Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
а для систем с астатизмом первого порядка — изменение входной величины с постоянной скоростью Q и постоянство возмущающих факторов, т. е.
g{t) = üt, |
1 |
( 8 Л 6 ) |
fi (0 = fio = const. J
При выполнении условий (8.15) ошибка системы (называемая ста тической) не меняется во времени, но зависит от величины входного и возмущающих воздействий:
2 V i (Р)/«'о
go |
= х'ет + х„, |
(8.17) |
|
1 + W (р) р - 0 |
|||
1 + W (р) р - 0 |
|
||
где W (р) — передаточная |
функция разомкнутой системы по уп |
||
равляющему |
воздействию; |
|
|
W{ (р) — передаточная |
функция разомкнутой системы |
по і-му |
|
возмущению; |
|
|
|
п — число действующих на систему возмущений. |
|
Первое слагаемое выражения (8.17) в астатических системах автоматизированного электропривода равно нулю. Оно может от личаться от нуля только в статических (по управляющему воздейст вию) системах. Но и при статическом регулировании эта состав ляющая статической ошибки может быть сведена к нулю при по мощи масштабирования входной величины или использования не единичной обратной связи.
Таким образом, статическая ошибка почти любой замкнутой системы электропривода определяется вторым слагаемым выраже ния (8.15), т. е. возмущениями, действующими на систему (а также внутренними нелинейностями). К числу основных возмущающих воздействий следует отнести такие факторы:
1) статическую нагрузку исполнительного элемента автомати зированного электропривода; составляющая статической ошибки, вызванная нагрузкой, обычно наиболее велика. В автоматизиро ванном электроприводе, электродвигатель которого нагружается
статическим моментом, эту составляющую называют |
м о м е н т - |
н о й о ш и б к о й хш\ |
измеритель |
2) конструктивные и технологические погрешности |
|
ного элемента системы, приводящие к ошибке нулевого |
положения |
(появлению напряжения Au на выходе измерительного элемента при согласованном положении входной и выходной осей электро
привода Ѳв х = |
Ѳ в ы х или равенству нулю напряжения и = 0 при |
несогласованном |
положении осей Ѳв х Ф ѲВ Ь І Х ); |
3)люфт редуктора между валом электродвигателя и осью из мерительного элемента;
4)медленные колебания напряжения и частоты питающей сети, следствием которых является снижение передаточных коэффици ентов элементов системы;
102
5)изменения температуры внешней среды, приводящие к ко лебаниям передаточного коэффициента, дрейфу нуля и фазовым сдвигам в усилительном элементе системы;
6)помехи (в частности, квадратурная) и временной дрейф нуля усилительного элемента системы.
При выполнении условий (8.16) ошибка системы (называемая установившейся) может быть представлена суммой двух составляю щих:
|
|
|
я |
|
2 WC (p)ho |
|
|
|
ѵ |
|
- 1 + |
р |
|
|
J |
= *с + *ст- |
( 8 Л 8 ) |
у с |
W Ср) |
р - 0 |
. l + W(p) |
|||||
|
О |
|
||||||
Второе слагаемое |
выражения |
(8.18) — это статическая |
ошибка, |
|||||
вызванная возмущающими |
воздействиями |
(в том числе и собствен |
ной погрешностью чувствительного элемента); причины ее появле
ния рассмотрены |
выше. |
Заметим, что |
в режиме движения с постоянной скоростью |
может отличаться |
от х"ст при неизменном входном сигнале, напри |
мер, за счет скоростной ошибки чувствительного элемента системы. Первое слагаемое выражения (8.18) стремится к бесконечности в статических (по управляющему воздействию) системах и обра
щается в нуль в системах с астатизмом выше первого порядка. При
астатизме первого порядка |
выражение |
(8.18) может быть |
записано |
|||
в виде: |
|
|
|
|
|
|
X =х |
|
+ х" |
=— |
+ х" , |
|
(8.19) |
УС |
С |
CT |
I/ - |
' CT |
4 |
' |
где KQ — передаточный коэффициент разомкнутой системы с аста тизмом первого порядка по управляющему воздействию (добротность системы по скорости);
хс= jz установившееся значение скоростной ошибки.
^ а
Скоростная ошибка или определяемая ею добротность системы по скорости
К0 = ^ [сек-'} |
(8.20) |
может служить удобным критерием качества для автоматизирован ных электроприводов с астатизмом первого порядка.
