Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
механические характеристики представляют собой прямые линии, параллельные друг другу.
Величина области П зависит от значения индуктивности якор
ной обмотки электродвигателя. Чем больше Ья, тем меньше |
область |
Я. Поскольку величина Ья незначительна, то механические |
харак |
теристики электропривода МУ—Д постоянного тока в диапазоне небольших и даже средних нагрузок имеют малую жесткость.
Рис. 23 Рис. 24
Для повышения жесткости механических характеристик в схему электропривода МУ—Д вводится отрицательная обратная связь.
Обычно |
отрицательная |
обратная |
|
|||||
связь осуществляется |
по напряже |
|
||||||
нию |
на |
якоре |
электродвигателя |
|
||||
с помощью обмотки обратной связи |
|
|||||||
ООС (рис. 24). |
Глубина |
обратной |
|
|||||
связи |
ß |
регулируется |
с помощью |
|
||||
сопротивления г. На рис. 25 при |
|
|||||||
ведены |
механические |
характери |
|
|||||
стики |
|
электропривода |
МУ—Д |
|
||||
с отрицательной обратной связью |
|
|||||||
для различных |
значений |
ß. |
|
Рис. 25 |
||||
Инерционность |
МУ |
характе |
|
|||||
ризуется |
постоянной |
времени, |
определяемой |
выражением |
||||
|
|
|
|
|
|
Т1 у - |
KuWy |
(4.11) |
|
|
|
|
|
|
|
2fwv |
|
где К и — коэффициент усиления МУ по напряжению; |
||||||||
|
/ — частота |
питающего напряжения; |
|
число витков обмотки управления; wp — число витков рабочей обмотки.
Из последнего выражения видно, что отношение коэффициента усиления МУ по напряжению к его постоянной времени для дан ного МУ является величиной постоянной, которая пропорциональна
41
Тип усилителя
ТУМ-А1-11 ТУМ-А1-22 ТУМ-А2-11 ТУМ-АЗ-11 ТУМ-АЗ-22 Т УМ-A4-11 ТУМ-А4-23 ТУМ-А5-11 ТУМ-А5-24
ТУМ-АК1-П ТУМ-АК2-11
ТУМ-АКЗ-11 ТУМ-АК4-11 ТУМ-АК5-11
(У |
|
1 |
К |
|
|
X * |
|
J3 - |
Напряже питания, |
Частота сети, гц |
Мощност нагрузки |
36 |
50 |
2,36 |
45 |
50 |
1,03 |
36 |
50 |
5,85 |
36 |
50 |
11,9 |
100 |
50 |
5,7 |
127 |
50 |
24,8 |
220 |
50 |
25,2 |
127 |
50 |
45,4 |
220 |
50 |
40 |
220 |
400 |
50 |
220 |
400 |
74 |
220 |
400 |
139 |
220 |
400 |
233 |
220 |
400 |
368 |
g u i
* |
со со |
Напряже |
на нагру (среднее чение), « |
|
15,7 |
|
23 |
|
19,5 |
|
19,8 |
|
63 |
|
82,5 |
148 |
|
|
84,5 |
145 |
|
136 |
139
138
140
140
« CD0
Ток нагр к и (средь J значение
0,15
0,045
0,3
0,6
0,09
0,3
0,17
0,55
0,275
0,39
0,58
1,1
1,8
2,8
Т а б л и ц а 4
j m |
s |
5 >. |
|
Сопротив ние нагр ки, ом |
Вес усил теля, кг |
105 |
0,9 |
510 |
0,9 |
65 |
1,1 |
33 |
1,4 |
700 |
1,4 |
275 |
2,1 |
875 |
2,1 |
150 |
2,7 |
525 |
2,7 |
350 |
0,9 |
240 |
1,1 |
125 |
1,4 |
78 |
2,1 |
50 |
2,7 |
частоте питающего напряжения и отношению витков рабочей об мотки к обмотке управления:
Ки • = 2 / - ^ . |
(4.12) |
Wy |
|
Постоянная времени М>У с обратной связью определяется по формуле
т* — ту |
(4.13) |
|
р |
При положительной обратной связи постоянная времени увели чивается, а при отрицательной — уменьшается. Но поскольку при введении положительной обратной связи коэффициент К и растет быстрее, чем постоянная времени, то отношение (4.12) увеличи вается .
