Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение

Передаточная функция

WK (р) = *; k =

« 1

" і +

"2

Ѳтг (P)

wK(P) = - ^ j

^ = k -

i

й т г

(p)

 

Напомним, что при включении в схему автоматизированного электропривода корректирующих устройств любого типа необхо­ димо обеспечить правильное сопряжение их с остальными элемен­ тами системы; в противном случае действие корректирующей цепи может быть сведено на нет.

Схемы наиболее распространенных корректирующих устройств

и их характеристики приведены в табл.

12.

§ 25.

ВЫБОР С Х Е М Ы И Р А С Ч Е Т

П А Р А М Е Т Р О В

К О Р Р Е К Т И Р У Ю Щ Е Г О У С Т Р О Й С Т В А

 

СПОСОБОМ Л О Г А Р И Ф М И Ч Е С К И Х

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К

ОЦЕНКА

КАЧЕСТВА НЕСКОРРЕКТИРОВАННОЙ

СИСТЕМЫ

Чтобы оценить качество нескорректированного автоматизиро­ ванного электропривода и установить необходимость коррекции,

следует построить

на логарифмической плоскости амплитудную и

 

 

фазовую

частотные

характе­

 

 

ристики

разомкнутой

основ­

 

 

ной

цепи

электропривода.

 

 

Поскольку необходимая вели­

 

 

чина

передаточного

коэффи­

 

 

циента

электропривода

на

 

 

данном этапе расчета

неизве­

 

 

стна,

то

положение

 

ампли-

"j,"

/

тудной характеристики

L (со)

 

по высоте

фиксируется

кон­

 

 

трольными

точками

Ак1

и

Рис.

62

Л к 2 ,

координаты которых

оп­

 

 

ределяются

требованиями

кточности работы автоматизированного электропривода (рис. 62). Ордината L x первой контрольной точки Л к 1 находится по до­

пустимой величине статической или скоростной ошибки

L i

= 20 ïg/С,

(9.3)

где К = Кав Кр Кч. э Ку. м Кв.

у Ку — передаточный

коэффициент

разомкнутой системы; коэффициент усиления предварительного

усилителя Ку принимается равным наибольшему из значений

Ку

или К у (см. § 23).

 

 

 

 

Первая

контрольная точка откладывается

на частоте

со =

1,

так как ордината первой (низкочастотной) асимптоты ЛАХ

разомк­

нутой системы любого порядка астатизма на частоте со =

1 равна

передаточному коэффициенту системы (в децибелах).

 

 

 

Вторая

контрольная точка Л к 2 строится, исходя из

требований

к динамической точности. Для ее построения

можно

воспользо-

112



ваться формулами

 

 

 

« к

= - ^ ;

 

 

 

(9-4)

 

 

 

L2 ((ûK ) =

201g

 

,

 

(9.5)

 

 

 

 

&таххуст.

max

 

 

где

xycr_

m a x

— максимальная

амплитуда

ошибки

установивше­

гося

режима.

 

 

 

 

 

Область, находящаяся ниже контрольной точки Л к 2 и двух пря­

мых с наклонами — 20 и — 40 дб/дек

(децибел на декаду), является

запретной областью для ЛАХ замкнутой системы автоматизиро­

ванного электропривода с астатизмом любого порядка (рис. 62).

Если система электропривода работает со скоростью и ускорением

не более ^lmax

и

Т О ошибки системы не

будут больше xycr_ т

при условии непрохождения ЛАЧХ системы через запретную об­

ласть.

 

 

 

 

 

 

 

После нанесения на логарифмическую плоскость контрольных

точек Ак1

и Л к 2 строятся амплитудная и фазовая частотные

харак­

теристики разомкнутой основной цепи нескорректированной си­

стемы. Первая (низкочастотная) асимптота амплитудной характе­

ристики

должна проходить

не ниже

первой контрольной

точки;

в то же время вторая контрольная точка не должна быть выше амп­ литудной характеристики.

Взаимное расположение амплитудной и фазовой характеристик дает возможность оценить устойчивость и качество нескорректиро­ ванной системы. Если показатели качества будут отличаться от заданных в худшую сторону, то переходят к следующему шагу расчета.

ПОСТРОЕНИЕ Ж Е Л А Е М Ы Х ЛАЧХ И Л Ф Ч Х

Многочисленными теоретическими и экспериментальными иссле­ дованиями установлено, что логарифмическая амплитудная харак­ теристика разомкнутой системы регулирования, устойчивой в замк­ нутом состоянии, почти всегда пересекает ось частот участком, имеющим наклон 20 дб/дек. Случаи пересечения оси частот участком амплитудной характеристики с наклоном 40 или 60 дб/дек, хотя и возможны, но практически не встречаются, ибо такая система оста­ нется устойчивой лишь при очень низком коэффициенте усиления. Наклон 20 дб/дек лишь в редких системах может быть сохранен неизменным на более низких частотах, так как при этом затрудни­ тельно получить необходимую точность отработки. Наклон высоко­ частотных участков характеристики также превышает 20 дб/дек (в системах, описываемых уравнениями порядка выше первого). Таким образом, наиболее рациональная форма логарифмической частотной характеристики разомкнутой системы, устойчивой в замк­ нутом состоянии, имеет вид, показанный на рис. 63. Наклон первой

8

Заказ № 967

113


(низкочастотной) асимптоты характеристики определяется поряд­ ком астатизма системы и может быть равен 0,20 и 40 дбідек. Уча­ сток характеристики, сопрягающей среднечастотную часть с низко­ частотной асимптотой, может иметь наклон 20, 40 и 60 дб/дек; из­ лому ЛАХ вверх в конце сопрягающего участка соответствует по­ ложительный сдвиг фазы в районе частоты среза соср (характерный выем на ЛФЧХ).

