ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Для удержания его внизу ему, как и воздуш ном у ша
ру, требуется балласт. С этой целью на «Триесте» установлены два контейнера, содержащих 16 тонн стального дробового балласта. При сбрасывании бал ласта аппарат устремляется к поверхности. Эти контей
неры с балластом размещ ены по обе стороны цистер
ны плавучести— с носа и с кормы. Они удерживаются
на месте с пом ощ ью электромагнитов, при выключе
нии которых балласт высыпается в море через спе
циальные люки.
Пассажиры воздуш ного шара помещ аются в укреп ленной под ним корзине, или гондоле. Такая же гон
дола есть и у «Триеста», |
только она именуется проч |
||||||||
ным |
корпусом, или |
наблюдательной сферой. |
Всего |
||||||
сфер две, они сменные: |
для |
таких |
глубоких погруж е |
||||||
ний, |
как |
во |
впадину |
Челленджера, |
используется |
сфера |
|||
с толщиной |
стальных стенок |
5,5 |
дюйма, |
изготовлен |
|||||
ная на заводе Круппа и |
способная выдержать |
давле |
|||||||
ние |
более . |
восьми |
тонн |
на |
квадратный |
дюйм; для |
|||
меньших |
глубин — до |
20 000 футов — |
используется |
||||||
сфера Терни. |
|
|
|
|
|
|
П риборы управления помещ аю тся внутри прочного корпуса; там сидят водитель и один или два наблю
дателя. |
См отровое |
окно, или иллюминатор, изготовле |
но из |
плексигласа |
толщиной 6 дюймов. О н о направ |
лено вперед и немного вниз, так что перед наблюда
телями открывается очень |
хороший |
вид на |
морское |
||
дно, находящееся на расстоянии всего лишь |
несколь |
||||
ких дю йм ов |
от их |
глаз. |
|
|
|
«Триест» |
имеет |
длину 67 |
футов, |
ширину |
15 футов |
и высоту борта 13 футов. Это один из самых глубоко водных батискафов мира, наряду с ф ранцузским « А р
химедом». Используется еще батискаф |
«Ф НРС-3», но |
он имеет рабочую глубину менее трех |
миль. Ни один |
из самоходных глубоководных аппаратов не в состоя нии соперничать по глубине погружения с «Триестом»
160
или «Архимедом». Батискафы, как и воздушные шары,
представляют собой лишь подъемники и могут пере мещаться в основном по вертикали. Запас хода у них
крайне ограничен. М оторы «Триеста», работаю щ ие от
батарей, имеют лишь шестичасовой запас хода со ско
ростью |
не |
более |
узла. Океанограф ы |
ожидают, |
что |
||
в 1970-х годах появятся батискафы с |
радиусом |
дей |
|||||
ствия |
30 |
миль. |
|
|
|
|
|
В |
В М Ф |
С Ш А |
«Триест» подвергся |
реконструкции |
|||
и теперь уже называется «Триест-11». |
Целью |
рекон |
|||||
струкции |
было приспособить «Триест» |
для |
участия |
ввыполнении Програм м ы глубоководных исследова
ний. Сейчас он представляет собой как бы флагман
ское судно группы, занятой исследованием глубин
с целью оптимального их использования военным
флотом С Ш А ; программа предусматривает создание
глубоководных спасательных, поисковых и судоподъ емных лодок (см. главу 11). На «Триесте-П» был уста
новлен новый гидролокатор бокового обзора фирмы
«Вестингауз», позволяющ ий вести непрерывное наблю дение дна океана по правому и левому бортам. Еще два устройства, облегчающих маневрирование под во дой, добавила аппарату ф ирма «Сперри Рэнд корпо-
рейшн»: допплеровский гидролокатор для измерения его движения относительно дна и микроэлектронную
вычислительную машину, с по м ощ ью которой |
води |
|
тель мож ет нажатием одной кнопки |
совершать |
слож |
ные перемещения в пространстве. |
Раньше «Триест», |
в силу его тихоходности, находился под сильным влия нием течений, вызывавших ошибки в навигационных
расчетах. Вычислительная машина |
учитывает |
течение |
|||||||
и |
значительно |
повышает |
точность |
судовождения. Да |
|||||
и |
скорость |
«Триеста-П» вдвое больш е |
прежней. |
||||||
|
Д ругой |
самый |
глубоководный |
батискаф |
мира — |
||||
« А р хи м е д » — также |
все |
время |
находится в |
действии |
|||||
В |
1964 году |
он |
впервые |
достиг |
дна |
в |
самой |
глубокой |
11 Г . С о у л |
161 |
точке г |
Атлантике — впадине Пуэрто-Рико. На |
борту |
|
батискафа |
в это время находились: лейтенант |
В М Ф |
|
Ф ранции |
Гюэ |
де Фробервилль, водитель аппарата; |
|
лейтенант |
М ар к |
Мене, техник; доктор Анри |
Делоз, |
ученый, начальник Лаборатории батискафов.