При заданном значении коэффициента усиления по напряже нию К и постоянная времени МУ с положительной обратной связью уменьшается, а при отрицательной обратной связи — увеличи вается.
Из выражения (4.11) также следует, что постоянную времени МУ можно уменьшить путем увеличения частоты источника питания.
Для электроприводов МУ—Д систем управления можно исполь зовать промышленные серийные магнитные усилители. В табл. 4 приведены основные технические данные МУ с тороидальными сер дечниками. Эти усилители включаются по мостовой схеме с выхо-
42
дом на постоянном (выпрямленном) токе (рис. 18, б). Они имеют внутреннюю положительную обратную связь, которая осущест вляется с помощью вентилей, и до семи обмоток управления.
13. Д Р О С С Е Л Ь Н Ы Й А С И Н Х Р О Н Н Ы Й Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д
Дроссельный асинхронный привод может быть выполнен с вклю чением дросселей как в цепь статора, так и в цепь ротора. Обычно при выборе привода отдают предпочтение системе с включением дросселей в цепь статора. В этом случае электропривод имеет не сколько большие значения коэффициента полезного действия и cos ф. Уменьшение потерь энергии получается за счет снижения потерь в стали и обмотках электродвигателя, поскольку при регулировании скорости понижается напряжение на статоре и соответственно уменьшается ток намагничи вания.
На рис. 26 приведена схе |
|
|||
ма управления |
асинхронным |
|
||
электродвигателем с корот- |
|
|||
козамкнутым |
ротором с помо |
|
||
щью дросселя насыщения |
ДН. |
|
||
Обмотки ДН |
включены в три |
|
||
фазы обмотки |
|
статора. |
При |
|
увеличении индуктивного |
со |
Рис. 26 |
||
противления |
х д |
обмоток |
ДН |
|
создается дополнительное падение напряжения и№, которое умень шает напряжение, подводимое к электродвигателю. Дроссель на сыщения снабжен обмоткой подмагничивания ОП, которая подклю чена к источнику постоянного тока и„ и служит для регулирования степени насыщения сердечника. При увеличении тока подмагничи-. вания степень насыщения сердечника ДН увеличивается, что при водит к уменьшению индуктивности и соответственно к уменьшению реактивного сопротивления дросселя. Вследствие этого напряже ние на статоре электродвигателя возрастает, момент электродвига теля и его скорость увеличиваются.
На рис. 27 приведены механические характеристики асинхрон ного электродвигателя для различных значений сопротивления хд дросселя насыщения. При постоянной величине статического мо мента нагрузки Мх возможно устойчивое регулирование скорости изменением х д в диапазоне от с»)] до ю2 -
Следует отметить, что с помощью ДН регулировать скорость вращения электродвигателя можно лишь вниз от синхронного зна чения со0. При питании обмотки ОП (см. рис. 26) через потенцио метр П, управляемый вручную, жесткость механических характе-
43
ристик не может быть выше жесткости естественной характеристики, причем с увеличением хд жесткость характеристик уменьшается.
Для повышения жесткости механических характеристик, а также расширения диапазона скоростей в дроссельном асинхрон ном электроприводе применяют обратные связи.
Наиболее Широкое распространение получили две системы ДАП: 1) с отрицательной обратной связью по скорости; 2) с отрицатель ной обратной связью по напряжению и положительной по току.
