Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
нагрузки на валу электродвигателя. Зависимость скорости враще
ния электродвигателя от момента нагрузки |
при а = const и ß |
= |
= ѵагіо, т. е. механическая характеристика, |
показана на рис. |
17. |
В этом случае уменьшение скорости при нагрузке происходит в ос
новном за |
счет |
падения напряжения |
на |
сопротивлениях |
якорных |
цепей гЯѣГ |
и г я . д |
(при условии, если |
Rs |
= 0 и rd + kK ä ; |
0). Соот |
ветственно меняется выходное напряжение ЭМУ вследствие внут реннего падения напряжения. В то же время э. д. с. ЭМУ, частично компенсируя внутреннее падение напряжения, сохраняет значение ud. При этом автоматически увеличивается жесткость механических характеристик, увеличивается тем больше, чем больше значение коэффициента отрицательной обратной связи ß (рис. 17). Высокая степень жесткости механических характеристик позволяет получить
электропривод |
с |
большим диапазоном |
регулирования |
скорости, |
||
достигающим |
200. |
|
|
|||
Вопросы для |
самопроверки |
|
|
|||
1. |
Объясните принцип действия электромашинного усилителя. |
|||||
2. |
Назовите основные характеристические параметры ЭМУ. |
|||||
3. |
Каковы недостатки системы генератор—двигатель? |
|
||||
4. |
Каково |
назначение обратных связей в |
системе электропривода? |
|||
5. |
С какой целью в электромашинных |
усилителях |
наличествует |
|||
несколько обмоток |
управления? |
|
|
|||
6. |
Каков диапазон регулирования в системе генератор—двигатель? |
Г Л А В А |
4 |
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С МАГНИТНЫМИ УСИЛИТЕЛЯМИ
§ 12. Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д С Д В И Г А Т Е Л Е М ПОСТОЯННОГО Т О К А , У П Р А В Л Я Е М Ы Й С П О М О Щ Ь Ю М А Г Н И Т Н Ы Х У С И Л И Т Е Л Е Й
Принцип данного метода управления скоростью вращения элек тропривода заключается в изменении при помощи магнитного уси лителя напряжения, которое подводится к обмотке якоря (или к обмотке возбуждения) электродвигателя. Изменение напряжения магнитным усилителем осуществляется за счет изменения индуктив ности при подмагничивании их постоянным током.
Магнитные усилители (МУ) применяются в системах электро приводов, имеющих электродвигатели как постоянного-тока, так
36
и переменного. Электропривод переменного тока с магнитными уси лителями часто называют дроссельным асинхронным приводом (ДАП).
Для целей управления электроприводами находят применение в основном МУ с положительной обратной связью (обычно по току), обладающие высоким коэффициентом усиления. Обратная связь может быть внешней или внутренней.
На рис. 18 представлены схемы управления скоростью вращения электродвигателей постоянного тока с независимым возбуждением при помощи МУ, имеющих внешнюю (рис. 18, а) и внутреннюю (рис. 18, б) положительные обратные связи.
Рис. 18
Внешняя обратная связь по току осуществляется с помощью дополнительной обмотки ОПОС (рис. 18, а). Ток в этой обмотке пропорционален току нагрузки. Величина тока обратной связи изменяется с помощью сопротивления г.
Управление скоростью вращения электродвигателей в приведен ных системах осуществляется следующим образом. Напряжение сети ис переменного тока приложено к последовательно включен ным якорю электродвигателя Дв и одной из рабочих обмоток ОР магнитного усилителя в зависимости от полярности напряжения ис. При изменении тока / у в обмотке управления ОУ изменяется маг нитная проницаемость ц сердечников МУ и, следовательно, изме нится индуктивность рабочих обмоток в соответствии с зави симостью
L o p = - |
Ü—\L, |
(4.1) |
|
о. р |
^ 1 0 8 |
Г> |
V / |
где w0. р — число витков рабочей обмотки;
37
S — активная площадь сечения сердечника; /с — длина средней линии сердечника.
Если принять, что, во-первых, сопротивление якоря гя элек тродвигателя чисто активное, во-вторых, внутреннее сопротивле
ние гд диода в |
проводящем направлении |
постоянно и равно |
нулю, |
а в обратном направлении — бесконечности и, в-третьих, |
кривая |
||
намагничивания |
сердечников МУ имеет |
прямоугольную |
форму |
без гистерезиса, то ток в якоре электродвигателя |
будет изменяться |
||
в соответствии с известным выражением |
|
|
|
, |
U c |
• |
(4.2) |
W o . р)2 + 'я
Для обеспечения нормальной работы электродвигателей по стоянного тока выходное напряжение МУ предварительно выпрям ляется с помощью полупроводниковых диодов Дг Д4 , включен ных по мостовой схеме.
ияия |
|
|
'яг |
O d |
і-я |
$\ |
Чі+dЛ2ЧГ |
|
|
Рис. 20 |
Выведем аналитическое выражение механической характерис, тики электродвигателя постоянного тока в системе с МУ, изобра женной на рис. 18, б.
При принятых выше допущениях напряжение на выходе МУ, прикладываемое к якорю электродвигателя, будет представлять собой последовательность усеченных синусоид (рис. 19). Величина среднего значения этого напряжения зависит от величины угла насыщения а сердечников МУ.
В зависимости от соотношения величин угла насыщения, стати ческого момента на валу электродвигателя и индуктивности обмотки якоря ток в якорной цепи электродвигателя может иметь характер либо непрерывный (в течение всего периода изменения напряжения сети), либо — прерывистый.
