Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и6ых

скорость вращения

электродвигателя

 

 

СО

= Ег

^ (Ai. г ~f" ''я. д)

(3.9)

 

 

 

СеФд

 

где Ф д

магнитный поток

электродвигателя

ИД;

с.коэффициент, определяемый конструктивными парамет­ рами электродвигателя.

Так как электромагнитный момент, развиваемый электродви­ гателем, пропорционален току якоря и полезному результирую­ щему магнитному потоку элек­ тродвигателя, т. е.

 

 

М =

С М Д ,

(3.10)

V

 

 

 

 

En>Er2>Ers

 

 

 

 

 

 

Естественная

ика

 

 

 

 

 

 

хадактерист

J

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9

 

Рис. 10

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

= M

 

(3.11)

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

С М Ф„

 

 

где

См

= £ s _ .

коэффициент, зависящий от конструкции

электро-

 

 

9,81

 

 

 

 

 

двигателя.

 

 

 

 

 

 

Подставляя

последнее

выражение в (3.9), получим уравнение

для

механической характеристики

 

 

 

 

 

СО =

Ег

^я- г ~Ь гя. д М.

 

(3.12)

 

 

 

СеФ„

С С Фг

 

 

Входящая в это уравнение скорость вращения идеального хо­ лостого хода исполнительного электродвигателя

С0п =

(3.13)

С,Ф Л

изменяется с изменением возбуждения генератора, т. е. с помощью изменения величины э. д. с. генератора Ег. На рис. 9 изображено семейство механических характеристик при различных э. д. с. ЕТ. Наклон механических характеристик определяется коэффициентом перед моментом в уравнении (3.12):

ъ

Гя- г +

А я . д

(3.14)

 

 

 

26


являющимся при постоянстве параметров величиной неизменной. Следовательно, в данном случае механические характеристики бу­ дут иметь один и тот же наклон к оси абсцисс, т. е. они будут па­ раллельны друг другу.

Наклон механических характеристик на малых скоростях при генераторном методе регулирования скорости вращения электро­ двигателя меньше, чем при регулировании скорости с помощью изменения сопротивления в цепи якоря электродвигателя. Это по­ зволяет получить в системе Г—Д больший диапазон регулирования, практически равный 6 : 10.

Если регулировать скорость не только изменением напряжения на зажимах генератора, но и изменением потока возбуждения ис­ полнительного электродвигателя (с помощью реостата R на рис. 8), то полный диапазон регулирования системы Г—Д возрастет до 12 + 20.

Зависимость напряжения на выходе ЭМУ от тока'в обмотке воз­ буждения представлена на рис. 10. Характеристика « в ы х f (/„) в начальной части линейна, а затем в связи с насыщением магнитопровода машины становится нелинейной. Эта характеристика имеет вид петли гистерезиса, нижняя часть которой соответствует нара­ станию тока в обмотке возбуждения, а верхняя уменьшению тока.

Широкое использование ЭМУ с независимым возбуждением в си­ стеме Г—Д получило из-за простоты регулирования скорости вра­ щения исполнительного двигателя в значительных пределах путем регулирования относительно небольшого тока возбуждения ЭМУ, из-за легкости реверсирования путем изменения полярности на зажимах обмотки возбуждения ЭМУ (на рис. 8 переполюсовка на­ пряжения на обмотке возбуждения ОВГ осуществляется с помощью потенциометра Я), а также из-за возможности осуществлять как динамическое торможение Электродвигателя, так и генераторное. Генераторное торможение получается в том случае, когда э. д. с. генератора становится меньше э. д. с. электродвигателя. Последний переходит в генераторный режим и энергию торможения возвра­ щает обратно в сеть через генератор, который работает как двига­ тель и заставляет работать в генераторном режиме вспомогатель­ ный электродвигатель.

В табл. 2 приведены основные параметры некоторых типов ге­ нераторов малой мощности, которые используются в системах уп­ равления в качестве ЭМУ с независимым возбуждением.

Передаточная функция ЭМУ с независимым возбуждением при условии работы его на линейном участке характеристики ивых = = / (7В) имеет вид:

W (р) = Hs^SBÏ

^Ла)

(3.15)

«вх (р)

1 + Твр

 

где Ки — коэффициент усиления по напряжению при уста­ новившемся режиме работы;

27


Т а б л и ц а 2

Тип

генератора

 

 

h.

 

СЛ-369В

15

0,25

60 :72

СЛ-369Г

50

0,75

67

 

64

 

85

СЛ-521Г

58

1,0

58

СЛ-621Г

150

1,8

85

СЛ-661РГ

200

2,6

77

іротивление ютки якоря,

о о *

О О о

14,5

8,2

Напряжение-

Сопротивле­

а

 

на

обмотке

ние обмотки

 

возбуждения и^,

возбужде­

3

(\>

 

в

ния, ом

=!

