Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

глубокие места. Почти одноврем енно с первым «Чел-

ленджером » производило свои исследования амери­

канское судно «Тускарора», на котором впервые ста­

ли употреблять для лотов тонкую проволоку вместо

пенькового троса; это

судно обнаруж ило к востоку

от Курильских островов

глубину 4655 саженей. П ер ­

вый зам ер свыше 5000 саженей был сделан с англий­ ского судна «Пингвин» в 1895 году; во впадине Кер-

мадек к северо-востоку от Новой Зеландии была зарегистрирована глубина 5155 саженей. Н ем ецкое

судно «Планет» и голландское «Вильбур», исполь­

зуя уже не пеньковый трос или проволоку, а эхолоты,

обнаружили в Филиппинской впадине точку с отмет­

кой 5539 саженей. Ам ериканское судно «Рамапо» за­

мерило в

Японской

впадине

глубину

5673 сажени.

И затем

немецкое

судно

«Эмден»

обнаруж ило

в Филиппинской впадине точку с глубиной 5686 са­ женей.

Гарри Г. Хесс, проф ессор Принстонского универси­

тету и

контр-адмирал запаса ВМ Ф ,

во

время второй

мировой войны командовал

крупным

танкером -залрав-

щ иком

«Кейп Джонсон». О н

замерил

в

Филиппинской

впадине глубину 5740 саженей. Эта точка теперь изве­ стна под названием Отметка Кейп Джонсон. Это по­

близости

от. нее

трал

«Галатеи» поднял со дна на

поверхность

морских

анемонов, червей,

бактерий

и другие

образцы.

 

 

 

А

уж е

в 1951

году

второй «Челленджер» обнару­

жил

впадину

Челленджера.

 

Как

только об

этом

стало известно, Жак Пикар

и Роберт Дитц решили,

что человек должен увидеть

эту впадину своими глазами. «Пока человек-

не побы ­

вает

в

самой

глубокой

точке планеты,— заявил Пи­

кар,—

 

он

ведь

все

равно не успокоится».

 

И вот, в 1960 году люди побывали во впадине

Челленджера.

О днако и это погружение уже

не могло

170


считаться покорением рекордной глубины. В 1959 го­

ду советское исследовательское судно «Витязь» обна­

ружило 8 М арианской впадине точку с глубиной

36 198 футов, а в 1962 году английское исследователь­

ское

судно

«Кук»

установило

новый

рекорд —

37 782

фута (свыше 7

миль) во впадине Минданао, око ­

ло Ф илиппин.'

Современные суда,

особенно

военные

и океанографические,

оборудую тся

все более новыми,

лучшими, более чувствительными эхолотами и способ­

ны замерять все большие глубины. Уж е при написа­

нии этой главы в газетах появилось сообщение, что на борту американского авианосца «Мидуэй» установлен

глубиномер,

позволяю щ ий измерять глубины до

7000 морских

саженей (42 000 футов).

Ж ак Пикар

готовится предпринять исследование

новых, еще не обнаруженных впадин. Сейчас он ра­

ботает

на

фирме

«Грумман

эаркраф т

энд энджини-

ринг

корпорейшн»

и планирует

постройку

более

крупного

и более

соверш енного батискафа, способно­

го погружаться

на

л ю бую

глубину

и

на

длительное

время

с

тремя

или четырьмя человеками

на

борту

и исследовать большие площади океанского дна. «Сей­

час это технически вполне осуществимо»,— говорит Пикар.

18

ЧТО ТАКОЕ ГЛУБИННЫЕ

РАССЕИВАЮЩИЕ СЛОИ!

 

«Недавнее открытие — что

большая

часть океа­

 

на покрыта на глубине нескольких сотен метров

 

живым облаком

из

неизвестных

существ — это

самое

удивительное,

что

мы

узнали

об

океане за

много

лет».

 

 

 

 

 

171


Эта цитата взята из книги Рэчел Л. Карсон « М оре

вокруг нас». Книга вышла в 1950 году. Глубинный

рассеивающий слой, как было названо

это

живое

облако, стал одной из главных загадок океана.

