Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для удержания его внизу ему, как и воздуш ном у ша­

ру, требуется балласт. С этой целью на «Триесте» установлены два контейнера, содержащих 16 тонн стального дробового балласта. При сбрасывании бал­ ласта аппарат устремляется к поверхности. Эти контей­

неры с балластом размещ ены по обе стороны цистер­

ны плавучести— с носа и с кормы. Они удерживаются

на месте с пом ощ ью электромагнитов, при выключе­

нии которых балласт высыпается в море через спе­

циальные люки.

Пассажиры воздуш ного шара помещ аются в укреп­ ленной под ним корзине, или гондоле. Такая же гон­

дола есть и у «Триеста»,

только она именуется проч­

ным

корпусом, или

наблюдательной сферой.

Всего

сфер две, они сменные:

для

таких

глубоких погруж е­

ний,

как

во

впадину

Челленджера,

используется

сфера

с толщиной

стальных стенок

5,5

дюйма,

изготовлен­

ная на заводе Круппа и

способная выдержать

давле­

ние

более .

восьми

тонн

на

квадратный

дюйм; для

меньших

глубин — до

20 000 футов —

используется

сфера Терни.

 

 

 

 

 

 

П риборы управления помещ аю тся внутри прочного корпуса; там сидят водитель и один или два наблю ­

дателя.

См отровое

окно, или иллюминатор, изготовле­

но из

плексигласа

толщиной 6 дюймов. О н о направ­

лено вперед и немного вниз, так что перед наблюда­

телями открывается очень

хороший

вид на

морское

дно, находящееся на расстоянии всего лишь

несколь­

ких дю йм ов

от их

глаз.

 

 

 

«Триест»

имеет

длину 67

футов,

ширину

15 футов

и высоту борта 13 футов. Это один из самых глубоко­ водных батискафов мира, наряду с ф ранцузским « А р ­

химедом». Используется еще батискаф

«Ф НРС-3», но

он имеет рабочую глубину менее трех

миль. Ни один

из самоходных глубоководных аппаратов не в состоя­ нии соперничать по глубине погружения с «Триестом»

160


или «Архимедом». Батискафы, как и воздушные шары,

представляют собой лишь подъемники и могут пере­ мещаться в основном по вертикали. Запас хода у них

крайне ограничен. М оторы «Триеста», работаю щ ие от

батарей, имеют лишь шестичасовой запас хода со ско­

ростью

не

более

узла. Океанограф ы

ожидают,

что

в 1970-х годах появятся батискафы с

радиусом

дей­

ствия

30

миль.

 

 

 

 

В

В М Ф

С Ш А

«Триест» подвергся

реконструкции

и теперь уже называется «Триест-11».

Целью

рекон­

струкции

было приспособить «Триест»

для

участия

ввыполнении Програм м ы глубоководных исследова­

ний. Сейчас он представляет собой как бы флагман­

ское судно группы, занятой исследованием глубин

с целью оптимального их использования военным

флотом С Ш А ; программа предусматривает создание

глубоководных спасательных, поисковых и судоподъ­ емных лодок (см. главу 11). На «Триесте-П» был уста­

новлен новый гидролокатор бокового обзора фирмы

«Вестингауз», позволяющ ий вести непрерывное наблю ­ дение дна океана по правому и левому бортам. Еще два устройства, облегчающих маневрирование под во­ дой, добавила аппарату ф ирма «Сперри Рэнд корпо-

рейшн»: допплеровский гидролокатор для измерения его движения относительно дна и микроэлектронную

вычислительную машину, с по м ощ ью которой

води­

тель мож ет нажатием одной кнопки

совершать

слож­

ные перемещения в пространстве.

Раньше «Триест»,

в силу его тихоходности, находился под сильным влия­ нием течений, вызывавших ошибки в навигационных

расчетах. Вычислительная машина

учитывает

течение

и

значительно

повышает

точность

судовождения. Да

и

скорость

«Триеста-П» вдвое больш е

прежней.

 

Д ругой

самый

глубоководный

батискаф

мира —

« А р хи м е д » — также

все

время

находится в

действии

В

1964 году

он

впервые

достиг

дна

в

самой

глубокой

11 Г . С о у л

161


точке г

Атлантике — впадине Пуэрто-Рико. На

борту

батискафа

в это время находились: лейтенант

В М Ф

Ф ранции

Гюэ

де Фробервилль, водитель аппарата;

лейтенант

М ар к

Мене, техник; доктор Анри

Делоз,

ученый, начальник Лаборатории батискафов.

Всего «Архимед

» совершил 10 путешествий во впа­

дину Пуэрто-Рико.

При

первом

погружении 4

мая

1964 года он достиг

глубины

17 700 футов —

ниже

в Атлантику тогда никто ещ е не проникал. Погружение

заняло

семь часов, причем батискаф

успел пройти

около

полутора миль

вдоль южной

 

стены

рассе­

лины,

 

 

 

 

 

При

следую щ ем погружении аппарат

достиг

дна,

пройдя

27 510 футов от

поверхности. Как на дне впа­

дины, так и по ее склонам рыба водилась в изобилии.

Исследователи обнаружили ранее неизвестные течения

на глубине 20 000

футов, взяли образцы скального

грунта, сделали ряд

стробоскопических снимков. Как

имногие другие путешествия первооткрывателей,

экспедиция «Архимеда» завершилась загадочным от­

крытием: обе стены впадины Пуэрто-Рико имели

гигантские ступени. Чем это

объяснить?

