Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
включен на зажимы статора электродвигателя. Глубина отрица
тельной обратной связи регулируется с помощью реостата |
г3. |
|
ОСМ — обмотка смещения усилителя |
ПМУ. |
|
Намагничивающая сила (н. с.) обмотки |
ОН направлена |
проти |
воположно н. с. обмотки 03. При уменьшении напряжения |
элек |
тродвигателя вследствие увеличения нагрузки результирующая н. с. обмоток 03 и ОН действует в направлении подмагничивания сило вого дросселя насыщения ДН и, следовательно, в направлении уменьшения падения напряжения на дросселе.
Н. с. обмотки ОТ направлена согласно с н. с. обмотки 03. Уве личение тока нагрузки обусловливает снижение напряжения на
Результирующая н. с. обмотки подмагничивания ОП дросселя
насыщения может быть представлена |
в виде: |
|
|
|
|
||
|
awon - aw03—aw0H |
+ awOT, |
|
|
(4. |
щ |
|
где awo3 — н. с , |
обусловленная |
задающим |
сигналом |
с |
учетом |
||
действия обмотки смещения ОСМ; |
|
|
|
||||
awou — н. с , |
определяемая |
сигналом обратной связи |
по на |
||||
пряжению; |
|
|
|
|
|
|
|
ашот — н. с , |
соответствующая |
сигналу |
обратной |
связи |
по |
||
току. |
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, данные обратные связи способствуют повыше нию напряжения на зажимах статора электродвигателя, что приво дит к повышению момента, а это — к постоянству скорости враще ния электродвигателя на заданном уровне с точностью, определяе мой статизмом системы.
Преимущества рассмотренного метода управления электропри водами следующие:
1)малая мощность управления;
2)отсутствие вращающихся элементов, не считая исполнитель ного электродвигателя привода;
3) |
большой |
коэффициент полезного |
действия системы; |
4) |
простота |
и высокая надежность |
системы. |
К |
его недостаткам следует отнести: |
|
1)относительно большую инерционность системы;
2)понижение коэффициента мощности системы с уменьшением скорости вращения электродвигателя;
3)возможность торможения только способом противовключе-
ния;
4)усложнение реверса, осуществление которого требует или двойного комплекта дроссельно-выпрямительных элементов в цепи якоря электродвигателя, или переключения контактов в главной цепи, или изменения направления магнитного потока электродви гателя.
46
Вопросы для самопроверки
1. На каком принципе основана работа магнитных усилителей и дрос селей насыщения?
2. Какую роль выполняют обратные связи в МУ?
3. Можно ли заменить ЭМУ в системе генератор—двигатель с электро машинным управлением магнитным усилителем?
4.Как можно уменьшить инерционность МУ?
5.Какие достоинства и недостатки присущи автоматизированным элек троприводам с МУ?
Г Л А В А |
5 |
ИМПУЛЬСНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
§ 14. Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е СКОРОСТИ В Р А Щ Е Н И Я Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д О В И М П У Л Ь С Н Ы М М Е Т О Д О М
Управление скорости вращения электропривода импульсным методом осуществляется периодическим кратковременным измене нием электрических параметров цепи якоря и возбуждения электро двигателя, а также режимов его работы с помощью быстродейст вующих контакторов, реле, электронно-ионных приборов или дру гих вспомогательных устройств. При этом момент электродвига теля периодически изменяется от некоторого значения, которое превышает статический момент нагрузки, до значения, меньшего ста тического момента нагрузки. В установившемся режиме среднее значение момента электродвигателя равно статическому моменту нагрузки.
На рис. 30 изображены типичные схемы импульсного управле ния скорости вращения электродвигателей постоянного тока. Уп равление контактами производится с помощью вспомогательных устройств, не показанных на рисунке. В течение времени t3 кон такты находятся в замкнутом состоянии, в течение времени tp — в разомкнутом. Длительность цикла равна
(5.1)
Относительная длительность непосредственного подключения элек тродвигателя к источнику электрической энергии определяется выражением
У = |
(5.2) |
47
В течение первого интервала времени t3 электродвигатель под ключен к источнику "питания непосредственно. Скорость электро двигателя увеличивается до некоторой величины со2 (рис. 31). На растание скорости за время происходит по экспоненциальному закону.
Рис. 30
Во втором интервале времени tp, когда электродвигатель или отключен вовсе (рис. 30, г), или подключен к источнику питания
через добавочное |
сопротивление гд (рис. 30, б, |
д), или |
включен |
по |
||||
|
схеме торможения |
(рис. 30, в, |
е), |
|||||
|
скорость |
|
электродвигателя |
|||||
|
уменьшается |
до |
величины |
и>1 |
||||
|
(рис. |
31) |
по |
закону |
определя |
|||
|
емому выражением |
|
|
|
||||
|
|
сь |
|
Ми |
|
(5.3) |
||
|
|
|
ср • |
J |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
сос р |
— скорость |
электро |
||||
|
|
|
|
двигателя |
в уста- |
|||
Р и с |
3 1 |
|
|
новившемся режи |
||||
М п , J — соответственно моменты нагрузки |
ме; |
|
|
|
|
|||
и инерции электро |
||||||||
привода, приведенные к |
валу |
электродвигателя. |
|
|||||
В установившемся режиме величина скорости электродвигателя |
||||||||
определяется как |
среднее значение скорости |
|
|
|
^ |
|
||
|
wcp = - |
|
|
|
|
|
(5.4) |
Изменение скорости электродвигателя в периоды разгона и тор-
48
можения можно определить соответственно выражениями:
Д О , . . - J ^ J ^ L . . t
'•"разг |
J |
|
|
(5.5) |
|
|
М д В + Мц |
|
^ ю т о р м |
|
|
|
|
где М д в — момент двигателя.