Рассмотрим работу электродвигателя в режиме непрерывного тока.
Дифференциальные уравнения электрического равновесия для
якорной цепи (рис. |
18,6) в разные интервалы |
времени-(рис. |
20) |
|
будут |
следующие: |
|
|
|
а) |
при а <; (ùt <; |
л |
|
|
|
|
яі' я ~Г -di»i |
. |
(4.3) |
|
|
dt |
' |
|
38
б) |
при 0 |
(ot <; а |
|
|
|
|
0 = Е + іяггя + Ь |
я ^ . |
(4.4) |
|
|
|
dt |
|
Здесь |
В — обратная э. д. с. электродвигателя; |
|
||
|
І'яі> £ Я 2 — значения тока якоря в соответствующем |
интервале |
||
|
Ья |
времени; |
|
|
|
— индуктивность обмотки |
якоря. |
|
Перейдем к средним величинам токов и напряжений за период
изменения |
напряжения сети. Для этого проинтегрируем уравнения |
|||||||||||||
(4.3) и (4.4) в пределах, соответствующих длительности |
определен |
|||||||||||||
ного интервала: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
я |
|
|
л |
|
|
я |
|
|
|
|
я |
|
|
|
J итах |
sin Ш (со/) = §JEd |
И ) + |
] ' iiarnd |
(«О + [ |
Ія |
à (со/); (4.5) |
||||||||
а |
|
|
а |
|
|
0 |
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
а |
• |
|
а |
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
О = j |
Ed («О + j |
іяггяа |
(Ы) + |
j |
L , |
d (со/). |
|
(4.6) |
||||
|
|
0 |
|
|
0 |
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
Суммируя выражения |
(4.5) и (4.6) и определяя интегралы, по |
|||||||||||||
лучим |
следующее |
выражение |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
! ц т " ( 1 + С 0 5 |
а ) |
= |
£ + /я г„, |
|
|
(4.7) |
||||
где / я |
— среднее |
значение |
тока |
в |
цепи |
якоря |
электродвигателя, |
|||||||
равное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
j t„d(<of). |
(4-8) |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
о |
|
|
Учитывая, что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
/ |
= |
м |
|
|
|
|
|
|
(4.9) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е ^ Се«>Ф, |
|
|
|
|
|
|
|||
выражение |
(4.7). можно привести |
к |
виду: |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
ю = |
"ma* О + casa) |
|
|
^я |
^ |
|
|
(4 Ю) |
|||
|
|
|
|
|
я С г Ф |
|
|
ѫфФ2 |
|
|
|
|||
Здесь |
|
со —• скорость |
вращения |
электродвигателя; |
|
|
||||||||
|
Се'і |
M — момент, |
развиваемый |
электродвигателем; |
|
|||||||||
|
С м — постоянные |
коэффициенты, зависящие от парамет |
||||||||||||
|
|
ров |
электродвигателя; |
|
|
|
|
|
Ф— полезный результирующий магнитный поток элек-~" тродвигателя.
39
Уравнение (4.10) определяет механические характеристики элек тродвигателя постоянного тока, управляемого с помощью МУ, в ре жиме непрерывного тока в цепи якоря.
На рис. 21 изображены механические характеристики, которые построены по уравнению (4.10) для различных значений угла^на сыщения а. Из характеристик видно, что по мере увеличения ско
рость |
идеального |
холостого |
хода электродвигателя |
уменьшается. |
|||||||||
При |
этом |
считаем |
ток |
якоря |
ія |
непрерывным |
во всем |
диапазоне |
|||||
|
|
|
|
изменения |
нагрузки |
на валу |
электро |
||||||
|
|
|
|
двигателя. Выполнение последнего усло |
|||||||||
|
|
|
|
вия возможно лишь теоретически при |
|||||||||
|
ot<=0 |
|
бесконечно |
большой |
индуктивности |
об |
|||||||
|
|
|
|
мотки якоря. В действительности LS ! |
|||||||||
|
|
|
|
имеет |
конечное значение. Это приводит |
||||||||
|
|
|
|
к тому, что в некотором диапазоне изме |
|||||||||
|
|
|
|
нения |
нагрузки |
электродвигателя |
ток |
||||||
|
|
|
|
якоря |
может иметь прерывистый |
харак |
|||||||
|
|
Рис. 21 |
|
тер (рис. 22). Свойства электродвигателя |
|||||||||
|
|
|
|
постоянного тока |
при этом будут |
суще |
|||||||
ственно отличаться |
от |
свойств, |
присущих |
ему при |
непрерывном |
||||||||
токе |
якоря. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 23 представлены механические характеристики электро |
|||||||||||||
привода |
магнитный усилитель — двигатель |
(МУ—Д) |
в |
режиме |
прерывистого тока якоря для различных значений угла насыщения а. Построение этих механических характеристик по аналитической зависимости сопряжено с громоздкими вычислениями. Вследствие этого при расчете характеристик пользуются специальными вспо могательными номограммами.
При увеличении статической нагрузки Мс на валу электродви гателя ток в якорной обмотке из прерывистого может стать непре рывным. Это произойдет в том случае, когда рабочая точка Ах на механической характеристике, дающая представление о состоянии электродвигателя, переместится из области П (рис. -23) в точку А2 в области НП.
Область U соответствует прерывистому току в якорной обмотке, а область НП — непрерывному току в этой обмотке. В области НП
40