Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в котором приходится работать водолазу, осязание является единственным надежным средством для под­

держания контакта с окруж аю щ ей средой».

Считая, что человек на дне моря незаменим, Янг

и его фирма намереваются создать самое универсаль­ ное из имеющихся в настоящее время подводных

технических

средств,

нечто

вроде

самоходной

и более

глубоководной «Силэб-2».

Они

называют

свое

детище

М П А —

многоцелевой

подводный

ап­

парат.

 

 

 

 

 

 

 

Как и глубоководная лодка или водолазный

коло­

кол,

М П А

сможет доставить группу

людей

с поверх­

ности на дно моря. На дне он послужит жилищем для

водолазов, как и большие металлические убежищ а типа «Силэб-1» и «Силэб-2». Таким образом , он позво­ лит гидронавтам опускаться на дно океана и работать

там — так же, как подводные колоколы и лаборато­ рии и как очень немногие подводные лодки.

Используя свои органы осязания и зрения, человек сможет выполнять больш ое количество задач, особен­

но непредвиденных, гораздо успешнее, чем необитае­ мый механический аппарат. Люди в состоянии произ­

водить

различные

операции

сразу же по возникнове­

нии потребности в них:

осуществлять

 

подводную

сварку,

ремонт,

подбирать

оброненные

инструменты.

« В о д о л а з г о в о р и т

Янг,—

это

одновременно

и слесарь,

и строительный

рабочий,

и

инспектор,

и

фотограф,

и многое другое».

 

 

 

 

 

Ещ е один довод в пользу выполнения подводных

работ

людьми —

 

их приспособляемость.

«М орская

среда,— продолжает Янг,— во многих отношениях бо ­ лее враждебна человеку, чем сухопутная. Н о великое преимущ ество человека в том, что он умеет приспо­

сабливаться. О н

уже продемонстрировал способность

акклиматизации

во всех

сферах на поверхности Земли

и даж е в околозем ном

пространстве».

138


М ногоцелевой

подводный аппарат будет

состоять

из трех длинных

цилиндрических корпусов.

Один из

них, несколько больш его диаметра, будет расположен меж ду двумя другими и немного выше их. Этот цен­

тральный цилиндр отводится под жилые помещения

для водолазов. Там будет храниться их снаряжение,

запасы пресной воды, будут размещ аться ванные комнаты, кухня, кладовые для продуктов.

Гелиево-кислородная дыхательная смесь в цен­

тральном цилиндре будет содержаться

под

давле­

нием, равным давлению окруж аю щ ей

среды;

таким

образом , вода не будет затоплять жилище. Выход

водолазов

наружу для выполнения работ предусм от­

рен через

специальный лаз. Атм осф ера внутри корпу­

са будет всегда теплой и сухой, что очень важно для

возвращ аю щ ихся

с работы водолазов. Им помож ет

согреться также

горячий душ.

В остальных

двух цилиндрических корпусах распо­

ложатся балластные и дифферентные цистерны,

машинные отделения, баки с горю чим и запасы воды.

Они, кром е того, выполнят роль опор

для

централь­

ного корпуса при установке аппарата

на

дне.

М П А

позволит

водолазам эффективно работать

под водой

в течение нескольких недель.

 

 

 

Первый такой аппарат предназначен для использо­

вания на

континентальном шельфе

(глубиной

до

600 футов), например для разного рода работ, связан­

ных

с

подводными

скважинами.

По

мнению

Янга,

в

будущ ем таким

способом

будут

выполняться

почти

все скважины, а надводных

бурильных

платформ бу­

дет

все

меньше.

«Преимущ ество

подводных

буровых

в

том,—

говорит

он,— что

устраняется

 

сразу

целый

ряд

проблем ,— не

нужно

беспокоиться

о

прилйвах

и отливах, течениях, погоде, движении

судов

и

кате­

ров». Среди других работ,

которы е м ож но произво­

дить

с

пом ощ ью

 

М П А ,—

строительство

подводных

139



сооружений, канализационных отводных систем, так

называемое водное хозяйство (разведение и вы ращ и­

вание рыб), судоподъемные работы, добыча полезных ископаемых.

Спуск под воду оснащ енного многоцелевого аппа­

рата

вместе с людьми будет

производиться при пом о ­

щи

надувных поплавков — в

этом важное отличие его

от подводной лодки. Эти поплавки, нечто вроде под­

водных аэростатов, прикрепленных к аппарату троса­

ми, будут окружать его со всех сторон н замедлять

скорость

спуска.

 

 

 

 

Когда аппарат опускается на дно, поплавки втя­

гиваются

внутрь

и

хранятся

там в сложенном

виде.

 

 

 

 

 

 

 

Как

и

батискаф,

М П А может

перемещаться под

водой

на

небольшие

расстояния

с пом ощ ью

мотора,

работаю щ его

от

аккумулятора;

совершать

большие

рейсы

он

не

сможет.

 

 

 

При подъеме на поверхность также используются надувные поплавки. Центральный корпус с жилыми помещениями может служить и декомпрессионной камерой. На поверхности воды аппарат движется при

помощ и обычных судовых дизелей.

Водолазы с М П А

смогут

производить все работы

по обслуживанию и

ремонту

буровой скважины — кро ­

ме бурения самой скважины.

Дальнейшие планы фирмы «Ридинг энд Бейтс» пре ­ дусматривают, после постройки многоцелевого под­

водного аппарата, сооружение другого

подводного

судна,

позволяю щ его производить и бурение

скважин.

О н о получило название «Сабриг».*

 

 

Для судна пирамидообразный «Сабриг» будет вы­

глядеть

довольно странно — и платформу,

и

вышку,

и жилые помещения под палубой (платформой) пред­

полагается заключить в

водонепроницаемую оболоч­

ку — прочный корпус.

Внутри этой оболочки, как

140


и в М П А , должно поддерживаться определенное дав­ ление кислородно-гелиевой смеси.

Для спуска «Сабрига» под воду мож но использо­

вать надувные поплавки, аналогичные упоминавшимся ранее. Буи, выведенные на поверхность, обозначат

местоположение буровой и обеспечат связь с бере­

гом или надводными судами. Воздух для дизелей,

служащих приводом для бура,

будет подаваться свер­

ху по шноркелю.

 

«Сабриг» сможет оставаться на одном месте в те­

чение нескольких месяцев; за

это время его команда,

не перемещ ая платформы, пробурит несколько сква­ жин. Доставку новых смен персонала на буровую

планируется осуществлять

с пом ощ ью

специального

лифта

или

водолазного

колокола.

 

 

Ф ирм а

ожидает,

что

первая такая станция,

рассчи­

танная

на

глубины

от 30

до

600. футов,

вступит

в строй

к началу 70-х годов.

 

 

 

 

Водолазный колокол, используемый ф ирмой в на­

стоящее время, вмещает 7

человек. О н

получил назва­

ние «подводной рабочей камеры». В этом стальном подъемнике осуществляется, по возвращении на по­

верхность, декомпрессия водолазов. Водолаз входит

в него на дне, камера доставляет его на борт судна

обеспечения, и там водолаз продолжает оставаться

в камере столько времени, сколько необходимо для

декомпрессии. Нет никакой необходимости

держать

его все это время в воде,

как это делалось раньше.

При работе

водолазов

на дне рабочая

камера —

хранилище инструментов и

источник

дыхательной сме­

си — находится

неподалеку

от них.

При

частичном

поднятии ее с грунта камера может служить платфор­

мой для выполнения каких-либо работ. Она удобна

для монтажа и обслуживания различных механизмов,

связанных с добычей нефти, для выполнения океано­ графических и других исследований.

141