Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выходит, что Земля остывает. А может быть, тепло образуется за счет радиоактивного распада в недрах Земли? Тогда Земля мож ет стать и горячее.

Как началась жизнь на Зем ле? На пути вниз бур,

проходя через ил и донные отложения в океане,

м о ­

жет

наткнуться

на

окаменелые

останки

самых

ранних

ф орм

жизни

и взять их образцы . Насколько старыми

они окажутся? Н екоторы е ученые

считают,

что

жизнь

на

Зем ле

зародилась

два или даже три миллиарда

лет

 

назад.

 

Древнейш ем у ископаемому организму

(неопилине,

 

крош ечному улиткообразному существу,

которое и сегодня

еще живет

в иле

на

океанском дне)

500

 

миллионов

лет.

Бур

будет

нашим

проводни­

ком

 

в

путешествии

на сотни миллионов лет назад,

к истокам

 

жизни

на

Земле

и

к

истокам

самой

Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно

первоначальному проекту, для бурения

был

 

выбран

участок

с

координатами

22°22'

северной

ш ироты

и

155°28'

западной

долготы,

в

170

милях

на

северо-северо-восток

от

Гонолулу,

у

Гавайских

остро­

вов

М олокаи

и

Мауи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бурить скважину в океане решили ввиду того, что

земная

кора

под океанским дном значительно тонь­

ше,

чем

на

суше;

на

суше

средняя

толщина

земной

коры

около

20

миль,

в

море

же

она

снижается

до

трех миль, а это уже преодолим о для бура. При вы ­

боре

места

бурения

рассматривались также

участки

у Пуэрто-Рико и у острова

Антигуа в Карибском море,

но оба они

лежат в

зоне

ураганов. Участок у острова

М ауи

находится вне

зоны

действия тайфунов,

недале­

ко от большой гавани с доками и мастерскими, и рас­ стояние до земной мантии здесь не очень велико;

глубина

океана

на

выбранном

участке

составляет

14 000 футов, а общ ее

расстояние

до

мантии — от 28 000

до 33 000

футов.

Предельным расстоянием для совре­

менного

уровня

техники считается

35 000

футов, или

198


7 миль. Самая глубокая из выполненных на суше сква­

жин — 25 340 футов, или несколько менее 5 миль. На

бурение этой скважины, расположенной в западном

Техасе, понадобилось два года и двадцать дней, при­

чем половина этого срока ушла на преодоление п о ­

следних 6000

футов.

Ни нефти, ни

газа получено так

и не

было.

 

 

 

В

копях

Ю ж ной

Африки, где

добывают алмазы,

люди, используя устанрвку для кондиционирования,

воздуха стоимостью в полмиллиона долларов, опус­ каются под зем лю на глубину до двух миль. При этом каждые 1000 футов температура возрастает на 15° по Фаренгейту.

Проект «Мохол» начался с шутки. В 1952 году не­

сколько

ведущих

ученых

С Ш А образовали группу

А М б О С ,

название

которой

расшифровывалось как

«Американское общ ество всякой всячины». «Всякая всячина» была выбрана в пику различным чересчур

специализированным

научным обществам.

А М б О С

не имело

ни устава, ни официальных долж ­

ностей, ни

печатных

изданий, ни ф ормального член­

ства. Для

совещаний

Общ ества, происходивших обы ч­

но за коктейлями, два человека считались кворумом. Первы е научные связи О бщ ества были установлены С' подобными шуточными объединениями, например

с Комитетом по сотрудничеству с пришельцами из космоса.

Однаж ды во время завтрака Общ ества (состоявше­

гося в Сан-Д иего где-то поблизости от института

Скриппса) зашел разговор о глубоком бурении —

сначала в шутку, а затем всерьез. Пятеро из присут­ ствующих были действительными членами Националь­

ной академии наук, поэтому академия

заинтересова­

лась идеями

Общ ества и взяла дело

в ■

свои руки.

А Общ еству,

чтобы получить

фонды

на

выполнение

проекта, пришлось официально

организоваться.

199


Инициаторами создания Общ ества и разработки

проекта

были:

Гордон

Лилл,

тогда

работавший

в Управлении научных исследований В М Ф

и назначен­

ный Национальным научным ф ондом

директором

проекта

«Мохол»;

доктор

Уильям

Героу,

геблог; док­

тор Гарри Лэд, палеонтолог; доктор А р тур Максвелл,

геофизик из Управления научных исследований В М Ф ;

проф ессор Родж ер Ревелл, впоследствии директор Океанограф ического института Скриппса; проф ессор Уолтер Мунк, геофизик из института Скриппса; доктор

Уильям

Руби из

Геологического

управления

С Ш А ;

доктор

Д ж ош уа

Трейси, пеолог;

Уиллард

Бэском,

президент одной из ф ирм по производству обо­

рудования для подводных работ; М орис Юинг, океа­ нолог из Колумбийского университета, и доктор Гарри Гесс, проф ессор кафедры геологии в Принстонском

университете. Гесс во время второй

мировой войны

был оф ицером

В М Ф ; с

пом ощ ью

эхолота

собственной

конструкции он

открыл

впадину

у

мыса

Д ж онсона

игайоты — подводные горы с плоскими вершинами,

напоминающие затонувшие

острова; они названы так

по

имени Арнольда

Гайо,

профессора, преподававш е­

го

в девятнадцатом

веке

геологию в Принстонском

университете.