 

Поскольку в

глубинах царит мрак, и

море

прячет

от наших глаз все, что есть под поверхностью,

боль­

шинство наших знаний о глубинах и дне м оря

полу­

чены

с пом ощ ью

звука. Д о

1920-х годов

звук

совер ­

ш енно

не

использовался. Для измерения глубины

с борта

судна

сбрасывался

грузик с

привязанной

кнему веревкой (или проволокой) и определялась

длина веревки, которую , приходилось вытравить за

борт, преж де чем лот достигал дна. Затем появились эхолоты. Из источника звука, расположенного под

корпусом судна, посылается вниз звуковой сигнал.

В настоящее время этот источник располагается в вы­

ступаю щ ем из-под днища обтекателе. Звуковой

сиг­

нал из современного эхолота — это акустический

им­

пульс высокой частоты; отраженный дном моря, он возвращ ается на судно. Скорость звуковой волны,

проходящ ей сквозь воду, известна. Время, которое

нужно эхо-сигналу, чтобы вернуться от дна к поверх­ ности, позволяет определить глубину воды. Звуковые

импульсы

могут проникать

также

сквозь осадочные

слои или

скалистые породы

под

поверхностью дна.

Через различные вещества звук проходит с различной скоростью . Те доли секунды, на которые запаздывает

отраж енный

импульс, показывают,

из чего сложено

дно. Сейчас

этот процесс полностью

автоматизирован,

и при прохождении судна над тем или иным участком

прибор

вычерчивает приблизительный профиль дна.

Во время второй мировой войны на многих судах

эхолоты

были установлены для обнаружения подвод ­

ных лодок противника, полые корпуса которых очень

хорош о отражали звук. В

настоящее время сотни

су­

дов снабжены эхолотами,

которы е используются

для

172


других целей. Их всегда включают в момент прибли­ жения к мелководным районам, чтобы избежать по­ садки на мель, а также для определения точного местонахождения судна. Часто они остаются включен­ ными в течение длительного времени, и тогда вычер­ чивается непрерывный профиль дна океана. Большин­

ство

подводных

гор и долин были

обнаружены

с по­

м ощ ью эхолота.

 

 

 

В

1930-х годах обнаружили, что

некоторые

звуко­

вые волны отражаются не от дна, а от плавающих предметов, находящихся между судном и дном,—

очевидно, рыб, китов

и

других

животных. Один сиг­

нал мог вернуться, отраженный

чем-то на полпути ко

Дну, а следующий —

с

самого

дна. Поэтому уже

в 30-х годах у рыбаков появилась идея использовать

эхолот для отыскания косяков рыбы. В настоящее

время усовершенствованные эхолоты широко исполь­

зуются для поиска сельди,

кильки и

трески.

 

Во время

второй мировой войны

в открытом

море

У берегов

Калифорнии с

по м ощ ью

эхолотов

было

впервые обнаружено, что

какой-то

слой воды

отра­

жал и даже рассеивал звук. Сейчас его называют глу­

бинный

рассеивающий слой, или, сокращенно,

ГРС.

Э то

открытие

сделали

в 1942 году на борту

кораб­

ля «Джеспер»

научные

работники Д. Ф.

Эйринг,

Р. Дж. Кристенсен и

Р. У. Уэйт, управлявшие

акустиче­

ской аппаратурой.

Отраж енны е сигналы показали, что

меж ду

килем судна

и морским дном находится ка­

кой-то

обширный

слой, не пропускаю щ ий

звуковые

волны. Этот слой находится на расстоянии от 1000 до

1500 футов от поверхности. Как удалось установить,

ширина этого слоя

была 300 миль.

В 1945 году М артин У. Джонсон, гидробиолог из

Океанограф ического

института Скриппса, сделал ещ е

одно открытие. С борта судна «Э. У. Скриппс» он за­ метил, что слой, чем бы он ни был, перемещался

173