Если в выражения для установившихся ошибок (8.17) или (8.18)
подставить допустимые значения рассогласований |
х с т . д о п или |
*ус. дол» заданные величины входных воздействий, |
максимальные |
значения основных возмущений и передаточные коэффициенты вы бранных элементов привода (двигателя ІСД В . редуктора Кр, усили теля мощности Ку. м , чувствительного элемента Кч. э и необходи-
103
мых вспомогательных устройств К в . у * ) , то единственным неизвест ным в этих уравнениях останется коэффициент усиления предвари тельного усилителя Ку'- для статической системы
|
|
X |
=х |
+х |
|
|
|
|
|
S |
Kifio |
|
|
|
|
|
= - J e _ |
+ ±=î |
, |
(8.21) |
|||||||
|
|
СТ. ДОП |
CT |
|
CT |
I |
|
' |
] _ j _ J( |
4 |
' |
||
для системы с астатизмом |
первого |
порядка |
|
|
|
||||||||
|
|
л; |
=х |
+х" |
= |
^тах |
I |
'=1 |
. |
(8.22) |
|||
|
|
^ |
^ |
+ — |
|||||||||
|
|
УС. ДОП |
С 1 |
CT |
|
Ь'/с |
1 |
V/с |
|
4 |
' |
||
Здесь |
go — максимальное значение входного |
воздействия; |
|
||||||||||
|
Qmax |
— максимальная |
|
скорость |
изменения входной |
вели |
|||||||
|
К |
чины; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— передаточный |
коэффициент |
разомкнутого |
привода |
|||||||||
|
|
по управляющему |
воздействию |
|
|
|
|||||||
|
|
К |
— ККЪКѴКЧ. |
|
|
ЭКУ. |
МКВ. |
|
уКу\ |
|
|
|
|
|
fi0 |
— const — г'-е |
возмущение, |
действующее на |
систему; |
||||||||
|
КІ |
/ — число основных |
возмущений; |
|
|
|
|||||||
|
— передаточный коэффициент |
разомкнутой системы по |
|||||||||||
|
|
і-му возмущению. |
|
|
относительно К у , найдем |
||||||||
Решив |
уравнения |
(8.21) |
или |
(8.22) |
значение коэффициента усиления предварительного усилителя (а следовательно, и величину передаточного коэффициента разомкну той системы) из условия требующейся статической точности.
Второе значение коэффициента усиления предварительного уси лителя Ку находится из условия обеспечения нормальной работы
исполнительного двигателя |
привода |
|
|
|
||
|
|
К"у = |
ffssü |
|
, |
(8.23) |
|
|
|
•^доп-^Сч. эКу. |
мКв. у |
|
|
где |
« н о м |
— номинальное |
напряжение |
управления ис |
||
|
|
полнительного |
двигателя; |
|
||
|
Хцоп — допустимое |
значение |
установившейся |
|||
|
|
ошибки системы; |
|
|||
К ч . э, |
К у . „ , К ѣ |
. у — передаточные |
коэффициенты элементов, |
|||
|
|
включенных |
между входом системы и ис |
полнительным двигателем.
* Часть вспомогательных элементов (модуляторов, пассивных ФЧ В дискриминаторов и т. п.) на данном этапе проектирования еще не рассчитана однако передаточные коэффициенты большинства из них являются типовыми и могут быть взяты из литературы.
104
При определении передаточной функции разомкнутой основной цепи электропривода используется наибольшее из двух получен ных значений (Ку и Ку) коэффициента усиления предварительного усилителя. Подчеркнем, что найденное значение коэффициента усиления не является окончательным, так как требования к дина мической точности могут оказаться жестче условий (8.21), (8.22) или (8.23). Кроме того, часто бывает необходимо увеличить усиле ние, чтобы компенсировать затухание, вносимое корректирующими звеньями.
Окончательная величина коэффициента усиления предваритель ного усилителя устанавливается в результате выполнения динами ческого расчета.
Вопросы для самопроверки
1.Какие общие требования предъявляются к чувствительным элемен там автоматизированных электроприводов?
2.Какие исходные данные необходимы для выбора конкретного типа чувствительного элемента?
3.Назовите основные требования, предъявляемые к исполнительным
электродвигателям |
автоматизированных электроприводов. |
|
|||
4. Какими способами можно изменить величину |
электромеханической |
||||
постоянной времени |
исполнительного |
электродвигателя)? |
|
||
5. Как проверить правильность выбора исполнительного электродви |
|||||
гателя? |
|
|
|
|
|
6. Какими специфическими особенностями характеризуются |
редукторы |
||||
в системах автоматизированных |
электроприводов? |
|
|
||
7. Дайте сравнительный |
анализ |
усилительных |
устройств, |
применяе |
мых в замкнутых системах автоматизированных электроприводов.
8.Перечислите вспомогательные устройства автоматизированных элек троприводов. Поясните их назначение.
9.Из каких условий исходят при выборе передаточного коэффициента
усилительного |
устройства |
автоматизированного |
электропривода? |
|
10. Как |
определяется |
добротность системы |
автоматизированного элек |
|
тропривода |
по |
скорости? |
|
|
Г Л А В А |
9 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
§ 24. Т И П Ы К О Р Р Е К Т И Р У Ю Щ И Х У С Т Р О Й С Т В
Корректирующие устройства придают замкнутой системе авто матизированного электропривода требуемые динамические харак теристики. Изменение динамических свойств системы электропри-
105