Всего «Архимед |
» совершил 10 путешествий во впа |
|||
дину Пуэрто-Рико. |
При |
первом |
погружении 4 |
мая |
1964 года он достиг |
глубины |
17 700 футов — |
ниже |
в Атлантику тогда никто ещ е не проникал. Погружение
заняло |
семь часов, причем батискаф |
успел пройти |
|||
около |
полутора миль |
вдоль южной |
|
стены |
рассе |
лины, |
|
|
|
|
|
При |
следую щ ем погружении аппарат |
достиг |
дна, |
||
пройдя |
27 510 футов от |
поверхности. Как на дне впа |
дины, так и по ее склонам рыба водилась в изобилии.
Исследователи обнаружили ранее неизвестные течения
на глубине 20 000 |
футов, взяли образцы скального |
грунта, сделали ряд |
стробоскопических снимков. Как |
имногие другие путешествия первооткрывателей,
экспедиция «Архимеда» завершилась загадочным от
крытием: обе стены впадины Пуэрто-Рико имели
гигантские ступени. Чем это |
объяснить? |
Кто |
создал |
||||||||
эти |
ступени? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
К оординатором «Операции Дипскан», как называ |
||||||||||
лась эта экспедиция во впадину Пуэрто-Рико, был |
М о |
||||||||||
рис |
Ю инг |
из |
Колумбийского |
университета. Эта |
впади |
||||||
на, проходящ ая в 70 милях к |
северу |
от |
острова |
||||||||
Пуэрто-Рико, |
имеет |
длину |
450 |
миль |
и |
глубину |
|||||
27 510 |
футов. |
Долина, |
лежащая в |
ее основании, |
пр о |
||||||
стирается |
на |
150 |
миль. П ом им о |
Колумбийского |
уни |
||||||
верситета, |
финансирование экспедиции |
осуществляли |
|||||||||
В М Ф |
Франции, |
Ф ранцузский |
национальный |
научно- |
исследовательский центр, институт в Вудс-Холе и Ла
боратория электроники В М Ф |
СШ А . |
В 1962 году ф ранцузские |
исследователи совершили |
на «Архимеде» погружение |
в Курило-Камчатскую впа |
162
дину, где достигли глубины около шести миль: оно уступает по глубине лишь рекорду «Триеста» во впа
дине Челленджера. |
У |
северных берегов |
Японии |
« А р |
||
химед» |
опустился |
на |
31 350 футов; |
по |
свидетельству |
|
капитана |
Ж орж а |
У о |
и м орского |
инженера |
Пьера |
Анри Вильма, животный мир и на этой глубине был
довольно богатым. Э том у благоприятствовал и пр о
филь дна. Они также обнаружили |
ранее неизвестное |
|||
течение. |
|
|
|
|
О днако |
самым первым |
батискаф ом был «Ф НРС -2» |
||
(название |
«Ф НРС -1» |
имел |
воздушный шар, на кото |
|
ром О гю ст Пикар |
поднимался в |
стратосферу). Это |
сокращ ение означает «Национальный фонд научных
исследований» — бельгийская |
научно-исследователь |
|||
ская |
организация, |
субсидировавш ая |
эксперименты |
|
О гю ста Пикара, |
|
|
|
|
3 |
ноября 1948 |
года «Ф Н РС -2» — |
первый аппарат, |
предназначенный для спуска в глубины океана без
помощ и троса,— |
совершил свое .пробное погружение, |
без человека на |
борту. О н достиг глубины 4500 ф у |
тов и затем самостоятельно вернулся на поверхность.
