Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

общегосударственный институт охраны отечественных научно-технических достижений, включающих открытия, изобретения, промышленные образцы и другие, основан­ ные на них разработки и законченные объекты новой техники. Этот институт, в свою очередь, может включать две подсистемы: внутригосударственную и внешнеэконо­ мическую.

Внутригосударственная подсистема должна обеспе­ чить защиту привилегий передовых организаций, пред­ приятий и лиц, участвующих в создании и освоении изо­ бретений и основанной на них новой техники. Поощрение предприятий путем предоставления им исключительных прав на использование изобретений при социализме не­ приемлемо. Эта задача должна решаться путем обеспе­ чения иных привилегированных условий организациям и предприятиям, создающим и осваивающим изобретения. Имеются в виду прежде всего такие регулируемые госу­ дарством экономические привилегии, как льготное финан­ сирование разработок, осуществляемых на высоком науч­ но-техническом уровне: предоставление кредитов; созда­ ние более крупных фондов поощрения; обеспечение при­ были с помощью системы ценообразования; возмездная передача технического опыта; выплата вознаграждений изобретателям, участникам разработки и освоения новой техники и т. д. Внутригосударственная подсистема долж­ на регулировать предоставление таких привилегий с по­ мощью нормативных актов, опирающихся на заключения вневедомственной экспертизы и государственную регист­ рацию основных этапов технического освоения научных достижений.

В социалистическом обществе техническое новшество принадлежит государству и может в принципе использо­ ваться любым предприятием. Однако государство может в каждом конкретном случае регулировать масштабы его распространения. В одних случаях оно может ускорять массовое применение технического решения, распростра­ няя экономические привилегии на более широкий круг предприятий, освобождая их от компенсации за получе­ ние технического опыта и т. д. В других случаях, напро­ тив, государство вправе ограничивать с помощью эконо­ мических рычагов сферу распространения новшества, улучшая тем самым показатели производственно-хозяй­ ственной деятельности технически более COBÇpineHHbïX

156

предприятий и отраслей. Такой порядок будет стимули­ ровать руководителей организаций и предприятий к пере­ ходу на передовые рубежи научно-технического прогрес­ са, перестраивая структуру производства.

Важно обеспечить гибкость внутригосударственной подсистемы, с тем чтобы она допускала различные вари­ анты регулируемого законом стимулирования научно-тех­ нического прогресса посредством применения таких эко­ номических рычагов, которые в наибольшей степени соответствуют конкретным условиям, например: а) пре­ имущественное предоставление льгот на стадии реализа­ ции новой продукции и передачи опыта другим предприя­ тиям (в частности, при создании новшеств, подлежащих широкому распространению); б) преимущественное бюд­ жетное финансирование при выполнении наиболее важных государственных заданий, а также работ, которые за­ трудняют или исключают (в частности, ввиду их секрет­ ности) последующую компенсацию первоначальных рас­ ходов. Однако и в этом случае должны сохраняться стимулы к покрытию части расходов за счет последующих льгот. В противном случае определенная часть организа­ ций и предприятий, находящихся на бюджетном финан­ сировании, не будет заинтересована в государственной регистрации технических новшеств. Такое положение, если его не устранить, будет препятствовать широкому распространению научно-технических достижений через информационные и другие каналы.

Внешнеэкономическая подсистема правового регули­ рования будет призвана обеспечить более надежную за­ щиту государственного приоритета при международном обмене научно-техническими достижениями, воплотивши­ мися в конкретные конструкции, материалы и техноло­ гические процессы. Цель защиты государственного прио­ ритета— обеспечение экономических преимуществ социа­ листическим организациям и предприятиям при реализации отечественных научно-технических достиже­ ний за рубежом, а также выгодных позиций при заключе­ нии двусторонних и многосторонних соглашений с зару­ бежными фирмами и странами в целом. Для этого, в частности, необходимы нормы комплексной охраны за рубежом отечественных научно-технических достижений, предполагающей, в частности, регистрацию целых «бло­ ков» изобретений, относящихся к законченным объектам

15?


новой техники, а также промышленных образцов и товар­ ных знаков. Необходимо также законодательное закреп­ ление порядка осуществления централизованного учета и контроля за эффективностью патентно-лицензионных опе­ раций.

Нуждаются в дальнейшем совершенствовании и пра­ вовые основы научно-технического сотрудничества в рам­ ках стран — членов СЭВ, а также с другими странами. Связанная с этим нормотворческая деятельность предпо­ лагает, в частности, унификацию национальных норм за­ конодательства по изобретательству и новой технике.

