Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а ! I

 

 

 

 

 

 

 

 

Электродвигатель типа ДИД

 

 

 

Параметры

 

0.1ТА

0.5ТА

0.6ТА

ITA

2TA

ЗТА

 

 

 

 

 

 

 

5ТА

ЮТА

Напряжение

возбужде-

36

36

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

36

36

36

Напряжение

управле­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния, в

 

 

 

 

30

30

30

30

30

30

30

30

Частота

сети, гц . . . .

400

400

400

400

400

400

. 400

400

Мощность

на

валу, вт

0,1

0,3

0,6

1

2

3

5

10

Скорость

 

вращения хо­

 

 

 

 

 

 

 

 

лостого

хода,

об/мин

13 000

14 000

16 000

18 000

18 000

8000

6000

10 000

Пусковой

ток

управле-

0,07

0,11

0,1

0,12

0,23

 

 

 

 

 

 

 

 

0,4

0,48

0,75

Пусковой

ток возбуж­

 

 

 

 

 

 

 

 

дения,

а

 

 

0,08

0,15

0,155

0,25

0,4

0,7

1,2

1,4

Номинальный

вращаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

щий момент, Г см . .

1,5

3,5

6,5

9,0

18

56

120

150

Пусковой

момент, Г см

2,6

7,0

12

16

34

100

220

280

Момент

инерции

рото­

 

 

 

 

 

 

 

 

ра, Г-см-сек2-Ю-4

. .

2,25

4,5

7,5

7

9

24

250

370

Вес, кг

 

 

 

 

0,025

0,05

0,06

0,11

0,16

0,35

0,72

1



После того, как электродвигатель выбран, становятся извест­

ными его параметры: момент инерции

ротора / д в ,

номинальная

скорость вращения QH 0 M ,

номинальный

и пусковой

моменты М н о м

и М п и т. д. (см. табл. 9,

10, 11). Определив передаточное число ре­

дуктора из условия соответствия максимальной скорости нагрузки и номинальной скорости вращения электродвигателя

 

і = (' - • - ' . 2 ) Q H O M

(8 . 6)

 

^тах

 

для

электродвигателей постоянного тока и

 

 

і =

(8 . 7)

 

&тах

 

для

асинхронных электродвигателей, необходимо убедиться

в том,

что выбранный электродвигатель обеспечит заданный закон движе­ ния выходной оси и не будет перегреваться. Проверка правильно­ сти выбранного электродвигателя производится по величине экви­ валентного (среднеквадратичного) момента

где

rj — коэффициент

полезного действия

редуктора;

 

Мтр — момент сухого трения, который

принимается равным

 

Мгр = 0,125

М д в . н о м .

 

Величина эквивалентного момента Мэ не должна превышать номинальный момент выбранного электродвигателя, т. е. должно выполняться неравенство

 

 

М Э < М Д В . Н 0 М .

(8.9)

 

Кроме того, двигатель проверяется на перегрузочную способ­

ность по выражению

 

 

 

 

^ - < ( 2 ^ 2 , Ь ) ,

(8.10)

 

 

• М д в . НОМ

 

 

где

— максимальный момент

сопротивления

нагрузки, при­

 

веденный к валу электродвигателя и

определяемый

 

формулой

 

 

 

Mmax

= (j„ + £ - ) ігтах

+ fн + М т р V

(8.11)

 

 

і2ц J

\іц

 

Здесь обозначения аналогичны обозначениям в выражении (8.8). Если контрольные неравенства (8.9) и (8.10) не выполняются, необходимо взять электродвигатель большей мощности и повто­ рить расчет. Затем следует проверка электродвигателя на оптималь­ ное передаточное отношение, определяемое из условия наимень-

93


шего эквивалентного момента dMJdi = О,

2

опт

(8.12)

 

Оптимальное передаточное число в маломощных системах обычно не находится.

§ 20. ВЫБОР Р Е Д У К Т О Р А

Редукторы, применяемые в системах автоматизированных элек­ троприводов, характеризуются следующими специфическими осо­ бенностями:

1) несамотормозящимися передачами во избежание заклинива­ ния их при торможении и реверсе;

2)недопустимостью больших зазоров (люфтов), затрудняющих стабилизацию автоматизированного электропривода и вызываю­ щих автоколебания;

3)достаточной жесткостью и прочностью зубчатой передачи;

4)возможно меньшей инерционностью передачи;

5)обеспечением минимального трения покоя передачи. Передаточное число редуктора определяется, как показано выше,

одновременно с выбором исполнительного электродвигателя. Люфт в передаче, которая охвачена цепью обратной связи, ча­

сто является источником возникновения автоколебаний. Экспери­ ментально установлено, что люфт хл должен быть меньше половины статической ошибки системы и в 5—10 раз меньше ее динамической ошибки, т. е.

(8.13)

Для уменьшения люфтов в передаче применяют эвольвентный про­ филь, позволяющий нарезать зубцы обкаткой, т. е. наиболее произ­ водительным и точным способом. Кроме того, иногда в редукторах используются специальные разрезные шестерни с натягом.

Жесткость зубчатой передачи должна быть такой, при которой собственные частоты этой передачи с учетом момента инерции объекта были бы больше, по крайней мере в 5—10 раз, наивысшей резонансной частоты остальных звеньев системы.

