Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

место аварии она опустится на

потерпевш ую круш е­

ние подлодку, закрепится

на

ее

выходном

люке

и примет на борт 12— 14

человек*

из экипажа

зато­

нувш его корабля. Спасенный экипаж будет доставлен через люк на д ругую подводную лодку, которая по­ служит базой для спасательной лодки. Таким образом

спасательная лодка сможет оказать помощь, напри­

мер, атомной подводной лодке, получившей повреж ­

дение под ледяным покровом Арктики. Н о пока ещ е

не решена такая важная проблема, как «парение» спа­ сательной лодки над затонувшим судном и установка водонепроницаемого переходного соединения на вы­

ходном люке в условиях огром ного давления глубин.

П о сообщ ению Сэм ю эла Фелдмана и Линкольна Ка-

терса (проект

систем глубоководного

погружения),

для решения

этой проблем ы В М Ф сейчас

производит

многочисленные эксперименты и изучает различные варианты.

К месту аварии спасательную лодку доставит сам о­

лет С-141 («Стар лифтер»); это крупнейший в А м ер и ­

ке грузовой самолет, недавно запущ енный в произ­ водство ф ирмой «Локхид». Первый такой самолет вступил в эксплуатацию в апреле 1965 года. Пока это единственный из сущ ествующ их самолетов, способный

перевозить целую подлодку. С к о р о появится еще

один самолет, пригодный для транспортирования спа­

сательных подлодок.

Э то

гигант

С-5А, строящийся

ф ирмой «Локхид» для

ВВС

С Ш А .

Его грузовой отсек

будет иметь длину 145 футов, ширину 18 футов и вы­ соту 13,5 футов. Сам олет сможет поднимать 1000 пас­ саж иров или 50 автомобилей, или же спасательную

подводную лодку.

По планам ВМ Ф , первая спасательная лодка долж ­

на быть готова в 1969 году. К 1970 году намечается построить еще четыре.


 

Возможно, что спасательные лодки

не придется

использовать

по

прям ом у назначению.

История

с

«Трешером» была единственной*

катастрофой

в

подводном

флоте

за последнее время,

точнее за

последние 24 года. «М ы с самого начала понимали,—

заявляют специалисты В М Ф ,— что система, предназна­

ченная исключительно для спасения' личного состава,

вскоре придет в негодность из-за бездействия: по­ следняя перед («Трешером») катастрофа с подводной

лодкой —

со «Скуоласом » — произош ла

в

1939

году».

П оэтом у

для

спасательной

лодки

предусмотрена

и

другая

сфера

деятельности: она будет участвовать

в

исследовании

океана.

 

 

 

 

 

 

В проектах В М Ф есть еще

два глубоководных

аппа­

рата: лодка для

поисковых работ на дне

м оря

и

лод­

ка для подъема предметов с больших глубин**. Их ра­

бочая

глубина

мож ет

достигнуть

20 000

футов,

а команда будет

состоять

из трех-четырех

человек.

Э то глубоководные суда длиной 40

футов,

диамет­

ром

10 футов и

весом 50 000 фунтов;

их корпус м о ­

жет

разрушиться только под давлением, соответствую ­

щим

глубине

около 30 000

футов. Они смогут в

тече­

ние

четырех

часов

идти

со

скоростью

5

узлов

или

в течение десяти

часов —

со

скоростью

4

узла.

О ба

будут иметь положительную плавучесть и высокий коэффициент безопасности: расположенные внутри корпуса цистерны плавучести позволят даже в случае аварии самостоятельно подняться на поверхность, что очень важно при глубоководных погружениях. Бати­

сфера Уильяма Биби, например, в которой он

в 1934 году достиг глубины 3028 футов, представляла

собой единую стальную отливку в виде шара весом

5000 фунтов. Положительной плавучестью сфера не

обладала. Если бы

оборвался трос,

соединяющий ее

с поверхностью, батисфера упала бы

на дно, и гибель

ее команды была

бы неминуемой.

 

8 8


Подлодка для подъема предметов со дна будет иметь механические руки для захвата этих предметов;

поисковой подлодке они не понадобятся.