Таким образом, вряд ли правомерно говорить о замене изобретательского права законодательством о новой тех­ нике и т. її. Правильнее ставить вопрос о необходимости совершенствования частных норм, касающихся отдельных стадий овеществления научных знаний, и объединения их в общее законодательство о научно-техническом прогрес­ се. Составной частью такого законодательства может стать система нормативных актов, регулирующих весь процесс технического освоения научных достижений.

5.Организация управления техническим освоением научных достижений

XXIV съезд КПСС отметил необходимость дальнейше­ го совершенствования всех сторон управления научно-тех­ ническим прогрессом. Управление научно-техническим прогрессом следует развивать по двум направлениям. На­ ряду с укреплением единства всех его звеньев важно раз­ вивать и совершенствовать формы управления отдельны­ ми звеньями комплекса «паука—техника—производство», уделяя особое внимание техническому освоению достиже­ ний пауки її внедрению высокоэффективной техники в массовое производство.

Такое развитие системы управления научно-техниче­ ским прогрессом обусловливает выделение в ней двух уровней.

Первый из них — уровень общегосударственного уп­ равления научно-техническим прогрессом в целом. Обще­ государственное управление научно-техническим прогрес­ сом— функция Государственного комитета Совета Ми­ нистров СССР по науке и технике. Второй уровень может

158

включать в себя три структурные единицы, ориентирован­ ные соответственно на звенья «наука», «техника» и «про­ изводство». В звене «наука» может осуществляться уп­ равление фундаментальными и поисковыми исследова­ ниями; высший управляющий орган этого звена — Акаде­ мия паук СССР. В звене «техника» может осуществляться управление техническим освоением научных достижений. Функции высшего управляющего органа в этом звене це­ лесообразно возложить на Государственный комитет Со­ вета Министров СССР по делам изобретений и открытий. В центре его внимания в ближайшее время будет нахо­ диться задача обеспечения совместно с министерствами и ведомствами высокого научно-технического уровня новых разработок. В звене «производство» будет осуществлять­ ся управление широким производственным освоением на­ учно-технических достижений. Функции высшего управ­ ляющего органа в этом звене целесообразно возложить на Госстандарт СССР, сосредоточив его основное внимание в ближайшие годы на обеспечении высокого качества про­ мышленной продукции.

В условиях централизованно планируемого экономиче­ ского развития народного хозяйства, осуществляемого в огромных масштабах нашей страны, предлагаемая струк­ тура общегосударственного руководства научно-техниче­ ским прогрессом представляется объективно необходи­ мой. При такой организации ответственность за осущест­ вление основных стадий научно-технического прогресса будет сконцентрирована в конкретных государственных органах, которые тем самым внесут более ощутимый вклад в дело дальнейшего научно-технического развития. Вместе с тем Госкомитет по науке и технике, освобож­ денный от необходимости решать частные вопросы теку­ щего руководства отдельными звеньями научно-техниче­ ского прогресса, сможет сосредоточить свои усилия па обеспечении единства этих звеньев, на принципиально важных проблемах научно-технического развития.

Одной из форм управления отдельными звеньями комплекса «наука—техника—производство», по нашему мнению, должна стать общегосударственная система уп­ равления техническим освоением научных достижений. Она может включать две подсистемы: внутригосударст­ венную и внешнеэкономическую. Основной следует счи­ тать внутригосударственную подсистему, которая может

159


действовать в пределах от конкретных прикладных иссле­ дований до опытпо-промышлешюго освоения новой про­ дукции на головных предприятиях, направляться социали­ стическими средствами планирования и экономического стимулирования и регулироваться советским законода­ тельством о научно-техническом прогрессе. Эта подсисте­ ма должна быть непосредственно нацелена па создание п внедрение принципиально новых орудий труда, матерплов и технологических процессов, превосходящих по сво­ им технико-экономическим показателям лучшие отечест­ венные и мировые достижения. Внешнеэкономическая подсистема призвана охватить те виды международного обмена научно-техническими достижениями, воплощенны­ ми в форму конкретных конструкций, материалов и тех­ нологических процессов, передача которых сопровождает­ ся патентно-лицензионными операциями. Она будет направляться отечественной внешнеэкономической поли­ тикой в области патентно-лицензионных операций, регу­ лироваться нормами советского законодательства о науч­ но-техническом прогрессе и строиться в соответствии с действующими положениями изобретательского и патент­ ного права, а также международными соглашениями по охране промышленной собственности.

