Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нагрузки на валу электродвигателя. Зависимость скорости враще­

ния электродвигателя от момента нагрузки

при а = const и ß

=

= ѵагіо, т. е. механическая характеристика,

показана на рис.

17.

В этом случае уменьшение скорости при нагрузке происходит в ос­

новном за

счет

падения напряжения

на

сопротивлениях

якорных

цепей гЯѣГ

и г я . д

(при условии, если

Rs

= 0 и rd + kK ä ;

0). Соот­

ветственно меняется выходное напряжение ЭМУ вследствие внут­ реннего падения напряжения. В то же время э. д. с. ЭМУ, частично компенсируя внутреннее падение напряжения, сохраняет значение ud. При этом автоматически увеличивается жесткость механических характеристик, увеличивается тем больше, чем больше значение коэффициента отрицательной обратной связи ß (рис. 17). Высокая степень жесткости механических характеристик позволяет получить

электропривод

с

большим диапазоном

регулирования

скорости,

достигающим

200.

 

 

Вопросы для

самопроверки

 

 

1.

Объясните принцип действия электромашинного усилителя.

2.

Назовите основные характеристические параметры ЭМУ.

3.

Каковы недостатки системы генератор—двигатель?

 

4.

Каково

назначение обратных связей в

системе электропривода?

5.

С какой целью в электромашинных

усилителях

наличествует

несколько обмоток

управления?

 

 

6.

Каков диапазон регулирования в системе генератор—двигатель?

Г Л А В А

4

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С МАГНИТНЫМИ УСИЛИТЕЛЯМИ

§ 12. Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д С Д В И Г А Т Е Л Е М ПОСТОЯННОГО Т О К А , У П Р А В Л Я Е М Ы Й С П О М О Щ Ь Ю М А Г Н И Т Н Ы Х У С И Л И Т Е Л Е Й

Принцип данного метода управления скоростью вращения элек­ тропривода заключается в изменении при помощи магнитного уси­ лителя напряжения, которое подводится к обмотке якоря (или к обмотке возбуждения) электродвигателя. Изменение напряжения магнитным усилителем осуществляется за счет изменения индуктив­ ности при подмагничивании их постоянным током.

Магнитные усилители (МУ) применяются в системах электро­ приводов, имеющих электродвигатели как постоянного-тока, так

36


и переменного. Электропривод переменного тока с магнитными уси­ лителями часто называют дроссельным асинхронным приводом (ДАП).

Для целей управления электроприводами находят применение в основном МУ с положительной обратной связью (обычно по току), обладающие высоким коэффициентом усиления. Обратная связь может быть внешней или внутренней.

На рис. 18 представлены схемы управления скоростью вращения электродвигателей постоянного тока с независимым возбуждением при помощи МУ, имеющих внешнюю (рис. 18, а) и внутреннюю (рис. 18, б) положительные обратные связи.

Рис. 18

Внешняя обратная связь по току осуществляется с помощью дополнительной обмотки ОПОС (рис. 18, а). Ток в этой обмотке пропорционален току нагрузки. Величина тока обратной связи изменяется с помощью сопротивления г.

Управление скоростью вращения электродвигателей в приведен­ ных системах осуществляется следующим образом. Напряжение сети ис переменного тока приложено к последовательно включен­ ным якорю электродвигателя Дв и одной из рабочих обмоток ОР магнитного усилителя в зависимости от полярности напряжения ис. При изменении тока / у в обмотке управления ОУ изменяется маг­ нитная проницаемость ц сердечников МУ и, следовательно, изме­ нится индуктивность рабочих обмоток в соответствии с зави­ симостью

L o p = -

Ü—\L,

(4.1)

о. р

^ 1 0 8

Г>

V /

где w0. р — число витков рабочей обмотки;

37

S — активная площадь сечения сердечника; /с — длина средней линии сердечника.

Если принять, что, во-первых, сопротивление якоря гя элек­ тродвигателя чисто активное, во-вторых, внутреннее сопротивле­

ние гд диода в

проводящем направлении

постоянно и равно

нулю,

а в обратном направлении — бесконечности и, в-третьих,

кривая

намагничивания

сердечников МУ имеет

прямоугольную

форму

без гистерезиса, то ток в якоре электродвигателя

будет изменяться

в соответствии с известным выражением

 

 

,

U c

(4.2)

W o . р)2 + 'я

Для обеспечения нормальной работы электродвигателей по­ стоянного тока выходное напряжение МУ предварительно выпрям­ ляется с помощью полупроводниковых диодов Дг Д4 , включен­ ных по мостовой схеме.

ияия

 

 

'яг

O d

і-я

$\

Чі+dЛ2ЧГ

 

 

Рис. 20

Выведем аналитическое выражение механической характерис, тики электродвигателя постоянного тока в системе с МУ, изобра­ женной на рис. 18, б.

При принятых выше допущениях напряжение на выходе МУ, прикладываемое к якорю электродвигателя, будет представлять собой последовательность усеченных синусоид (рис. 19). Величина среднего значения этого напряжения зависит от величины угла насыщения а сердечников МУ.

