ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
место аварии она опустится на |
потерпевш ую круш е |
|||
ние подлодку, закрепится |
на |
ее |
выходном |
люке |
и примет на борт 12— 14 |
человек* |
из экипажа |
зато |
нувш его корабля. Спасенный экипаж будет доставлен через люк на д ругую подводную лодку, которая по служит базой для спасательной лодки. Таким образом
спасательная лодка сможет оказать помощь, напри
мер, атомной подводной лодке, получившей повреж
дение под ледяным покровом Арктики. Н о пока ещ е
не решена такая важная проблема, как «парение» спа сательной лодки над затонувшим судном и установка водонепроницаемого переходного соединения на вы
ходном люке в условиях огром ного давления глубин.
П о сообщ ению Сэм ю эла Фелдмана и Линкольна Ка-
терса (проект |
систем глубоководного |
погружения), |
для решения |
этой проблем ы В М Ф сейчас |
производит |
многочисленные эксперименты и изучает различные варианты.
К месту аварии спасательную лодку доставит сам о
лет С-141 («Стар лифтер»); это крупнейший в А м ер и
ке грузовой самолет, недавно запущ енный в произ водство ф ирмой «Локхид». Первый такой самолет вступил в эксплуатацию в апреле 1965 года. Пока это единственный из сущ ествующ их самолетов, способный
перевозить целую подлодку. С к о р о появится еще
один самолет, пригодный для транспортирования спа
сательных подлодок. |
Э то |
гигант |
С-5А, строящийся |
ф ирмой «Локхид» для |
ВВС |
С Ш А . |
Его грузовой отсек |
будет иметь длину 145 футов, ширину 18 футов и вы соту 13,5 футов. Сам олет сможет поднимать 1000 пас саж иров или 50 автомобилей, или же спасательную
подводную лодку.
По планам ВМ Ф , первая спасательная лодка долж
на быть готова в 1969 году. К 1970 году намечается построить еще четыре.
|
Возможно, что спасательные лодки |
не придется |
|||
использовать |
по |
прям ом у назначению. |
История |
||
с |
«Трешером» была единственной* |
катастрофой |
|||
в |
подводном |
флоте |
за последнее время, |
точнее за |
последние 24 года. «М ы с самого начала понимали,—
заявляют специалисты В М Ф ,— что система, предназна
ченная исключительно для спасения' личного состава,
вскоре придет в негодность из-за бездействия: по следняя перед («Трешером») катастрофа с подводной
лодкой — |
со «Скуоласом » — произош ла |
в |
1939 |
году». |
||||
П оэтом у |
для |
спасательной |
лодки |
предусмотрена |
||||
и |
другая |
сфера |
деятельности: она будет участвовать |
|||||
в |
исследовании |
океана. |
|
|
|
|
|
|
|
В проектах В М Ф есть еще |
два глубоководных |
аппа |
|||||
рата: лодка для |
поисковых работ на дне |
м оря |
и |
лод |
ка для подъема предметов с больших глубин**. Их ра
бочая |
глубина |
мож ет |
достигнуть |
20 000 |
футов, |
а команда будет |
состоять |
из трех-четырех |
человек. |
||
Э то глубоководные суда длиной 40 |
футов, |
диамет |
|||
ром |
10 футов и |
весом 50 000 фунтов; |
их корпус м о |
жет |
разрушиться только под давлением, соответствую |
|||||||
щим |
глубине |
около 30 000 |
футов. Они смогут в |
тече |
||||
ние |
четырех |
часов |
идти |
со |
скоростью |
5 |
узлов |
или |
в течение десяти |
часов — |
со |
скоростью |
4 |
узла. |
О ба |
будут иметь положительную плавучесть и высокий коэффициент безопасности: расположенные внутри корпуса цистерны плавучести позволят даже в случае аварии самостоятельно подняться на поверхность, что очень важно при глубоководных погружениях. Бати
сфера Уильяма Биби, например, в которой он
в 1934 году достиг глубины 3028 футов, представляла
собой единую стальную отливку в виде шара весом
5000 фунтов. Положительной плавучестью сфера не
обладала. Если бы |
оборвался трос, |
соединяющий ее |
с поверхностью, батисфера упала бы |
на дно, и гибель |
|
ее команды была |
бы неминуемой. |
|
8 8
Подлодка для подъема предметов со дна будет иметь механические руки для захвата этих предметов;
поисковой подлодке они не понадобятся. |
|
Строительством |
глубоководны х исследовательских |
лодок занимаются |
и частные фирмы. Ф ирм а «Лиэр |
сиглер» построила подлодку «Бентос-У», предназна
ченную для проведения экспериментов по снятию |
л ю |
||||
дей |
с потерпевшей аварию |
подводной лодки. «Бен- |
|||
тос-У» пока не может погружаться |
ниже 600 футов, но |
||||
в |
дальнейшем |
появятся |
более |
совершенные |
м о |
дели. |
|
|
|
|
|
Ф ирм а «Норт |
америкен |
авиэйшн» сконструировала |
подводный аппарат «Бивер» с механическими руками*.
