Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а для систем с астатизмом первого порядка — изменение входной величины с постоянной скоростью Q и постоянство возмущающих факторов, т. е.

g{t) = üt,

1

( 8 Л 6 )

fi (0 = fio = const. J

При выполнении условий (8.15) ошибка системы (называемая ста­ тической) не меняется во времени, но зависит от величины входного и возмущающих воздействий:

2 V i (Р)/«'о

go

= х'ет + х„,

(8.17)

1 + W (р) р - 0

1 + W (р) р - 0

 

где W (р) — передаточная

функция разомкнутой системы по уп­

равляющему

воздействию;

 

W{ (р) — передаточная

функция разомкнутой системы

по і-му

возмущению;

 

 

п — число действующих на систему возмущений.

 

Первое слагаемое выражения (8.17) в астатических системах автоматизированного электропривода равно нулю. Оно может от­ личаться от нуля только в статических (по управляющему воздейст­ вию) системах. Но и при статическом регулировании эта состав­ ляющая статической ошибки может быть сведена к нулю при по­ мощи масштабирования входной величины или использования не­ единичной обратной связи.

Таким образом, статическая ошибка почти любой замкнутой системы электропривода определяется вторым слагаемым выраже­ ния (8.15), т. е. возмущениями, действующими на систему (а также внутренними нелинейностями). К числу основных возмущающих воздействий следует отнести такие факторы:

1) статическую нагрузку исполнительного элемента автомати­ зированного электропривода; составляющая статической ошибки, вызванная нагрузкой, обычно наиболее велика. В автоматизиро­ ванном электроприводе, электродвигатель которого нагружается

статическим моментом, эту составляющую называют

м о м е н т -

н о й о ш и б к о й хш\

измеритель­

2) конструктивные и технологические погрешности

ного элемента системы, приводящие к ошибке нулевого

положения

(появлению напряжения Au на выходе измерительного элемента при согласованном положении входной и выходной осей электро­

привода Ѳв х =

Ѳ в ы х или равенству нулю напряжения и = 0 при

несогласованном

положении осей Ѳв х Ф ѲВ Ь І Х );

3)люфт редуктора между валом электродвигателя и осью из­ мерительного элемента;

4)медленные колебания напряжения и частоты питающей сети, следствием которых является снижение передаточных коэффици­ ентов элементов системы;

102



5)изменения температуры внешней среды, приводящие к ко­ лебаниям передаточного коэффициента, дрейфу нуля и фазовым сдвигам в усилительном элементе системы;

6)помехи (в частности, квадратурная) и временной дрейф нуля усилительного элемента системы.

При выполнении условий (8.16) ошибка системы (называемая установившейся) может быть представлена суммой двух составляю­ щих:

 

 

 

я

 

2 WC (p)ho

 

 

ѵ

 

- 1 +

р

 

 

J

= *с + *ст-

( 8 Л 8 )

у с

W Ср)

р - 0

. l + W(p)

 

О

 

Второе слагаемое

выражения

(8.18) — это статическая

ошибка,

вызванная возмущающими

воздействиями

(в том числе и собствен­

ной погрешностью чувствительного элемента); причины ее появле­

ния рассмотрены

выше.

Заметим, что

в режиме движения с постоянной скоростью

может отличаться

от х"ст при неизменном входном сигнале, напри­

мер, за счет скоростной ошибки чувствительного элемента системы. Первое слагаемое выражения (8.18) стремится к бесконечности в статических (по управляющему воздействию) системах и обра­

щается в нуль в системах с астатизмом выше первого порядка. При

астатизме первого порядка

выражение

(8.18) может быть

записано

в виде:

 

 

 

 

 

 

X =х

 

+ х"

=—

+ х" ,

 

(8.19)

УС

С

CT

I/ -

' CT

4

'

где KQ — передаточный коэффициент разомкнутой системы с аста­ тизмом первого порядка по управляющему воздействию (добротность системы по скорости);

хс= jz установившееся значение скоростной ошибки.

^ а

Скоростная ошибка или определяемая ею добротность системы по скорости

К0 = ^ [сек-'}

(8.20)

может служить удобным критерием качества для автоматизирован­ ных электроприводов с астатизмом первого порядка.