В зависимости от соотношения величин угла насыщения, стати­ ческого момента на валу электродвигателя и индуктивности обмотки якоря ток в якорной цепи электродвигателя может иметь характер либо непрерывный (в течение всего периода изменения напряжения сети), либо — прерывистый.

Рассмотрим работу электродвигателя в режиме непрерывного тока.

Дифференциальные уравнения электрического равновесия для

якорной цепи (рис.

18,6) в разные интервалы

времени-(рис.

20)

будут

следующие:

 

 

 

а)

при а <; (ùt <;

л

 

 

 

 

яі' я ~Г -di»i

.

(4.3)

 

 

dt

'

 

38


б)

при 0

(ot <; а

 

 

 

 

0 = Е + іяггя + Ь

я ^ .

(4.4)

 

 

 

dt

 

Здесь

В — обратная э. д. с. электродвигателя;

 

 

І'яі> £ Я 2 — значения тока якоря в соответствующем

интервале

 

Ья

времени;

 

 

 

— индуктивность обмотки

якоря.

 

Перейдем к средним величинам токов и напряжений за период

изменения

напряжения сети. Для этого проинтегрируем уравнения

(4.3) и (4.4) в пределах, соответствующих длительности

определен­

ного интервала:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

л

 

 

я

 

 

 

 

я

 

 

 

J итах

sin Ш (со/) = §JEd

И ) +

] ' iiarnd

(«О + [

Ія

à (со/); (4.5)

а

 

 

а

 

 

0

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

а

 

а

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

О = j

Ed («О + j

іяггяа

(Ы) +

j

L ,

d (со/).

 

(4.6)

 

 

0

 

 

0

 

 

 

о

 

 

 

 

 

Суммируя выражения

(4.5) и (4.6) и определяя интегралы, по­

лучим

следующее

выражение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

! ц т " ( 1 + С 0 5

а )

=

£ + /я г„,

 

 

(4.7)

где / я

— среднее

значение

тока

в

цепи

якоря

электродвигателя,

равное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

j t„d(<of).

(4-8)

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

о

 

 

Учитывая, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

=

м

 

 

 

 

 

 

(4.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е ^ Се«>Ф,

 

 

 

 

 

 

выражение

(4.7). можно привести

к

виду:

 

 

 

 

 

 

 

ю =

"ma* О + casa)

 

 

^

 

 

(4 Ю)

 

 

 

 

 

я С г Ф

 

 

ѫфФ2

 

 

 

Здесь

 

со —• скорость

вращения

электродвигателя;

 

 

 

Се

M — момент,

развиваемый

электродвигателем;

 

 

С м — постоянные

коэффициенты, зависящие от парамет­

 

 

ров

электродвигателя;

 

 

 

 

 

Ф— полезный результирующий магнитный поток элек-~" тродвигателя.

39



Уравнение (4.10) определяет механические характеристики элек­ тродвигателя постоянного тока, управляемого с помощью МУ, в ре­ жиме непрерывного тока в цепи якоря.

На рис. 21 изображены механические характеристики, которые построены по уравнению (4.10) для различных значений угла^на­ сыщения а. Из характеристик видно, что по мере увеличения ско­

рость

идеального

холостого

хода электродвигателя

уменьшается.

При

этом

считаем

ток

якоря

ія

непрерывным

во всем

диапазоне

 

 

 

 

изменения

нагрузки

на валу

электро­

 

 

 

 

двигателя. Выполнение последнего усло­

 

 

 

 

вия возможно лишь теоретически при

 

ot<=0

 

бесконечно

большой

индуктивности

об­

 

 

 

 

мотки якоря. В действительности LS !

 

 

 

 

имеет

конечное значение. Это приводит

 

 

 

 

к тому, что в некотором диапазоне изме­

 

 

 

 

нения

нагрузки

электродвигателя

ток

 

 

 

 

якоря

может иметь прерывистый

харак­

 

 

Рис. 21

 

тер (рис. 22). Свойства электродвигателя

 

 

 

 

постоянного тока

при этом будут

суще­

ственно отличаться

от

свойств,

присущих

ему при

непрерывном

токе

якоря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 23 представлены механические характеристики электро­

привода

магнитный усилитель — двигатель

(МУ—Д)

в

режиме

прерывистого тока якоря для различных значений угла насыщения а. Построение этих механических характеристик по аналитической зависимости сопряжено с громоздкими вычислениями. Вследствие этого при расчете характеристик пользуются специальными вспо­ могательными номограммами.

При увеличении статической нагрузки Мс на валу электродви­ гателя ток в якорной обмотке из прерывистого может стать непре­ рывным. Это произойдет в том случае, когда рабочая точка Ах на механической характеристике, дающая представление о состоянии электродвигателя, переместится из области П (рис. -23) в точку А2 в области НП.

Область U соответствует прерывистому току в якорной обмотке, а область НП — непрерывному току в этой обмотке. В области НП

40