По контракту с Управлением кораблестроения В М Ф
фирма должна разработать наилучшую возм ож ную конструкцию этих механических захватов, называемых
иначе манипуляторами. Уж е сейчас руки этого аппара
та способны владеть гаечными ключами, клепальными молотками, водометом , проволочными щетками, шли фовальными кругами, кусачками.
Ф ирм а |
«Вестингауз», недавно доставившая из |
|
Ф ранции |
аппарат «Дипстар-4000», пользовалась |
кон |
сультациями Ж ака-Ива Кусто; в будущ ем она |
плани |
рует построить ещ е три аппарата этой модели: для
глубин 2000, |
13 000 и |
20 000 футов. |
|
|
|
|
||||
Ф ир м ы |
«Грумман |
эаркраф т |
энд |
энджиниринг» |
||||||
и «Джиованьола» |
намереваются |
построить |
в |
Ш вейца |
||||||
рии лодку РХ-15 |
по проекту |
Ж ака |
Пикара |
для глубин |
||||||
до 2000 футов**. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Канадская |
фирма |
«Интернэшнэл |
хайдродайнемикс» |
|||||||
(Ванкувер) сдает |
в аренду ж елаю щ им |
лодку |
«Писиз», |
|||||||
рассчитанную на |
глубины |
до |
5000 ф утов*’ *. |
|
|
|||||
Лаборатория |
оборонны х |
|
исследований |
фирмы |
||||||
«Дженерал |
моторе» |
строит |
двухместный |
аппарат |
||||||
«Джеминот», |
рассчитанный |
на |
6000 |
футов. |
|
|
89
Ф ирм ой «Локхид мисайлз Энд спейс» стрбитсй подводная лодка «Дип-квест», которая сможет погру
жаться на глубину 1,5 мили с полезным грузом
7000 фунтов. Лодка будет иметь длину 40 футов, ши рину 16 футов и вес 50 тонн. О на сможет брать четы рех человек: двух водителей и двух научных работни ков. Наличие ш люзовой камеры позволит водолазам
выходить |
на мелководье |
из лодки и |
исследовать |
м о р |
ское дно. |
Нормальная |
автономность |
лодки 12 |
часов, |
но системы жизнеобеспечения позволят в случае необходимости оставаться четырем человекам внутри лодки в течение 48 часов.
М одели лодки «Дип-квест» испытывались в Техно логическом институте Стивенса (Хобокен, штат Н ью -
Джерси) и в Ю го -Западном исследовательском инсти
туте (Сан-Антонио, |
штат Техас). Прочный корпус лод |
|
ки |
изготовляется |
ф ирмой «Сан шипбилдинг энд драй |
док |
(Честер, штат |
Пенсильвания). |
Ученые и инженеры фирмы «Локхид» предложили создать исследовательскую лодку необычной кон
струкции, по ф орме напоминающей |
м орскую |
черепа |
||
ху. О на так и названа: «Тэртл», |
что |
означает |
«чере |
|
паха». По мнению ученых( |
такая |
ф орм а повысит м а |
||
невренность лодки при плавании ее |
в непосредствен |
|||
ной близости от дна. |
|
|
|
| |
Авторами этого проекта |
являются |
П. Е, Саммерс, |
ветеран-подводник второй мировой войны, и доктор
Уилли Фидлер, игравший активную роль в разработке и испытании ракет «Поларис».
Для очистки от донных осадков предметов, обна руженных на мррском дне, например затонувших со кровищ, на «Тэртле» предполагается использовать водомет. Для подъема предметов со дна предусм от
рены |
клешнеобразные |
руки. П о |
мнению Фидлера, |
|
«Тэртл» |
может |
служить прекрасным подводны м му |
||
сорщ иком : она |
будет |
закапывать |
на дне радиоактив- |
90