Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дования они были спущены в верхней сфере, где под ­ держивалось нормальное атмосф ерное давление, на глубину 240 футов. Впервые специалисты такого рода

имели возможность собственными глазами увидеть

под водой то, с чем они имеют дело, и руководить действиями водолазов, осущ ествляю щ их ремонт. В не­

далеком будущ ем

каждый

желающ ий

смож ет

вот так

ж е опуститься

на

дно

и

посмотреть,

что там

проис­

ходит.

 

 

 

 

 

 

Глубина 240

футов,

на

которую опускалйсь

инжене­

ры, до недавнего времени была пределом для водо­

лазов: вдыхая обычный воздух, ниже идти было нель­

зя. Лишь с появлением новых газовых смесей и аппа­ ратов типа «Пурисима» появилась возм ож ность достиг­ нуть значительно больших глубин, и первыми исполь­

зовали

эту возм ож ность Линдберг и

его коллеги.

Д о

1964 года

наблюдались

лишь

отдельные случаи,

когда

водолазы

выходили из

водолазного

колокола

на глубинах, сравнимых с теми, на

которых

работаю т

Линдберг и его

коллеги. Так, в

1945

году А р н е Цетер-

штрём (Англия) достиг глубины 533 футов. В 1948 году

Уильям

Боллард

из

В М Ф

Великобритании

опустился

на 547

футов. В

1949

году

одиннадцать водолазов из

В М Ф С Ш А

оставались

в течение

нескольких

минут на

глубине 560 футов. В 1956 году

у

берегов

Норвегии

английский

водолаз

Д ж ор д ж Вуки

достиг

глубины

600 футов. Он усовершенствовал обычный легководо­

лазный

костюм, добавив тяжелый шлем, и использо­

вал для

дыхания

кислородно-гелиевую смесь.

О н на­

ходился

на этой

глубине всего несколько

минут.

В 1961 году швейцарский водолаз Ганс Келлер, разра­ ботавший собственную газовую смесь для дыхания,

ижурналист Кеннет М ак-Лейш из ж урнала «Лайф»

опустились на 728 футов. В 1962 году Келлер и анг­ лийский писатель Питер Смол, используя водолазную камеру, по ф орме похож ую на паровой котел, достиг-

30


яи у острова Санта-Каталина на побережье Калиф ор­

нии глубины 1000 футов. Затем Келлер, открыв каме­

ру, выплыл наружу и установил на дне флаги С оеди ­ ненных Ш татов и Ш вейцарии. За пределами камеры

он находился не более двух минут, и сразу же по возвращении в нее был начат подъем на поверхность.

Однако камера неожиданно утратила герметичность,

и водолазам пришлось переключиться со специальной газовой смеси на вдыхание обычного воздуха. Когда

камера поднялась на поверхность,

См ол был

уж е

мертв.

В 1963 году водолазы

как

английского,

так

и

американского

военного

флота

опускались

на

500

футов.

 

 

 

 

 

Темп

освоения

глубин значительно

возрос в

1964

и 1965 годах. В 1964 году водолазы ф ирмы «Дайвкон ассошиэйтс» при ремонте устья буровой скважины провели 25 минут на глубине 525 футов. В 1965 году

команда из восьми водолазов В М Ф Великобритании успешно выполняла работы на глубине 600 футов

у средизем ном орского порта Тулон (Франция). Они пилили металлоконструкции, снимали фильмы и про ­

изводили научные наблюдения.

Команда

опустилась

в водолазном колоколе, который,

как и

«Пурисима»,

был одноврем енно декомпрессионной камерой; водо­

лазы

вышли

из нее, одетые в резиновые костюмы

с ластами и

аквалангами и

оставались на

дне в

тече­

ние

часа.

Давление на

этой глубине

составляло

280

фунтов

на квадратный

дю йм — в семнадцать

раз

выше атмосферного. О ни остались невредимыми, по­ тому что дышали кислородно-гелиевой смесью, пода­

ваемой под давлением, равным окруж аю щ ему. Анг­

лийские

водолазы участвовали такЛе в подготовитель­

ных работах при разведке нефти и газа

на дне С е ­

верного

моря.

 

В

настоящее время Линдберг и другие американ­

ские

и

европейские водолазы, используя

«Пурисиму»

31


или аналогичные устройства, намереваются освоить глубины от 600 д о 1000 футов и работать на морском

дне

значительно

дольше, чем раньше. При испытании

«Пурисимы»

без

водолазов она благополучно достиг­

ла

глубины

1800

футов.

«М ы докажем ,— заявил капитан Питтс,— что водо­

лазы могут находиться на различных глубинах столько времени, сколько нужно. Чтобы покорить эту новую

область-—

глубины

океана,—

человек должен научить­

ся жить и

работать

на глубине, вообщ е

не

выходя на

поверхность. Наша

цель —

доказать,

что

это воз­

можно».

 

 

 

 

 

4

ИССЛЕДОВАНИЯ С КАРЛИКОВЫХ ПОДВОДНЫХ л од ок

Сейчас уже многие

могут

совершить плавание

на

борту

подводной

лодки.