Схема ДАП с отрицательной обратной связью по скорости изо бражена на рис. 28. Обратная связь здесь осуществляется с помощью
тахогенератора постоянного |
тока |
ТГ, |
который конструктивно |
|||
жестко связан с валом электродвигателя |
АД. Обмотка подмагничи- |
|||||
вания |
ОП |
дросселя |
насы |
|
|
|
щения |
ДН |
получает |
пита- $ |
$ |
q |
|
ние |
от |
промежуточного |
|
|
|
|
магнитного |
усилителя |
|
|
|
||
ПМУ. |
|
|
|
|
|
|
Магнитный усилитель ПМУ помимо рабочих обмоток имеет об мотку управления ОУ и обмотку смещения ОСМ. Обмотка ОУ яв ляется входом усилителя, а обмотка ОСМ обеспечивает оптималь
ный режим работы этого усилителя. |
|
|
|
На вход ПМУ подается напряжение, равное |
разности между |
||
задающим напряжением ы з а д и |
напряжением тахогенератора |
ит г . |
|
Величина « з а д устанавливается |
в соответствии |
с заданной |
ско |
ростью электродвигателя с помощью потенциометра П. При отсутст
вии нагрузки на валу электродвигателя его скорость близка к |
син |
|||||||
хронной. В этот момент ыт г > |
и з а д . Ток в, обмотке управления ОУ |
|||||||
магнитного |
усилителя |
вследствие |
наличия |
полупроводникового |
||||
диода |
Дъ |
не |
протекает. Диод Д 5 |
пропускает ток только |
при |
|||
и т г <4 м з а д . |
При этом обмотка |
ОП дросселя |
насыщения ДН |
полу-- |
||||
чает |
питание, |
равное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t |
И„ = ("эад — "тг)-Яу. |
' |
(4-1 4 ) |
где Ку — коэффициент усиления промежуточного магнитного уси - лителя.
44
В свою очередь выходное напряжение тахогенератора пропор ционально скорости вращения электродвигателя <а, т. е.
: к т г • со, |
(4.15) |
где ктг — передаточный коэффициент тахогенератора.
Тогда, решая совместно уравнения (4.14) и (4.15) относительно
угловой |
скорости вращения, получим |
|
|
"зад |
(4.16) |
|
/Стг |
|
При соответствующем выборе коэффициента усиления Ку |
ПМУ |
|
может |
быть достигнуто условие |
|
|
(4.17) |
|
/С, зад-
В этом случае, как видно из выражения (4.16), установившаяся скорость вращения будет опреде ляться в основном напряжением ыз а д . При изменении величины этого напряжения от 0 до макси мального значения будет изме няться установившаяся скорость вращения от 0 до максимальной величины, соответствующей есте ственной характеристике электро двигателя.
При выполнении |
условия |
(4.17) |
|
|||
величина момента |
нагрузки |
почти |
|
|||
не сказывается |
на |
величине |
уста |
|
||
новившейся |
скорости |
вращения |
|
|||
со, т. е. система становится частично |
|
|||||
инвариантной к моменту нагрузки. |
|
|||||
На рис. |
29 |
приведена |
схема |
Рис. 29 |
||
ДАП с обратной связью |
по току и |
|
напряжению. В данной системе промежуточный магнитный усили тель ПМУ имеет несколько обмоток:
03 — задающая обмотка усилителя, обеспечивающая работу электродвигателя с определенной скоростью. Величина скорости
задается с помощью реостата гѵ |
Питание обмотка |
получает от сети |
|||||
переменного |
тока |
через выпрямительный |
мост |
ВМѴ |
|
||
ОТ — обмотка положительной обратной связи по току нагрузки, |
|||||||
получающая |
питание от трансформатора тока |
ТрТ |
через |
выпрями |
|||
тельный мост ВМ2. |
Глубина положительной |
обратной связи регу |
|||||
лируется с помощью реостата г2 . |
связи |
по напряжению, |
|||||
ОН — обмотка |
отрицательной |
обратной |
|||||
получающая |
питание через выпрямительный |
мост BMS, |
который |
45