Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

страцией В М Ф С Ш А . Первоначально с пом ощ ью над­

водного гидролокатора удалось выявить наиболее вероятные участки морского дна, заслуживающие бо ­ лее тщательного обследования. Гидролокатор обнару­

жил выпуклости на дне, которые могли быть корпу­ сом «Трешера». Затем в воду была спущена ф отока­ мера, сконструированная проф ессором М ассачусет­

ского технологического института Гарольдом Э. Эд -

жертоном. Ее перемещали на высоте от 15 до 30 ф у­ тов над поверхностью дна. Этот аппарат с 35-милли­ метровым объективом снабжен двумя стробоскопиче­ скими прожекторами, выполняющими роль высокоско­ ростной лампы-вспышки; он позволяет делать 500 экс­

позиций

в час.

Каждый

кадр захватывает участок дна

1 5 X 2 0

футов,

причем

автоматически регистрируются

время съемки и глубина. «Камера Эджертона,— пишет Томас К. Лайнеавивер в книге «М орские рубежи»,— оказалась незаменимым для данных поисков инстру­ ментом. Благодаря ей возможность нахождения «Тре-

шера» превратилась

в неизбежность».

В момент погружения «Трешера» недалеко от это­

го района находился

исследовательский корабль О кеа ­

нографического института в Вудс-Холе «Атлантис-П».

Директор института Поль Фай сразуже радировал командиру корабля приказ присоединиться к поискам.

Вскоре «Атлантис-Н» был уже на месте катастрофы;

одновременно туда прибыли эсминцы,

подводные

лодки и

другие военные

корабли.

 

 

 

С 11 апреля по 14 мая 1963 года «Атлантис-И» пр о ­

щупывал

гидролокатором,

а

затем обследовал с по­

м ощ ью

камеры

Эдж ертона

все

подозрительные

вы­

пуклости на дне; качество

снимков

было

отличным.

Как

и другие суда, участвовавшие в

поисках, «Атлан-

тис-И» накопил коллекцию

фотографий с изображ е­

нием

обитателей

глубины

8400

футов — спрутов,

ска-

Трв,

плащеносной

акулы

(,

а акула

ведет

свой

род

82


Почти е доисторических времен). И ни малейшего на­ мека на «Трешер». 14 мая, завершив последний дрейф

через

район поисков, «Атлантис-1!» взял курс на

мыс

Код

для кратковременного захода на свою

базу

в Вудс-Холе. Когда были проявлены последние плен­

ки, отснятые камерой Эджертона, на них вдруг обна­

ружили участок дна шириной в одну десятую мили,

усеянный тряпками, обры вками бумаги, книгами, кус­

ками кабелей и различными обломками. Первый чет­

кий след был наконец найден.

На борт исследовательского судна «Роберт Д. Кон­

рад» был поднят первый образец обломков — ком ­

плекты уплотнительных колец из неопрена. Кольца

такого типа выдаются на корабли военного флота С Ш А .

В том же году со дна океана был извлечен облом ок

трубы с нацарапанной на нем надписью «593-я лодка»

(бортовой номер «Трешера») и часть аккумулятора.

Н о почему лодка затонула — никто до сих пор не

знает. М инистр В М Ф Ф р е д

Корт заявил:

— По мнению специалистов

ВМ Ф , наиболее

вероятной причиной катастрофы явился разрыв

трубопровода в одной

из систем

забортной воды,

возможно, в маш инном отделении. Струя воды под огром ны м давлением хлынула в один из отсеков лодки и начала затоплять его. П о всей вероятности, вода замкнула электропровода и лишила лодку энергии. Потеряв скорость, «Трешер» начал тонуть. В течение последую щ их нескольких секунд он пре­ высил предельно допустим ую глубину, и вода пол­ ностью затопила лодку. С уд но упало на дно на глу­ бине 8400 футов.—

Научные сотрудники Управления гидрогрэфии и гео­

дезии допускают, что «Трешер» мог подвергнуться уда­

ру подводной волны. «Трешер»

затонул

около отмели

Д ж ор д ж е с-Б энк — пром ы слового

района

ры баков Н о ­

вой Англии. Коламбас Айслин высказывает на стра­ ницах ж урнала «Океанус», выпускаемого в Вудс-Холе,

мысль о том, что причиной гибели лодки могли

83


послужить необычные условия плавания в районе этой

банки.

Вода,

нагнанная ш торм ом в залив

М эн

за

не­

сколько дней

до этого, при возвращении в открытое

м ор е

через

пролив меж ду Д ж ордж ес-Бэнк и

банкой

Браун

могла

при встрече с проходящ им

здесь

при­

бреж ны м северо-восточным течением образовать огромный подводный водоворот. Как раз примерно

вэтом месте «Трешер» совершил свое роковое по­

гружение. Этот водоворот вместе с внутренними вол­ нами, образовавшимися в результате шторма, мог

затянуть

«Трешер»

вниз,

на

больш ую глубину, чем

в состоянии

был выдержать

корпус лодки.

 

«Трешер» был найден лишь после многочисленных

дальнейших

поисков,

на

глубине, в которую раньше

человек

не

мог и

заглянуть.

