Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

между

усилительными каскадами У,

и У ,

и состоит из /?С-элемен-

тов, полупроводниковых

диодов Д]

и Д 2

и дополнительных

источ­

ников

постоянного тока

Еѵ и Е.,.

Последние определяют

момент

работы в системе нелинейного демпфирования. Если сигнал рас­ согласования по величине меньше напряжения дополнительных источников питания Ег и Ег, то в системе электропривода осущест­ вляется нелинейное демпфирование. И, наоборот, при сигнале рассогласования, большем по величине напряжения этих источни­ ков, нелинейное демпфирование отсутствует. На рис. 90 приведены

соответствующие логарифмические

амплитудные характеристики

для

большого угла рассогласования — кривая L (со) — и для ма­

лого

угла рассогласования — кривая

L * (со).

Рис. 90

Расчет систем электроприводов с нелинейными корректирую­ щими устройствами методом гармонической линеаризации в основ­ ном аналогичен расчету обычных нелинейных систем.

Следует отметить, что применение нелинейных корректирующих устройств в системе электроприводов для улучшения переходного процесса при входных системах одного вида (например, ступенча­ тых возмущений) может привести к ухудшению переходного про­ цесса в системе при других по типу входных воздействий (например, при синусоидальных воздействиях).

§

32. ВЫБОР Ж Е Л А Е М О Й Л А Х

А В Т О М А Т И З И Р О В А Н Н О Г О Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д А

С

У Ч Е Т О М НЕЛИНЕЙНОСТЕЙ Т И П А Н А С Ы Щ Е Н И Я И Л Ю Ф Т А

Метод логарифмических частотных характеристик расчета кор­ ректирующих устройств автоматизированного электропривода, из­ ложенный в § 25, справедлив лишь для линейных систем. Он не

148


учитывает ограничений, которые имеются в реальных системах элек­ троприводов вследствие наличия нелинейностей: насыщения ско­ рости и ограничения ускорения выходного вала системы, а также люфта редуктора между валом исполнительного электродвигателя и осью чувствительного (измерительного) элемента. Поэтому при выборе желаемой ЛАХ автоматизированного электропривода сле­ дует определить область физически реализуемых частотных харак­ теристик.

Пусть к входу системы приложено гармоническое воздействие

 

х ~ Атах

s

i n

a t

(10.14)

с максимальной амплитудой Атах

и частотой со.

колебания

На

выходе системы будем

иметь

установившиеся

вида:

у = Атахъ\п{Ы

+ ч),.

(10.15)

 

откуда

амплитудные значения

скорости

й а и ускорения

еа выход­

ного вала системы равны

 

 

 

 

 

 

йа = Лт«<*;

 

(10.16)

 

«а

Л,шп^.

 

 

(10.17)

Положим, что амплитудные значения скорости и ускорения вы­

ходного вала равны максимально возможным значениям, т. е.

 

Q

=Q*

;

 

 

 

a

 

max'

 

 

 

е

=е * .

 

 

 

a

 

max

 

 

 

Тогда, записывая модуль передаточной функции разомкнутой си­

стемы

электропривода

в виде:

 

 

 

 

 

I Ц7 (/со) I =

t

(10.18)

где xQ

— амплитудное

значение

ошибки,

и учитывая

выражения

(10.16), получим

 

 

 

 

 

 

| ^ ( / « ) |

= - ^ ,

 

(10.19)

а учитывая выражение (10.17) —

 

 

 

 

 

*

 

(10.20)

 

 

\W(j(ù)\=-^-.

 

 

 

 

Cû^l

 

 

Логарифмируя выражение (10.19), получим уравнение предель­

ной ЛАХ системы для заданного значения максимальной

скорости

Qmax ВЫХОДНОГО ВЭЛа

 

L i (со) = 20 lg ^ - — 20 lg со.

(10.21)

149


Выражение (10.21) представляет собой уравнение прямой, имею­ щей наклон — 20 дб/дек и проходящей через точку Вх с координа­ тами (рис. 91)

L ( l ) = 2 0 1 g - % ^ ;

(10:22)

 

ш = 1.

 

Аналогично, логарифмируя выражение (10.20), получим урав­ нение предельной ЛАХ системы для заданного значения максималь­

ного ускорения Етах выходного вала

La (û)) = 201g-

40 lg со.

(10.23)

Lp (w)

Рис. 91

Это выражение представляет собой уравнение прямой, имеющей наклон — 40 дб/дек и проходящей через точку В% с координатами (рис. 91)

*

L ( l ) = 2 0 1 g - ^ ;

(10.24)

 

с о = 1 .