Достигнутая глубина была определена по имевшимся внутри приборам.
Вавгусте 1953 года серию погружений на ф ран
цузском |
батискафе |
«Ф Н РС -2» |
совершили |
капитан-лей |
|||||||||||
тенант |
Ж ор ж |
У о |
и |
лейтенант |
Пьер |
Анри |
Вильм; |
во |
|||||||
время |
одного |
из |
них |
им |
удалось |
осуществить |
дав |
||||||||
ню ю |
мечту: |
опустившись на |
целую |
милю, |
они |
побили |
|||||||||
рекорд Уильяма Биби и Отиса Бартона, |
«М оя цель |
||||||||||||||
была |
ясна,— вспоминает |
Вильм.— Н уж но |
было |
пройти |
|||||||||||
через |
слой |
воды |
с |
глубинами от 600 д о |
1000 |
футов, |
|||||||||
где |
господствуют |
|
подводные |
лодки, |
и |
проникнуть |
|||||||||
в мир, |
для |
нас ещ е |
неизвестный». |
Влезая |
в батискаф, |
||||||||||
У о сказал |
Вильму: |
«Вот так же, |
наверно, |
будут |
чув |
ствовать себя и первые исследователи межзвездного пространства, когда закрою т за собой люк».
163
На глубине 2000 футов им открылось, по словам Вильма, «ослепительное зрелище»: «П рям о перед нами поднялась спиралевидная медуза, прозрачное тело
которой было покрыто оранжевыми полосами. В дли
ну она была не менее трех футов. Эта длинная студе нистая масса ритмично растягивалась и сжималась,
словно свернувшийся в кольца угорь».
На глубине 2600 футов батискаф проходил через
большие скопления мельчайших организмов. «Нельзя
не удивиться богатству жизни на этой глубине,— отме
чает |
Уо.— |
О на |
здесь настолько |
же интенсивна, как |
и на |
глубине 1000 футов». |
|
||
В |
9.30 |
У о |
посмотрел на |
манометр: глубина |
3500 футов. Еще на 800 футов ниже какое-то светя
щееся животное |
ударилось |
об |
иллюминатор, |
осыпав |
|
его снопом искр. В 9.55 |
они |
достигли |
5115 футов |
||
и начали возвращаться. «Ни одна живая |
душа |
ещ е не |
|||
достигала такой |
глубины,— |
заметил Уо.— |
М ы |
погрузи |
лись на 560 футов ниже Отиса Бартона, и спуск был
настолько |
плавным, |
что |
мы |
даже не ощ ущ али |
дви |
|
жения». |
|
|
|
|
|
|
При |
одном из |
последую щ их |
погружений |
У о |
||
и Вильм |
опустились |
на |
6890 |
футов — |
свыше мили. |
|
П о возвращении |
на |
поверхность |
«Ф Н РС -2» приш |
лось буксировать в |
гавань |
в |
условиях |
ш торм овой |
по |
||||||
годы. Этого батискаф уже |
не |
выдержал. |
О н м ог |
по |
|||||||
гружаться на |
больш ую |
глубину, а |
вот |
на |
поверхности |
||||||
сломался. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М ировой рекорд |
У о |
и |
Вильма |
продерж ался |
всего |
||||||
месяц. 30 сентября 1953 года |
О гю ст Пикар со |
своим |
|||||||||
сыном |
Ж аком |
совершили |
на батискафе «Триест» по |
||||||||
гружение в Тирренскую |
впадину в |
Средизем ном |
м оре |
||||||||
(в 50 |
милях |
от островов |
Понца). |
Они |
опустились |
на |
|||||
10 330 |
футов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В декабре 1953 года у |
побереж ья |
Д акара — |
в |
са |
|||||||
мой западной |
части |
Аф рики — |
выполнил серию |
погру |
1.64