Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

беюистаяа В. М. Четыркиным. Эти материалы опубликованы лишь в самые последние гады.

С 50-х годов начали публиковаться работы Б. П. Алисова, Е. Н. Балашовой, О. М. Житомирской, О. А. Семеновой, посвящен­ ные климату СССР, в которых отводилось определенное место климатическому районированию Средней Азии. Указанные авторы выделяют на территории Средней Азии 24 района, не увязывая од­ нако климатический режим с другими компонентами природы, в частности, с почвенно-растительным покровом и его динамикой. Последнее затрудняет использование этих работ в физико-геогра­ фическом районировании и в практике сельского хозяйства.

Гораздо более целенаправленный характер имеет агроклимати­ ческое районирование Средней Азии, получившее особое развитие после 50-х годов, которое дает сравнительную экологическую оцен­ ку степени благоприятности климатического режима выделенных регионов. В этом смысле оно представляет собой составную часть физико-географического районирования и исходит из конкретных данных климатической дифференциации территории, синтезируя в едином комплексе климат и растительность, воздействующие на процессы почвообразования. Такой комплексный подход облегчает процесс физико-географического районирования территории.

Руководствуясь указанными соображениями, Л. Б. Бабушкин осуществил агроклиматическое районирование Средней Азии, тер­ ритория которой, за исключением северной Киргизии, восточного Памира и Закопетдагских районов Туркмении, рассматривается им как однородная по климатическому режиму Туранская климатиче­ ская провинция области континентальных субтропических клима­ тов Азии, расположенная в пределах субтропической зоны Земли.

В Туранской климатической провинции он выделяет тринадцать округов, которые, в свою очередь, делит на агроклиматические группы районов на основании анализа суммы положительных тем­ ператур за теплый период года, суммы эффективных температур от начала раскрытия коробочек хлопчатника до заморозков, сред­ ней суммы осадков за март я апрель и суховейности летнего пе­ риода. Каждая группа районов различается по степени благопри­ ятности климатического режима для поливного хлопководства.

Геоботаническое районирование

Первый опыт геоботаническото районирования Средней Азии содержится в ботанико-географическом труде Б. А. Федченко (1925), в котором он объединил Среднюю Азию с центральноази­ атской областью, выделив в ней Туранскую и Туркестанскую про­ винции в духе построений А. Энтлера. Памир в этой схеме присо­ единяется к Тибетской прО|Винции. Дальнейшую дифференциацию территории Б. А. Федченко проводит по характеру поясного изме­ нения растительности. Несмотря на вполне допустимые ошибки, данный опыт сыграл положительную историческую роль. Наиболее

ПО


ярким выразителем флористического (ареалогического) направле­ ния был М. Г. Попов, убедительно доказавший флористические связи Турана со Средиземьем. Последующие исследования подтвер­ дили эту гипотезу многочисленными фактами. Анализ эколого-ге­ нетических отношений Средней Азии ж сопредельным странам по­ будил М. Г. Попова объединить их в единую, исторически само­ бытную О'бласть «Древнее Средиземье» (Средняя и Центральная Азия, страна Средиземноморского бассейна), внутри которой было намечено два округа («Пустынная Средняя Азия» и «Горная Сред­ няя Азия») и 24 участка.

В40-х годах М. Г. Попов, уточняя действительные флористи­ ческие отношения Средней Азии к Средиземно, относит ее к Иран­ ской провинции (Иран, Восточный Кавказ, Афганистан, Белуд­ жистан и Джунгария).

В1941 г. Е. П. Коровин предложил схему геоботанического

районирования Средней Азии, которая делит страну на провинции: Северную и Южную, объединяя в них равнины и горы. Это уже был совершенно новый аспект в геоботанической дифференциа­ ции территории, поскольку до Е. П. Коровина ландшафты рав­ нин и гор Средней Азии рассматривались раздельно.

Ученый в своих построениях исходил из геоботанического кри­ терия, опирающегося на сравнительный анализ растительных со­ обществ в связи с экологической средой. Региональный метод в геоботаническом районировании впервые был применен Р. И. Аболиным, разделившим Среднюю Азию по режиму атмосферного ув­ лажнения на шесть округов: Туркестанский, Аральский, Чуйский, Балхашский, Центрально-Тяньшаньокий и Памирский, охарактери­ зованные по составу почвенно-растительного покрова.