На Ж еневском

озе ­

ре

в Ш вейцарии

Ж ак Пикар ввел

в

эксплуата­

цию подводную

лодку

«О гю ст

Пикар» —

первое ту­

ристское

судно

такого

рода. «О гю ст

Пикар»

берет

40 пассажиров. К настоящему времени лодка уже со­

вершила 850

погружений,

на

ее

борту

побывало

25 000

человек.

Средняя

глубина погружения

судна

300 футов, длина 93,5 фута.

 

 

 

 

Прибреж ны е воды и

дно

м оря

на

мелководье

мож но

осмотреть также,

воспользовавш ись

одно-,

двух- и пятиместными карликовыми подводными лод­ ками. В последнее время в Соединенных Штатах по­ явилась целая флотилия этих лодок-малюток. Уже построено несколько десятков, и строятся новые.

Большинство из них находятся в частном владении.

Строительством таких лодок в С Ш А сейчас занимают-

32


ся многие фирмы, и, пожалуй, совсем недалеко то

время, когда подводные лодки появятся в гаражах многих любителей морских приключений. Сейчас это кажется невероятным. Н о ведь и обычные моторны е

лодки получили такое ш ирокое распространение, как,

например, в Соединенных Штатах, лишь после второй мировой войны. В больш ой степени это объясняется появлением усовершенствованных подвесных моторов,

отличающихся и высокой надежностью, и портатив­

ностью.

Судить о

том,

насколько

близок день,

когда

м ож но

будет отправиться

в глубины

на своей

семей­

ной подлодке, позволяю т

рекламные проспекты ф ир­

мы «Америкен

сабмарйн

компания

^ о р э й н ,

штат

Огайо) — американской

фирмы,

продаю щ ей подвод­

ные лодки не военно-м орском у флоту, не правитель­ ству, не научным организациям, а прямо рядовы м гражданам.

В проспекте предлагается описание двух моделей подводных лодок: «Амерсаб-300» и «Амерсаб-600»,

выпускаемых фирмой.

«Амерсаб-300» охарактеризована так: «...практич­

ная двухместная подлодка... приспособлена для лю би ­ тельского, научного и промы ш ленного использования.

Полностью

оборудована... рассчитана

на глубины до

300 футов...

м ож ет быть отбуксирована

к месту погру­

жения так ж е легко, как обычная моторная лодка».

Далее приводятся

технические характеристики « А м е р ­

саб-300»; прочный

корпус — сварной, из вы сокопроч­

ной стали, длина 13 футов, ширина 4 фута 2 дюйма,

высота 4 фута 9 дюймов, скорость от 1 до 6 узлов,

дальность

плавания от 12

д о 16 миль, вес

2200 ф ун­

тов; обладает нейтральной плавучестью;

источник

питания —

4 шестивольтных

подзаряжаемых

свинГЦово-

кислотных аккумулятора непрерывного действия, кото­

рые

м ож но соединять параллельно или последователь­

но,

Двигателем служит электромотор м ощ ностью

3 Г. С о у п

33


3 лошадиные силы, работаю щ ий непосредственно на

гребной вал. Средства управления — рычаг самолет­ ного типа для управления горизонтальными рулями

и рычаг для управления вертикальным рулем. Запас свеж его воздуха на восемь часов. Всплытие осущ еств­

ляется или

с пом ощ ью

гребного винта и горизонталь­

ных рулей,

или путем

продувки балластной или диф-

ф ерентовочной цистерн, или за счет сбрасывания свинцового киля. «Амерсаб-300» имеет две рубки, по

всей окружности которых проходят окна из плексигла­

са толщиной в один дюйм. В каждой рубке поме­

щается

один человек.

 

Д ругая

серийная

модель — «Амерсаб-600» — рас­

считана

на

глубину 600

футов. Эта лодка — разведчик

континентального шельфа, как ее называют в реклам­

ном

проспекте,— имеет запас воздуха для

двоих на

16

часов; она прекрасно оборудована для

производ ­

ства самых различных подвб^ных работ. П риборы

управления

ее

настолько просты,

что с ними

вполне

м ож ет справиться даже не

очень

опытный

водитель.

Эта модель имеет только одну рубку, в которой

сидит

водитель.

Пассажир

лежит лицом вниз и смот­

рит

через

плексигласовый

иллюминатор

в

носовой

части

днища.

 

 

 

 

 

 

«Амерсаб-600» предназначена для погружения на

континентальном шельфе, где средняя глубина моря

несколько более 600 футов. Это не только та полоса

дна, которой легче всего достичь любителю, но район первоочередного исследования при освоении челове­

ком океана.

К этому,

исследованию

уж е приступили

Йон Линдберг и другие водолазы. Практически все

карликовые

подлодки

рассчитаны на

действие в пре­

делах шельфа. А это уж е немало;

площ адь

всех кон­

тинентальных ш ельф ов мира составляет 10 %

площади

зем ного шара — это неизведанная

область

величиной

с Африку.