Практически допускают, что если частота 10 гц, скорость при этом постоянна и равна со
В установившемся режиме Лсор а з г — Лсот о р м
. (МД І І - М „ ) /, - - ( М д в + Мп)
пульсаций не менее
ср .
,т. е.
/р , |
(5.6) |
При этом средний (за цикл) вращающий момент электродвигателя равен
|
|
|
|
М |
^ |
^ |
± |
^ 2 |
, |
|
|
(5.7) |
где М , — момент, |
развиваемый |
электродвигателем |
в |
течение |
вре |
|||||||
|
мени |
|
/3 ; |
развиваемый |
электродвигателем |
в |
течение |
вре |
||||
M 2 — момент, |
||||||||||||
|
мени |
|
/р . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Считая моменты /И3 и Aî2 |
постоянными, преобразуем'выражение |
|||||||||||
(5.7): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
_ (М1 |
- |
Мг + М 2 ) |
/з |
+ А у р |
Afа |
(/з -I- <р) -1 |
( / И , ~ М 2 ) <3 |
|
|||
|
|
|
|
'н |
|
|
|
~ |
'ц |
|
|
|
-или, учитывая |
выражения |
(5.1) |
и |
(5.2), |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
М е р ^ М . + М - М ^ ѵ . |
|
|
(5.8) |
Полученное выражение дает возможность приближенно по строить механические характеристики электродвигателя для лю
бого значения |
|
у при условии, если известны |
УИХ |
== / (со) и |
М0 |
= |
||||||||
Положим, что для электродвигателя, управляемого по схеме, |
||||||||||||||
представленной |
на рис. 30,6, |
M i " - / ( с о ) |
является |
естественной |
||||||||||
механической |
характеристикой |
(рис. |
32), |
а |
М2 |
—= / (о) — искус |
||||||||
ственной |
характеристикой. |
Первая |
характеристика |
получается |
||||||||||
при длительно |
зашунтированном добавочном сопротивлении гд, |
а |
||||||||||||
вторая — при |
|
длительно включенном сопротивлении гд . Это со |
||||||||||||
ответствует в первом случае у = |
1, а во втором у — 0. |
|
|
|||||||||||
Задавая значение средней скорости шс р „ (рис. 32), |
находим |
со |
||||||||||||
ответствующие |
ей значения |
М1 |
и М%. |
Затем |
по формуле (5.8) |
оп |
||||||||
ределяем |
Мсрп |
|
при |
заданном |
значении |
уп |
= y 2 . Через |
точку |
||||||
(ft»c p n , |
7Ис р „) |
и точку |
(о)0 ) |
0) проводим механическую |
характери |
|||||||||
стику, |
которая |
будет соответствовать |
значению уп |
— |
у2. |
|
|
Импульсному методу управления присущи потери мощности на скольжение, выделяющейся в виде тепла в цепи якоря электродви гателя.
4 Заказ Ли 967 |
49 |
Средняя |
(за цикл) |
мощность, |
потребляемая цепью |
якоря из |
сети, равна |
|
P 1 = = M c p - c u 0 , |
(5.9) |
|
|
|
|||
где со0 — скорость холостого хода |
электродвигателя. |
|
||
Средняя |
(за цикл) |
мощность на валу электродвигателя опреде |
||
ляется выражением |
Р - М с р с о с р . |
(5.10) |
||
|
|
Разность этих мощностей представляет собой мощность потерь, выделяющуюся в виде тепла в цепи якоря электродвигателя
M,-f(w)
M2'f(w)
Рис. 32
АР = Р , - Р - - М с р ( с о 0 - с о с р ) . (5.11)
Из полученного выражения сле дует, что потери будут ^тем больше, чем меньше скорость вращения. Если электродвига тель должен работать на малых скоростях вращения, то в цепь якоря следует включить доба-. вочное сопротивление гд . Тогда потери в обмотке якоря умень шатся и будут равны:
АР |
Mcp(to0 — со ). |
|
?5.'і2) |
Однако включение добавочного сопротивления в цепь якоря снижает жесткость механических характеристик, что ухудшает регулировочные свойства электро двигателя. Для увеличения жест-
rl>rz>rs>r/l
1 \
0
Рис. 33 |
Рис. 34 |
кости механических характеристик используют схему управления электродвигателем, представленную на рис. 30, е. Здесь электро двигатель то подключается к источнику питания, то переводится в режим динамического торможения. Механические характери стики (рис. 33) показывают, что в данном случае возможно управ ление электродвигателем при холостом ходе. Так же, как и в пре дыдущем случае, данному способу регулирования присущи боль-
50