 

 

 

 

«

 

 

 

с

 

80

 

3800

2,0

 

ПО

1—590

3800

2,0

 

I I —590

 

 

Rz 1180

 

 

 

110

1—453

2500

3,3

 

11 — 464

 

 

Я 2 — 917

 

 

 

п о

 

2500

7,5

Ток

обмотки

 

2850

9,7

возбуждения

 

0,15 а

 

 

 

Тв = ^~-— электромагнитная

постоянная

времени

обмотки

возбуждения,

равная «отношению

индуктивного

сопротивления обмотки возбуждения к омиче­

скому сопротивлению этой же обмотки.

 

 

Обычно постоянная времени Тв

определяется опытным

путем

по характеристике

Ів

= f (t).

 

 

 

схема управления

На рис. 11 приведена релейно-контактная

электроприводом

(имеющим ЭМУ с независимым

возбуждением)

с помощью командоконтроллер а. При переводе

контроллера

в по­

ложение 4 «Вперед»

подается

команда на работу

электропривода

при полной скорости

в указанном

направлении. При этом

вклю­

чатся контакторы

IB,

и через контакты 3 командо контроллера

подается питание

цепям, управляющим

контакторами

ускорения

1У, 2У, ЗУ, 4У. На обмотку возбуждения

генератора ОВГ подается

напряжение, превышающее номинальное напряжение обмотки воз­ буждения генератора, поэтому начинается форсированный процесс нарастания его э. д. с.

Степень форсирования процесса возбуждения по напряжению (3.4) определяется величиной коэффициента форсировки, равному отношению действительного напряжения на обмотке возбуждения

28


генератора к его номинальному напряжению, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

У и-

действ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ном. в. г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически рекомендуется выбирать yu

= 1,5

3,0.

 

При увеличении напряжения генератора срабатывает реле 1РУ,

затем 2РУ.

 

Когда напряжение генератора

достигает

номинального

значения,

сработает

реле

 

ЗРУ.

 

РМ

 

 

 

Размыкание контактов реле 1РУ

г О

 

 

 

и

2РУ

не

вызовет

 

изменения

 

 

 

 

в схеме, так как цепи

обмоток

 

 

 

 

 

1РУ и 2РУ

продолжают

полу­

 

1РУ

 

 

 

чать питание через контакты

6 и

+

о

 

 

 

7

командоконтроллера,

а

цепь

 

 

]ЗРУ\

катушки ЗУ — через контакты 8.

 

 

±2 В

 

 

о -

После срабатывания

 

реле

 

ЗРУ

 

 

 

 

~1Г

іу гу 5У W

разомкнутся

его контакты,

 

кон­

тактор

отключится,

в

цепь

 

 

 

 

/?, Рг

R5

ill.

обмотки возбуждения генератора

 

R s

 

 

введется сопротивление Rit

фор-

 

 

ОВД

'2В

сировка

снимается,

закончится

PH

 

 

PH

процесс разгона электропривода,

Ь521 О 12H

и

система

перейдет

в

устано­

- 0

zw

вившийся

режим работы.

 

 

Hi

4+1

 

 

 

 

^2

otti

^Тн

- В

 

Если

 

командоконтроллером

Iii I -Mt

 

 

ni! I

 

 

 

 

будет задана

меньшая

скорость,

 

 

 

 

реле 1РУ или 2РУ,

настроенные

 

 

 

 

 

на

определенные

напряжения

 

 

 

 

 

генератора, разомкнут свои кон­

 

 

 

 

 

такты при

подходе

электропри­

 

 

 

 

 

вода к заданной скорости, после

 

 

 

 

 

чего отключится контактор

4У,

 

 

 

 

 

а

также

соответствующие

 

кон­

 

 

 

 

 

такторы

ускорения.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11

 

 

Процесс торможения электро­

 

 

 

привода

происходит

при

пере­

 

 

 

 

 

воде контроллера в положение «0». При этом происходит самогашение поля генератора, возникающего вследствие подключения обмотки возбуждения генератора, с обязательным соблюдением обратной полярности контактами и 2Н, к его якорной цепи. Этим обеспе­

чивается

быстрое

спадание

магнитного потока генератора и его

э. д. с ,

а также

замедление

электропривода.

Реверсирование электропривода осуществляется переводом кон­ троллера из того положения, в котором он находился, в противопо­ ложное. При этом к обмотке возбуждения генератора приклады­ вается напряжение обратной полярности, и процесс протекает сфорсировкой. Вначале ток возбуждения снижается от установившегося

29