Включенные в

книгу ф о­

тоснимки

отраж аю т

некоторые этапы этой

работы.

11

ПРЕВЗОЙТИ ЖЮЛЯ ВЕРНА

В

распоряжении

океанографов

нашего

вена

скоро будет

техника лучше той, о которой меч­

тал Ж юль

Верн.

О коло

100

лет

назад —

в 1870

году — Ж юль

Верн изобразил в

своем

романе

«80 000

километров

под

водой»

горстку

людей,

иссле­

дую щ их

глубины

океана

на подводной

лодке

под на­

званием

«Наутилус».

 

 

 

 

 

 

18 апреля 1965

года

в Белом

Д ом е

было

объявле­

но, что Соединенные Ш таты намереваются построить глубоководную научно-исследовательскую подлодку,

далеко превосходящ ую жюльверновский «Наутилус»,

Это судно, снабженное атомным двигателем, будет

опускаться

на дно и оставаться там или курсировать

в глубинах

неограниченное время.

84


 

«Наутилус»

в

романе

Ж ю ля

Верна имел

ф орму

удлиненного

веретенообразного тела. П римерно такой

ж е ф орм ы

будет и исследовательская атомная под ­

лодка, У

Ж ю ля

Верна

команда

освещала

глубины

с

пом ощ ью

 

прож екторов;

такие

же средства

будут

и

в

распоряжении экипажа

американской

подлодки.

К ром е того,

 

на американской лодке будет много та­

кого,

д о

чего

не

додумался

и Ж юль Верн; телевизион­

ные камеры и механические руки, не говоря уже об

атом ном реакторе.

«Наутилус» Ж ю ля Верна плавал на глубине от 300

д о 450 футов. Исследовательская атомная лодка см о­

жет

погружаться

более

чем

на 400

футов.

Вполне

возм ож но —

подробного

проекта

еще

 

не

сущ ест­

вует,—

что

она смож ет

погружаться

и

значительно

глубже, а значит, будет

в состоянии

обследовать

боль­

ш ую

 

часть

континентального

склона^

и

некоторые

участки дна

за его пределами.*

 

 

 

 

 

П о

сообщ ению

из Белого

Дома,

програм ма

науч­

ных

исследований

с по м ощ ью

атомной

лодки

 

послу­

жит также для активного сбора полезной для про ­ мышленных целей инф ормации об образе жизни раз­ личных обитателей подводного мира. Управление пр о ­ мыш ленного рыболовства уж е заявило в прош лом

ожелательности использования атомной подводной

лодки для обнаружения и выслеживания косяков ры­

бы и наведения на них рыболовных судов. Эти функ­ ции будут доступны исследовательской атомной лодке.

Белый Д ом возложил о б щ у ю ответственность за

осуществление этого проекта на Управление специаль­

ных

проектов

В М Ф

С Ш А . Проектирование и построй­

ка

лодки

поручены Управлению

кораблестроения

В М Ф . Отделение

судовых

реакторов Комиссии по

атомной

энергии,

возглавляемое

вице-адмиралом

X, Г. Риковером, будет осуществлять

проектирование,

разработку

и

изготовление

главных

двигателей. Лабо-

85


раторйя атомной

энергии «Кнолле», подчиненная той

же

Комиссии и

расположенная в Скенектади

(штат

Нью -Йорк), займется разработкой конструкции

ядер-

ного

реактора.

 

 

В

Соединенных Штатах одновременно планируется

и частично уже осуществляется постройка и других глубоководных ' исследовательских подлодок.

На военно-морской верфи в Портсмуте (штат Н ью -

Гэмпшир) строится дизель-электрическая исследова­ тельская подводная лодка «Долфин» (бортовой номер АОб-555).* Как сообщили автору в секретариате заме­ стителя министра обороны , лодка будет иметь длину

152 фута, ширину по миделю 18 футов, подводное водоизмещ ение 930 тонн. О на будет использована для

исследований в

области океанографии, гидроакустики

и противолодочной обороны.

После гибели

«Трешера» министр В М Ф попросил

контр-адмирала Эдварда К. Стефана, главного океано­

графа В М Ф и ветерана-подводника, возглавить новую

группу экспертов для исследований по отысканию,

опознаванию и подъему на поверхность с океанского

дна крупных затонувших предметов. Онаполучила название «Группа по изучению систем глубоководного

погружения».

П од руководством адмирала Стефана работали та­

кие крупные специалисты, как

бывший командир

атомной

лодки «Наутилус» Уильям Р. Андерсон, Эдвин

А. Линк

из фирмы «О уш н системз» и доктор Аллен

Вайн из

Вудс-Хола. На основании

проведенных груп­

пой исследований были спроектированы три глубоко­

водных аппарата для

В М Ф

СШ А.

 

 

Первый из

них —

это

спасательная

подводная лод­

ка. Она

будет небольшой

(длина 40

футов,

диаметр

8 футов,

вес

25 тонн),

с

командой

из трех

человек;

ее м ож но будет доставлять самолетом в лю бое место земного шара в течение 24 часов. П о прибытии на

86