Кто

создал

эти

ступени?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К оординатором «Операции Дипскан», как называ­

лась эта экспедиция во впадину Пуэрто-Рико, был

М о ­

рис

Ю инг

из

Колумбийского

университета. Эта

впади­

на, проходящ ая в 70 милях к

северу

от

острова

Пуэрто-Рико,

имеет

длину

450

миль

и

глубину

27 510

футов.

Долина,

лежащая в

ее основании,

пр о ­

стирается

на

150

миль. П ом им о

Колумбийского

уни­

верситета,

финансирование экспедиции

осуществляли

В М Ф

Франции,

Ф ранцузский

национальный

научно-

исследовательский центр, институт в Вудс-Холе и Ла­

боратория электроники В М Ф

СШ А .

В 1962 году ф ранцузские

исследователи совершили

на «Архимеде» погружение

в Курило-Камчатскую впа­

162


дину, где достигли глубины около шести миль: оно уступает по глубине лишь рекорду «Триеста» во впа­

дине Челленджера.

У

северных берегов

Японии

« А р ­

химед»

опустился

на

31 350 футов;

по

свидетельству

капитана

Ж орж а

У о

и м орского

инженера

Пьера

Анри Вильма, животный мир и на этой глубине был

довольно богатым. Э том у благоприятствовал и пр о ­

филь дна. Они также обнаружили

ранее неизвестное

течение.

 

 

 

 

О днако

самым первым

батискаф ом был «Ф НРС -2»

(название

«Ф НРС -1»

имел

воздушный шар, на кото­

ром О гю ст Пикар

поднимался в

стратосферу). Это

сокращ ение означает «Национальный фонд научных

исследований» — бельгийская

научно-исследователь­

ская

организация,

субсидировавш ая

эксперименты

О гю ста Пикара,

 

 

 

3

ноября 1948

года «Ф Н РС -2» —

первый аппарат,

предназначенный для спуска в глубины океана без

помощ и троса,—

совершил свое .пробное погружение,

без человека на

борту. О н достиг глубины 4500 ф у­

тов и затем самостоятельно вернулся на поверхность.

Достигнутая глубина была определена по имевшимся внутри приборам.

Вавгусте 1953 года серию погружений на ф ран­

цузском

батискафе

«Ф Н РС -2»

совершили

капитан-лей­

тенант

Ж ор ж

У о

и

лейтенант

Пьер

Анри

Вильм;

во

время

одного

из

них

им

удалось

осуществить

дав­

ню ю

мечту:

опустившись на

целую

милю,

они

побили

рекорд Уильяма Биби и Отиса Бартона,

«М оя цель

была

ясна,— вспоминает

Вильм.— Н уж но

было

пройти

через

слой

воды

с

глубинами от 600 д о

1000

футов,

где

господствуют

 

подводные

лодки,

и

проникнуть

в мир,

для

нас ещ е

неизвестный».

Влезая

в батискаф,

У о сказал

Вильму:

«Вот так же,

наверно,

будут

чув­

ствовать себя и первые исследователи межзвездного пространства, когда закрою т за собой люк».

163


На глубине 2000 футов им открылось, по словам Вильма, «ослепительное зрелище»: «П рям о перед нами поднялась спиралевидная медуза, прозрачное тело

которой было покрыто оранжевыми полосами. В дли­

ну она была не менее трех футов. Эта длинная студе­ нистая масса ритмично растягивалась и сжималась,

словно свернувшийся в кольца угорь».

На глубине 2600 футов батискаф проходил через

большие скопления мельчайших организмов. «Нельзя

не удивиться богатству жизни на этой глубине,— отме­

чает

Уо.—

О на

здесь настолько

же интенсивна, как

и на

глубине 1000 футов».

 

В

9.30

У о

посмотрел на

манометр: глубина

3500 футов. Еще на 800 футов ниже какое-то светя­

щееся животное

ударилось

об

иллюминатор,

осыпав

его снопом искр. В 9.55

они

достигли

5115 футов

и начали возвращаться. «Ни одна живая

душа

ещ е не

достигала такой

глубины,—

заметил Уо.—

М ы

погрузи ­

лись на 560 футов ниже Отиса Бартона, и спуск был

настолько

плавным,

что

мы

даже не ощ ущ али

дви­

жения».

 

 

 

 

 

 

При

одном из

последую щ их

погружений

У о

и Вильм

опустились

на

6890

футов —

свыше мили.

 

П о возвращении

на

поверхность

«Ф Н РС -2» приш ­

лось буксировать в

гавань

в

условиях

ш торм овой

по­

годы. Этого батискаф уже

не

выдержал.

О н м ог

по ­

гружаться на

больш ую

глубину, а

вот

на

поверхности

сломался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М ировой рекорд

У о

и

Вильма

продерж ался

всего

месяц. 30 сентября 1953 года

О гю ст Пикар со

своим

сыном

Ж аком

совершили

на батискафе «Триест» по­

гружение в Тирренскую

впадину в

Средизем ном

м оре

(в 50

милях

от островов

Понца).

Они

опустились

на

10 330

футов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В декабре 1953 года у

побереж ья

Д акара —

в

са­

мой западной

части

Аф рики —

выполнил серию

погру­

1.64