При расчете статических и динамических нагрузок потери на трение в редукторе обычно учитывают путем введения в расчетные формулы коэффициента полезного действия передачи. Для ориен-

94

тировочных расчетов можно воспользоваться приведенными значе­ ниями к. п. д. (на одну пару звеньев передачи):

Цилиндрическая зубчатая

0,9 -=-0,94

Коническая зубчатая . .

0,88 -г- 0,92

Винтовая зубчатая . . .

0,9

--0,94

Реечная

0,9

-=-0,94

Несмотря на то, что трение и люфт — полярно противоположные явления, они могут возникать в одном и том же зацеплении, если у зацепляющихся шестерен начальные окружности не концентричны относительно несущих их валов. При вращении шестерен их экс­ центричность будет создавать избыточное трение на одной части

илюфт на другой.

Вбольшинстве случаев в редукторах высокоточных замкнутых систем автоматизированного электропривода применяются шарико­ вые подшипники вследствие свойственных им малых потерь на тре­ ние и малого износа.

Для зубчатых передач, применяемых в маломощных электро­ приводах систем управления, выбирают малые модули, обеспечи­ вающие малые габариты шестерен.

Поскольку передаваемые редуктором усилия по величине не­ значительны, модуль обычно не рассчитывают из условий прочно­ сти зуба, а выбирают по конструктивным соображениям из ОСТ 1597 значение т, равное 0^3; 0,4; 0^5; 0,6; 0,7; ОД Ц); 1,5; 2,0. Желательно ограничиться значениями подчеркнутых модулей.

При расчете автоматизированных электроприводов систем уп­ равления (особенно приводов с двухфазными асинхронными элек­ тродвигателями с полым ротором) часто оказывается, что момент инерции зубчатой передачи соизмерим с моментом инерции ротора исполнительного электродвигателя. В этом случае необходимо иметь редуктор, обладающий минимальным моментом инерции. Общий момент инерции редуктора, приведенный к валу электро­ двигателя, практически зависит только от четырех первых шесте­ рен.

Момент инерции зубчатой передачи можно уменьшить следую­ щими способами: применением возможно более узких колес с ма­ лым диаметром колес; изготовлением шестерен из текстолита; ис­ пользованием полых шестерен; путем правильного распределения передаточных чисел между парами. Обычно передаточное число первой пары следует выбирать в пределах 2 3, второй — в пре­ делах 4 ч-8.

§ 21. У С И Л И Т Е Л Ь Н Ы Е

У С Т Р О Й С Т В А

З А М К Н У Т Ы Х СИСТЕМ

Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д О В

Основное назначение усилительного устройства автоматизиро­ ванного электропривода — обеспечить усиление сигнала в замкну­ том контуре регулирования, необходимое для работы электропри­ вода с заданной точностью. Вместе с тем сигнал рассогласования

95


должен быть усилен по амплитуде и мощности до величины, доста­ точной для управления исполнительным двигателем.

Усилительное устройство УУ состоит из усилителя мощности

УМ и предварительного усилителя

напряжения УН (рис. 58).

У с и л и т е л ь м о щ н о с т и

нагружается на обмотку уп­

равления исполнительного двигателя и развивает на выходе мощ­ ность, необходимую для надежного управления двигателем. На вход усилителя мощности подается напряжение с выхода предва­ рительного усилителя.

При проектировании или выборе усилителя мощности стремятся обеспечить н а и б о л е е т я ж е л ы й (как правило, пусковой) режим питания обмотки управления. Очень важным параметром

усилителя мощности является его выходное (внутреннее)

с о п р о ­

т и в л е н и е ;

от величины последнего существенно зависит

элек­

 

 

 

 

тромеханическая

постоянная

Uy.tx

!

 

1 -„ .

времени электродвигателя

Тпв.

 

Для снижения

Т д в

внутреннее

 

УН

УМ

Uy.M'Uy.tbix

* 1

* 1

сопротивление

усилителя

мощ­

L..

 

1

ности

должно

быть

возможно

 

Рис. 58

 

меньшим.

 

 

 

 

 

Для

того

чтобы

обеспечить

 

 

 

 

 

 

 

 

полное

воздействие

сигналов

корректирующих устройств системы на исполнительный электродви­ гатель, зона линейности выходной характеристики усилителя мощ­ ности должна быть достаточно большой. Опыт проектирования зам­

кнутых систем электроприводов показывает, что усилитель мощ­

ности должен насыщаться не ранее, чем при выходном

напряжении

 

«ум. нас (1,2-f- 1,8)ыу .н о м ,

(8.14)

где

ыу .н о м — номинальное напряжение управления

исполнитель­

ного

электродвигателя.

 

Усилитель мощности является основным потребителем энергии источника питания. Поэтому при сопоставлении различных типов усилителей следует обращать внимание на их экономичность и для работы в системе выбирать усилитель с наибольшим к. п. д. (при прочих одинаковых показателях).

П р е д в а р и т е л ь н ы й у с и л и т е л ь увеличивает пе­ редаточный коэффициент усилительного устройства до требующе­ гося значения и компенсирует затухание, вносимое пассивными корректирующими устройствами. Величина напряжения, тока или мощности на выходе предварительного усилителя должна быть до­ статочной для полного возбуждения усилителя мощности.

Основные особенности предварительных усилителей автомати­ зированных электроприводов заключаются в следующем:

1. Усилитель должен быть надежно защищен от входных элек­ трических перегрузок, ибо в некоторых режимах работы привода напряжение на входе усилителя может превышать нормальное в де­ сятки и даже сотни раз.

96