд взаимосвязанных служб, совместно участ­ вующих в непосредственном управлении процессами со­ здания новой техники на основе научных достижений и наиболее эффективных изобретений.

Для повышения уровня работы в отделах новой тех­ ники (перспективных разработок) необходимо поднять значение, роль и престиж работающих в них сотрудни­ ков. Такие укрупненные подразделения следует оснастить современными техническими средствами и укомплекто­ вать специалистами высшей квалификации, которые, по­ мимо специальных знаний, необходимых для выполнения тех или иных функций в составе подразделения, должны обладать достаточной широтой взглядов, необходимой советникам руководителя организации по вопросам тех­

171


нической политики. Для обеспечения подготовки таких специалистов необходимо внести соответствующие кор­ рективы в программы вузов и существующих отраслевых институтов повышения квалификации.

Целесообразно организовать централизованное обуче­ ние представителей отраслей всему комплексу проблем определения направлений технического прогресса, орга­ низации целенаправленного технического творчества, внедрения новых технических идей в производство и осу­ ществления патентно-лицензионной работы. В этом на­ правлении могла бы развиваться и действующая сейчас программа обучения в Центральном институте повыше­ ния квалификации руководящих работников и специалис­ тов народного хозяйства в области патентной работы.

В условиях ускорения темпов научно-технического прогресса возникает настоятельная необходимость комп­ лексного решения многих вопросов технического освоения научных достижений. Все большее количество научнотехнических проблем приобретает межотраслевой харак­ тер, их решение требует увязки деятельности многих ми­ нистерств и ведомств. Растущая специализация исследо­ ваний и разработок порождает объективную потребность в их координации.

Потребность в координации ощущается особенно ост­ ро в области создания и внедрения новых орудий труда, материалов и технологических процессов. Отсюда возни­ кает необходимость в общегосударственном управлении процессами технического освоения научных достижений, в создании всесоюзного управляющего органа — высшего звена общегосударственной системы управления техниче­ ским освоением научных достижений. Функции такого ор­ гана, как указывалось, могли бы быть возложены на Го­ сударственный комитет Совета Министров СССР по де­ лам изобретений и открытий. Выполняя эти функции, он должен действовать в тесной взаимосвязи с Госпланом

СССР и Государственным комитетом Совета Министров

СССР по науке и технике, призванным проводить научнотехническую политику в стране.

Совершенствование управления научно-техническим прогрессом потребует существенных изменений в содер­ жании деятельности Госкомитета по делам изобретений и открытий и подведомственных ему организаций, заметно скажется на выполняемых им функциях и организацион­

172