Строительством

глубоководны х исследовательских

лодок занимаются

и частные фирмы. Ф ирм а «Лиэр

сиглер» построила подлодку «Бентос-У», предназна­

ченную для проведения экспериментов по снятию

л ю ­

дей

с потерпевшей аварию

подводной лодки. «Бен-

тос-У» пока не может погружаться

ниже 600 футов, но

в

дальнейшем

появятся

более

совершенные

м о ­

дели.

 

 

 

 

Ф ирм а «Норт

америкен

авиэйшн» сконструировала

подводный аппарат «Бивер» с механическими руками*.

По контракту с Управлением кораблестроения В М Ф

фирма должна разработать наилучшую возм ож ную конструкцию этих механических захватов, называемых

иначе манипуляторами. Уж е сейчас руки этого аппара­

та способны владеть гаечными ключами, клепальными молотками, водометом , проволочными щетками, шли­ фовальными кругами, кусачками.

Ф ирм а

«Вестингауз», недавно доставившая из

Ф ранции

аппарат «Дипстар-4000», пользовалась

кон­

сультациями Ж ака-Ива Кусто; в будущ ем она

плани­

рует построить ещ е три аппарата этой модели: для

глубин 2000,

13 000 и

20 000 футов.

 

 

 

 

Ф ир м ы

«Грумман

эаркраф т

энд

энджиниринг»

и «Джиованьола»

намереваются

построить

в

Ш вейца­

рии лодку РХ-15

по проекту

Ж ака

Пикара

для глубин

до 2000 футов**.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канадская

фирма

«Интернэшнэл

хайдродайнемикс»

(Ванкувер) сдает

в аренду ж елаю щ им

лодку

«Писиз»,

рассчитанную на

глубины

до

5000 ф утов*’ *.

 

 

Лаборатория

оборонны х

 

исследований

фирмы

«Дженерал

моторе»

строит

двухместный

аппарат

«Джеминот»,

рассчитанный

на

6000

футов.

 

 

89



Ф ирм ой «Локхид мисайлз Энд спейс» стрбитсй подводная лодка «Дип-квест», которая сможет погру­

жаться на глубину 1,5 мили с полезным грузом

7000 фунтов. Лодка будет иметь длину 40 футов, ши­ рину 16 футов и вес 50 тонн. О на сможет брать четы­ рех человек: двух водителей и двух научных работни­ ков. Наличие ш люзовой камеры позволит водолазам

выходить

на мелководье

из лодки и

исследовать

м о р ­

ское дно.

Нормальная

автономность

лодки 12

часов,

но системы жизнеобеспечения позволят в случае необходимости оставаться четырем человекам внутри лодки в течение 48 часов.

М одели лодки «Дип-квест» испытывались в Техно­ логическом институте Стивенса (Хобокен, штат Н ью -

Джерси) и в Ю го -Западном исследовательском инсти­

туте (Сан-Антонио,

штат Техас). Прочный корпус лод­

ки

изготовляется

ф ирмой «Сан шипбилдинг энд драй

док

(Честер, штат

Пенсильвания).

Ученые и инженеры фирмы «Локхид» предложили создать исследовательскую лодку необычной кон­

струкции, по ф орме напоминающей

м орскую

черепа­

ху. О на так и названа: «Тэртл»,

что

означает

«чере­

паха». По мнению ученых(

такая

ф орм а повысит м а­

невренность лодки при плавании ее

в непосредствен­

ной близости от дна.

 

 

 

|

Авторами этого проекта

являются

П. Е, Саммерс,

ветеран-подводник второй мировой войны, и доктор

Уилли Фидлер, игравший активную роль в разработке и испытании ракет «Поларис».

Для очистки от донных осадков предметов, обна­ руженных на мррском дне, например затонувших со­ кровищ, на «Тэртле» предполагается использовать водомет. Для подъема предметов со дна предусм от­

рены

клешнеобразные

руки. П о

мнению Фидлера,

«Тэртл»

может

служить прекрасным подводны м му­

сорщ иком : она

будет

закапывать

на дне радиоактив-

90