Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а ! I
|
|
|
|
|
|
|
|
Электродвигатель типа ДИД |
|
|
|
|
Параметры |
|
0.1ТА |
0.5ТА |
0.6ТА |
ITA |
2TA |
ЗТА |
|
|
|||
|
|
|
|
|
5ТА |
ЮТА |
||||||
Напряжение |
возбужде- |
36 |
36 |
36 |
36 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
36 |
36 |
36 |
36 |
||||
Напряжение |
управле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ния, в |
|
|
|
|
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Частота |
сети, гц . . . . |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
. 400 |
400 |
|||
Мощность |
на |
валу, вт |
0,1 |
0,3 |
0,6 |
1 |
2 |
3 |
5 |
10 |
||
Скорость |
|
вращения хо |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
лостого |
хода, |
об/мин |
13 000 |
14 000 |
16 000 |
18 000 |
18 000 |
8000 |
6000 |
10 000 |
||
Пусковой |
ток |
управле- |
0,07 |
0,11 |
0,1 |
0,12 |
0,23 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
0,4 |
0,48 |
0,75 |
|||||
Пусковой |
ток возбуж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
дения, |
а |
|
|
0,08 |
0,15 |
0,155 |
0,25 |
0,4 |
0,7 |
1,2 |
1,4 |
|
Номинальный |
вращаю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
щий момент, Г см . . |
1,5 |
3,5 |
6,5 |
9,0 |
18 |
56 |
120 |
150 |
||||
Пусковой |
момент, Г см |
2,6 |
7,0 |
12 |
16 |
34 |
100 |
220 |
280 |
|||
Момент |
инерции |
рото |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ра, Г-см-сек2-Ю-4 |
. . |
2,25 |
4,5 |
7,5 |
7 |
9 |
24 |
250 |
370 |
|||
Вес, кг |
|
|
|
|
0,025 |
0,05 |
0,06 |
0,11 |
0,16 |
0,35 |
0,72 |
1 |
После того, как электродвигатель выбран, становятся извест
ными его параметры: момент инерции |
ротора / д в , |
номинальная |
|
скорость вращения QH 0 M , |
номинальный |
и пусковой |
моменты М н о м |
и М п и т. д. (см. табл. 9, |
10, 11). Определив передаточное число ре |
дуктора из условия соответствия максимальной скорости нагрузки и номинальной скорости вращения электродвигателя
|
і = (' - • - ' . 2 ) Q H O M |
(8 . 6) |
|
^тах |
|
для |
электродвигателей постоянного тока и |
|
|
і = |
(8 . 7) |
|
&тах |
|
для |
асинхронных электродвигателей, необходимо убедиться |
в том, |
что выбранный электродвигатель обеспечит заданный закон движе ния выходной оси и не будет перегреваться. Проверка правильно сти выбранного электродвигателя производится по величине экви валентного (среднеквадратичного) момента
где |
rj — коэффициент |
полезного действия |
редуктора; |
|
Мтр — момент сухого трения, который |
принимается равным |
|
|
Мгр = 0,125 |
М д в . н о м . |
|
Величина эквивалентного момента Мэ не должна превышать номинальный момент выбранного электродвигателя, т. е. должно выполняться неравенство
|
|
М Э < М Д В . Н 0 М . |
(8.9) |
|
|
Кроме того, двигатель проверяется на перегрузочную способ |
|||
ность по выражению |
|
|
||
|
|
^ - < ( 2 ^ 2 , Ь ) , |
(8.10) |
|
|
|
• М д в . НОМ |
|
|
где |
— максимальный момент |
сопротивления |
нагрузки, при |
|
|
веденный к валу электродвигателя и |
определяемый |
||
|
формулой |
|
|
|
|
Mmax |
= (j„ + £ - ) ігтах |
+ f—н + М т р V |
(8.11) |
|
|
і2ц J |
\іц |
|
Здесь обозначения аналогичны обозначениям в выражении (8.8). Если контрольные неравенства (8.9) и (8.10) не выполняются, необходимо взять электродвигатель большей мощности и повто рить расчет. Затем следует проверка электродвигателя на оптималь ное передаточное отношение, определяемое из условия наимень-
93
шего эквивалентного момента dMJdi = О,
2
опт |
(8.12) |
|
Оптимальное передаточное число в маломощных системах обычно не находится.
§ 20. ВЫБОР Р Е Д У К Т О Р А
Редукторы, применяемые в системах автоматизированных элек троприводов, характеризуются следующими специфическими осо бенностями:
1) несамотормозящимися передачами во избежание заклинива ния их при торможении и реверсе;
2)недопустимостью больших зазоров (люфтов), затрудняющих стабилизацию автоматизированного электропривода и вызываю щих автоколебания;
3)достаточной жесткостью и прочностью зубчатой передачи;
4)возможно меньшей инерционностью передачи;
5)обеспечением минимального трения покоя передачи. Передаточное число редуктора определяется, как показано выше,
одновременно с выбором исполнительного электродвигателя. Люфт в передаче, которая охвачена цепью обратной связи, ча
сто является источником возникновения автоколебаний. Экспери ментально установлено, что люфт хл должен быть меньше половины статической ошибки системы и в 5—10 раз меньше ее динамической ошибки, т. е.
(8.13)
Для уменьшения люфтов в передаче применяют эвольвентный про филь, позволяющий нарезать зубцы обкаткой, т. е. наиболее произ водительным и точным способом. Кроме того, иногда в редукторах используются специальные разрезные шестерни с натягом.
Жесткость зубчатой передачи должна быть такой, при которой собственные частоты этой передачи с учетом момента инерции объекта были бы больше, по крайней мере в 5—10 раз, наивысшей резонансной частоты остальных звеньев системы.
