Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

включен на зажимы статора электродвигателя. Глубина отрица­

тельной обратной связи регулируется с помощью реостата

г3.

ОСМ — обмотка смещения усилителя

ПМУ.

 

Намагничивающая сила (н. с.) обмотки

ОН направлена

проти­

воположно н. с. обмотки 03. При уменьшении напряжения

элек­

тродвигателя вследствие увеличения нагрузки результирующая н. с. обмоток 03 и ОН действует в направлении подмагничивания сило­ вого дросселя насыщения ДН и, следовательно, в направлении уменьшения падения напряжения на дросселе.

Н. с. обмотки ОТ направлена согласно с н. с. обмотки 03. Уве­ личение тока нагрузки обусловливает снижение напряжения на

Результирующая н. с. обмотки подмагничивания ОП дросселя

насыщения может быть представлена

в виде:

 

 

 

 

 

awon - aw03—aw0H

+ awOT,

 

 

(4.

щ

где awo3 — н. с ,

обусловленная

задающим

сигналом

с

учетом

действия обмотки смещения ОСМ;

 

 

 

awou — н. с ,

определяемая

сигналом обратной связи

по на­

пряжению;

 

 

 

 

 

 

ашот — н. с ,

соответствующая

сигналу

обратной

связи

по

току.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, данные обратные связи способствуют повыше­ нию напряжения на зажимах статора электродвигателя, что приво­ дит к повышению момента, а это — к постоянству скорости враще­ ния электродвигателя на заданном уровне с точностью, определяе­ мой статизмом системы.

Преимущества рассмотренного метода управления электропри­ водами следующие:

1)малая мощность управления;

2)отсутствие вращающихся элементов, не считая исполнитель­ ного электродвигателя привода;

3)

большой

коэффициент полезного

действия системы;

4)

простота

и высокая надежность

системы.

К

его недостаткам следует отнести:

 

1)относительно большую инерционность системы;

2)понижение коэффициента мощности системы с уменьшением скорости вращения электродвигателя;

3)возможность торможения только способом противовключе-

ния;

4)усложнение реверса, осуществление которого требует или двойного комплекта дроссельно-выпрямительных элементов в цепи якоря электродвигателя, или переключения контактов в главной цепи, или изменения направления магнитного потока электродви­ гателя.

46


Вопросы для самопроверки

1. На каком принципе основана работа магнитных усилителей и дрос­ селей насыщения?

2. Какую роль выполняют обратные связи в МУ?

3. Можно ли заменить ЭМУ в системе генератор—двигатель с электро­ машинным управлением магнитным усилителем?

4.Как можно уменьшить инерционность МУ?

5.Какие достоинства и недостатки присущи автоматизированным элек­ троприводам с МУ?

Г Л А В А

5

ИМПУЛЬСНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

§ 14. Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е СКОРОСТИ В Р А Щ Е Н И Я Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д О В И М П У Л Ь С Н Ы М М Е Т О Д О М

Управление скорости вращения электропривода импульсным методом осуществляется периодическим кратковременным измене­ нием электрических параметров цепи якоря и возбуждения электро­ двигателя, а также режимов его работы с помощью быстродейст­ вующих контакторов, реле, электронно-ионных приборов или дру­ гих вспомогательных устройств. При этом момент электродвига­ теля периодически изменяется от некоторого значения, которое превышает статический момент нагрузки, до значения, меньшего ста­ тического момента нагрузки. В установившемся режиме среднее значение момента электродвигателя равно статическому моменту нагрузки.

На рис. 30 изображены типичные схемы импульсного управле­ ния скорости вращения электродвигателей постоянного тока. Уп­ равление контактами производится с помощью вспомогательных устройств, не показанных на рисунке. В течение времени t3 кон­ такты находятся в замкнутом состоянии, в течение времени tp в разомкнутом. Длительность цикла равна

(5.1)

Относительная длительность непосредственного подключения элек­ тродвигателя к источнику электрической энергии определяется выражением

У =

(5.2)

47

В течение первого интервала времени t3 электродвигатель под­ ключен к источнику "питания непосредственно. Скорость электро­ двигателя увеличивается до некоторой величины со2 (рис. 31). На­ растание скорости за время происходит по экспоненциальному закону.

Рис. 30

Во втором интервале времени tp, когда электродвигатель или отключен вовсе (рис. 30, г), или подключен к источнику питания

через добавочное

сопротивление гд (рис. 30, б,

д), или

включен

по

 

схеме торможения

(рис. 30, в,

е),

 

скорость

 

электродвигателя

 

уменьшается

до

величины

и>1

 

(рис.