Региональное направление было использовано Е. П. Корови­ ным и А. Н. Розановым для обоснования концепции субтропизма Турана и его ландшафтно-географического районирования. При этом авторы опирались на флористический и геоботанический ме­ тоды, доказав необходимость их совокупного использования с точ­ ки зрения взаимосвязей флоры, растительных сообществ и геогра­ фической среды. Синтез этих двух направлений находит все более широкое признание. Е. П. Коровин указывает, что синтетический подход -при районировании характерен именно для Средней Азии, и это дало ему возможность выделить Туранскую, Казахстанскую, Памиро-Тянынаньскую и Джунгаро-Алтайскую провинции. Однако само выделение носило схематический характер.

В более развернутом и обоснованном виде оно дано коллекти­ вом геоботаников Ботанического института. .Группы провинций, вы­ деленные по флористическому и генетическому принципу, объеди­ няются друг с другом по общности физико-географических (эколо­ гических) условий.

Впоследствии Е. П. Коровиным была предложена уточненная схема геоботанического районирования Средней Азии, в которой выделяются равнинные и горные провинции, охарактеризованные

111


в широком ландшафтно-экологическом аспекте. В целом на тер­ ритории Средней Азии Е. П. Коровин выделяет провинции: Турин­ скую пустынную; Центрально-Казахстанскую пустынную; ЮжноТуркестанскую торную; Джунгаро-Тяньшаньскую горную; Туркме­ но-Иранскую горную; Центрально-Тяныианьскую высокогорную; Памиро-Тибетскую высокогорную. По своей направленности и со­ держанию указанный опыт геоботанического районирования выхо­ дит за рамки отраслевого членения территории и приближается к физико-географическому районированию.

Новейший вариант геоботанической дифференциации Средней Азии опубликован Е. П. Коровиным в 1962 г. во II томе «Расти­ тельности Средней Азии и Казахстана». Он имеет ряд принципи­ альных особенностей, отличающих его от прежних опытов райони­ рования.

Ученый пришел к убеждению о необходимости проведения рез­ ких граней между растительностью равнин и гор. Историческая геоботаника доказала их самобытность и эколого-систематические различия, что побудило автора отказаться от идеи интеграции гор­ ной и равнинной растительности в рамках единого региона и встать на путь их раздельного районирования, опираясь прежде всего на исторический критерий.

Е. П. Коровин производит следующее ботанико-географическое разделение Средней Азии: Туранская пустынная провинция в со­ ставе 4 округов; Центрально-Казахстанская пустынная провинция в составе 7 округов; Южно-Туркестанская горная провинция в со­ ставе 7 округов; Туркмено-Иранская горная провинция в составе 2 округов; Джувгаро-Тянынаньская горная провинция в составе 6 округов; Центрально-Тяньшаньская высокогорная провинция в со­ ставе 5 округов; Памиро-Тибетская высокогорная провинция в со­ ставе 2 округов.

Развивая свои прошлые представления, атвор подчеркивает единство гидротермического режима, процессов выветривания и почвообразования в Туранской пустынной, Южно-Туркестанской горной провинциях. Эти территории отчленяются по характеру при­ родного комплекса от северо-востока Средней Азии и рассматри­ ваются как составная часть Средиземья и Передней Азии. Осталь­ ные провинции остаются в зоне воздействия Центральной Азия. Та­ ким делением Е. П. Коровин еще раз подтверждает правомерность и жизненность концепции субтропизма Турана.

Зоогеографическое районирование

В советское время наиболее обстоятельное зоогеографическое районирование СССР было осуществлено Б. А. Кузнецовым в «Очерках зоогеографического районирования СССР», обобщающих все известные материалы по данной проблеме. Автор подразделяет территорию Средней Азии на Туранскую, Казахстанскую, ГорноСреднеазиатскую и Ирано-Афганскую провинции.

112


Разделение Туранской и Казахстанской провинций на .основа­ нии сравнительного эколого-фаунистического анализа этих террито­ рий соответствует аналогичным представлениям геоботаников и почвоведов. Туранская пустынная провинция занимает равнины Средней Азии и является областью контакта и смещения фаун Центральной Азии и Средиземья. Ее территория — центр древнего интенсивного ксерофильного формообразования, что подтверждает­ ся обилием эндемичных форм с резко выраженными адаптивными признаками. Наряду с этим Туранская фауна лишена многих ви­ дов, свойственных пустыням Центральной Азии и Казахстана.

Последнее обстоятельство, подчеркивающее своеобразие Ту­ ранской фауны, побудило автора выделять равнины Средней Азии в особую Туранскую зоогеографическую провинцию, где наличест­ вуют четыре эколого-фаунистические группы животных: виды, ха­ рактерные для тугайных лесов; виды-убиквисты, широко распрост­ раненные на территории всей провинции; виды ксерофильные, представленные в основном местными эндемичными формами; ви­ ды, распространенные в окультуренных оазисах.