Если в выражения для установившихся ошибок (8.17) или (8.18)

подставить допустимые значения рассогласований

х с т . д о п или

*ус. дол» заданные величины входных воздействий,

максимальные

значения основных возмущений и передаточные коэффициенты вы­ бранных элементов привода (двигателя ІСД В . редуктора Кр, усили­ теля мощности Ку. м , чувствительного элемента Кч. э и необходи-

103


мых вспомогательных устройств К в . у * ) , то единственным неизвест­ ным в этих уравнениях останется коэффициент усиления предвари­ тельного усилителя Ку'- для статической системы

 

 

X

 

 

 

 

 

S

Kifio

 

 

 

 

 

= - J e _

+ ±=î

,

(8.21)

 

 

СТ. ДОП

CT

 

CT

I

 

'

] _ j _ J(

4

'

для системы с астатизмом

первого

порядка

 

 

 

 

 

л;

+х"

=

^тах

I

'=1

.

(8.22)

 

 

^

^

+ —

 

 

УС. ДОП

С 1

CT

 

Ь'

1

V

 

4

'

Здесь

go — максимальное значение входного

воздействия;

 

 

Qmax

— максимальная

 

скорость

изменения входной

вели­

 

К

чины;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— передаточный

коэффициент

разомкнутого

привода

 

 

по управляющему

воздействию

 

 

 

 

 

К

— ККЪКѴКЧ.

 

 

ЭКУ.

МКВ.

 

уКу\

 

 

 

 

fi0

const — г'-е

возмущение,

действующее на

систему;

 

КІ

/ — число основных

возмущений;

 

 

 

 

— передаточный коэффициент

разомкнутой системы по

 

 

і-му возмущению.

 

 

относительно К у , найдем

Решив

уравнения

(8.21)

или

(8.22)

значение коэффициента усиления предварительного усилителя (а следовательно, и величину передаточного коэффициента разомкну­ той системы) из условия требующейся статической точности.

Второе значение коэффициента усиления предварительного уси­ лителя Ку находится из условия обеспечения нормальной работы

исполнительного двигателя

привода

 

 

 

 

 

К"у =

ffssü

 

,

(8.23)

 

 

 

•^доп-^Сч. эКу.

мКв. у

 

где

« н о м

— номинальное

напряжение

управления ис­

 

 

полнительного

двигателя;

 

 

Хцоп допустимое

значение

установившейся

 

 

ошибки системы;

 

К ч . э,

К у . „ , К ѣ

. у — передаточные

коэффициенты элементов,

 

 

включенных

между входом системы и ис­

полнительным двигателем.

* Часть вспомогательных элементов (модуляторов, пассивных ФЧ В дискриминаторов и т. п.) на данном этапе проектирования еще не рассчитана однако передаточные коэффициенты большинства из них являются типовыми и могут быть взяты из литературы.

104


При определении передаточной функции разомкнутой основной цепи электропривода используется наибольшее из двух получен­ ных значений у и Ку) коэффициента усиления предварительного усилителя. Подчеркнем, что найденное значение коэффициента усиления не является окончательным, так как требования к дина­ мической точности могут оказаться жестче условий (8.21), (8.22) или (8.23). Кроме того, часто бывает необходимо увеличить усиле­ ние, чтобы компенсировать затухание, вносимое корректирующими звеньями.

Окончательная величина коэффициента усиления предваритель­ ного усилителя устанавливается в результате выполнения динами­ ческого расчета.

Вопросы для самопроверки

1.Какие общие требования предъявляются к чувствительным элемен­ там автоматизированных электроприводов?

2.Какие исходные данные необходимы для выбора конкретного типа чувствительного элемента?

3.Назовите основные требования, предъявляемые к исполнительным

электродвигателям

автоматизированных электроприводов.

 

4. Какими способами можно изменить величину

электромеханической

постоянной времени

исполнительного

электродвигателя)?

 

5. Как проверить правильность выбора исполнительного электродви­

гателя?

 

 

 

 

 

6. Какими специфическими особенностями характеризуются

редукторы

в системах автоматизированных

электроприводов?

 

 

7. Дайте сравнительный

анализ

усилительных

устройств,

применяе­

мых в замкнутых системах автоматизированных электроприводов.

8.Перечислите вспомогательные устройства автоматизированных элек­ троприводов. Поясните их назначение.

9.Из каких условий исходят при выборе передаточного коэффициента

усилительного

устройства

автоматизированного

электропривода?

10. Как

определяется

добротность системы

автоматизированного элек­

тропривода

по

скорости?

 

 

Г Л А В А

9

ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

§ 24. Т И П Ы К О Р Р Е К Т И Р У Ю Щ И Х У С Т Р О Й С Т В

Корректирующие устройства придают замкнутой системе авто­ матизированного электропривода требуемые динамические харак­ теристики. Изменение динамических свойств системы электропри-

105