При расчете статических и динамических нагрузок потери на трение в редукторе обычно учитывают путем введения в расчетные формулы коэффициента полезного действия передачи. Для ориен-
94
тировочных расчетов можно воспользоваться приведенными значе ниями к. п. д. (на одну пару звеньев передачи):
Цилиндрическая зубчатая |
0,9 -=-0,94 |
|
Коническая зубчатая . . |
0,88 -г- 0,92 |
|
Винтовая зубчатая . . . |
0,9 |
--0,94 |
Реечная |
0,9 |
-=-0,94 |
Несмотря на то, что трение и люфт — полярно противоположные явления, они могут возникать в одном и том же зацеплении, если у зацепляющихся шестерен начальные окружности не концентричны относительно несущих их валов. При вращении шестерен их экс центричность будет создавать избыточное трение на одной части
илюфт на другой.
Вбольшинстве случаев в редукторах высокоточных замкнутых систем автоматизированного электропривода применяются шарико вые подшипники вследствие свойственных им малых потерь на тре ние и малого износа.
Для зубчатых передач, применяемых в маломощных электро приводах систем управления, выбирают малые модули, обеспечи вающие малые габариты шестерен.
Поскольку передаваемые редуктором усилия по величине не значительны, модуль обычно не рассчитывают из условий прочно сти зуба, а выбирают по конструктивным соображениям из ОСТ 1597 значение т, равное 0^3; 0,4; 0^5; 0,6; 0,7; ОД Ц); 1,5; 2,0. Желательно ограничиться значениями подчеркнутых модулей.
При расчете автоматизированных электроприводов систем уп равления (особенно приводов с двухфазными асинхронными элек тродвигателями с полым ротором) часто оказывается, что момент инерции зубчатой передачи соизмерим с моментом инерции ротора исполнительного электродвигателя. В этом случае необходимо иметь редуктор, обладающий минимальным моментом инерции. Общий момент инерции редуктора, приведенный к валу электро двигателя, практически зависит только от четырех первых шесте рен.
Момент инерции зубчатой передачи можно уменьшить следую щими способами: применением возможно более узких колес с ма лым диаметром колес; изготовлением шестерен из текстолита; ис пользованием полых шестерен; путем правильного распределения передаточных чисел между парами. Обычно передаточное число первой пары следует выбирать в пределах 2 3, второй — в пре делах 4 ч-8.
§ 21. У С И Л И Т Е Л Ь Н Ы Е |
У С Т Р О Й С Т В А |
З А М К Н У Т Ы Х СИСТЕМ |
Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д О В |
Основное назначение усилительного устройства автоматизиро ванного электропривода — обеспечить усиление сигнала в замкну том контуре регулирования, необходимое для работы электропри вода с заданной точностью. Вместе с тем сигнал рассогласования
95
должен быть усилен по амплитуде и мощности до величины, доста точной для управления исполнительным двигателем.
Усилительное устройство УУ состоит из усилителя мощности
УМ и предварительного усилителя |
напряжения УН (рис. 58). |
У с и л и т е л ь м о щ н о с т и |
нагружается на обмотку уп |
равления исполнительного двигателя и развивает на выходе мощ ность, необходимую для надежного управления двигателем. На вход усилителя мощности подается напряжение с выхода предва рительного усилителя.
При проектировании или выборе усилителя мощности стремятся обеспечить н а и б о л е е т я ж е л ы й (как правило, пусковой) режим питания обмотки управления. Очень важным параметром
усилителя мощности является его выходное (внутреннее) |
с о п р о |
|||||||
т и в л е н и е ; |
от величины последнего существенно зависит |
элек |
||||||
|
|
|
|
тромеханическая |
постоянная |
|||
Uy.tx |
! |
|
1 -„ . |
времени электродвигателя |
Тпв. |
|||
|
Для снижения |
Т д в |
внутреннее |
|||||
|
УН |
УМ |
Uy.M'Uy.tbix |
|||||
* 1 |
* 1 |
сопротивление |
усилителя |
мощ |
||||
L.. |
|
1 |
ности |
должно |
быть |
возможно |
||
|
Рис. 58 |
|
меньшим. |
|
|
|
||
|
|
Для |
того |
чтобы |
обеспечить |
|||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
полное |
воздействие |
сигналов |
корректирующих устройств системы на исполнительный электродви гатель, зона линейности выходной характеристики усилителя мощ ности должна быть достаточно большой. Опыт проектирования зам
кнутых систем электроприводов показывает, что усилитель мощ |
||
ности должен насыщаться не ранее, чем при выходном |
напряжении |
|
|
«ум. нас — (1,2-f- 1,8)ыу .н о м , |
(8.14) |
где |
ыу .н о м — номинальное напряжение управления |
исполнитель |
ного |
электродвигателя. |
|
Усилитель мощности является основным потребителем энергии источника питания. Поэтому при сопоставлении различных типов усилителей следует обращать внимание на их экономичность и для работы в системе выбирать усилитель с наибольшим к. п. д. (при прочих одинаковых показателях).
П р е д в а р и т е л ь н ы й у с и л и т е л ь увеличивает пе редаточный коэффициент усилительного устройства до требующе гося значения и компенсирует затухание, вносимое пассивными корректирующими устройствами. Величина напряжения, тока или мощности на выходе предварительного усилителя должна быть до статочной для полного возбуждения усилителя мощности.
Основные особенности предварительных усилителей автомати зированных электроприводов заключаются в следующем:
1. Усилитель должен быть надежно защищен от входных элек трических перегрузок, ибо в некоторых режимах работы привода напряжение на входе усилителя может превышать нормальное в де сятки и даже сотни раз.
96