Туранская провинция делится Б. И. Кузнецовым на пустынный и оазисный округа. Фауну гор Средней Азии он выделяет в отдель­ ную зоогеографическую провинцию, так как последняя обнаружи­ вает в сравнении с животным миром пустынь ряд специфических особенностей историко-фаунистическО|Го характера. Автор произво­ дит дробное зоогеографическое районирование Горно-Среднеази­ атской провинции, опирающееся на экологический критерий.

В преемственной связи с построениями Б. А. Кузнецова нахо­ дится новейший опыт зоогеографического районирования Средней Азии, принадлежащий А. Н. Формозову и Р. П. Зиминой, которые фауну равнин и гор Средней Азии рассматривают также раздельно.

Равнины Средней Азии А. П. Формозов делит между Казах­ станской и Туранской зоогеографическими провинциями пустынностепной подобласти Палеарктики. Большая часть этой территории относится автором к Туранской провинции, в пределах которой выделяется Среднеазиатский пустынный округ. В Казахстанскую провинцию включаются северная и северо-западная части Сред­ ней Азии.

Зоогеографическое районирование гор, проведенное Р. П. Зи­ миной, определяет горную часть Средней Азии как самостоятель­ ную фаунистическую провинцию, подразделяемую на четыре участ­

ка — Восточно-Тяныпаньский, Западно-Тяныпаньский,

Памирский

и Таджикистанский.

остальных

Фауна пустынного Копет-Дага, резко отличная от

горных районов Средней Азии и генетически связанная с фауной Ирана и Афганистана, рассматривается как самостоятельный Копетдагский участок Ирано-Афганской зоогеографической провин­ ции.

Памир рассматривается как крайний западный форпост распро­ странения тибетской фауны. В состав Памирского участка Р. П. Зи­

113


мина включает Алайскую долину и нагорья Памира, для которого характерна бедность фауны и отсутствие оригинальных видов.

Последний по времени опыт зоогеографического районирования Средней Азии (в основном территории Узбекистана) принадлежит В. П. Костину. Он строит свою схему, опираясь на сравнительный эколого-генетический метод, разработанный в трудах Д. К- Кашкарова, Е. П. Коровина, А. Н. Формозова, Б. К. Штегмана, Т. 3. Захидова и других. В. П. Костин предлагает уточненную схему фаунистического подразделения, доведенную до обоснования районов

иучастков.

Вкачестве крупных регионов автор выделяет провинцию гор Средней Азии, разделяемую на Западно-Тянынаньский и Таджикистанекий районы, Туранскую и Казахстанскую провинции с рядом районов и участков. Всего в пределах Узбекистана В. П. Костин намечает три провинции, семь районов и двадцать участков.

Геоморфологическое районирование 11

Первый опыт геоморфологической дифференциации Средней Азии был осуществлен Л. С. Бергом еще в 1913 г. В работе «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ладшафтные и морфологиче­ ские области» автор выделил на территории (Средней Азии Тургайскую столовую страну, Туркестанскую низменность, плато Устюрт, систему Тянь-Шаня и Киргизскую складчатую страну.

Указанное подразделение получило развитие в работах И. П. Герасимова, посвященных геоморфологическому районирова­ нию Турана. На основе морфо-генетического критерия автор на­ метил в пределах Турана области преимущественно аккумулятив­ ные и области разрушения. В первые вошли аллювиальные равни­ ны, во вторые — окаймляющие горные поднятия.

Заметной вехой в развитии принципов геоморфологической диф­ ференциации Средней Азии стали исследования В. Г. Бондарчу­ ка, который предложил разделить территорию Средней Азии на три геоморфологические страны: Западную (Туранскую), Цент­ ральную (Джунгаро-Тянынаньскую) и Северную (Казахскую). Гра­ ница между первыми была намечена по линии Памиро-Таласско- го разлома (Каратау, Талас, Узунахмат, Ферганский хребет), ко­ торая рассматривается автором как важнейший тектонический ру­ беж, расчленяющий Среднюю Азию на различные по характеру осадконакопления и рельефообразования части. Эти части были возведены им в ранг геоморфологических стран, соответствующий

физико-географическому пониманию геофации (по В. М. Четыркину).

Геоморфологический рубеж по линии тектонического разлома, отделяющий Туран от северо-востока Средней Азии, получил при­ знание как важнейший районообразующий фактор провинциально­

го значения.

*

11 По материалам А.

Н. Когая.

114