Члены общества А М б О С задали себе вопрос, кото­

рый и сами считали довольно праздным : какой экспе­ римент дал бы больш е всего инф ормации о природе Земли? И как ответ на этот вопрос зародился проект

Мохо. Они были уверены, что

проект

этот — воздуш ­

ный замок, журавль

в

облаках,

несбыточная фантазия.

И

лишь

ввиду необычайной важности такого проекта

он

не

был

тут же

похоронен.

Еще

в 1930-х годах

доктор

Т. А.

Д ж еггер

с Гавайской станции наблюде­

ния за вулканами предлагал пробурить в различных районах океана 1000 скважин глубиной 1000 футов каждая, чтобы геология субокеанских пластов «не

200


основывалась

на одних лишь

предположениях». О д н о

из первых

опубликованных

в печати предложений

о бурении сквозь зем ную кору в мантию было выдви­

нуто

доктором

Ф рэнком Истабруком в 1956

году.

Один

образец

мантии, этого материала, составляюще­

го

пять

шестых

объема

Земли, сыграл бы для

науки

о

Зем ле

такую

же роль, как утверждает Томас Уол­

лас Доннели с

кафедры

геологии университета

Райса

в . Хьюстоне, как и расщепление атомного ядра для физики.

Выполнение проекта «М охол» даже сейчас, когда появились новые технические средства, в частности электронные вычислительные машины, представляется делом чрезвычайно трудным. Бурение предполагается производить с плавучей платформы. Глубина на гавай­ ском участке слишком велика, чтобы поставить эту платформу на якорь. Ничем не закрепленная платфор­ ме, однако, не должна отходить от выбранной точки более чем на 850 футов. Никаких береговых ориенти­ ров для определения своего положения в пределах видимости не будет. Нахождение платформы в задан­ ной точке будет корректироваться электронной вычис­ лительной машиной. Электронный мозг, получив инф ор­

мацию от радиолокатора, гидролокатора и других

приборов, произведет расчеты, необходимые для автоматического управления шестью 750-сильными

подвесными моторами, расположенными по перимет­

ру плавучей платформы. Эта система управления раз­ работана фирмами «Ханиуэлл» и «Дженерал моторе рисерч».

С пом ощ ью Э В М производилось

также испытание

бурильной платформы. Ещ е в конце

1963 года фирма

«Дженерал электрик» в Скенектади

(штат Нью -Йорк)

начала исследования

с

пом ощ ью

Э В М

влияния ветров

со

скоростями до

160

миль в

час

(с порывами до

250

миль в час), волн

и течений

на

платформу. Э В М

^4 г. Соу.

201


учитывала

влияние

таких факторов, как подъем

плат­

ф ормы на

волне,

килевая качка, бортовая качка,

бо­

ковой снос, рыскание и продольный снос. Задача была настолько сложной даже для ЭВМ , что фирме при­

шлось

разрабатывать

специальную дополнительную

систему.

В результате

с пом ощ ью единственного

воз­

можного

здесь я з ы к а — математики — эта задача

была

решена, и ф ирме «Дженерал электрик» удалось опре­

делить

все движения,

которые будет делать платфор­

ма, и

силы, которые

будут вызывать эти движения

в различных направлениях. После этого были изготов­

лены

модели платформы, которые испытывались

в Опы товом бассейне Дэвида Тэйлора (ВМ Ф ), в бас­

сейнах

Мичиганского университета и Технологического

института

Стивенса.

Главным подрядчиком, ответственным за бурение

скважины

по проекту «М°хол», стала известная в стра­

не ф ирма

тяжелого машиностроения «Браун энд Рут»

вХьюстоне. Эта ф ирма во время второй мировой

войны построила 500 военных кораблей и впоследст­

вии спроектировала в Хью стоне Центр управления

полетами

космических

кораблей с человеком

на бор ­

ту. Ф ирм а

приобрела

себе

репутацию «ночной смены»:

иногда

ее

инженеры

всю

ночь проводят в самолете,

чтобы

к 7

утра быть на месте вызова. Уж е

с

1956 го­

да фирма

занимается

бурением с плавучих

установок

в районе М ексиканского залива и у побережья штата

Мэн. Она имеет

контракты на

разведку нефти в

М е к ­

сиканском заливе, в Атлантике,

в

Средизем ном

море

и в Персидском

заливе. При

проектировании плавучей

платформы

ф ирма

«Браун

 

энд

Рут»

обратилась

за пом ощ ью

к ф ирме

«Гибз

энд Кокс»,

нью -йоркской

консультативной организации в области кораблестрое­ ния, которая, помим о прочего, проектировала бы стро­

ходный пассажирский лайнер «Ю найтед стейтс»

202