Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Янг

считает, что в недалеком

будущ ем

человек

начнет

«пожинать плоды

освоения

океана».

Уж е

сей­

час достигнут достаточный

для этого технический

у р о ­

вень. М ашины фирмы «Ридинг энд Бейтс» являются

хорош ей

иллюстрацией

уровня

подводной техники.

Н о одной

техники

мало — дело

за

человеком. «М ы

уверены,—

говорит

Янг,—

что человек

сможет приспо­

собиться к глубоководной среде».

16

ЧТО ПРИНОСЯТ САМЫЕ ГЛУБОКОВОДНЫЕ ТРАЛЫ!

Волнение ответило все судно. Все, кто мог поки­ нуть свой пост, собрались у борта. С о дна Ф и ­

липпинской впадины, одного из трех-четырех глубочайших мест на Земле, поднимался трал. Эта

впадина глубиной более шести миль никогда прежде

не подвергалась тралению. И сейчас трал должен бы л принести добычу с таких глубин, которые раньше оставались «за семью печатями».

Что же он принесет? Есть ли жизнь на самых боль­

ших глубинах

океана? М огут ли

существовать живот­

ные организмы на глубине шести

миль? И если могут,

то что это за

животные, знакомы

ли они нам? — Эти

вопросы волновали всех, кто собрался на борту «Га-

латеи» в этот

предрассветный час 22 июля

1951

года.

«Галатея» —

датское океанограф ическое

судно.

На­

чальник экспедиции Антон Ф. Бруун был виднейшим океанологом Дании и одним из самых авторитетных

специалистов

Европы

и мира. Судно,

построенное

в

Англии

в

1934

году, имело

водоизмещ ение

1600 тонн,

длину 266 футов, ширину 34

фута, осадку

11

футов.

Пропульсивная установка

судна

состояла из

в

142


двух паровых турбин мощ ностью 1000 лошадиных сил,

двух котлов на жидком топливе и двух трехлопастных

гребных винтов.

15 октября 1950 года судно отправилось в плава­

ние с задачей добыть пробы с самых больших глубин

океана.

 

 

 

 

Глубочайшими

местами в

океане являются

огр ом ­

ные расселины, прорезанны е

в дне. Одна из них — впа­

дина

П уэрто -Рико— находится в Атлантике.

В

Тихом

океане

их семь:.

Кермадек,

Курило-Камчатская,

М а ­

рианская, Японская, Алеутская, Тонга и Филиппинская,

которую и обследовала теперь «Галатея». Ни в одном

другом океане нет таких огром ны х

впадин. П о

обр аз­

ному сравнению Роджера Ревелла

и Роберта Ф иш ера

из

института Скриппса, тихоокеанская впадина

могла

бы

вместить семь расположенных

друг над

другом

Гранд-Каньонов, а длина ее равна расстоянию от Н ью -

Йорка д о Канзаса. Впадины эти, возможно, самое интересное явление земного рельефа. Глубина этих

узких и длинных расселин — от 5 до 7 миль (в два ра­

за больш е средних глубин океана); самая «мелкая»

впадина—

Пуэрто

-Рико —

составляет

27 510

футов,

М а ­

рианская—

36 200

футов;

глубина

Филиппинской

впа­

дины, обнаруженной в 1962 году,

37 782

фута. Проис­

хождение этих огром ны х трещин пока не известно.

Впрочем, их расположение рядом с подводными гор ­

ными хребтами и цепочками

островов говорит о свя­

зи

с деятельностью вулканов, горообразованием

и

землетрясениями. Не исключено, что одновременно

с

подъем ом горных хребтов

происходит, как резуль­

тат силы противодействия, опускание отдельных участ­ ков земной коры.

Д о «Галатеи» только два судна предпринимали

попытки траления в глубоких впадинах, но их тралы

имели гораздо м еньш ую глубину

действия. О бе эти

попытки относятся к 1948 году:

шведское судно

143


«Альбатрос» произвело траление на восточном склоне

впадины Пуэрто-Рико (26 000

футов), а

трал

советско­

го исследовательского судна «Витязь»

достиг

в Кури­

ло-Камчатской впадине

глубины

26 565

футов.

Трал «Галатеи»,

опущенный

в

Филиппинскую впа­

дину, ушел почти

на

две

мили.

О н

был

укреплен

на конце стального троса длиной 7,5 мили. Для умень­ шения собственного веса этот трос, свитый из спе­

циальной проволоки, имел постепенно ум еньш аю щ ий ­ ся диаметр: 22 миллиметра на коренном конце

и 9 миллиметров у трала. Разрывное усилие в наи­

большем

сечении составляло 34 тонны, в наимень­

шем — 7

тонн.

Чтобы облегчить вы бор наиболее удобного места траления, «Галатея» была оборудована специальным эхолотом фирмы «Келвин Хьюз». Посылаемый им зву­ ковой импульс по тону приближался к свисту и имел

частоту 10 000 колебаний в секунду. Автоматически

осуществлялась регистрация глубин, замеренных эхо­

лотом. Эхолот позволил быстро найти эту

огром ную

впадину,

простираю щ ую ся на

540 морских

миль на

глубине

4,64 мили. Наибольшая глубина, измеренная

в самой

впадине, была 33 678

футов (6,3 мили). Д р у ­

гое судно, «Кейп Джонсон», всего в 3,5 мили севернее

зарегистрировало

глубину

34

439 футов.