 

Для реальной системы электропривода с конкретным типом элек­ тродвигателя возможная максимальная скорость выходного вала этой системы определяется по формуле

*^НОМ'ЗбО

 

й « « * =

~

= 6 "но>А.

(10.25)

 

 

ьо

 

 

где

и н о м — номинальная

скорость вращения электродвигателя,

 

об/мин;

 

 

 

150

=

коэффициент передачи редуктора между электро-

і

двигателем и чувствительным элементом; •

— передаточное число редуктора.

Возможное максимальное ускорение ее выходного вала опреде­ ляется по формулам:

е

max

j * '

(10.26)

где Мп

— пусковой момент электродвигателя,

кГм;

Мн

— статический момент нагрузки электропривода, кГм;

/ н

— момент инерции нагрузки электропривода, кГм-свк2;

J

— момент инерции электродвигателя,

кГм-сек2.

И, наконец, величина люфта редуктора между исполнительным электродвигателем и чувствительным элементом также может быть связана с амплитудой гармонического воздействия на входе системы электропривода. Будем считать, что сигнал на выходе системы элек­ тропривода не искажается до тех пор, пока амплитуда колебаний,

при идеальном редукторе без люфта, не

станет равной

половине

величины люфта хл реального редуктора.

Тогда значение

ординаты

предельной точки амплитудно-частотной

характеристики

системы

электропривода будет

 

 

•Ь* = Т--

 

(1 0 -27)

В идеальном случае это выражение равно нулю. В действительно­ сти же для любой системы электропривода оно значительно меньше единицы. Следовательно, ЛАХ, соответствующая выражению (10.27) и имеющая вид:

L3(co) = 2 0 1 g ^ ,

(10.28)

будет находиться в зоне отрицательных децибел (рис. 91).

 

Область, ограниченная асимптотами L x (со), L 2 (со) и

Ь3 (со),

представляет собой область физически реализуемых ЛАХ линей­ ных систем. Если ЛАХ реальной системы электропривода выходит за пределы этой области, то начинают сказываться ограничения и система становится нелинейной.

Частоты сох

и со2, при которых пересекаются прямые L x (со) и

L 2 (со), а также

L 2 (со) и L s (со), определяются при совместном ре­

шении уравнений (10.19), (10.20) и (10.27). Отсюда частота гармони­ ческого воздействия, при котором скорость и ускорение системы электропривода достигают максимально допустимых значений,

151


будет равна

< О І = - ^ - ,

(10.29)

а максимально воспроизводимая частота системы электропривода—

 

m a = ] / î ^ f .

(10.30)

Ординаты точек Вг

и В2 при со — 1 соответственно

определяют

допустимые значения

добротности по скорости

 

 

К ' о ^ ^ а х _ -

( 1 0 3 1 )

и добротности по ускорению

 

 

*

 

 

КІ^-^-

(10.32)

системы электропривода.

Практически установлено, что уровень — 20 дб является необ­ ходимым и достаточным пределом для физической реализации же­ лаемой ЛАХ. Поэтому, принимая — 20 дб за номинальное значе­ ние отношения амплитуд (выхода ко входу) предельной реализуе­ мой точки амплитудно-частотной характеристики системы элек­ тропривода, можно определить границу области реализуемых ЛАХ снизу, как

L 3 (со) = 20 lg —20 дб. (10.33)

Используя это условие для определения допустимой амплитуды гармонического воздействия на входе разомкнутой системы элек­ тропривода, примем

 

 

лг0 ^10л:л .

(10.34)

В

случае выбора

другого уровня

 

характеристики L 3 (СО)

изме­

нится

расположение

ЛАХ L j (со) и

L 2 (со). Так, например,

при

уменьшении модуля Ь3 (со) (10.33) соответственно уменьшится ам­ плитуда х0 (10.34) и увеличатся коэффициенты добротности по ско­ рости (10.31) и ускорению (10.32). Это вызовет увеличение области реализуемых ЛАХ в зоне положительных децибел и уменьшение ее в зоне отрицательных децибел. Частоты ы1 (10.29) и со2 (10.30) останутся неизменными, поскольку они не зависят от величины х0. Следует отметить, что увеличение значения повысит достоверность расчета, но значительно ограничит использование мощности элек­ тродвигателя.

Если при проектировании системы электропривода величина люфта механической передачи не задана, то для определения ее

152