Объектом управления внутригосударственной подсис­ темы может стать специализированная научно-производ­ ственная сфера, предназначенная для создания и опыт­ но-промышленного освоения новой техники и технологии с последующей передачей ее в сферу производства. По­ строение такой научно-производственной сферы предпо­ лагает прежде всего дальнейшую концентрацию исследо­ ваний и разработок и организационное сближение их с опытно-промышленным производством. Это условие непо­ средственно вытекает из особенностей современной науч­ но-технической революции, сопровождающейся ускорени­ ем темпов научно-технического прогресса, усложнением исследований и разработок, необходимостью обеспечения их высокого научно-технического уровня и повышением затрат на их проведение. Итоговая эффективность разра­ боток может быть обеспечена только такими организа­ циями, которые располагают достаточно большими ре­ сурсами.

Основу научно-производственной сферы могут со ставить организованные по отраслевому принципу научно­

160

исследовательские, проектно-конструкторские, технологи­ ческие организации и головные предприятия, а также создаваемые производственные, научно-производственные объединения, всесоюзные и республиканские промышлен­ ные объединения. Наряду с ними создаются всесоюзные или республиканские научные центры, институты при больших предприятиях и предприятия-посредники, являю­ щиеся прообразами специализированных предприятий с задачей внедрять в производство важнейшие достижения науки и техники, обобщать и распространять передовой опыт.

Накопленный в стране положительный опыт показыва­ ет, что объединения получают возможность для комплекс­ ного решения научно-технических проблем, создания и освоения в сжатые сроки действительно новой техники. Так, время освоения технических новшеств в научно-про­ изводственных объединениях сокращается в 2—3 раза по сравнению с обычным порядком освоения. Наибольшего эффекта в этом добиваются те учреждения, которые при­ меняют гибкйе организационные формы осуществления разработок и освоения достижений, организуют взаимо­ действие разработчиков с заводскими технологами для обеспечения необходимой преемственности в ходе всего процесса технического освоения научных достижений. По­ ложительный опыт такой деятельности накоплен в Инсти­ туте электросварки имени Е. О. Патона Академии наук УССР.

Заслуживает внимания опыт Сибирского отделения Академии наук СССР, осваивающего новые формы связи науки с производством. Так, некоторые министерства со­ здают КБ и опытные производства для освоения научных идей сибирских ученых. Тем самым создается научно-про­ изводственный комплекс, охватывающий все стадии ове­ ществления научных знаний, включающий даже фунда­ ментальные исследования '. Получает все большее при­ знание идея создания в крупных городах межвузовских КБ с опытным производством для повышения эффектив­ ности научных исследований в высшей школе и ускорения их использования в производстве 12. Очень полезную для

1 См.

Даниловцев П., Каныгин

Ю. От лаборатории

до завода.

Новосибирск, Западно-Сибирское

книжн. изд., 1971.

2 См. Гу тин С. Союз ученого и инженера. — «Известия», 1972, 5 июня.

6—796

161



реализации изобретений деятельность осуществляют ор­ ганизации, обеспечивающие практическую разработку новых технических решений на хоздоговорных началах. Такая практика должна получить самое широкое распро­ странение.

Объектом управления внешнеэкономической подсисте­ мы может стать преимущественно та часть международ­ ного обмена научно-техническими достижениями, которая сопровождается патентно-лицензионными операциями.

Как бы ни велики были научно-технические и производст­ венные ресурсы той или другой страны, они составляют лишь часть мирового потенциала, двигающего научнотехнический прогресс. В этих условиях, по мере роста на­ учно-технических возможностей нашей страны развивает­ ся сотрудничество советских организаций с организация­ ми и фирмами зарубежных стран, и прежде всего со странами — членами СЭВ. Все это сопровождается расту­ щим обменом научно-техническими достижениями, увели­ чением масштабов патентно-лицензионных операций.

Внешнеэкономическая подсистема призвана играть зависимую роль по отношению к внутригосударственной подсистеме. Поэтому ее назначение будет заключаться не только в управлении патентно-лицензионными опера­ циями, но в обеспечении взаимосвязи между внешнеэко­ номической и внутригосударственной подсистемами, в подчинении внешнеэкономической программы обмена на­ учно-техническими достижениями задаче создания и внед­ рения принципиально новых объектов техники, превосхо­ дящих лучшие отечественные и мировые достижения. По­ этому далее преимущественно рассматриваются вопросы организации внутригосударственной подсистемы.

Функционирование общегосударственной системы уп­ равления техническим освоением научных достижений должно представлять собой единый управляемый процесс при органическом сочетании отраслевого и централизо­ ванного принципов управления с максимальным развити­ ем инициативы организаций и предприятий, а также твор­ ческой активности трудящихся.

Управление техническим освоением научных достиже­ ний представляет собой деятельность, направленную на обеспечение высокого научно-технического уровня вновь разрабатываемых объектов техники, сокращение сроков их создания и опытно-промышленного освоения. В качест­

162