 

С пом ощ ью эхолота было

выбрано наиболее

под ­

ходящее место — достаточно

глубокое — для первого

траления «Галатеи» в Филиппинской впадине.

 

Трал был опущен за борт. Лебедка медленно по­

травливала трос. П еред рассветом 22 июля 1951

года

был начат подъем

трала.

П о

мере приближения

его

к поверхности все, кто мог оставить свое место, сте­

кались

на палубу. Вот как описывает это событие

Антон

Бруун:

— Сквозь толщ у прозрачной воды уже угады ­ вались очертания больш ого треугольного кошеля

144


трала. Ночь была соверш енно черной, но квартер­ дек был залит лучами прожекторов. Тралмейстер, стоя у траловой дуги, вглядывался в воду и делал медленные круговые движения руками. За этими движениями, которые становились все медленнее, напряженно следили глаза матросов, работавших у лебедки; наконец круговые движения прекрати­ лись совсем, и поднятая рука показала; стоп! Наш а опытная команда и всегда работала четко и сла­

женно, но

здесь случай был особый; впервые за

все

время

индикатор

стоял

на нуле — с лебедки

были

вытравлены все

12163

метра троса.—

Н о принесет ли что-нибудь трал? И ученые, и мат­

росы на борту «Галатеи» ждали, затаив дыхание. «М ы

были готовы к разочарованию ,— продолжает Бруун,—

и утешали себя мыслью, что это всего лишь первая

попытка использовать новый трос на всю длину, что

упражнение было выполнено безупречно, что трос

вернулся целым и невредимым и мож но попробовать

еще раз; да, эта мысль была утеш ительной— что да­

же здесь, в Филиппинской . впадине, мож но было по­

пробовать еще раз».

Вскоре, однако, появились первые обнадеживаю ­

щие признаки, «На раме глина! — закричал кто-то.—

Трал достиг дна!» И затем; «В кошеле — камни!» М о ­

мент спустя дрож ащ ие пальцы уж е освобождали трал.

М ы едва

замечали красных

пильчатых

креве­

ток,

светящихся

эвфазиевых раков

и черных

ры б —

все знали, что это обитатели верхних слоев, попав­ шие в трал на пути к поверхности. Н о вот на одном крупном камне обнаружились небольшие белесые наросты — морские анемоны! Если бы даже в тра­ ле не оказалось ничего больше, это уже было бы важной находкой экспедиции. Налицо доказатель­

ство того, что даже более

развитые организмы

могут жить на глубине свыше

10 000 метров.

Стоит

ли

удивляться, что

мы чуть

не прыгали

от ра­

дости?—

 

 

 

Н о

это было еще не

все.

 

 

10 Г. с.о у л

145


Какова же была наша радость, когда из се­

роватой

глины

с камнями

и

гравием мы

извлекли

25 морских анемонов, 75 морских огурцов, пять

двустворчатых моллюсков,

 

одну амф иподу и одно­

го многощ етинкового червя. Какое разнообразие

донных

животных!

 

 

 

 

 

 

 

 

В том, что трал побывал на дне, никаких сомне­

ний не было. Имелись и

 

все

доказательства

того,

что

достигнутая

глубина

равнялась

10190

метрам.

М есто

выбрали

в

результате

многодневных

пред­

шествующих замеров глубин

с пом ощ ью

 

эхолота;

ш турманы сделали очень тщ ательную прокладку

курса с учетом дрейф а

 

на

течении — настолько

точную, что за все время операции минимальная

глубина

составляла

10190

 

метров.

Ветер

и

волне­

ние

были незначительные,

с

северного

направле­

ния, то есть почти в нос судна,— более благоприят­

ного варианта нельзя и ожидать. Все забыли

о но­

чи, проведенной без сна; такой успех необходимо

было

закрепить,

повторив

 

все

сначала...—

 

 

 

Н о повторилось

не

все.

 

 

 

 

 

 

 

«Галатея» еще пять раз забрасывала трал

в

Ф илип­

пинскую

впадину.

Удалось

поймать

еще

несколько

донных животных; но и рельеф дна, и течения, и вол­

ны, и ветер не были такими благоприятными, как

в тот первый раз. Добавилось еще несколько морских

анемонов, морских огурцов, еще один многощ етинко-

вый червь, еще один двустворчатый моллюск, обрывки

пяти маленьких зеленоватых червей-эхиурид и несколь­

ко небольших ракообразны х (изопод — равноногих

раков).

«М ы нашли целое " небольш ое сообщ ество живот­

ных,— пишет Бруун.— В нем были представлены все

основные группы беспозвоночных: полипы, черви, м о р ­

ские ежи, моллюски, ракообразные. Известный ранее

предел существования жизни в океане был отодвинут

вниз сразу на два с половиной километра». Выполнен­

ное «Галатеей» траление доказало, что жизнь в океа­

не существует на всех глубинах, даже во впадинах.

146