Желаемые ЛАЧХ Ьж(сд) и ЛФЧХ грж(со), как правило, имеют описанную выше форму (рис. 63) и строятся на графике, на котором нанесены контрольные точки Ак1 и Ак2 и построены ЛАЧХ L H K (ю) и ЛФЧХг|)н к (со) нескорректированной системы.

При построении желаемых ЛАЧХ и ЛФЧХ исходят из следую­ щих требований:

Рис. 63

1)скорректированная система, характеристиками которой яв­ ляются желаемые ЛАЧХ и ЛФЧХ, должна удовлетворять задан­ ным показателям качества (допустимые значения ошибок устано­ вившихся режимов, требующийся запас устойчивости и быстро­ действие) ;

2)желаемые ЛАЧХ и ЛФЧХ должны по возможности меньше

отличаться от характеристик нескорректированной системы; 3) следует стремиться к тому, чтобы желаемая ЛАЧХ на высо­

ких частотах не проходила выше ЛАЧХ нескорректированной си­ стемы более, чем на 20—25 дб.

Построение желаемых ЛАЧХ и ЛФЧХ удобно вести в следую­ щем порядке.

1. Строится низкочастотная часть ЛАЧХ, исходя из условий требуемой точности, определяемой допустимой величиной устано­ вившейся ошибки; наклон ее определяется порядком астатизма си­ стемы, а положение по высоте — контрольными точками Ак1 и Л к 2 .

2.Строится среднечастотная часть ЛАЧХ, исходя из требований

кустойчивости и быстродействию системы. Для этого через точку на оси частот, соответствующую частоте среза соср (или, если это

114

возможно, правее этой точки), проводится прямая

с наклоном —•

20 дб/дек. Желаемая частота среза

определяется по

формуле

ю ср. ж >

— ,

(9-6)

где tn — заданное время переходного процесса при единичном скачкообразном входном воздействии и нулевых началь­ ных условиях;

а— коэффициент, определяемый по заданной величине пере­ регулирования о:

о, %

15

20

25

30

а

1,7

2,2

3,0

4,0

Рис. 64

Частоты излома со' и со" среднечастотной части ЛАЧХ можно определить из приближенных соотношений:

со"^(2 - + - 4)со с р . ж ;

(9.7)

а>~ЕьЗ.

(9.8)

Среднечастотная часть желаемой ЛАЧХ сопрягается с низко­ частотными прямыми, имеющими наклон — 20, — 40 или (в край­ нем случае) — 60 дб/дек.

3. Высокочастотная часть ЛАЧХ строится, исходя из простоты

технической

реализации

корректирующего

устройства.

 

Следует

иметь

в

виду,

что

за

пределами

области

L (со) <3 — 20

дб/дек

(рис. 64)

система

не

отрабатывает

никаких

воздействий. Поэтому любая попытка скорректировать систему ниже

8*

115


уррвня — 20 дбідек является бесполезной. Ниже указанного уровня желаемая ЛАЧХ системы должна полностью совпадать с ЛАЧХ не­ скорректированной системы.

Построение желаемых ЛАЧХ и ЛФЧХ можно считать закончен­ ным, если удовлетворены все требования к качеству системы. В про­ тивном случае следует вернуться к статическому расчету и изме­ нить параметры элементов основной цепи, выбрать более мощный или менее инерционный двигатель, использовать усилитель с мень­ шей постоянной времени, включить жесткую отрицательную обрат­ ную связь, охватывающую наиболее инерционные элементы системы

ит. д.

ПОСТРОЕНИЕ ЛАХ К О Р Р Е К Т И Р У Ю Щ Е Г О УСТРОЙСТВА

Логарифмическая

амплитудная характеристика

п о с л е д о ­

в а т е л ь н о й коррекции находится вычитанием

ординат ЛАХ

нескорректированной

системы и желаемой ЛАХ:

 

201 е Л п . к (о>) = 2 0 1 е Л ж ( ( о ) - 2 0 1 § н к Л ( ш ) .

Действительно, при включении последовательно цепь привода устройства с частотной функцией Wn_к частотная функция будет

(9.9)

в основную (/со) общая

 

Wc(M = W(i(o).Wn.K(M

 

(9.10)

 

Лс (со) = Л(со).Лп .к (со),

 

(9.11)

где Wc (/со) и Л с (со) — частотная

функция

скорректированной

 

 

системы и ее модуль;

 

W (/со) и Л (со) — частотная функция

основной цепи исход­

 

 

ной системы и ее модуль.

 

Из равенства (9.11), записанного

в логарифмическом

масштабе:

 

2 0 1 е Л с И = 201ё Л(со) + 201 ё Л п . к (со)

(9.12)

непосредственно вытекает (9.9) при

 

 

 

 

 

Лс (со) = Лж (со),

 

(9.13)

т. е. при условии совпадения ЛАХ скорректированной

системы

с ЛАХ желаемой.

 

 

 

 

Пример

построения

ЛАХ последовательного корректирующего

устройства

показан на рис. 64 (пунктирная

линия L n . к ) .

Наиболее простой способ построения логарифмической ампли­

тудной характеристики

корректирующей о б р а т н о й

с в я з и

основан на использовании формул эквивалентного перехода (9.2) от одного вида коррекции к другому*:

^ п . к (Р) =

 

(9.14)

1 +

w0XB(p)-WK.

о. с

 

Напомним, что эти формулы

справедливы

для линейных

систем.

116