31)

по

закону

определя­

 

емому выражением

 

 

 

 

 

сь

 

Ми

 

(5.3)

 

 

 

ср •

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

сос р

— скорость

электро­

 

 

 

 

двигателя

в уста-

Р и с

3 1

 

 

новившемся режи­

М п , J — соответственно моменты нагрузки

ме;

 

 

 

 

и инерции электро­

привода, приведенные к

валу

электродвигателя.

 

В установившемся режиме величина скорости электродвигателя

определяется как

среднее значение скорости

 

 

 

^

 

 

wcp = -

 

 

 

 

 

(5.4)

Изменение скорости электродвигателя в периоды разгона и тор-

48


можения можно определить соответственно выражениями:

Д О , . . - J ^ J ^ L . . t

'•"разг

J

 

 

(5.5)

 

М д В + Мц

^ ю т о р м

 

 

 

где М д в — момент двигателя.

Практически допускают, что если частота 10 гц, скорость при этом постоянна и равна со

В установившемся режиме Лсор а з г — Лсот о р м

. (МД І І - М „ ) /, - - ( М д в + Мп)

пульсаций не менее

ср .

,т. е.

/р ,

(5.6)

При этом средний (за цикл) вращающий момент электродвигателя равен

 

 

 

 

М

^

^

±

^ 2

,

 

 

(5.7)

где М , — момент,

развиваемый

электродвигателем

в

течение

вре­

 

мени

 

/3 ;

развиваемый

электродвигателем

в

течение

вре­

M 2 — момент,

 

мени

 

/р .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считая моменты /И3 и Aî2

постоянными, преобразуем'выражение

(5.7):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

_ (М1

-

Мг + М 2 )

+ А у р

Afа

(/з -I- <р) -1

( / И , ~ М 2 ) <3

 

 

 

 

 

 

 

 

~

 

 

 

-или, учитывая

выражения

(5.1)

и

(5.2),

 

 

 

 

 

 

 

 

М е р ^ М . + М - М ^ ѵ .

 

 

(5.8)

Полученное выражение дает возможность приближенно по­ строить механические характеристики электродвигателя для лю­

бого значения

 

у при условии, если известны

УИХ

== / (со) и

М0

=

Положим, что для электродвигателя, управляемого по схеме,

представленной

на рис. 30,6,

M i " - / ( с о )

является

естественной

механической

характеристикой

(рис.

32),

а

М2

—= / (о) — искус­

ственной

характеристикой.

Первая

характеристика

получается

при длительно

зашунтированном добавочном сопротивлении гд,

а

вторая — при

 

длительно включенном сопротивлении гд . Это со­

ответствует в первом случае у =

1, а во втором у — 0.

 

 

Задавая значение средней скорости шс р „ (рис. 32),

находим

со­

ответствующие

ей значения

М1

и М%.

Затем

по формуле (5.8)

оп­

ределяем

Мсрп

 

при

заданном

значении

уп

= y 2 . Через

точку

(ft»c p n ,

с р „)

и точку

(о)0 )

0) проводим механическую

характери­

стику,

которая

будет соответствовать

значению уп

у2.

 

 

Импульсному методу управления присущи потери мощности на скольжение, выделяющейся в виде тепла в цепи якоря электродви­ гателя.

4 Заказ Ли 967

49



Средняя

(за цикл)

мощность,

потребляемая цепью

якоря из

сети, равна

 

P 1 = = M c p - c u 0 ,

(5.9)

 

 

где со0 — скорость холостого хода

электродвигателя.

 

Средняя

(за цикл)

мощность на валу электродвигателя опреде­

ляется выражением

Р - М с р с о с р .

(5.10)

 

 

Разность этих мощностей представляет собой мощность потерь, выделяющуюся в виде тепла в цепи якоря электродвигателя

M,-f(w)

M2'f(w)

Рис. 32

АР = Р , - Р - - М с р ( с о 0 - с о с р ) . (5.11)

Из полученного выражения сле­ дует, что потери будут ^тем больше, чем меньше скорость вращения. Если электродвига­ тель должен работать на малых скоростях вращения, то в цепь якоря следует включить доба-. вочное сопротивление гд . Тогда потери в обмотке якоря умень­ шатся и будут равны:

АР

Mcp(to0 — со ).

 

?5.'і2)

Однако включение добавочного сопротивления в цепь якоря снижает жесткость механических характеристик, что ухудшает регулировочные свойства электро­ двигателя. Для увеличения жест-

rl>rz>rs>r/l

1 \

0

Рис. 33

Рис. 34

кости механических характеристик используют схему управления электродвигателем, представленную на рис. 30, е. Здесь электро­ двигатель то подключается к источнику питания, то переводится в режим динамического торможения. Механические характери­ стики (рис. 33) показывают, что в данном случае возможно управ­ ление электродвигателем при холостом ходе. Так же, как и в пре­ дыдущем случае, данному способу регулирования присущи боль-

50